СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды работ по развитию речи учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке даны примеры творческих работ для уроков русского языка(творческий диктант, творческое списывание, свободный диктант, творческое (мини) сочинение)

Просмотр содержимого документа
«Виды работ по развитию речи учащихся начальной школы»

Виды творческих работ на уроках русского языка в начальной школе

Первой ступенькой в развитии творческих способностей и коммуникативно-речевых умений является творческое списывание.

Творческое списывание предполагает списывание текста с пропущенными словами, содержащими орфограммы. Ученики имеют перед глазами текст и время на подбор нужного слова. Текст читает учитель. Учащиеся самостоятельно по смыслу подбирают пропущенные слова, проводят орфографический анализ, затем списывают текст, вставляя пропущенные слова.

Примеры:

Наступила долгожданная …(зима). Выпал пушистый …(снег). Он покрыл мягким… (ковром) землю, деревья, крыши домов. К вечеру ударил сильный …(мороз). Он образовал ледяную …(корку) на снегу. Через день началась метель. Северный …(ветер) со свистом кружил в холодном ...(воздухе) колючие …(снежинки).


Закончились летние …(каникулы). Первого сентября перед ребятами раскрыла двери родная …(школа). Звенит звонкий …(звонок). Он созвал веселую …(детвору) в светлые …(классы). В них уютно и …(чисто). Везде еще пахнет свежей …(краской). Начинается первый …(урок). На переменах ребята делятся своими…(впечатлениями) о летнем …(отдыхе).


Творческие диктанты способствуют развитию мышления, речи учащихся, активизации словарного запаса. При написании творческих диктантов текст воспринимается на слух, ученик должен быстрее подобрать нужное слово для вставки, чтобы не отстать от диктовки, поэтому нужен навык в подборке слов. Слова в скобках не называются, ставится вопрос.

Пример: Солнечный дождик.

Я бродил по (лесу, парку). День был солнечный и (жаркий, знойный). Вдруг набежала (синяя, серая, хмурая) туча. Посыпался (частый, мелкий) дождик. (Яркое, летнее) солнце продолжало светить.(Дождевые, прозрачные) капли падали на землю. Они повисали на (зеленой, свежей, молодой) траве и листве деревьев. В каплях дождя играли (солнечные, веселые, озорные) лучики. Вот дождь (кончился, прошел). Я взглянул на небо. По (голубому, чистому, синему) небу дугой протянулась (разноцветная, большая, цветная) радуга. (Душистый, сладкий, ароматный) запах цветов, трав и ягод наполнял воздух. (по Г.Скребицкому)

Свободный диктант способствует развитию письменной речи, грамотному письму. Этот вид работы подготавливает учащихся к более сложному виду работы – изложению. Текст свободного диктанта записывается на доске. Учащиеся прочитывают текст по логически законченным частям, определяют основную мысль каждой из частей. Затем текст закрывается, учитель прочитывает его по частям (четыре-пять небольших предложений). Ученики воспроизводят по одной логической части. При этом не нужно дословно пересказывать текст, важно передать главную мысль, правильно построить предложения, словосочетания. Текст, предлагаемый ученикам, должен быть интересным, понятным, с легко запоминающимся сюжетом.

Примеры: Лесные пожары.

Стоит жара. Лес накален от зноя. На поляне высыхает трава, листья, хвоя, мох. Все это легко загорается. В лесах часто вспыхивают пожары.

Опасны и страшны пожары в густом лесу. Мгновенно вспыхивает хворост. Огонь быстро перебегает от нижних веток к вершинам деревьев. Гибнут растения, звери, птицы.

Пожары возникают сами от ударов молний. Часто их виновниками бывают люди. Осколок стекла, плохо затушенный костер могут принести огромную беду в лес.

Будьте осторожны с огнем! Берегите лес!


Рассвет в лесу.

Кончилась летняя теплая ночь. Легкий туман стоит над лесом. Утренняя роса покрыла листву на деревьях.

Проснулись певчие птицы. Звонко закуковала кукушка. Дятел перелетел с ели на сосну. У него всегда много работы в хвойном лесу.

Вот взошло теплое солнце. Оно обсушило росу. Радостно запели птицы.

Усталый заяц вернулся с ночной охоты. Много врагов у зайчишки. Гналась за ним хитрая лисица. Пугал его страшный филин и ловила разбойница – рысь. Но от всех врагов убежал маленький зайчик.

Творческие сочинения являются наиболее трудным видом творческих работ. Они разнообразны по видам и характеру заданий: сочинения по опорным словам, по личным наблюдения и впечатлениям, по заданной теме, по картине и др. Творческие сочинения вырабатывают у учащихся умение самостоятельно излагать свои мысли, являются ступенью к написанию больших по объему сочинений. В начальной школе удобно проводить работу над созданием мини- сочинений творческого характера.

Пример:

По данным опорным словам составьте связные предложения. Запишите текст на тему: «Зима».

Зима, снег, хлопья, рукавицы, тихий денек, мохнатые ветки, ком снега, снежная пыль, время года, пейзажи, теплый дом, чай.

Образец созданного творческого сочинения

Зима. С неба падает мягкий снег. Снежные хлопья легли на землю и крыши домов. В пушистые рукавицы снег одел все деревья и кусты.

Хорошо гулять по парку в тихий денек. Мохнатые ветки деревьев нависают над тропинкой. Вдруг ком снега упал на землю. Снежная пыль долго дрожит в воздухе. В это время года хочется долго любоваться зимними пейзажами.

Но холод зимы заставляет вернуться в теплый дом. После такой прогулки особенно вкусным кажется крепкий чай с лимоном.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!