Урок математики во 2 классе
«Виды треугольников по величине сторон».
(УМК «Перспектива», ФГОС).
Васильева Людмила Николаевна,
учитель начальных классов,
МАОУ«Лицея№15»,г.Саратова.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Задачи урока:
предметные
- Познакомить с классификацией треугольников по сторонам: равносторонними, разносторонними и равнобедренными.
- формировать умение анализировать объекты и находить их формы в предметах окружающего мира.
- развивать образное и логическое мышление; пространственное воображение; конструкторские умения; умения анализировать и обобщать; интерес к геометрии.
Личностные
Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Метапредметные
Регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные
Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Познавательные:
Общеучебные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, самостоятельно формулировать познавательную цель, рефлексия способов и условий действия.
Логические: формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, формулировать проблему.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, обобщение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) треугольники разного вида по величине сторон;
2) Карточка с темой урока: «Виды треугольников».
Р аздаточный материал:
1).Конверты с треугольниками.
2). Эталон для проверки самостоятельной работы на этапе 7.
3). «Лесенка успеха».
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») через создание ситуации, вызывающей интерес;
2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока («могу»): пересечение множеств.
3) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Дорогие ребята, посмотрите внимательно на слайд (Слайд №1), что вы на нём видите?
- Догадайтесь, какому разделу математики будет посвящён наш сегодняшний урок? (геометрии)
Сегодня на уроке вы будете работать с геометрическим материалом. Что изучали на уроках математики из этой области?
Сегодня вам предстоит сделать ещё одно открытие. А как вы открываете правила? Какие два шага вы выполняете? (Остановимся, подумаем, чего мы ещё не знаем, и сами откроем новое знание.)
Пожелайте друг другу удачи.
С чего начнём урок? (С повторения того, что нам пригодится для открытия нового.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представление о треугольниках разного вида по величине сторон;
2) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность знаний о треугольниках разного вида;
3) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания;
Организация учебного процесса на этапе 2:
- Как вы понимаете, что такое геометрия? (ответы детей) В переводе с греческого слово «Геометрия» означает «землемерие». (Слайд № 3)
( Геометрия - изучает тела и их свойства.)
- А из каких источников ещё можно узнать о значении слова «геометрия»? (в толковом словаре Даля) (Слайд № 4 Ожегов)
- Как вы думаете, человек с какого возраста начинает знакомиться с геометрией? (Слайд Ребёнок)
Графический диктант: одна клеточка вправо, две клеточки вправо вверх по диагонали, две клеточки влево, две клеточки вправо вниз по диагонали, одна клеточка вправо
- Продолжите работу до конца строчки.
- Что можете сказать о получившейся линии. (Ломаная, незамкнутая, самопересекающаяся).
- Про получившуюся линию вы сказали, что она самопересекающаяся. А какая фигура получилась при пересечении (треугольник). Почему? ( 3 угла, 3 вершины, 3 стороны)
- Дайте определение треугольника ( геометрическая фигура на плоскости, состоящая из трёх точек и трёх отрезков попарно соединяющих эти точки).
Задание для пробного действия.
Практическая работа в парах.
- Проведём мини-исследование геометрических фигур, которое будет состоять из нескольких этапов:
- На вашем столе лежит конверт № 1, откройте и достаньте геометрические фигуры.
- Можно ли сказать, что это треугольники (да). Докажите. Распределите их на группы и дайте название этим группам.
- Кто смог выполнить задание?
- Докажите, что вы правы. На какой эталон вы опирались? (У нас нет данного эталона.)
- В чём ваше затруднение? (Мы не можем обосновать свой ответ.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и знаковую) места – шага, операции, где возникло затруднение;
2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи такого класса или типа.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание вы выполняли? (Распределяли треугольники на группы?)
Почему возникло затруднение? (У нас нет правила, эталона, чтобы определить, верно ли мы выполнили задание)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: в коммуникативной форме о
Этап 4
рганизовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:
Организация учебного процесса на этапе 4:
Значит, какую цель поставите перед собой?
Сформулируйте тему урока. («Виды треугольников по величине сторон».)
Учитель вывешивает табличку с названием темы на доску.
- Посмотрим, как сформулирована тема урока в учебнике.
