СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды сказуемого.Простое глагольное сказуемое.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок комбинированный,направленный на изучение видов  сказуемого, установление отличия простой  формы сказуемого от составной,знакомство  со способами выражения простого глагольного сказуемого. 

Просмотр содержимого документа
«Виды сказуемого.Простое глагольное сказуемое.»

Конспект урока в 8 классе на тему «Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое".

Класс: 8-г

Дата: 30 ноября 2021 года (3 урок)

Оборудование : учебник Быстрова Е.А.,Кибирева Л.В. «Русский язык.8 класс. Часть 1» - М : «Русское слово»,2016,тетрадь,презентация

Вид урока: изучение новой темы.

Тип урока: комбинированный.

Место урока в системе уроков по теме: 2-й урок по теме «Главные члены предложения. Сказуемое. Виды сказуемых».

Использованные технологии: Развитие критического мышления через чтение и письмо, педагогика сотрудничества, технология парной работы в классе, исследовательский, объяснительно - иллюстративный.

Использованные приемы:

-блиц-опрос

- приём «Любознательным на заметку»

-кластер

-взаимоопрос (работа в парах)

- объединение информации в блоки через сопоставление

- приём «Веришь ли ты?»

Здоровьесберегающие технологии: чередование различных видов деятельности, пальчиковая гимнастика.

Цели:

  1. изучение видов сказуемого как одного из главных членов предложения, установление отличия простой формы сказуемого от составной, изучение способов выражения простого глагольного сказуемого ( в дальнейшем –ПГС );

  2. формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций;

  3. воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.

Задачи:1.Изучить виды сказуемого, установить отличие простого сказуемого от составных форм, познакомиться со способами выражения ПГС.

2.Воспитывать уважительное отношение к родному языку, понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Планируемые результаты:

Личностные:

проявление учебно–познавательного интереса и эмоционально– ценностного отношения к теме урока;

стремление к речевому самосовершенствованию;

Метапредметные:

способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

Познавательные:

понимать цель чтения и осмысливать прочитанное;

выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

определять основную и второстепенную информацию;

уметь устанавливать аналогии.

Регулятивные:

выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

самостоятельно планировать пути достижения целей;

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Коммуникативные:

уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Предметные: умение работать с информацией, усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас на нашем уроке русского языка. Надеюсь, что все пришли на урок с хорошим настроением и доброжелательно настроены к своим одноклассникам. Давайте поприветствуем друг друга взаимным рукопожатием.(Ученики в парах пожимают друг другу руки).

Интеллектуальная разминка.

Посмотрите на слайд и соберите пословицу.

Дружба - в делах помощница.

2.Целеполагание.

А) Наблюдение над строением предложения, которое получилось в ходе интеллектуальной разминки.

Учитель: Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо вспомнить материал предыдущего урока и ответить на вопросы :

Учитель :1.Почему в собранной нами пословице стоит тире?

Ученик : Тире ставится в простом предложении между подлежащим и сказуемым, которые выражены именами существительными в Им. падеже.

Б) Работа с технологической картой урока. Индивидуальная работа.

Учитель : повторим то, что знаем о главных членах предложения. На столах у вас технологические карты урока. Вы должны вписать на месте пропусков необходимые термины.

Вопросы в карте :

  1. Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы Им. падежа КТО? ЧТО? - это…(подлежащее)

  2. Подлежащее может быть выражено…(назвать части речи)как любой (самостоятельной ) частью речи (глагол только в форме инфинитива),так и служебной, кроме (предлога).

  3. Подлежащее также может быть выражено синтаксически…(неделимым) словосочетанием. Например, Уральские горы, Баренцево море, тридцать три богатыря, дневное светило.

  4. Главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак предмета, отвечает на вопросы Что делает предмет? Что такое предмет? Кто такой предмет? Каков предмет? – это…(сказуемое).

  5. Сказуемое может быть выражено следующими частями речи : (глаголом в одном из трёх наклонений и инфинитивом, а также любой другой самостоятельной частью речи, например, именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением, наречием, причастием).

  6. Глагол может стоять в одном из трёх наклонений : (изъявительном, условном, повелительном).

  7. Глагол в …( изъявительном) наклонении показывает, что действие совершается, совершилось или будет совершаться на самом деле.

  8. Глагол в …( условном) наклонении показывает, что действие не совершается на самом деле, а только возможно или желаемо при определённых условиях.

  9. Глагол в …(повелительном ) наклонении показывает, что действие не совершается на самом деле, а его кто-то просит, советует, требует выполнить.

