СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды уроков калмыцкого языка и литературы на основе коммуникативных технологий.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коммуникативная технология направлена на поиск активных методов и форм организации работы учащихся на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Виды уроков калмыцкого языка и литературы на основе коммуникативных технологий.»

  Виды уроков калмыцкого языка и литературы на основе коммуникативных технологий

Коммуникативная технология направлена в основном на поиск активных методов и форм организации работы учащихся на уроке, сегодня используется во многих современных  УМК по русскому языку (например, под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта, под ред. С.И. Львовой и др.) и литературе (например, под ред. Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева, под ред. В.Г. Маранцмана и др.)

Мы, учителя калмыцкого языка и литературы, перенимаем все это, так как  ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге и полилоге.

    Участники коллективной деятельности должны постоянно включаться в диалоги и полилоги, а идущий в это время процесс обучения  нужно понимать «как индивидуальное присвоение форм коллективной деятельности».    

    Развивать  коммуникативные  способности  и коммуникативные  компетентности  - значит «развивать умения активного слушания и говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию.

    Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть готовым к изменению соответственного речевого поведения.  Требования, выдвигаемые к коммуникативной компетентности, предусматривают как устную (дискуссии, доклады, презентации), так  и письменную (чтение, понимание и написание разного рода текстов) формы коммуникации.  Коммуникативная компетентность формирует такую важную черту личности, как коммуникабельность. Коммуникабельность понимается как способность индивида легко и по собственной инициативе устанавливать контакты в любой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые контакты   Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:

·       аудирование

·       говорение

·       чтение

·       письмо.

    Коммуникативная технология позволяет осознать и использовать на практике механизмы функционирования языка:

- инструментальная функция - использование языка с целью получить что-либо;

- регулятивная функция - использование языка для контроля над поведением окружающих;

- интерактивная функция - использование языка для взаимодействия с другими людьми;

- личностная функция - использование языка для выражения собственных чувств и мыслей;

- эвристическая функция - использование языка для изучения и познания мира;

- образная функция - использование языка для создания мира фантазий;

- репрезентативная функция - использование языка для передачи информации.

    Главным при  коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из осознания речевой ситуации и речевых поступков.   

   Цель применения коммуникативных технологий  – развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики и грамматики, которым они владеют на активном уровне.

    Образовательные задачи, решение которых необходимо для достижения этих целей на уроках  заключаются в том, чтобы:

·  сформировать у школьников умения и навыки свободно выражать свои  и понимать чужие мысли в устной и письменной речи;

 сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас;

·  развивать умение использовать в речи изучаемые грамматические конструкции;

·  обеспечить усвоение учащимися норм (орфографических, лексических, грамматических) русского литературного языка;

·  развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.

    Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):

·       ученик спрашивает,

·       подтверждает мысль,

·       побуждает к действию собеседника с помощью вопросов, спорных утверждений и т.д.,

·       высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.

При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:

·       новая речевая задача,

·       новый собеседник,

·       новый предмет обсуждения.

    Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. именно в деятельности возникает:

·       осознание необходимости общения,

·       потребность использования речи,

·       формирование представлений о речевом поведении.

 

 Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть учебная, игровая, трудовая, театральная.

    Самой  важной единицей организации  и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является коммуникативная ситуация. С помощью создания коммуникативной ситуации

·       устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается

·       мотивируется общение

·       презентуется (преподносится) речевой материал

·       приобретаются речевые навыки

·       развивается активность детей и самостоятельность общения

·       закрепляются коммуникативные навыки учащихся.

     Другой  эффективной единицей  обучения с использованием коммуникативных технологий  является совместный анализ  текстов. Тексты создают развивающую и воспитывающую атмосферу на уроке.    Работа с текстом на уроке должна превратиться в полилог, и каждый ученик становится активным его участником.

 Очень важно анализировать тексты, способствующие нравственному, эстетическому развитию личности, вызывающие у ребенка способность к рефлексии, потребность в ней.

    В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям учащегося:

·       отбираются речевые конструкции, необходимые  для общения,

·        используются  различные   модели речевого общения (от упрощённых до самых сложных).

            Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:

·       побуждать к общению,

·       приносить  радость сотворчества,

·       сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями. 

Виды уроков на основе коммуникативной технологии: 

- уроки с измененными способами организации: лекция, семинар, публичная защита знаний, зачет, мастерская, ученическая конференция и т.д.;

- уроки, опирающиеся на фантазию и творчество:  спектакль,  коллективное сочинение,  концерт, дебаты, дискуссия, диспут (с последующей устной или письменной рефлексией);

- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, прогулка, ярмарка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, интервью, пресс-конференция  и т.д.;

- уроки – игры:  дидактические, ролевые, деловые, состязательные;

- уроки подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам, предложенному тексту, личным впечатлениям и т.д.;

- уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания собственных текстов. 

