СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды ручных стежков и строчек

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виды ручных стежков и строчек»





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ СФЕРЫ УСЛУГ»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

по теме: «ВИДЫ РУЧНЫХ СТЕЖКОВ И СТРОЧЕК»













выполнила мастер производственного обучения в группе «Портной»

Яланская Ольга Леонидовна





Донецк 2021

ПЛАН УРОКА № 3

22.09.2021

Тема профессионального модуля ПМ.01: Пошив швейных изделий по индивидуальным заказам УП.01 Учебная практика

Тема 1: Выполнение работ, применяемых при изготовлении одежды.

Тема урока: Простые ручные стежки и строчки.

Цели урока:

Учебная:

  • ознакомить с видами простейших ручных швов;

  • научить обучающихся выполнять простые ручные стежки и строчки (прямые стежки, косые стежки, копировальные строчки, намёточные строчки.

  • Показать сферу применения ручных швов.

Развивающая:

  • развивать у обучающихся умения: рационально организовывать и планировать свой труд;

  • анализировать учебно – производственные работы с позиции достижения наилучших результатов при наименьших затратах;

  • находить пути совершенствования своего труда и повышения его эффективности, снижения материальных и трудовых затрат;

  • интерес к предмету спец цикла, применять теоретические знания на практике;

  • умение находить и анализировать ошибки, находить способы их устранения.

Воспитательная:

  • воспитывать у обучающихся: стремление к качественному выполнению задания, внимательность, аккуратность, эстетический вкус;

  • формировать творческое отношение к труду;

  • чувство ответственности за проделанную работу, бережное отношение к рабочим инструментам и приспособлениям, оборудованию;

  • интерес к профессии, с акцентом на освоение общих и профессиональных компетенций.

Формирование общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ПК 1.1. Проверять наличие деталей кроя в соответствии с эскизом.

ПК 1.2. Определять свойства и качество материалов для изделий различных ассортиментных групп.

ПК 1.3. Обслуживать швейное оборудование и оборудование для влажно – тепловой обработки узлов и изделий.

ПК 1.4. Выполнять поэтапную обработку швейных изделий различного ассортимента на машинах или вручную с разделением труда и индивидуально.

ПК 1.6. Соблюдать правила безопасности труда.

ПК 1.7. Пользоваться технической, технологической и нормативной документацией.

Материально-техническое оснащение урока: образцы, инструкционно-технологическая карта, технологическая карта, компьютер, презентация «Ручные стежки и строчки», конспект.

Инструменты и приспособления: ручные иглы, ножницы, напёрсток.

Материалы: детали из хлопчатобумажной ткани, нитки.

Тип урока: урок по изучению трудовых приёмов и операций.

Методы проведения урока: наглядно - демонстрационные (показ трудовых приемов, демонстрация образцов, демонстрация компьютерных слайдов), практические (упражнения по выполнению приемов и операций), контрольные (самоконтроль).

Между предметные связи: МДК 01.01. Технология пошива швейных изделий по индивидуальным заказам.

Место проведения: швейная мастерская

Время: 6 часов

ХОД УРОКА

I Организационный момент- 5 минут

- приветствие обучающихся.

- проверка готовности обучающихся к уроку.

-проверка организации рабочих мест.

II Вводный инструктаж - 45 минут.

  1. Сообщение темы и цели урока, мотивирование обучающихся.

  2. Ознакомление обучающихся с содержанием предстоящей работы.

  3. Актуализация опорных знаний: Целью этого этапа является проверка качества усвоения предыдущего материала; эффективность методов и форм, выбранных мастером в ходе объяснений материала; доступность демонстрации наглядных материалов. Мастер может определить % -ное соотношение активности тех или иных обучающихся и принять соответствующие меры для его повышения в будущем. Проверка теоретических знаний обучающихся, необходимых при выполнении простых ручных стежков и строчек:

Давайте повторим ранее изученный материал:

Вопрос:

1.Какие инструменты нужны для ручных работ?

Ответ: игла, ножницы, напёрсток, сантиметровая лента.

Вопрос:

2.Какие приспособления нужны для ручных работ?

Ответ: булавки, портновские мелки, резец, колышек, лекала, манекен.

Вопрос:

3.Что такое рабочее место и как правильно организовать его?