  10. То, что сообщается о предмете речи, называется …(лексическим) значением.

  11. То, что говорит о реальности происходящего и соотнесённости с моментом речи, называется …(грамматическим) значением.

Затем учащиеся по цепочке озвучивают пункты технологической карты.

Учитель :Так мы повторили изученное и подошли к теме сегодняшнего урока «Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое". Сказуемое может иметь разное строение, может быть выражено разными частями речи. Исходя из данного суждения, сформулируйте цели сегодняшнего урока.

В) Учащиеся формулируют цели урока :

-изучить…(виды сказуемого)

-определить…(отличительные особенности каждого вида)

-узнать…,(какими частями речи выражается ПГС ) или изучить…(способы выражения ПГС)

-научиться отличать ПГС от других видов сказуемого

Учитель: Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое».

3.Объяснение нового материала. Вхождение в тему.

А)Актуализация знаний.

Учитель: Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, как соотносится в сказуемом лексическое и грамматическое значение.

Обратимся к презентации, выполним задание в технологической карте урока.

1.Подчеркните в предложениях грамматические основы:

В лесу поспела малина. (малина поспела)

Уже начала поспевать малина.(малина начала поспевать)

Малина наконец стала спелой.(малина стала спелой)

2.В каком слове выражено лексическое (далее-ЛЗ) и грамматическое (далее –ГЗ) значение в каждом случае?

В первом предложении ЛЗ и ГЗ заключаются в одном слове.

Во втором - ГЗ в слове начала, а ЛЗ в слове поспевать.

В третьем – ГЗ в слове стала, а ЛЗ в слове спелой.

3.На какие две группы можно разделить данные сказуемые и по какому признаку?

Простое, в котором ЛЗ и ГЗ заключаются в одном слове, составное, в котором ЛЗ и ГЗ – в разных словах.

4.Какое из составных можно назвать глагольным, а какое именным?

Начала поспевать – составное глагольное, стала спелой –составное именное.

Б) Работа в парах. Обобщение материала, составление кластера по нему в технологических картах.

Учащиеся восстанавливают недостающие звенья в кластере, работают в парах, производят взаимопроверку выполненного задания, затем проверяют по слайду презентации, дополняют недостающие звенья или исправляют ошибки при необходимости.

ПГС = ГЗ + ЛЗ =ГЛАГОЛ в одном из 3-х наклонений

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ

ВИДЫ СКАЗУЕМОГО

СОСТАВНОЕ

ГЛАГОЛЬНОЕ ИМЕННОЕ

СГС=вспомогательный глагол ГЗ СИС=глагол-связка ГЗ

+ИНФИНИТИВ ЛЗ + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ ЛЗ

(пропущенные звенья выделены красным цветом)

В)Наблюдения над лингвистическим материалом.

Учитель: Сегодня мы понаблюдаем за тем, какими способами выражается ПГС. Подчеркните в предложениях сказуемое, определите, какой частью речи и в какой форме оно выражено (наклонение, время, в настоящем и будущем – число, лицо, в прошедшем – число, род). Задание выполняется в технологических картах.

1.Белый пар по лугам расстилается.(изъяв.накл.,наст.вр.,ед.ч.,3 л.)

2. Белый пар по лугам расстилался.( изъяв.накл.,прош.вр.,ед.ч.,м.р.)

3. Белый пар по лугам будет расстилаться.( изъяв.накл.,буд.вр.,ед.ч.,3 л.)

4. Белый пар по лугам расстилался бы.(условное наклонение, ед.ч.,м.р.)

5.Белый пар, по лугам расстилайся.(повелительное накл.,2 л.,ед.ч.)

6.Пусть расстилается белый пар по лугам.( повелительное накл.,3 л.,ед.ч.)

Д) Приём «Любознательным на заметку».

Учитель: Запомните, что частицы ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ ,ПУСТЬ ,ПУСКАЙ, образующие повелительное наклонение глагола, частица БЫ(Б),образующая условное наклонение глагола, входят в состав простого глагольного сказуемого.

Также надо различать СГС и ПГС, в состав которых входит инфинитив.

Внимание! Не путать ПГС и СГС ! Сравните : (работа в технологических картах)

Соловей будет петь .- сложная форма будущего времени –ПГС

Соловей начал (продолжил, захотел, любил) петь. –СГС ,состоящее из вспомогательного глагола со значением желаемости-возможности и инфинитива)

Е)Знакомство с остальными способами выражения сказуемого(обращение к слайду).

