СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды работы над текстом на уроках чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды работы над текстом на уроках чтения.

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже первоклассники, только – только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок литературного чтения считают одним из нелюбимых.

Каким  же мастерством нужно обладать учителю, чтобы не только поддерживать у детей интерес, но и развивать его от урока к уроку! К сожалению, на уроках нередко можно услышать от учителя «Читай дальше, читай громче, читай ещё раз…» это случается тогда когда учитель слабо владеет приёмами работы над текстом.

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его много раз с новым заданием. Вот тогда – то ребёнок открывает в нем что – то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия дляработы надсодержание, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

             Из своей практики хочу поделиться тем, как я систематизировала виды работы над текстом на уроке чтения.

При написании поурочного плана  нет надобности подробно записывать то задание, которое будет предложено ученикам. Часто достаточно указать в плане урока лишь номер вида работы.

Виды работы над текстом на уроке чтения.

  1. Чтение всего текста (по заданию учителя).
  2. Чтение, деление на части. Составление плана.
  3. Чтение  по готовому плану.
  4. Чтение, после чтения пересказывание.
  5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
  6. Чтение с сокращением текста. (Дети убирают из текста предложения и слова, которые можно опустить).
  7. Чтение цепочкой по предложению.
  8. Чтение цепочкой по абзацу.
  9. Чтение в полголоса.
  10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
  11. Чтение, ответы на вопросы.
  12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
  14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.).
  15. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набираем 10 – 15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребёнок должен прочитать с нормой 50 – 55 слов  в минуту.)
  16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
  18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
  19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел, (для сказки).
  20. Чтение, нахождение предложений, которые  стали поговоркой, (для басни).
  21. Чтение, составление сценария к диафильму, (кратко, подробно.)
  22. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
  23. Беседа с сопровождением выборочного текста.
  24. Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.
  25. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
  26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
  27. Установление путём чтения причинно – следственных связей.
  28. Чтение названия рассказа (Как ещё можно назвать текст?)
  29. Чтение по ролям.
  30. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  31. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
  32. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой  лица реагирует на услышанное.)
  33. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:

 

 

 

 
   
  1. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально.
  2. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т.д.
  3. Конкурсное чтение стихотворений.
  4. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  5. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
  6. Чтение стихотворений, расстановка пауз.
  7. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  8. Чтение стихотворений цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
  9. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
  10. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
  11. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме    

_________чн___________,_________________жи__________ и т.д.

  1. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем правило.
  2. Нахождение в рассказе  самого длинного слова.
  3. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное + прилагательное; б) существительное + глагол; в) местоимение + глагол.
  4. Чтение, пометка непотных слов.
  5. Чтение слабочитающими детьми слов с предварительной разбивкой их на слоги.
  6. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
  7. Нахождение и чтение в тексте слов, близкий по значению данным (данные слова записаны на доске.)
  8. Чтение слов, к которым даны сноски.
  9. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
  10. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме: «Осень», «Зима» и т.д.
  11. Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором).

        К тексту на уроке дети возвращаются порядком до 18 раз, получая новые задания.

Благодаря использованию на уроках чтения описанных выше видов работы над текстом достигнуты значительные успехи в усовершенствовании техники чтения.

 

Просмотр содержимого документа
«Виды работы над текстом на уроках чтения.»

Виды работы над текстом на уроках чтения.

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже первоклассники, только – только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок литературного чтения считают одним из нелюбимых.

Каким же мастерством нужно обладать учителю, чтобы не только поддерживать у детей интерес, но и развивать его от урока к уроку! К сожалению, на уроках нередко можно услышать от учителя «Читай дальше, читай громче, читай ещё раз…» это случается тогда когда учитель слабо владеет приёмами работы над текстом.

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его много раз с новым заданием. Вот тогда – то ребёнок открывает в нем что – то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия дляработы надсодержание, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

Из своей практики хочу поделиться тем, как я систематизировала виды работы над текстом на уроке чтения.

При написании поурочного плана нет надобности подробно записывать то задание, которое будет предложено ученикам. Часто достаточно указать в плане урока лишь номер вида работы.

Виды работы над текстом на уроке чтения.

  1. Чтение всего текста (по заданию учителя).

  2. Чтение, деление на части. Составление плана.

  3. Чтение по готовому плану.

  4. Чтение, после чтения пересказывание.

  5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

  6. Чтение с сокращением текста. (Дети убирают из текста предложения и слова, которые можно опустить).

  7. Чтение цепочкой по предложению.

  8. Чтение цепочкой по абзацу.

  9. Чтение в полголоса.

  10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

  11. Чтение, ответы на вопросы.

  12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

  13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

  14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.).

  15. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набираем 10 – 15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребёнок должен прочитать с нормой 50 – 55 слов в минуту.)

  16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

  17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

  18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

  19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел, (для сказки).

  20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговоркой, (для басни).

  21. Чтение, составление сценария к диафильму, (кратко, подробно.)

  22. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».

  23. Беседа с сопровождением выборочного текста.

  24. Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.

  25. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

  26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

  27. Установление путём чтения причинно – следственных связей.

  28. Чтение названия рассказа (Как ещё можно назвать текст?)

  29. Чтение по ролям.

  30. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

  31. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

  32. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное.)

  33. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:








  1. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально.

  2. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т.д.

  3. Конкурсное чтение стихотворений.

  4. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

  5. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

  6. Чтение стихотворений, расстановка пауз.

  7. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

  8. Чтение стихотворений цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

  9. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

  10. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.

  11. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме

_________чн___________,_________________жи__________ и т.д.

  1. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем правило.

  2. Нахождение в рассказе самого длинного слова.

  3. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное + прилагательное; б) существительное + глагол; в) местоимение + глагол.

  4. Чтение, пометка непотных слов.

  5. Чтение слабочитающими детьми слов с предварительной разбивкой их на слоги.

  6. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

  7. Нахождение и чтение в тексте слов, близкий по значению данным (данные слова записаны на доске.)

  8. Чтение слов, к которым даны сноски.

  9. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

  10. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме: «Осень», «Зима» и т.д.

  11. Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором).

К тексту на уроке дети возвращаются порядком до 18 раз, получая новые задания.

Благодаря использованию на уроках чтения описанных выше видов работы над текстом достигнуты значительные успехи в усовершенствовании техники чтения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!