СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вечер русского языка проводится в конце учебного года для учащихся 5-6 классов. В игровой форме дети повторяют основные сведения, изученные в течение года.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка внеклассного мероприятия проводится в рамках игры- путешествия по стране Русского языка. Дети вовлечены в приключения , связанные с поиском пропавшей феи Грамотности. В ходе игры пятиклассники и  шестиклассники повторяют изученный материал, узнают много интересного о языке, отгадывают загадки и решают лингвистические задачи. 

Просмотр содержимого документа
«Вечер русского языка проводится в конце учебного года для учащихся 5-6 классов. В игровой форме дети повторяют основные сведения, изученные в течение года.»

Сценарий Вечера русского языка для 5-6 классов в конце учебного года.

Цели: помочь учащимся повторить в обобщенной игровой форме знания , полученные в 5 классе; способствовать развитию интереса к изучению русского языка: формировать чувство любви к русскому языку; воспитывать такие качества, как взаимовыручка, умение работать в команде, принимать решения, преодолевать трудности.

Вечер проходил в спортзале школы. Оформление: плакаты с изображением символических королей и королев различных разделов русского языка, представленных в учебнике .Старшеклассники – ассистенты в костюмах стражников. Картонное дерево с плодами – ошибками.

Предварительная работа: подготовили инсценировкуА.Москвитиной «Вали кулём!», ассистенты получили задание подготовить занимательные вопросы по русскому языку, загадки. По желанию дети выучили стихи, изготовили костюмы и рисунки.

Ход вечера

Открытие. Учитель: Сегодня у нас необычный урок: последний в этом учебном году. Он будет необычным – решили мы и поэтому проводим его вечером и назвали «Вечером русского языка». Мы вспомним и повторим многое из того, что узнали за год на уроках. Но вспомним и повторим весело: с песней и шуткой, инсценировкой и игрой. А потому девиз нашего праздника - «О языке занимательно и с улыбкой!»

Под звуки торжественной музыки выходят ученики – ведущие.

1 ведущий: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиной сказки , материнской колыбельной песни.

2 ведущий: Подросток идет в школу, юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятная Вселенная.

3 ведущий: Человек знакомится с теми мыслями. Что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения, и обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это благодаря языку.

4 ведущий: Все, что люди совершают действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать дружно, вместе с другими. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство – жизнь!

1 ведущий: Так о языке, его могучей силе сказал известный ученый – лингвист Лев Васильевич успенский в книге «Слово о словах». В ней занимательно, интересно рассказывается о языке. Познакомьтесь с этой книгой (показывает книгу): Лев Успенский « Слово о словах»!

Учитель: Итак, вперед, друзья! Отправляемся в путешествие по великой, прекрасной стране Русского языка, а чтобы нам не заблудиться в ней, возьмем в спутники фею Грамматику. Но где же она? Уже пора бы ей быть, она обещала явиться вовремя…

Выбегают буквы: Беда! Беда!

Все: Что случилось?

Буквы: Только что злая фея Безграмотность унесла нашу проводницу!

Учитель: Что же делать?

Сверху, к ногам учителя падает конверт, учитель достает письмо и читает: « Ха-ха-ха! Никакого путешествия не будет! Я спрячу эту противную выскочку в своем замке, и вы без неё заблудитесь. Ваша Безграмотность».

Буквы ( в отчаянии): Надо спасать добрую фею!

-Спасать!

-Спасать!

Учитель: Ну что же, в путь? Только учтите . что нелегким будет этот путь, вас ожидают препятствия и испытания.

Учащиеся , взявшись за руки, цепочкой отправляются в сказочную страну. Первый указатель- «Город Алфавит». У входа в ворота –с одной стороны Ъ , с другой –Ь:

-Стойте, посторонним вход запрещен.

Буквы:

- Нам очень нужно попасть в ваш город. Пропустите, пожалуйста.

Ъ:

- Сначала ответьте на вопросы пароля:

Что такое алфавит?

Почему он так называется?

Подберите синоним к слову «алфавит».

Для чего надо знать алфавит?

Что это за буквы? ( показывает карточки с изображением букв древнерусского алфавита: ФИТА, ЯТЬ, ИЖИЦА).