Способ пример

1.Глагол в форме одного из 3 наклонений Я люблю музыку.

2.Фразеологизм Она вышла из себя.

3.Глагольный фразеологический оборот Мы одержали победу в этом

состязании ( = победили).

4.Сложная форма будущего времени Мы будем читать книги.

5.Два глагола в одинаковой форме, Я пойду гулять.

второй из которых указывает на цепь действий

6.Инфинитив и личный глагол с частицей НЕ Сам работать не работает.

7.Глагол с частицами БЫЛО,ЗНАЙ,ТАК Они собрались было домой.

8.Глагол взять + союзы И,ДА,ДА И Они взяли и пошли.

9.Глагольная форма междометия У двери кто-то звяк в кольцо.

10.Инфинитив в безличном предложении И царица хохотать,

И плечами пожимать.

Учитель: Ребята, давайте активизируем нашу умственную деятельность с помощью пальчиковой гимнастики, которая, как известно, развивает внимательность и способность сосредоточиваться.

4. Пальчиковая гимнастика.

Пальцы попеременно смыкаются с большим пальцем, начиная с указательного и заканчивая мизинцем, затем - в обратном порядке.

Ёж, медведь ,барсук, енот

Спят в берлоге каждый год.

Зайца, волка, рысь, лису

И зимой найдёшь в лесу.

5.Закрепление материала. Тренировочные упражнения. Работа с технологической картой.

Учитель: Прочитайте предложения ,вставьте пропущенные буквы, подчеркните сказуемое, укажите способ его выражения в скобках после предложения.

  1. На х…лмах и на р…внинах рдеют кисти на рябинах.(изъяв.накл.,наст.вр.,мн.ч.,3 л.)

  2. Рябиновыми ветками люди укр…шали не только жилые помещения, но и сараи.( изъяв.накл.,прош.вр.,мн.ч.)

  3. Сергей будет поступать в театральное училище.(изъяв.накл.,буд.вр.,ед.ч.,3 л.)

  4. Пусть уезжает с отц…м.( повелительное накл.,3 л.,ед.ч.)

  5. Жить – родине служить.(инфинитив)

  6. Пойду поз…ву маму.( сочетание глагола пойти с другим глаголом в той же форме)

  7. Подруга каждая тут тихо толк подругу.( междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа бац, хвать, прыг)

  8. Мои дела идут в гору.( фразеологизм)

Самопроверка по слайду, самостоятельное выставление оценок. Критерии оценивания : 0-1 ошибка – «5»,2 ошибки – «4»,3-4 ошибки – «3».

6.Приём «Веришь ли ты?» Устная разминка. Физкультминутка.

Учитель: Подведём итоги по изученному на уроке материалу в виде игры «Веришь ли ты?»

Если ответ утвердительный, дети приседают, в противном случае поднимают руки вверх.

- Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании. Если верное высказывание ,то присядьте, если неверное, то поднимите руки вверх.

А)Учитель: Верите ли вы, что подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу?

Ученики : да (приседают)

Б)Учитель: Верите ли вы, что грамматическая основа предложения является словосочетанием?

Ученики : нет (поднимают руки вверх)

В)Учитель: Верите ли вы, что сказуемое – это главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак предмета, отвечает на вопросы Что делает предмет? Что такое предмет? Кто такой предмет? Каков предмет?

Ученики : да (приседают)

Г) Учитель: Верите ли вы, что в ПГС ЛЗ и ГЗ заключаются в одном слове.

Ученики : да (приседают)

Д) Учитель: Верите ли вы, что сочетание «взять быка за рога» является ПГС.

Ученики : да (приседают)

Е) Учитель: Верите ли вы, что частицы ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ ,ПУСТЬ ,ПУСКАЙ, образующие повелительное наклонение глагола, частица БЫ(Б),образующая условное наклонение глагола, НЕ входят в состав простого глагольного сказуемого.

Ученики : нет (поднимают руки вверх)

Ж) Учитель: Верите ли вы, что форма сложного будущего времени (буду писать; будут петь и др.) – это простое глагольное сказуемое.

Ученики : да (приседают)

7.Итог урока.

Итак, в ПГС лексическое и грамматическое значение заключено в одном слове. Чаще всего ПГС выражается глаголом в одном из 3-х наклонений, реже – фразеологизмом, инфинитивом, глаголом с частицами и союзами.

Учитель: свои технологические карты вы должны подписать и сдать на проверку.