Некоторые формы и приёмы  работы на уроках русского языка: 

многоаспектная работа со словом, предполагающая обращение к различным   словарям, видам разбора; анализ и подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову; создание на его основе изобразительно-выразительных средств; создание контекста для слова  и т.д.;

инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, диктанты «с иллюстрациями», свободные диктанты, самодиктанты и т.д.; 

воссоздание культурного фона отдельных слов и выражений;

этимологические комментарии, рассказы в форме «этимологических этюдов и историй»;

анализ смысловых оттенков значений слова в контексте;

сопоставление калмыцких слов со словами и их переводными  аналогами в других языках, подбор синонимов, антонимов, сравнение паронимов и омонимов и др.;

создание текстов по аналогии «Вечер» - «Утро», «В театре» - «На выставке»

и т.д.

составление тематических словарей;

расширенная работа с фразеологией, с пословицами, поговорками, афоризмами;

создание контекста для изобразительно-выразительного средства;

соединение в одном предложении далёких по смыслу слов;

создание предложений по заданному началу, концу и т.д.;

распространение предложений за счёт введения различных второстепенных членов, изобразительно-выразительных средств, обращений, вводных слов и т.д.;

все виды аспектного и комплексного анализа текста;

метод разворачивания слова в текст и сворачивания  текста до ключевого                                  слова (слово – словосочетание – простое предложение – простое,  осложнённое различными синтаксическими единицами предложение – сложное предложение – микро-текст – текст)


Некоторые формы и приёмы работы на уроках литературы: 


  •  многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы произведений,      словарная работа в связи с наблюдениями за законами создания текстов;

  • речевой портрет героя;

  • пересказ (аналитический, сжатый, комментированный)

  •  создание контекста к образному средству;

  •  изменение текста с помощью использования средств выразительности;

  •  сравнительный анализ художественных текстов на одну тему;

  •  сочинения разных видов  и их качественный анализ (сочинения по наблюдениям, по впечатлениям эмоционального характера (по литературному произведению, картине, спектаклю, фильму, по мотивам музыкальных произведений и т.д.), сочинения-стилизации (басня, сказка, фельетон, сочинение собственных рассказов и т.д.);

  •  стихосложение;

  •  ролевые игры и речевые импровизации (пересказ эпизода произведения от лица героя, устная или письменная  презентация книги, отзыв, рецензия,  вступительная статья к литературному сборнику, комментарий к различным произведениям искусства, составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером и т.п.);

  • подготовка и защита проектов на литературную тему;

  • подготовка и презентация исследовательских работ на литературную тему;

  • соучастие в подготовке лекции учителя

  • создание сценария,  инсценирование отрывков литературных произведений и т.д. 

    Коммуникативная технология активно используется и при организации внеклассной

 деятельности: кружковой работы; экскурсий по литературным местам края, области; посещения  театров с последующим обсуждением спектаклей по   литературным произведениям; читательских конференций, дискуссий, диспутов, литературные встреч, постановок спектаклей по литературным произведениям и т.д. 

Дискуссия  как речевой жанр и форма проведения урока 

 Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование), публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы в беседе, на собрании, в печати; спор.

     Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

    Уроки-дискуссии  способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету. Уроки-дискуссии формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в учебном процессе.    

    Главной целью дискуссии является рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решении заданий. 

Дебаты как речевой жанр и как форма проведения урока 

Дебаты – такая форма организации устной публичной диалогической речи, в основе которой лежит обсуждение актуальных вопросов социального, литературного, философского  характера. В процессе дебатов сопоставляются различные (в том числе и противоположные) точки зрения, позволяющие раскрыть проблему с разных позиций. Дебаты могут быть разной степени подготовленности, но тема, выносимая на обсуждение, должна быть известна всем заранее. Осуществляются дебаты обычно под руководством ведущего. Применяемые технологии используются как в учебной, так и внеучебной деятельности, отличаются педагогической новизной и вполне отвечают современному образовательному запросу родителей и учащихся.

 

Результат внедрения коммуникативной технологии – это

 

- гармоничное развитие всех коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия 

  на слух, чтения, письма, аналитической переработки  информации;

- преодоление страха публичного выступления;

- свободное ориентирование в реальных  жизненных ситуациях общения;

- расширение словарного запаса;

- получение и применение новой информации в области коммуникаций.

Коммуникативная технология активно способствует социализации личности. Коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею.

 

Литература

1. Бабайцева В.В., Бернадская Л.Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка // Русская Словесность. № 3; 1997, с.57.

2. Бердникова Л. И. Русский язык в системе развивающего обучения - Оренбург, Изд-во ООИУУ, 1997

3. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. // РЯШ, № 1, 1996.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!