СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Виды треугольников по величине сторон».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - познакомить с классификацией треугольников по сторонам: равносторонним, разносторонним и равнобедренным.

Просмотр содержимого документа
««Виды треугольников по величине сторон».»

Урок математики во 2 классе

«Виды треугольников по величине сторон».

(УМК «Перспектива», ФГОС).

Васильева Людмила Николаевна,

учитель начальных классов,

МАОУ«Лицея№15»,г.Саратова.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Задачи урока:

предметные

- Познакомить с классификацией треугольников по сторонам: равносторонними, разносторонними и равнобедренными.

- формировать умение анализировать объекты и находить их формы в предметах окружающего мира.

- развивать образное и логическое мышление; пространственное воображение; конструкторские умения; умения анализировать и обобщать; интерес к геометрии.

Личностные

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные

Регулятивные: формировать умение  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные

Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, самостоятельно формулировать познавательную цель, рефлексия способов и условий действия.

Логические: формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, формулировать проблему.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, обобщение, аналогия.

Демонстрационный материал:

1) треугольники разного вида по величине сторон;

2) Карточка с темой урока: «Виды треугольников».

Р аздаточный материал:

1).Конверты с треугольниками.

2). Эталон для проверки самостоятельной работы на этапе 7.

3). «Лесенка успеха».

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») через создание ситуации, вызывающей интерес;

2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока («могу»): пересечение множеств.

3) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

Организация учебного процесса на этапе 1:

- Дорогие ребята, посмотрите внимательно на слайд (Слайд №1), что вы на нём видите?

- Догадайтесь, какому разделу математики будет посвящён наш сегодняшний урок? (геометрии)

  • Сегодня на уроке вы будете работать с геометрическим материалом. Что изучали на уроках математики из этой области?

  • Сегодня вам предстоит сделать ещё одно открытие. А как вы открываете правила? Какие два шага вы выполняете? (Остановимся, подумаем, чего мы ещё не знаем, и сами откроем новое знание.)

  • Пожелайте друг другу удачи.

  • С чего начнём урок? (С повторения того, что нам пригодится для открытия нового.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать представление о треугольниках разного вида по величине сторон;

2) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность знаний о треугольниках разного вида;

3) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания;

Организация учебного процесса на этапе 2:

- Как вы понимаете, что такое геометрия? (ответы детей) В переводе с греческого слово «Геометрия» означает «землемерие». (Слайд № 3)

( Геометрия - изучает тела и их свойства.)

- А из каких источников ещё можно узнать о значении слова «геометрия»? (в толковом словаре Даля) (Слайд № 4 Ожегов)

- Как вы думаете, человек с какого возраста начинает знакомиться с геометрией? (Слайд Ребёнок)

Графический диктант: одна клеточка вправо, две клеточки вправо вверх по диагонали, две клеточки влево, две клеточки вправо вниз по диагонали, одна клеточка вправо

- Продолжите работу до конца строчки.

- Что можете сказать о получившейся линии. (Ломаная, незамкнутая, самопересекающаяся).

- Про получившуюся линию вы сказали, что она самопересекающаяся. А какая фигура получилась при пересечении (треугольник). Почему? ( 3 угла, 3 вершины, 3 стороны)

- Дайте определение треугольника ( геометрическая фигура на плоскости, состоящая из трёх точек и трёх отрезков попарно соединяющих эти точки).

Задание для пробного действия.

Практическая работа в парах.

- Проведём мини-исследование геометрических фигур, которое будет состоять из нескольких этапов:

- На вашем столе лежит конверт № 1, откройте и достаньте геометрические фигуры.

- Можно ли сказать, что это треугольники (да). Докажите. Распределите их на группы и дайте название этим группам.

- Кто смог выполнить задание?

- Докажите, что вы правы. На какой эталон вы опирались? (У нас нет данного эталона.)

- В чём ваше затруднение? (Мы не можем обосновать свой ответ.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и знаковую) места – шага, операции, где возникло затруднение;

2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи такого класса или типа.

Организация учебного процесса на этапе 3:

- Какое задание вы выполняли? (Распределяли треугольники на группы?)

  • Почему возникло затруднение? (У нас нет правила, эталона, чтобы определить, верно ли мы выполнили задание)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: в коммуникативной форме о

Этап 4

рганизовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Значит, какую цель поставите перед собой?

  • Сформулируйте тему урока. («Виды треугольников по величине сторон».)