8.Домашнее задание : выучить теорию параграфа 167,169-170,упр.200

9. Рефлексия. Приём «Незаконченное предложение».

Закончите предложение «На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…»



















Технологическая карта урока ученика(цы) 8-г класса( ФИ)

1 задание

  1. Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы Им. падежа КТО? ЧТО? - это…

  2. Подлежащее может быть выражено …… (назвать части речи) как любой ( ) частью речи (…. только в форме инфинитива),так и служебной, кроме (… ).

  3. Подлежащее также может быть выражено синтаксически (… ) словосочетанием. Например, Уральские горы, Баренцево море, тридцать три богатыря, дневное светило.

  4. Главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак предмета, отвечает на вопросы Что делает предмет? Что такое предмет? Кто такой предмет? Каков предмет? – это(… ).

  5. Сказуемое может быть выражено следующими частями речи : (… в одном из трёх наклонений и инфинитивом, а также любой другой … частью речи, например, именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением, наречием, причастием).

  6. Глагол может стоять в одном из трёх наклонений : …, …, ….

  7. Глагол в … наклонении показывает, что действие совершается, совершилось или будет совершаться на самом деле.

  8. Глагол в … наклонении показывает, что действие не совершается на самом деле, а только возможно или желаемо при определённых условиях.

  9. Глагол в … наклонении показывает, что действие не совершается на самом деле, а его кто-то просит, советует, требует выполнить.

  10. То, что сообщается о предмете речи, называется … значением.

  11. То, что говорит о реальности происходящего и соотнесённости с моментом речи, называется … значением.

2 задание

А).Подчеркните в предложениях грамматические основы:

В лесу поспела малина.

Уже начала поспевать малина.

Малина наконец стала спелой.

Б).В каком слове выражено лексическое (далее-ЛЗ) и грамматическое (далее –ГЗ) значение в каждом случае?

В) На какие две группы можно разделить данные сказуемые и по какому признаку?

Г).Какое из составных можно назвать глагольным, а какое именным?

3 задание

Восстановите недостающие звенья в кластере, работайте в парах, произведите взаимопроверку выполненного задания, затем проверьте по слайду презентации, дополните недостающие звенья или исправьте ошибки при необходимости.

ПГС = ГЗ + ЛЗ =……………………в одном из 3-х наклонений

ГЛАГОЛЬНОЕ

ВИДЫ СКАЗУЕМОГО

СОСТАВНОЕ

ГЛАГОЛЬНОЕ ИМЕННОЕ

СГС=вспомогательный глагол ГЗ СИС=глагол-связка ГЗ

+……………………… ЛЗ + ……………………… ЧАСТЬ ЛЗ

(пропущенные звенья выделены линией, впишите туда недостающие термины)

4 задание

Подчеркните в предложениях сказуемое, определите, какой частью речи и в какой форме оно выражено (наклонение, время; в настоящем и будущем – число, лицо; в прошедшем – число, род). Задание выполняется в технологических картах.

1.Белый пар по лугам расстилается.

2. Белый пар по лугам расстилался.

3. Белый пар по лугам будет расстилаться.

4. Белый пар по лугам расстилался бы.

5.Белый пар, по лугам расстилайся.

6.Пусть расстилается белый пар по лугам.

5 задание

Внимание! Не путать ПГС и СГС ! Сравните : (работа в технологических картах)

Соловей будет петь .- сложная форма будущего времени –ПГС

Соловей начал (продолжил, захотел, любил) петь. –СГС ,состоящее из вспомогательного глагола со значением желаемости-возможности и инфинитива)





6 задание

Прочитайте предложения ,вставьте пропущенные буквы, подчеркните сказуемое, укажите способ его выражения в скобках после предложения.

1. На х…лмах и на р…внинах рдеют кисти на рябинах.( .)

2. Рябиновыми ветками люди укр…шали не только жилые помещения, но и сараи(………………………………………………………………….)

3. Сергей будет поступать в театральное училище.(………………………………………………….)

4. Пусть уезжает с отц…м.( …………………………………………...)

5. Жить – родине служить.(…………………………………………)

6. Пойду поз…ву маму.( ……………………………………………….)

7. Подруга каждая тут тихо толк подругу.( междометные глагольные формы (……………………………………………………………)

8. Мои дела идут в гору.( …………………………………………………)

Самопроверка по слайду, самостоятельное выставление оценок. Критерии оценивания : 0-1 ошибка – «5»,2 ошибки – «4»,3-4 ошибки – «3».


































































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!