Урок №36 по русскому языку в 9 классе.
Тема: Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными. Однородное и неоднородное подчинение придаточных частей в СПП
Цели и задачи урока: дать понятие о видах СПП с несколькими придаточными; познакомить с терминами однородное, последовательное, параллельное подчинение; научить строить схемы СПП с несколькими придаточными; познакомить учащихся с особенностями пунктуации в СПП с несколькими придаточными; повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза от союзного слова и алгоритм для определения вида придаточного предложения.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Актуализация прежних знаний
Тестовая работа
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
сув_ренный, зап_ереться , р_туал
п_ссимизм, уб_речь, нав_вать тоску
вым_чить, отр_жение, аккомп_ниатор
безмол_ствовать, филосо_ский, бесчу_ственный
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?
они выгляд_т хорошо; адрес_ющий письмо
колыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты
слыш_щий удары; туристы закуп_т провизию
снежинки та_т; засе_вший поле
В каком ряду все слова пишутся через дефис?
(долго)играющий, (пол)арбуза, (шеф)повар
(мало)помалу, (кое)кто, (северо)западный
(изжелта)красный, (пол)дома, (куда)нибудь
(всё)таки, (вагоно)ремонтный, (плодово)ягодный
КЛЮЧ: 2,3,2
Фронтальная беседа
На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?
Как отличить союз от союзного слова?
Расскажите об алгоритме, с помощью которого мы определяем вид придаточного предложения.
III.Объяснение нового материала.
Слово учителя. До сегодняшнего урока мы с вами говорили о СПП, состоящих из одной главной и одной придаточной части. Такая форма является наиболее типичной для СПП, наиболее распространенной в устной и письменной речи.
Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. Сегодня мы начинаем знакомство с такими предложениями. Итак, тема нашего сегодняшнего урока
Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них
Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.
СПП с придаточными причины и изъяснительным
Такие предложения называются СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д. (Слайд 12)
Главное предложение
Придаточное предложение1-ой степени
Придаточное предложении 2-ой степени
Работа с учебником: чтение правила
Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных?
Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др.
Запятая ставится, если после придаточного нет ТО или ТАК
Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.
Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться
- Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения
Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.
(Когда…), [ ], (которых…).
СПП с придаточными определительным и времени
Такие предложения называются СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.
- Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения
Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.
СПП с придаточными времени
Такие предложения называются СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными
- При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться:
Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.
[ ], (когда…), (…), (…).
Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.
[ ], (когда…), (когда…), (когда…).
Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.
Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.
Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.
Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.
Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.
IV. Закрепление.
1. Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место. (Однородное подчинение) [ ], (как…), (как…), (как…).
2. Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы там переночевать. (Последовательное подчинение) [ ], (когда…), (чтобы…).
3. Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек. (Параллельное подчинение) (Когда…), [ ], (…которого…).
4. Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки. (Последовательное подчинение) [ ], (что…), (которые…).
5. Когда Ваня рассказывал свою историю, я внимательно слушал, хотя был очень расстроен. (Параллельное подчинение) (Когда…), [ ], (хотя…).
6. Мне казалось, что нужно иметь какие-то особенные знания, чтобы определить наше местоположение. (Последовательное подчинение) [ ], (что…), (чтобы..).
V. Подведение итогов урока.
-Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?
-В чём различие между однородным и параллельным подчинением?
-Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных.
- Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы. Как расставляются знаки препинания в этом случае?
VI. Домашнее задание.