Буквы обращаются за помощью к учащимся, и дети дают ответы.

Ъ и Ь вместе: И еще у нас есть обычай: чтобы попасть в город, нужно написать словарный диктант без единой ошибки!

Путешественники выбирают самого грамотного, и тот пишет диктант из словарных слов, изученных в течение года. Стража проверяет работу и пропускает, если нет ошибок, если же они имеются, другой участник игры исправляет их. Дети идут по городу и попадают на площадь Звуков ( стоит указатель) На стене зала размещены плакаты с странными надписями.

Учитель: Странные слова. Как же нам их прочитать: слева-направо или наоборот?( дети читают)

Это слова -перевертыши: «А роза упала на лапу Трезора», «Около Миши молоко», «Аргентина манит негра», «Рвал дед лавры».

Путешественники идут по «городу» и видят: собрались слова «расту», «убрать», «слагать», «сложение» и Ь

Учитель: Давайте послушаем, что у них там случилось. Сказка о беглых гласных Ф. Кривина. (исполняет ученик- ассистент)

Вызвали е из алфавита.

– Ну, как там у вас?
– Полный порядок. Каждый работает над своей темой.
А не хотите ли вы поработать в другом месте, например в тексте? Узнаете хоть живое слово, а то застоялись в своем алфавите.
– А в какое слово меня приглашают?
– Слово хорошее – день, бодрое слово, светлое. И не очень сложное: всего один слог. Вы там будете единственной гласной, и решающий голос будет ваш. Главное – хорошо организовать работу.
Буква е пробовала возражать, но ей не хотелось расставаться с алфавитом, но и отказываться было неудобно. Так и пришлось отправиться в текст.
В слове день встала на видное место, ей удобно, спокойно, совсем как в алфавите.
Но когда слово начинали склонять: день, дня, дню… В чем дело? Куда девалась е?
Нет е, она сбежала. Испугалась косвенного падежа. 
Вот какая эта е. Ненадежная . В трудную минуту на нее нечего и рассчитывать.

Учитель: Что-то знакомое, не так ли? Вспомните, как называется эта орфограмма, а то нас не пропустят дальше.

Ученики отвечают: Правописание корней с чередующейся гласной в корне слова.

Идем дальше, на стене надпись: Переулок Ударений. Ученик в костюме ударения( например ,гномик с молотком) преграждает путь:

-Выполните мое задание: расставьте ударение в словах и прочитайте их. А теперь отгадайте загадки.

Учитель: Путь открыт! Но что это ? «Тупик Ошибок»- гласит эта надпись .Посмотрите, какие странные деревья: сколько на них ошибок .Деревьям тяжело держать ядовитые плоды, их необходимо срочно уничтожить, иначе растения погибнут. Исправим ошибки? ( дети срывают с картонных деревьев слова в форме плодов).

Учитель: Из «Тупика Ошибок» мы выходим из города Алфавит, прощаемся с ним загадками, которые читают Ъ и Ь:

Буквы-значки, как бойцы на параде,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все… -Алфавит ( хором отвечают дети).

Учитель: Вот мы у ворот другого города, здесь живут части речи. Что-то надпись старая стерлась, непонятно, как называется этот городок.

Ученики отвечают: Морфология!

-- Отгадайте загадки про части речи:

Все, что существует, Оно обозначает.

На вопросы «Кто?» и «Что?» Четко  отвечает.

Всегда оно имеет И число, и род,

Чтоб не обижался На него народ.

Падежей различных – Сразу целых шесть

На любые случаи

У него уж есть. (Имя существительное).

Художницу эту Знает весь свет.

Раскрасит талантливо Всякий предмет.

Ответит всегда На вопросы такие:

«Какая?», «Какой?», «Какое?», «Какие?» (Имя прилагательное).  


Быстро предметы оно сосчитает.

Строгий порядок при счете их знает.

На два вопроса ответит вам только:

Это вопросы   который?  и сколько?

Цифры частенько ответ заменяют.

Люди его очень часто склоняют.

Часто при этом они ошибаются.

Как он зовется? Кто догадается? (Имя числительное)

Пух  каков? Всегда пушист.

