Виды уроков калмыцкого языка и литературы на основе коммуникативных технологий
Коммуникативная технология направлена в основном на поиск активных методов и форм организации работы учащихся на уроке, сегодня используется во многих современных УМК по русскому языку (например, под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта, под ред. С.И. Львовой и др.) и литературе (например, под ред. Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева, под ред. В.Г. Маранцмана и др.)
Мы, учителя калмыцкого языка и литературы, перенимаем все это, так как ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге и полилоге.
Участники коллективной деятельности должны постоянно включаться в диалоги и полилоги, а идущий в это время процесс обучения нужно понимать «как индивидуальное присвоение форм коллективной деятельности».
Развивать коммуникативные способности и коммуникативные компетентности - значит «развивать умения активного слушания и говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию.
Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть готовым к изменению соответственного речевого поведения. Требования, выдвигаемые к коммуникативной компетентности, предусматривают как устную (дискуссии, доклады, презентации), так и письменную (чтение, понимание и написание разного рода текстов) формы коммуникации. Коммуникативная компетентность формирует такую важную черту личности, как коммуникабельность. Коммуникабельность понимается как способность индивида легко и по собственной инициативе устанавливать контакты в любой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые контакты Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:
· аудирование
· говорение
· чтение
· письмо.
Коммуникативная технология позволяет осознать и использовать на практике механизмы функционирования языка:
- инструментальная функция - использование языка с целью получить что-либо;
- регулятивная функция - использование языка для контроля над поведением окружающих;
- интерактивная функция - использование языка для взаимодействия с другими людьми;
- личностная функция - использование языка для выражения собственных чувств и мыслей;
- эвристическая функция - использование языка для изучения и познания мира;
- образная функция - использование языка для создания мира фантазий;
- репрезентативная функция - использование языка для передачи информации.
Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из осознания речевой ситуации и речевых поступков.
Цель применения коммуникативных технологий – развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики и грамматики, которым они владеют на активном уровне.
Образовательные задачи, решение которых необходимо для достижения этих целей на уроках заключаются в том, чтобы:
· сформировать у школьников умения и навыки свободно выражать свои и понимать чужие мысли в устной и письменной речи;
сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас;
· развивать умение использовать в речи изучаемые грамматические конструкции;
· обеспечить усвоение учащимися норм (орфографических, лексических, грамматических) русского литературного языка;
· развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.
Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):
· ученик спрашивает,
· подтверждает мысль,
· побуждает к действию собеседника с помощью вопросов, спорных утверждений и т.д.,
· высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.
При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:
· новая речевая задача,
· новый собеседник,
· новый предмет обсуждения.
Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. именно в деятельности возникает:
· осознание необходимости общения,
· потребность использования речи,
· формирование представлений о речевом поведении.
Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть учебная, игровая, трудовая, театральная.
Самой важной единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является коммуникативная ситуация. С помощью создания коммуникативной ситуации
· устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается
· мотивируется общение
· презентуется (преподносится) речевой материал
· приобретаются речевые навыки
· развивается активность детей и самостоятельность общения
· закрепляются коммуникативные навыки учащихся.
Другой эффективной единицей обучения с использованием коммуникативных технологий является совместный анализ текстов. Тексты создают развивающую и воспитывающую атмосферу на уроке. Работа с текстом на уроке должна превратиться в полилог, и каждый ученик становится активным его участником.
Очень важно анализировать тексты, способствующие нравственному, эстетическому развитию личности, вызывающие у ребенка способность к рефлексии, потребность в ней.
В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям учащегося:
· отбираются речевые конструкции, необходимые для общения,
· используются различные модели речевого общения (от упрощённых до самых сложных).
Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:
· побуждать к общению,
· приносить радость сотворчества,
· сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.
Виды уроков на основе коммуникативной технологии:
- уроки с измененными способами организации: лекция, семинар, публичная защита знаний, зачет, мастерская, ученическая конференция и т.д.;
- уроки, опирающиеся на фантазию и творчество: спектакль, коллективное сочинение, концерт, дебаты, дискуссия, диспут (с последующей устной или письменной рефлексией);
- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, прогулка, ярмарка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, интервью, пресс-конференция и т.д.;
- уроки – игры: дидактические, ролевые, деловые, состязательные;
- уроки подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам, предложенному тексту, личным впечатлениям и т.д.;
- уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания собственных текстов.