Ответ: Рабочее место –это участок, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой. Располагать предметы: которыми пользуешься чаще – ближе к себе, которые берут правой рукой – справа, а те, что берут левой - слева.

Объяснение нового материала:

Цель этапа: максимально доступно объяснить обучающимся информационную часть урока с подробной демонстрацией наглядных пособий, останавливаясь после каждого этапа и проверять усвоение с помощью несложных вопросов по только что пройденному материалу. Обратить особое внимание на менее активную часть обучающихся и убедиться, что теоретический материал ими понят не менее чем на 50%. В случае надобности вернуться к сложным моментам и повторно объяснить. Опорным пунктом для лучшего усвоения данного этапа подробный конспект.

-Изучить конспект по теме:

При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала смётывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обмётывание петель и срезов, пришивание пуговиц. Детали соединяют между собой вручную с помощью стежков и строчек.

- Просмотр презентации: «Ручные стежки и строчки»

https://www.youtube.com/watch?v=FpgFeRVYVvk

Стежок - это законченный процесс переплетения ниток на ткани.

Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.

Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Шов – это ниточное соединение деталей.

Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные,

-по назначению на соединительные и отделочные.

Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения.

Строчки временного назначения.

  1. Смёточные строчки прямых стежков, применяют для смётывания деталей изделия перед работой на швейной машине.

  2. Копировальные строчки применяют для точного перенесения намеченных линий с одной детали на другую.

Строчки постоянного назначения.

  1. Подшивочные косые стежки, используют для подшивания низа изделия. Стежки выполняют нитками в цвет ткани.

  1. Обмёточные строчки косых стежков. Стежки выполняют нитками в цвет ткани, служат для предохранения срезов от осыпания.

  1. Петельные стежки применяют с целью предохранения срезов от осыпания.

Пришивание пуговиц. Пуговицы служат не только для застёгивания, но и для отделки. Они должны сочетаться с цветом основного материала. Если материал плотный (например, зимнее пальто) пуговицы с двумя или четырьмя отверстиями пришивают на ножке из ниток, высота которой должна соответствовать толщине ткани.

При выполнении ручных работ применяют следующую терминологию.

Терминология, применяемая при выполнении ручных работ

Термин

Содержание работы

Область применения

Рисунок

Сметать

Временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине.

Сметать части пояса, части обор­ки, детали изде­лия.

Наметать

Временно соединить две де­тали, наложенные одна на дру­гую.

Наметать кар­ман на основную деталь.

Приметать

Временно соединить мелкую деталь к более крупной.

Приметать пояс к фартуку.

Заметать

Временно закрепить подогну­тые края детали, складки.

Заметать низ из­делия, боковые срезы и складки.

Обметать

Обработать срезы петельными стежками с целью предохранения их от осыпания.

Обметать срезы.

Подшить

Закрепить подогнутый край изделия постоянными стежками.

Подшить низ изделия.

Пришить

Прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения.

Пришить кнопки, пуговицы к изделию.

Личный показ мастером трудовых приёмов:

- обучение трудовым приёмам по выполнению простых ручных стежков и строчек- дозированным методом;

- предупреждение ошибок, возможных затруднений в работе;

- показ способов самоконтроля.

Показ и объяснения приёмов работы с учётом правил техники безопасности.

Указание и рекомендации по осуществлению самоконтроля за ходом работы и её результатами.

Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ

(технические условия):

  1. Меловые линии переводят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки.

  2. Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен отличаться от цвета соединяемых деталей.

  3. Смётывают детали по копировальным стежкам или меловым линиям. После смётывания нитки копировальных стежков удаляют.

  4. Нитку закрепляют в начале и в конце строчки. В начале с помощью узелка на конце нитки, в конце – двумя – тремя стежками.

  5. Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани.

  6. Отделку на изделии пришивают нитками в цвет отделки.

  7. Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц. Пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани.

Вводный инструктаж.

Цель этапа: убедиться в прочных знаниях, обучающихся по безопасному для здоровья обращению с оборудованием и инструментами

И прежде чем приступить к работе вспомним правила организации рабочего места:

  • Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать с левой стороны.

  • Расстояние от глаз до работы должно составлять примерно 30 сантиметров.

  • Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.

  • Правильная посадка во время работы заключается в следующем:

  1. Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение.

  2. Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.

  3. Голову слегка наклонить вперёд.

  4. Нельзя опираться грудью о стол.

  5. Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см.