И красив кленовый лист.

А зима-то, какова? Очень снежна, холодна.

Каково мое оконце? Широко!

В нем видно солнце. Совы – серы и темны.

Мышкам ночью не  видны.

Все похожие слова – Форма прилагательных.

Нам  каков и какова –

Скажут обязательно. (Краткие прилагательные).  

Учитель: А как прозывается население Морфологии?( дети должны назвать все части речи)

Учитель: Здесь живут 6 братьев-падежей. А вот и они сами. Как их зовут? (ученики называют падежи) А ещё есть падеж ленительный. Не верите? Вот послушайте о нем стихотворение.

Ученик читает стихотворение «Ленительный падеж» Г.Граубина.

Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи, 
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить 
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный!

Ученица: Ой, а кто это?

Учитель: Да ведь это частица НЕ с Глаголом! Слышали историю их любви? А вот послушайте.

Ученик читает миниатюру « Сила любви»Ф. Кривина:

Грамматическая сказка «Сила любви»

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности… Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут.

Ученик: А я знаю стихотворение о стране , в которой исчезла частица «не»:

Побывал я однажды в стране,
           Где исчезла частица НЕ.
           Посмотрел я вокруг с ДОУМЕНЬЕМ:
           Что за ЛЕПОЕ положенье!

           Но кругом было тихо-тихо,
           И во всём была РАЗБЕРИХА,
           И на ВЗРАЧНОЙ клумбе у будки
           Голубые цвели ЗАБУДКИ.

           И погода стояла НАСТНАЯ,
           И гуляла собака СЧАСТНАЯ,
           И, виляя хвостом УКЛЮЖЕ,
           Пробегала ПРОЛАЗНЫЕ лужи.

           Мне навстречу без всякого страха
           Шёл умытый, причёсанный РЯХА,
           А за РЯХОЙ по травке свежей
           Шли СУРАЗНЫЙ ДОТЁПА и ВЕЖА.

           А из школы, взявшись за ручки,
           Чинным шагом вышли ДОУЧКИ.
           И навстречу всем утром рано
           Улыбалась Царевна СМЕЯНА.

           Очень жаль, что только во сне
           Есть страна без частицы НЕ. (С.М.Бондаренко.)


Участники игры проходят дальше и видят на стене плакат с изображением прекрасной дамы, на платье которой написаны известные орфографические правила.

Учитель: А вот и родная сестра Морфологии – Орфография. Чтобы познакомиться с ней и пройти в её владения, мы должны отгадать загадки и выполнить специальные задания. И только тогда эта строгая дама подскажет нам, куда идти дальше. Не забывайте, мы должны спасти фею Грамотность! Кто нам поможет? Вызываются ученики ,которые выполняют задания.

  1. Загадки по теме «Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных».
    1.Махнула птица крылом
    И накрыла весь свет одним пером. (ночь)
    2.Хвост во дворе, нос в конуре.
    Кто хвост повернет, тот и в дом войдет. (ключ)
    Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь)

Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (рожь)
Стоит над водой, трясет бородой. (камыш) 

.Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко. 
И работе круглый год 
Он сердечко отдает. (карандаш)
Он от битья не плачет, 
А прыгает и скачет. (мяч)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. 
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица… (грач)

Человек в халате белом
Занят очень важным делом. 
Ему здоровье доверяем
И надежду возлагаем. (врач)

Задания: вставить буквы в слова ( на столе карточки с пропусками букв)

Учитель: после этого трудного отрезка пути пора сделать привал ,чтобы отдохнуть и развлечься, а старшие ребята загадают вам загадки:


Все, что существует,

Оно обозначает.

На вопросы «Кто?» и «Что?»

Четко  отвечает.

Всегда оно имеет

И число, и род,

Чтоб не обижался

На него народ.

Падежей различных –

Сразу целых шесть

На любые случаи

У него уж есть. (Имя существительное).  

Художницу эту

Знает весь свет.

Раскрасит талантливо

Всякий предмет.

Ответит всегда

На вопросы такие:

«Какая?», «Какой?»,

«Какое?», «Какие?» (Имя прилагательное).  

Быстро предметы оно сосчитает.