Некоторые формы и приёмы работы на уроках русского языка:
многоаспектная работа со словом, предполагающая обращение к различным словарям, видам разбора; анализ и подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову; создание на его основе изобразительно-выразительных средств; создание контекста для слова и т.д.;
инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, диктанты «с иллюстрациями», свободные диктанты, самодиктанты и т.д.;
воссоздание культурного фона отдельных слов и выражений;
этимологические комментарии, рассказы в форме «этимологических этюдов и историй»;
анализ смысловых оттенков значений слова в контексте;
сопоставление калмыцких слов со словами и их переводными аналогами в других языках, подбор синонимов, антонимов, сравнение паронимов и омонимов и др.;
создание текстов по аналогии «Вечер» - «Утро», «В театре» - «На выставке»
и т.д.
составление тематических словарей;
расширенная работа с фразеологией, с пословицами, поговорками, афоризмами;
создание контекста для изобразительно-выразительного средства;
соединение в одном предложении далёких по смыслу слов;
создание предложений по заданному началу, концу и т.д.;
распространение предложений за счёт введения различных второстепенных членов, изобразительно-выразительных средств, обращений, вводных слов и т.д.;
все виды аспектного и комплексного анализа текста;
метод разворачивания слова в текст и сворачивания текста до ключевого слова (слово – словосочетание – простое предложение – простое, осложнённое различными синтаксическими единицами предложение – сложное предложение – микро-текст – текст)
Некоторые формы и приёмы работы на уроках литературы:
многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы произведений, словарная работа в связи с наблюдениями за законами создания текстов;
речевой портрет героя;
пересказ (аналитический, сжатый, комментированный)
создание контекста к образному средству;
изменение текста с помощью использования средств выразительности;
сравнительный анализ художественных текстов на одну тему;
сочинения разных видов и их качественный анализ (сочинения по наблюдениям, по впечатлениям эмоционального характера (по литературному произведению, картине, спектаклю, фильму, по мотивам музыкальных произведений и т.д.), сочинения-стилизации (басня, сказка, фельетон, сочинение собственных рассказов и т.д.);
стихосложение;
ролевые игры и речевые импровизации (пересказ эпизода произведения от лица героя, устная или письменная презентация книги, отзыв, рецензия, вступительная статья к литературному сборнику, комментарий к различным произведениям искусства, составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером и т.п.);
подготовка и защита проектов на литературную тему;
подготовка и презентация исследовательских работ на литературную тему;
соучастие в подготовке лекции учителя
создание сценария, инсценирование отрывков литературных произведений и т.д.
Коммуникативная технология активно используется и при организации внеклассной
деятельности: кружковой работы; экскурсий по литературным местам края, области; посещения театров с последующим обсуждением спектаклей по литературным произведениям; читательских конференций, дискуссий, диспутов, литературные встреч, постановок спектаклей по литературным произведениям и т.д.
Дискуссия как речевой жанр и форма проведения урока
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование), публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы в беседе, на собрании, в печати; спор.
Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.
Уроки-дискуссии способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету. Уроки-дискуссии формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в учебном процессе.
Главной целью дискуссии является рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решении заданий.
Дебаты как речевой жанр и как форма проведения урока
Дебаты – такая форма организации устной публичной диалогической речи, в основе которой лежит обсуждение актуальных вопросов социального, литературного, философского характера. В процессе дебатов сопоставляются различные (в том числе и противоположные) точки зрения, позволяющие раскрыть проблему с разных позиций. Дебаты могут быть разной степени подготовленности, но тема, выносимая на обсуждение, должна быть известна всем заранее. Осуществляются дебаты обычно под руководством ведущего. Применяемые технологии используются как в учебной, так и внеучебной деятельности, отличаются педагогической новизной и вполне отвечают современному образовательному запросу родителей и учащихся.
Результат внедрения коммуникативной технологии – это
- гармоничное развитие всех коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия
на слух, чтения, письма, аналитической переработки информации;
- преодоление страха публичного выступления;
- свободное ориентирование в реальных жизненных ситуациях общения;
- расширение словарного запаса;
- получение и применение новой информации в области коммуникаций.
Коммуникативная технология активно способствует социализации личности. Коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею.
Литература
1. Бабайцева В.В., Бернадская Л.Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка // Русская Словесность. № 3; 1997, с.57.
2. Бердникова Л. И. Русский язык в системе развивающего обучения - Оренбург, Изд-во ООИУУ, 1997
3. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. // РЯШ, № 1, 1996.