Ведем студентов по ступенькам «ЗОЖа»
Долгова Ирина Михайловна
ГБПОУ «Московский технологический колледж»
Образовательное учреждение не может быть безразличным к переменам в социально- экономической структуре нашего общества. Оно вносит коррективы в программы, методы обучения и воспитания. Процесс этот никогда не завершится, образовательное учреждение ориентируется на день завтрашний, чтобы не отстать от жизни сегодня.
Стратегия образования – опережать запросы общества, конструировать воспитательные системы так, чтобы личность получила запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы быть готовой активно действовать в меняющихся условиях, направляя их на общую пользу. Воспитание эффективно, если оно системно. Соотнеся особенности образовательного заказа с возможностями колледжа, я определилась в целях и направлениях воспитательного процесса и свою деятельность направила на создание и развитие гуманистических отношений в группе. Главная цель моей работы – максимальное развитие личности студента и подготовка к самореализации в жизни с опорой на следующие ценностные ориентиры: Отечество, семью, культуру, здоровье (физическое и психическое).
Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы детям, обществу, будущим поколениям. Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И является делом не только личным, но и общественным. А что значит быть здоровым для подростка? Это значит – развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.
Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная, и воспитательная деятельность образовательного учреждения, семьи и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Воспитанию хороших, здоровых привычек у подрастающего поколения будут способствовать возвращение студентов в красоту слова и благородство поступка, воспитание культуры внутреннего мира подростка, положительный пример взрослых, создание условий для разумного досуга.
Воспитание волевых качеств характера, просвещение, знание правовых основ охраны здоровья, правильное отношение к жизненным ценностям, формирование интереса к творческой, познавательной деятельности, создание условий для социального и профессионального самоуправления, профилактические меры – все это помогает формировать потребность в здоровом образе жизни.
Преподавателям, применяющим тактику авторитарной педагогики, следует задуматься о том, что именно такая тактика по отношению к студентам способствует пополнению рядов групп риска. А процветание вредных привычек в таких группах закономерно.
Отсутствие у студентов элементарных знаний о том, как стать здоровым, сохранить и укрепить свое здоровье – это вина родителей и преподавателей. Мы должны помочь им узнать все о сущности здоровья человека. О том, что укрепляет или ослабляет его, об умении сохранить его самим человеком. Совместными усилиями классный руководитель и родители должны укрепить студента в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.
Данное направление предполагает многообразные формы, методы, средства и приемы воспитательной работы. Их можно разделить на две группы: просветительские и профилактические.
Информационно-просветительская работа в группе представлена беседами из циклов «В здоровом теле – здоровый дух», «Человек, продли свой век!», проводимыми мною и работниками библиотеки колледжа, регулярными встречами с сотрудниками правоохранительных органов и органов здравоохранения.
Проводится постоянная профилактическая работа. Это классные часы: ролевая игра «Суд над наркотиком», игротека «Убойная сила», театрализованное представление «Человек, продли свой век!», литературно-поэтическая композиция «Тропинка, ведущая к бездне», тренинговое занятие «Чем же закончится завтра? Тебе выбирать!» и другие. Мною разработаны и адаптированы анкеты «В твоих руках жизнь», «Подвержены ли Вы стрессу?», «Кого же обвинить и как нам быть?» и так далее, печатная информация (буклеты) на темы «Человек, продли свой век!», «Современная молодая семья: основные тенденции и проблемы». Практикую использование на классных часах тренингов социальных навыков и профилактики вредных привычек, которые представляют собой разнообразные упражнения практического характера, позволяющие научиться контролировать и произвольно регулировать свое настроение, поведение в тех или иных критических ситуациях. Считаю, что самоконтроль и саморегуляция – это важнейшие свойства зрелой личности, способной противостоять влиянию факторов риска, среди которых и вредные привычки.
В заключении отмечу, что выбор информационного и просветительского материала, форм и методов его изложения будет зависеть от сформированности навыков правильного поведения в группе, от объема ранее полученных студентами знаний.
Литература
1. Васильков, А. Теория и методика физического воспитания / А. Васильков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 384 с.
2. Гришина, Ю. Общая физическая подготовка. Знать и уметь / Ю. Гришина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 249 с.
3. Дубровский, В. Гигиена физического воспитания и спорта / В. Дубровский. - М.: Владос, 2003. - 512 с.
4. Евсеев, Ю. Физическая культура / Ю. Евсеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 448 с.
5. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Теория и методика физического воспитания / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2006. - 368 с.
6. Шухатович, В.Р. Здоровый образ жизни / В.Р. Шуханович // Энциклопедия социологии. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 435 с.