Строгий порядок при счете их знает.

На два вопроса ответит вам только:

Это вопросы   который?  и сколько?

Цифры частенько ответ заменяют.

Люди его очень часто склоняют.

Часто при этом они ошибаются.

Как он зовется? Кто догадается? (Имя числительное).  

Пух  каков? Всегда пушист.

И красив кленовый лист.

А зима-то, какова?

Очень снежна, холодна.

Каково мое оконце?

Широко! В нем видно солнце.

Совы – серы и темны.

Мышкам ночью не  видны.

Все похожие слова –

Форма прилагательных.

Нам  каков и какова –

Скажут обязательно. (Краткие прилагательные).  

Пропавшие буквы в весёлых стихах. В выделенных словах пропала буква-шалуньяДобавьте к слову нужную по смыслу стихотворения букву.

 Серый вол, голодный, злой,

Бродит по лесу зимой.

(Вол - волк)

Стол  высокий, метра три,

Крепко держит фонари.

(Стол - столб)

Землю роет старый кот,

Под землёю он живёт.

(Кот - крот)

Кран  зажёгся голубой -

Фильм посмотрим мы с тобой.

(Кран - экран)

Шар  на шею повязал

И ангину не поймал.

(Шар - шарф)

Лень с ветвистыми рогами

Мчит на встречу мне и маме.

(Лень - олень)

От весёлой острой  утки

Хохотали мы все сутки.

(Утки - шутки)

Рыбки в лодочке сидят,

К поплавку прикован взгляд.

(Рыбки - рыбаки)

Город наш нам каждый год

Урожай большой даёт.

(Город - огород)

Час уже томится в печке

Каша вкусная из речки.

(Речка - гречка)

Бобы - речные плотники,

Зубастые работники.

(Бобы - бобры)

С длинным вором лисья шуба,

В ней зимой не мёрзнет Люба.

(Вором - ворсом)

Чёлка рядом покружилась,

А потом мне в лоб вонзилась.

(Чёлка - пчёлка)

В сало автобуса с братом вошли,

Мест там свободных, увы, не нашли.

(Сало - салон)

Поработал славно рот -

Под землёй прорыл он ход.

(Рот - крот)


Учитель: Ну что ж можно идти дальше, вперед. А вот и королевство Синтаксиса и его сестры Пунктуации. Здесь живут предложения и знаки препинания. Интересно, пропустят ли нас сюда? Ага, конечно. Тут тоже надо выполнить задания: такой уж закон в стране Русского языка. Стражник хочет, чтобы кто-нибудь прочитал стихотворение про знаки препинания.

Ученица читает: С. Маршак «Знаки препинания».

У последней 
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.

Прибежал Чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
– Ура! Долой! 
Караул! Разбой!

Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
– Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.

Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие...

Заявили запятые:
– Мы – особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.

– Если нет над нами точки,
Запятая – знак пустой! –
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.

Двоеточие, мигая,
Закричало: – Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,

– Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу.

– Нет... – сказало многоточие,
Еле глазками ворочая,–
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие...

Вопросительный знак
Удивился: – То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился: – То есть как!

– Так, – сказала точка,
Точка-одиночка. –
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.


Неожиданно перед путешественниками сверху падает конверт.

Учитель: Что бы это значило? Может быть, это письмо от колдуньи Безграмотности? Прочитаем, ребята? Кто смелый?

Ученик читает: « Нирадуйтись! У вас впириди самая трудная испытание – вам притстаит прайти каралевство-невидимку Культуру речи. Уж эта каралевства вы ни в жисть не прайдете! Ха-ха-ха!»

Учитель: трудно было читать7 Почему? Правильно – много ошибок. Давайте исправим их , ведь мы прошли уже большой путь, многое повторили, кто возьмется? (дети исправляют ошибки в письме)

Учитель: Что же нам делать? Королевство – невидимка – это действительно трудно. Может быть, нам поможет Лексика? Спросим у неё.

Невидимый голос: Я- Лексика. Я подскажу вам, но прежде вы тоже должны помочь мне: в конверте, находятся слова, значения которых мне еще не совсем понятны. Объясните их.

