СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды орфографических упражнений и упражнений по развитию речи. Методика проведения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды и методика проведения  письменных работ:  текстуальное, или дословное списывание;  выборочное списывание; списывание  творческое, или осложнённое разного рода задачами, письмо по памяти , объяснительный диктант, предупредительный диктант, творческий диктант, диктант с использованием загадок, выборочный диктант, картинный диктант, зрительный диктант, письмо по памяти и др.

Просмотр содержимого документа
«Виды орфографических упражнений и упражнений по развитию речи. Методика проведения.»

Виды и система орфографических упражнений и упражнений по развитию речи. Методика их проведения.


Простейшим видом орфографических упражнений является списывание. Оно может быть с готового текста и с изменением текста.

Ещё К.Д.Ушинский замечал, что списывание должно быть осознанным. Для первого же года обучения он рекомендовал списывание слов с размещением их по рядам, чтобы «голова ребёнка не оставалась без работы». Он рекомендовал вглядеться в слово, представить его образ, осмыслить его, проанализировать состав слова, а потом его писать.

При списывании необходимо обращать внимание на чёткий и красивый почерк, что способствует лучшему запоминанию написания слова, следить за правильным движением руки учащегося.

Различают списывание:

  1. текстуальное, или дословное;

  2. выборочное;

  3. творческое, или осложнённое разного рода задачами.

Текстуальное списывание

Методисты давно обсуждают вопрос о том, как научить детей списывать без ошибок. Так, они рекомендуют учить детей соблюдать определённый порядок действий при списывании. Психологи изучили причины ошибок, которые допускают ученики при списывании, составили наиболее точный и полный алгоритм операций, которые обеспечивают безошибочность воспроизведения текста, а также наметили способы превращения списывания в эффективное средство обучения правописанию.

Так, Г.В.Репкина экспериментально обосновала, что побуквенное копирование не только не избавляет их от ошибок, а, наоборот, приводит к ним. В этом случае ученик не понимает, что он пишет, и значит, это никак не может способствовать запоминанию правильной орфографической формы слова. В этом исследовании была обоснована необходимость списывания смысловыми единицами (предложениями или его законченными по смыслу частями). Кроме того, были разработаны приёмы, обеспечивающие активный орфографический анализ текста путём выделения в нём орфограмм. Специальное внимание Репкина уделила организации контрольной операции при списывании.

Алгоритм списывания, составленный с учётом всех требований, вначале детально развёртывается в обучении. После того как учащиеся научатся осознанно выполнять все действия, последние могут быть переведены в умственный план и сокращены. Отсюда вытекает важное требование к организации обучения списыванию на его первоначальном этапе. Работа вначале проводится только в классе, коллективно, под строгим контролем учителя. Как только учащиеся овладеют всеми операциями, они могут начать списывать дома.

Алгоритм списывания.

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

  2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.

  3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.

  4. Прочитай предложение так, как оно написано.

  5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

  6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.

  7. Проверь написанное:

  1. читай то, что написал, отмечая дужками слоги;

  2. подчеркни орфограммы в написанном;

  3. сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно-чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности. Опора на зрительную и речедвигательную память приводит в действие соответствующие механизмы непроизвольного запоминания, а включение в качестве обязательной операции выделения орфограмм становится фундаментом осознанного умения находить в тексте орфограммы.

При такой организации работы на списывание коротких предложений уходит много времени. Но, во-первых, это окупается качеством списывания, а во-вторых, по мере автоматизации навыка списывания алгоритм выполнения действия постепенно свёртывается. Так, в 3 или 4 классе подчёркивание орфограмм в исходном тексте и при проверке убирается. В результате алгоритм списывания существенно сокращается, он будет состоять из четырёх шагов.

1) Прочитай предложение и повтори его по памяти.

2) Прочитай предложение ещё раз так, как оно написано.

3) Пиши, диктуя себе так, как читал последний раз.

4) Проверь написанное, прочитывая слово за словом так, как оно написано.

Предлагаемая организация обучения списыванию делает его самостоятельным орфографическим упражнением. В этом случае оно не нуждается в дополнительных заданиях.

Выборочное списывание

Активным видом списывания является выборочное списывание, при котором учащиеся выписывают из данного текста по заданию учителя лишь некоторые словосочетания или слова в той или иной форме, например, существительные 3-го склонения, слово с безударной гласной о в корне, прилагательные вместе с именами существительными, с которыми они связаны, и т.д.

Выборочное списывание может сопровождаться классификационной работой, например, в один столбик выписываются существительные 3-го склонения с ь после шипящих на конце, а в другой – существительные 2-го склонения без ь .

Сюда примыкает выполнение такого рода упражнений, как выписывание названий животных, растений, пищи, одежды и т.д., выписывание из произведений описаний природы, быта, портретов.

Творческое списывание, или осложнённое разного рода задачами

В средней школе используется, как правило, творческое списывание. Оно является наиболее осознанным, поскольку связано с выполнением определённого задания и требует обращения к правилам.

Списывание может быть осложнено:

  1. подчёркиванием отдельных букв, слогов и слов;

  2. заданием выписать из текста определённые слова, например существительные 1-го склонения, затем 2-го и 3-го;

  3. разделением отдельных слов предложения на значащие части;

  4. подчёркиванием морфемы, содержащей орфограмму;

  5. выделением орфограммы;

  6. переводом приведённых в тексте цифр в слова с применением правила правописания числительных;

  7. заданием дать краткую грамматическую характеристику отдельных слов по указанию преподавателя;

  8. вставкой пропущенных букв, слов, слогов или целых словосочетаний.