  • Перед началом работы и после окончания работы нужно вымыть руки.

  • Иглы и булавки хранить в подушечке или в игольнице, шить с напёрстком.

  • Нельзя иглу и булавки брать в рот, вкалывать в одежду.

  • Сломанную иглу не выбрасывать, а класть в специально отведённую для этого коробку.

  • Ножницы, иглы и булавки хранить в рабочей коробке.

  • Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего.

  • Передают ножницы кольцами вперёд, держась за сомкнутые лезвия.

Правила безопасности при работе с электроутюгом:

  1. Убедится в исправности шнура и вилки, наличии заземления и диэлектрического коврика под ногами, а также термостойкой подставки под утюгом.

  2. Касаться электрического шнура, переключателя и вилки только сухими руками.

  3. Правильно выбирать на утюге термический режим ВТО.

  4. Следить, чтобы подошва утюга не касалась проводов и посторонних предметов.

  5. При ВТО стоять ногами на диэлектрическом коврике.

  6. Не касаться рукой горячих поверхностей утюга.

  7. В конце выполнения работы отключить утюг от электропитания и установить его на термостойкую подставку.

  8. Отключать утюг от сети только за вилку.

Обратить внимание при влажно-тепловой обработке:

  • проверить температуру нагрева утюга;

  • при выполнении влажно-тепловых работ обрабатываемый участок детали располагают ближе к работающему;

  • увлажнять и утюжить детали по направлению нити основы, до полного удаления влаги.

Акцентировать внимание обучающихся на качественном выполнении

задания, соблюдении Т.У., Т. Б., норм культуры труда, рациональном использовании рабочего времени.

Сообщить обучающимся критерии оценок:

Балл «5» – самостоятельная работа; выполнение и перевыполнение нормы времени; умение пользоваться инструктивным материалом; выполнение технических требований; соблюдение требований охраны труда; правильная организация рабочего места; отличное качество изготовленного изделия.

Балл «4» – самостоятельная работа; выполнение нормы времени; умение пользоваться инструктивным материалом; выполнение технических требований; соблюдение требований охраны труда; правильная организация рабочего места; хорошее качество изготовленного изделия.

Балл «3» – самостоятельная работа; выполнение нормы времени; нерациональное использование инструктивного материала; незначительное нарушение технических требований; соблюдение требований охраны труда; правильная организация рабочего места; выполнение работы с устранимыми дефектами; удовлетворительное качество изготовленного изделия.

Балл «2» – несамостоятельная работа; невыполнение норм времени; нерациональное использование инструктивного материала; значительные нарушения технических требований; соблюдение требований охраны труда;

правильная организация рабочего места; выполнение работы с неисправимыми дефектами; неудовлетворительное качество изготовленного изделия.

III Текущий инструктаж- 5 часов

Цель этапа наблюдение за индивидуальной работой обучающихся, коррекция допущенных ошибок и неточностей. Данный этап позволяет выявить и вовремя устранить массовую ошибку (если такая появится).

Проводится методом обхода рабочих мест, обучающихся:

-проверка организации и начала работы, организации рабочих мест обучающихся, соблюдение правил техники безопасности:

- проверка и инструктирование о правильности выполнения обучающимися приёмов работы при выполнении простых ручных стежков и строчек;

-текущая проверка и инструктирование по вопросам соблюдения технологических приёмов выполнения учебно-производственных работ;

- межоперационный контроль качества выполнения учебно-производственных работ, исправление и предупреждение ошибок, обучающихся в работе.

Практическая работа.

Выполнение простых ручных стежков и строчек

Цель этапа добиться качественной обработки данного узла путем поэтапного дублирования обучающихся действий мастером в процессе наглядной демонстрации (для слабых обучающихся) и самостоятельной работы с инструкционными картами (для сильных обучающихся). Данное разделение улучшает качество освоения материала и стимулирует активность слабых обучающихся.

Цель практической работы выполнить образцы ручных стежков и строчек. Используя наглядные пособия, выполним последовательно ручные работы: сметать, наметать, заметать, пришить, добиться качественной обработки данного вида работы путем поэтапного дублирования обучающихся действий мастером в процессе наглядной демонстрации (для слабых обучающихся) и самостоятельной работы с инструкционными картами (для сильных обучающихся). Данное разделение улучшает качество освоения материала и стимулирует активность слабых обучающихся.