К стене приклеен конверт, дети отрывают его и выполняют задание: объясняют лексическое значение слов, например: ветеран, витрина, декорация, айсберг, акварель и другие. Подобрать синонимы к словам: аромат, вестибюль, очарованье, роскошный и другие. Объяснить лексическое значение фразеологизмов: как воды в рот набрал, язык до Киева доведет, прикусить язык, длинный язык, держать язык за зубами и другие.

Невидимый голос: Спасибо, ребята, вы мне очень помогли. Вам осталось пройти совсем немного, только вот сомневаюсь я , нет ли среди вас таких учеников , как в одном 5 классе?

Инсценировка А. Москвитиной « Вали кулём!»

Слышится шум, появляются инопланетяне ( он и она), услышав голоса, прячутся за штору в классе. Вбегают ученики.

Андрюха. Людя?! Я знаете, что просек? Контроша будет!

Шкара. Не врубился!

Цыпа. Тут кто-то вякнул? Вали кулем!

Андрюха. Офигел! Ашники сказали, в натуре, контроша!

Шкара. Атас! Учиха хряет!

Появляется учительница.

Учитель. Дети! Хто не забрал польта в калидоре, несите в галдероб. И не нодо впадать в амбицию!

Раздается стук, в обморок падает инопланетянка.

Учитель. Войдите!

Андрюха. Да это инопланетяне прикостыляли откуда-то!

Учитель. Хто ето? Дайте стуло!

Шкара. Они с летающей тарелки!

Цыпа. Закрой коробочку, дубанутый! Фильтруй базар!

Инопланетянин. Мы прибыли на землю с далекой планеты. Мы долго готовились, изучали Ваш язык!

Инопланетянка. А теперь мы сомневаемся, туда ли мы попали и язык ли это великого Пушкина!

Андрюха. Ну задолбали! Вы что, с трудностями? Русиш язык не доползает?

Инопланетянин. Соблаговолите пояснить значение слов, которые вы употребляете! Как Вас зовут?

Андрюха. Я – Мопед, это – Шкара, это – Цыпа. Если кому в зубы засвистеть или бланш под глазом поставить – только скажите! Так засвечу – все потухнут!

Инопланетянка. Будьте любезны, переведите все те непонятные выражения, которые Вы употребляете в речи!

В разговор вступает учительница.

Учитель. Дети! Я скоко разов вам вдолблювала, оставьте свои хвокусы! Не выражайтеся!

Цыпа. Я же и говорю. Приволоклися мы на матешу, только порфедолы под столы затырили, а тут такой прикол!

Шкара. Мы все повяли на раз!

Инопланетянка снова падает в обморок.

Инопланетянин. Держись, дорогая! Нам осталось доснять фильм. Подумай, сколько нового узнают дети нашей планеты!

Урок у инопланетян на другой планете.

Инопланетянка. Проверим, как вы усвоили неологизмы русской речи! Начнем!

Ученики. Костыль! Клешня! Грабли! Балда! Лох!

Инопланетянка. Как заменить слово “пришел”?

1-й ученик. (мнется) Припер.

2-й ученик. Причапал, приволокся!

Инопланетянка. А как сказать “контрольная работа”?

Ученики. Контроша! Контробаша!

Инопланетянка. Конает! (Неактивному ученику) А ты что шлангом прикинулся гафрированным? Затолкай себе в башку: чтобы родители витамин “р” не выписали, люби и изучай язык великого Пушкина!

Невидимый голос Лексики: Ребята, не похожи вы на этих учеников? Нет среди вас таких грамотеев? ( дети хором отвечают «нет») Тогда проходите.

Учитель: Вот мы и перед воротами черного замка Безграмотности. Но что это? Нигде стражи не видно.

Навстречу путешественникам выходит Безграмотность, она плачет, ведет за руку фею Грамотность. Подталкивая пленницу вперед, говорит:

- Получайте свою фею. Вы победили меня на этот раз. Но посмотрим. Как вы будете бороться со мной в следующем году!

Этап рефлексии.

Учитель: Да, ребята. Мы победили. Вам понравилось наше путешествие?

Вы убедились ,что очень важно быть грамотным человеком? И в следующем году мы снова встретимся на вечере русского языка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!