- Я вам предлагаю найти периметр каждого треугольника. (Периметр у всех треугольников одинаковый).
- Вычисляя периметр, какие действия вы выполняли (измеряли длины сторон и их складывали).
- Что интересного вы заметили, измеряя длины сторон?
( у желтого треугольника все стороны равны,
у красного треугольника две стороны равны,
у зелёного треугольника все стороны разные).
- К какому виду относятся эти треугольники?
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: о видах треугольников по величине сторон.
2) зафиксировать новое знание в речи, графической и знаковой форме (с помощью эталона, опорной схемы), сформировать умение использовать открытые знания на практике;
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Вы сейчас убедились, что у треугольников стороны могут быть разной длины, отсюда вытекают и названия треугольников: равносторонний, разносторонний, равнобедренный. (Слайд № 9)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: зафиксировать изученные свойства множеств во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1).Работа в парах.
- На столе лежат листы с изображёнными треугольниками. Определите
заданную группу треугольников, их номера. Какой инструмент вам поможет?
Дети выполняют задание фронтально, проговаривая шаги алгоритма.
2). № 4, стр. 37 дети выполняют его в парах, проговаривая друг другу по алгоритму. Для проверки учитель предлагает демонстрационный вариант выполнения задания.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новые понятия;
2) организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок).
Организация учебного процесса на этапе 7:
Как вы думаете, что необходимо выполнить сейчас? (Самостоятельную работу.)
С какой целью вы выполняете самостоятельную работу? (Чтобы выяснить, как усвоили новые знания.)
Выполните № 5 стр. 37 самостоятельно.
Для проверки учитель предлагает демонстрационный вариант выполнения данного задания.
Проверка:
Поставьте знак «+», если вы выполнили так же, «?» если по-другому.
Какие были затруднения ? (…)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: проверить у детей способность к оценке собственных достижений.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Работа с информацией.
- Мы сейчас много говорили о треугольниках. А кроме геометрии мы можем где-то встретить треугольники?
- В каких предметах окружающего мира можем встретить треугольник? (Слайд №13)
- Какой формы пакет молока? (пирамида)
- Найдите у меня на столе похожую геометрическую фигуру.
- Грани и основание этой пирамиды – треугольники. Но основанием пирамиды может быть любой многоугольник.
- Давайте мысленно перенесёмся в Египет, где находится одно из чудес света – пирамида фараона Хеопса, в основании которой лежит квадрат. После разрушения пирамида потеряла свой первоначальный вид. (Слайд № 14)
- Практическая работа. (Можно задать на дом).
Используя данные текста, найдите:
- периметр основания,
- периметр квадрата, находящегося вверху пирамиды.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: 1). зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
3) оценить собственную деятельность;
4)зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Что нового узнали на уроке? (виды треугольников по величине сторон)
У кого остались вопросы на конец урока?
Кто хорошо разобрался в теме? Молодцы!
Какие задания ещё выполняли? Что понравилось больше?
Над чем ещё следует поработать?
Где нам пригодится новое знание? (При работе с геометрическим материалом.)
- А где мы с вами можем применить свои знания по геометрии?
- Я хочу вам предложить интересное задание. Представьте, что вы отдыхаете на реке, с вами малыш, который очень хочет пить, но из бутылки не умеет. Давайте попробуем ему помочь и изготовим стаканчик.
Технология изготовления стакана:
Возьмите лист бумаги, сделайте из него квадрат. Сложите квадрат по диагонали, чтобы получился треугольник. Затем один угол приложите к середине противоположной стороны, другой угол тоже к противоположной стороне. Верхние углы отогните. Что у вас получилось?
- Как вы думаете, эта фигура плоская или объёмная? (объёмная)
- Как можно получить плоскую фигуру из данной фигуры? (приложить к плоскости, листу).
Возьмите экраны и на «лесенке успеха» отметьте ту ступеньку, на которой вы оказались к концу урока.
Первая ступенька — многое не понял и остались вопросы; вторая ступенька — во время работы было много трудностей; третья ступенька — многое понял, но были ошибки; четвертая ступенька — трудности преодолены.
Домашнее задание:
составить своё задание на классификацию треугольников по величине сторон
☺№ 14* стр. 39
10