Учитель вывешивает табличку с названием темы на доску.

- Посмотрим, как сформулирована тема урока в учебнике.

- Я вам предлагаю найти периметр каждого треугольника. (Периметр у всех треугольников одинаковый).

- Вычисляя периметр, какие действия вы выполняли (измеряли длины сторон и их складывали).

- Что интересного вы заметили, измеряя длины сторон?

( у желтого треугольника все стороны равны,

у красного треугольника две стороны равны,

у зелёного треугольника все стороны разные).

- К какому виду относятся эти треугольники?

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: о видах треугольников по величине сторон.

2) зафиксировать новое знание в речи, графической и знаковой форме (с помощью эталона, опорной схемы), сформировать умение использовать открытые знания на практике;

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

- Вы сейчас убедились, что у треугольников стороны могут быть разной длины, отсюда вытекают и названия треугольников: равносторонний, разносторонний, равнобедренный. (Слайд № 9)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: зафиксировать изученные свойства множеств во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1).Работа в парах.

- На столе лежат листы с изображёнными треугольниками. Определите

заданную группу треугольников, их номера. Какой инструмент вам поможет?

Дети выполняют задание фронтально, проговаривая шаги алгоритма.

2). 4, стр. 37 дети выполняют его в парах, проговаривая друг другу по алгоритму. Для проверки учитель предлагает демонстрационный вариант выполнения задания.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новые понятия;

2) организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок).

Организация учебного процесса на этапе 7:

  • Как вы думаете, что необходимо выполнить сейчас? (Самостоятельную работу.)

  • С какой целью вы выполняете самостоятельную работу? (Чтобы выяснить, как усвоили новые знания.)

  • Выполните 5 стр. 37 самостоятельно.

Для проверки учитель предлагает демонстрационный вариант выполнения данного задания.

Проверка:

  • Поставьте знак «+», если вы выполнили так же, «?» если по-другому.

Какие были затруднения ? (…)

  • Исправьте ошибки.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: проверить у детей способность к оценке собственных достижений.

Организация учебного процесса на этапе 8:

Работа с информацией.

- Мы сейчас много говорили о треугольниках. А кроме геометрии мы можем где-то встретить треугольники?

- В каких предметах окружающего мира можем встретить треугольник? (Слайд №13)

- Какой формы пакет молока? (пирамида)

- Найдите у меня на столе похожую геометрическую фигуру.

- Грани и основание этой пирамиды – треугольники. Но основанием пирамиды может быть любой многоугольник.

- Давайте мысленно перенесёмся в Египет, где находится одно из чудес света – пирамида фараона Хеопса, в основании которой лежит квадрат. После разрушения пирамида потеряла свой первоначальный вид. (Слайд № 14)

- Практическая работа. (Можно задать на дом).

Используя данные текста, найдите:

- периметр основания,

- периметр квадрата, находящегося вверху пирамиды.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 1). зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) оценить собственную деятельность;

4)зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;

5) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

- Что нового узнали на уроке? (виды треугольников по величине сторон)

  • У кого остались вопросы на конец урока?

  • Кто хорошо разобрался в теме? Молодцы!

  • Какие задания ещё выполняли? Что понравилось больше?

  • Над чем ещё следует поработать?

  • Где нам пригодится новое знание? (При работе с геометрическим материалом.)

- А где мы с вами можем применить свои знания по геометрии?

- Я хочу вам предложить интересное задание. Представьте, что вы отдыхаете на реке, с вами малыш, который очень хочет пить, но из бутылки не умеет. Давайте попробуем ему помочь и изготовим стаканчик.

Технология изготовления стакана:

Возьмите лист бумаги, сделайте из него квадрат. Сложите квадрат по диагонали, чтобы получился треугольник. Затем один угол приложите к середине противоположной стороны, другой угол тоже к противоположной стороне. Верхние углы отогните. Что у вас получилось?

- Как вы думаете, эта фигура плоская или объёмная? (объёмная)

- Как можно получить плоскую фигуру из данной фигуры? (приложить к плоскости, листу).

  • Возьмите экраны и на «лесенке успеха» отметьте ту ступеньку, на которой вы оказались к концу урока.

Первая ступенька — многое не понял и остались вопросы; вторая ступенька — во время работы было много трудностей; третья ступенька — многое понял, но были ошибки; четвертая ступенька — трудности преодолены.

Домашнее задание:

составить своё задание на классификацию треугольников по величине сторон

☺№ 14* стр. 39


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!