- организовать начало работы, организовать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности:

- изучить инструкционно – технологическую карту и алгоритм действий правильности выполнения простых ручных стежков и строчек и практически выполнить их.

-соблюдать технологические приёмы выполнения учебно-производственных работ;

- межоперационный контроль качества выполнения учебно-производственных работ, исправление и предупреждение ошибок.

IV Заключительный инструктаж-10 мин.

Цель этапа: оценить качество выполнения практического материала, проанализировать вместе с обучающимися ошибки (дать возможность самостоятельно сделать анализ), отметить лучшие работы и поощрить тех, у кого наметился сдвиг в позитивную сторону.

  1. Подведение итогов работы.

-Что нового узнали на уроке?

-Научились ли вы чему-нибудь сегодня на уроке?

-Понятна ли вам технология ручных работ?

-Какие затруднения возникли у вас при выполнении практической работы?

- Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные на этом занятии, в дальнейшей жизни?

-Какие требования предъявляются к выполнению ручных работ?

-Где применяются прямые стежки?

  1. Приём и оценка выполненных учебно-производственных работ обучающихся.

  2. Разбор типичных ошибок.

  3. Отметить лучшие работы.

  4. Анализ и оценка работ обучающихся.

Критерии оценки: правильно выполненные образцы ручных строчек, пришивание пуговиц. Правильно организовано рабочее место, соблюдение техники безопасности.

  1. Задание на дом:

Повторить изученный материал, поместить выполненные образцы в рабочий альбом или на листах А4.

А.Т. Труханова Основы технологии швейного производства: стр. 99-100 (Законспектировать таблицу 7)

Мастер производственного обучения Яланская Ольга Леонидовна

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В.П. Беспалько «Педагогика и прогрессивные технологии обучения» - М.: Институт развития профессионального образования, 2009.

  2. М.А. Жиделев «Производственное обучение» - М.:2008.

  3. Т.В. Матузова «Практикум по производственному обучению по профессии «Портной»», Москва Академия. 2003г.

  4. А.Т. Труханова «Справочник молодого швейника» - Москва; Высшая школа, 1993.

  5. А.Т Труханова «Технология изготовления женской и детской легкой одежды» стр. 104 – 110.

  6. Труханова, А.Т. Основы технологии швейного производства Учебное пособие. /А.Т. Труханова – М.: 2000. -358с.

Приложение1

Карта эффективности урока.

  1. Твое отношение к уроку (подчеркнуть)

    1. Хороший, интересный

    2. Обычный, нормальный

    3. Скучный, неинтересный

    4. Другой _____________________________________________

  1. Вспомни (как можно точнее) название темы урока _________________________________________________________

  2. Какая цель стояла перед тобой на уроке? _________________________________________________________

  3. Чему новому ты научилась? _________________________________________________________

  4. Какие ранние полученные знания были использованы. _________________________________________________________

Приложение 2

Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ

(технические условия):

  1. Меловые линии переводят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки.

  2. Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен отличаться от цвета соединяемых деталей.

  3. Смётывают детали по копировальным стежкам или меловым линиям. После смётывания нитки копировальных стежков удаляют.

  4. Нитку закрепляют в начале и в конце строчки. В начале с помощью узелка на конце нитки, в конце – двумя – тремя стежками.

  5. Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани.

  6. Отделку на изделии пришивают нитками в цвет отделки.

  7. Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц. Пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани.

Приложение 3

При выполнении работ используются инструменты и оборудование:

Ручные иглы должны быть острыми, неломкими, хорошо отполированными, с ушком достаточных размеров. Иглы различают по диаметру (толщине) и длине по номерам от № 1 до №12. Иглы подбирают в зависимости от вида изделия и обрабатываемой ткани. Для хлопчатобумажных тканей применяются иглы № 1-3. В соответствии с номером иглы и видом обрабатываемой ткани следует, и подбирать и номер ниток. При изготовлении хлопчатобумажных тканей применяют нитки № 40-80.

Сантиметровая лента представляет собой ленту из прорезиненной ткани, длиной 150 см, с металлическими закрепками на концах, Сантиметровую ленту применяют для снятия мерок на фигуре, при раскрое материала.

Напёрсток предназначается для предохранения пальца от укола при проталкивании иглы в ткань. Его надевают на средний палец правой руки. Величина напёрстка должна точно соответствовать толщине пальца.

