СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными. Однородное и неоднородное подчинение придаточных частей в СПП

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработки уроков по русскому языку для 9 классов ориентированы на работу по учебнику Л.А.Оростенцовой, Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова. Цель данного урока заключена в том, чтобы дать понятие учащимся о видах СПП с несколькими придаточными.

Просмотр содержимого документа
«Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными. Однородное и неоднородное подчинение придаточных частей в СПП»

Урок №36 по русскому языку в 9 классе.

Тема: Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными. Однородное и неоднородное подчинение придаточных частей в СПП

Цели и задачи урока: дать понятие о видах СПП с несколькими придаточными; познакомить с терминами однородное, последовательное, параллельное подчинение; научить строить схемы СПП с несколькими придаточными; познакомить учащихся с особенностями пунктуации в СПП с несколькими придаточными; повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза от союзного слова и алгоритм для определения вида придаточного предложения.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация прежних знаний

  1. Тестовая работа 

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. сув_ренный, зап_ереться , р_туал

  2. п_ссимизм, уб_речь, нав_вать тоску

  3. вым_чить, отр_жение, аккомп_ниатор

  4. безмол_ствовать, филосо_ский, бесчу_ственный

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?

  1. они выгляд_т хорошо; адрес_ющий письмо

  2. колыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты

  3. слыш_щий удары; туристы закуп_т провизию

  4. снежинки та_т; засе_вший поле

В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (долго)играющий, (пол)арбуза, (шеф)повар

  2. (мало)помалу, (кое)кто, (северо)западный

  3. (изжелта)красный, (пол)дома, (куда)нибудь

  4. (всё)таки, (вагоно)ремонтный, (плодово)ягодный

КЛЮЧ: 2,3,2

  1. Фронтальная беседа 

  • На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?

  • Как отличить союз от союзного слова?

  • Расскажите об алгоритме, с помощью которого мы определяем вид придаточного предложения.

III.Объяснение нового материала.

Слово учителя. До сегодняшнего урока мы с вами говорили о СПП, состоящих из одной главной и одной придаточной части. Такая форма является наиболее типичной для СПП, наиболее распространенной в устной и письменной речи.

Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. Сегодня мы начинаем знакомство с такими предложениями. Итак, тема нашего сегодняшнего урока

Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них 

  • Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения 

Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.

СПП с придаточными причины и изъяснительным

Такие предложения называются СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д. (Слайд 12)

Главное предложение
Придаточное предложение1-ой степени
Придаточное предложении 2-ой степени

  • Работа с учебником: чтение правила

  • Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных?

Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др.

  • В каком случае запятая между ними ставится?

Запятая ставится, если после придаточного нет ТО или ТАК

  • Знаки препинания при стечении союзов

Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.

Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться

- Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения 

Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.

(Когда…), [ ], (которых…).

СПП с придаточными определительным и времени

Такие предложения называются СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.

- Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения 

Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.

СПП с придаточными времени

Такие предложения называются СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными 

- При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться: 

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.

[ ], (когда…), (…), (…).

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.

[ ], (когда…), (когда…), (когда…).

  • Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах: 

Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.

Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.

Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.

  • Расставьте знаки препинания, составьте схемы 

Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.

Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.

IV. Закрепление. 

1. Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место. (Однородное подчинение) [ ], (как…), (как…), (как…).

2. Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы там переночевать. (Последовательное подчинение) [ ], (когда…), (чтобы…).

3. Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек. (Параллельное подчинение) (Когда…), [ ], (…которого…).

4. Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки. (Последовательное подчинение) [ ], (что…), (которые…).

5. Когда Ваня рассказывал свою историю, я внимательно слушал, хотя был очень расстроен. (Параллельное подчинение) (Когда…), [ ], (хотя…).

6. Мне казалось, что нужно иметь какие-то особенные знания, чтобы определить наше местоположение. (Последовательное подчинение) [ ], (что…), (чтобы..).

V. Подведение итогов урока.

-Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?

-В чём различие между однородным и параллельным подчинением?

-Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных.

- Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы. Как расставляются знаки препинания в этом случае?

VI. Домашнее задание. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!