Ножницы используют для раскроя тканей, обрезки ниток. Ножницы, применяемые в швейном производстве, имеют восемь номеров.

Булавки могут быть с металлической или стеклянной головкой. Применяют для скалывания деталей изделия, прикалывания бумажных лекал к ткани. Булавки должны быть тонкими, хорошо заостренными и отшлифованными.

Портновский мел применяют для обозначения на материале линий и знаков при раскрое и примерке. Иногда вместо мела пользуются тонко заточенным сухим мылом.

Колышек – приспособление для удаления намётки при шитье. Колышки изготавливают из дерева, стекла или кости. Его применяют для выправления углов борта, воротника, различных фигурных швов.

Приложение 4

Дополнительный материал.

Ножницы.

Первые ножницы изобретены полторы тысячи лет до нашей эры. Самые старые ножницы в Восточной Европе найдены под Смоленском, в Гнездово. По составу материала, из которого они были изготовлены, ученые определили, что ими работал кожевник X в.

На Руси ножницы делали кустари, занимавшиеся изготовлением ножей. Материалом для изготовления ножниц служило железо, сталь, иногда даже серебро, покрытое позолотой.

Некоторые мастера-изготовители давали волю фантазии: из-под их рук выходила диковинная птица с клювом, который резал ткань. Это были настоящие художники, которые превращали простой рабочий инструмент в произведение искусства. Иногда украшений на ножницах было так много, что это затрудняло пользование инструментом, и они оставались чисто декоративным предметом. Например, так получилось с ножницами, кольца которых были увиты металлическими виноградными лозами с кистями винограда.

Существует множество разновидностей этого древнейшего режущего инструмента. У ножниц есть своя «специализация»: для кожевников, парикмахеров, лекарей. Различаются они по размеру – от маленьких для маникюра до громадных для разрезания автомобилей.

Созданы электрические ножницы, которые режут толстую кожу, резину, линолеум, пластик со скоростью 20 метром в минуту.

Самые совершенные – лазерные ножницы, их используют на швейных предприятиях. Электронная вычислительная машина составляет и воспроизводит на экране выкройки одежды любого фасона, придуманного модельерами. Оператор-раскройщик вносит в эти выкройки с помощью светового карандаша окончательные изменения, и лазерные ножницы автоматически разрезают ткань по этим выкройкам. 

Пуговица.

До появления пуговиц даже верхнюю одежду надевали через голову. В Европу пуговицы завезли из Турции около 900 лет назад. Модны были крупные пуговицы диаметром несколько сантиметров. В пуговицы вставляли портреты, цветы, бабочек и покрывали стеклом. Также пуговицы делали из жемчуга, дерева, перламутра, кости, рога, кожи и драгоценных камней. Их пришивали на одежду сотнями – уже не для удобства, а для красоты.

Утюг.

В древние времена до появления утюгов на Руси, а также в Средней и Северной Европе пользовались деревянным прессом для распрямления ткани после стирки. Затем появилась деревянная каталка, на которую наматывали бельё, потом прокатывали по доске несколько раз.

В XIV в. Начали применять деревянную утюжильную машину. Она приводилась в действие зубчатым колесом вручную или конным воротом и имела деревянные валики, двигающиеся по доске.

Первый утюг появился в начале XVI в. Он представлял собой большой, тяжелый корпус, сделанный из латуни, стали или чугуна, с широкой отполированной нижней поверхностью и деревянной ручкой. Нагревали такие утюги на плите, или раскаленным железом, либо углями, которые закладывали внутрь корпуса. Манжеты и некоторые другие вещи утюжили с помощью специального приспособления из латуни в форме колокола, внутри которого находилось раскаленное железо. Изделия из тонких тканей утюжили стеклянным цилиндром, которым распрямляли их до удаления всех мелких складок.

На протяжении трех последующих веков конструкция утюга менялась незначительно, улучшалось качество и возрастала скорость работы.

Существенным достижением начала XX в. Считается создание электрического утюга, не зависящего от внешнего нагревателя, обязательным элементом которого стал терморегулятор. Затем начали применять устройства для увлажнения тканей при утюжении; традиционную чугунную подошву сменила более легкая алюминиевая или с антипригарным покрытием; корпус и ручки стали изготавливать из жаростойких пластмасс. Это основные характеристики современного бытового электроутюга.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!