При выполнении такого упражнения требуется, чтобы учащийся сначала прочитал текст и подумал, какой слог, букву или слово он должен вставить, с каким правилом это связано, а затем уже записал. Нельзя допускать, чтобы учащийся механически переписывал текст, а затем подбирал требуемые слова.

Осложнённое списывание как вид орфографического упражнения ценно тем, что оно обеспечивает связь орфографии с грамматикой и развитием речи, что в свою очередь способствует лучшему усвоению правописания.

Письмо по памяти

При обучении орфографии широко используется такой вид работы, как письмо по памяти. Это упражнение позволяет активизировать внимание и все виды восприятия учащихся. Оно проводится обычно во всех классах школы.

Выбранный учителем текст, образцовый по содержанию и в языковом отношении, разбирается на уроке, а затем заучивается школьниками наизусть. Ученики пишут по памяти. Учитель следит за письмом учащихся, затем по окончании работы открывает текст, ученики сверяют с ним написанное. Перед разбором текст выразительно читается учителем. Интонация, паузы, логическое ударение, темп чтения, тембр голоса, которыми пользуется преподаватель, помогают учащимся понять содержание прочитанного, облегчают грамматико-орфографический анализ его.

Иногда текст после обстоятельного разбора в классе даётся на дом для списывания, а на следующий день дети пишут его под диктовку учителя. Другая разновидность такого письма: текст (стихотворный или прозаический) заучивается наизусть, а на другой день в классе дети пишут заученный текст по памяти, без участия учителя.

Словарно-орфографические упражнения

Письмо по памяти лежит в основе словарно-орфографических упражнений, которые особенно важны при изучении правописания «трудных» слов. В программе обычно даётся список таких слов для каждого класса. Например, воробей, корова, молоко (1 класс); деревня, картофель, капуста (2 класс); агроном, комбайн, шофёр (3 класс). Подобные слова усваиваются попутно с изучением грамматических и орфографических тем, но их правописание не определяется грамматикой и орфографическими правилами.

Преподаватель учит детей запоминать написание подобных слов. Он намечает такие моменты работы:

  1. внимательно прочитайте слово про себя и вслух;

  2. справьтесь о значении слова, если не знаете его;

  3. прочитайте слово по слогам и запишите его;

  4. подчеркните ту часть слова, которую стараетесь запомнить;

  5. проверьте по словарю, правильно ли вы записали слово, произнося его по слогам;

  6. подберите несколько родственных слов и запишите их или напишите слово два-три раза.

Очень важно приучить учащихся пользоваться орфографическим словарём как при выполнении упражнений в классе, так и в процессе подготовки домашних заданий.

Наиболее распространённым видом словарно-орфографических упражнений являются диктанты.Диктант – это упражнение, состоящее в записи учащимися материала, воспринимаемого на слух. По своему характеру, способам и целям проведения этот вид упражнения отличается большим разнообразием.

Зрительный диктант

Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. В случае необходимости выясняют значение слова.

Картинный диктант

1)Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в корне и записывают его.

2)Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нём безударную гласную и ставя знак ударения.

3)Учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, выделяют безударную гласную, которую надо запомнить, ставят знак ударения.


Выборочный диктант

(картинный, слуховой, зрительный).

Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:

1)записать в первый столбик слова – названия животных, во второй – слова – названия растений;

2)записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную е , во второй – слова, в написании которых надо запомнить гласную о , в третий – слова, в написании которых надо запомнить гласную а ;

3)выписать только слова из «Словаря»: Урожай, урожай! Наше лето провожай! Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор! На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор!

Диктант с использованием загадок Учитель читает загадку, дети отгадывают её и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы. Диктант по памяти:

1) запись по памяти слов, обозначающих названия инструментов (молоток, лопата, топор);

2) запись по памяти слов, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е.

Диктант с комментированием

Учитель называет слово из «Словаря» или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные записывают слово в тетрадь.

Творческий диктант

Заменить развёрнутое определение одним словом. К примеру:

1) четвёртый день недели (четверг);

2) приём пищи в середине дня (обед);

3) плод яблони (яблоко);

4) помещение для торговли чем-нибудь (магазин).

Организация словарно-орфографической работы с трудными словами предполагает и проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. На материале предложенных текстов учащиеся находят такие слова, выясняют их значение, составляют с ними словосочетания и предложения, а также обосновывают необходимость включения того или иного слова в контекст.


В зависимости от того, какой материал предлагается для диктанта (буквы, слияния, слова, словосочетания, не связанные между собой предложения или связный текст), различают:

  1. буквенные диктанты;

  2. диктанты слияний;

  3. словарные диктанты;

  4. диктанты по словосочетаниям, отдельным предложениям и связным текстам.

По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные.

Обучающие диктанты делятся на предупредительные, объяснительные и комментированные в зависимости от того, когда, в какой момент работы проводится объяснение диктуемого текста: перед, после или во время диктовки.

Предупредительный диктант

Предупредительным называется диктант, при проведении которого диктуемый учителем текст подвергается орфографическому разбору до записи его учащимися (сначала объяснение, затем запись). Например, учитель читает предложение: «Дети ходили к реке ловить раков», после чего задаёт вопросы: о ком говорится в этом предложении? Что говорится? Какое это предложение? Что нужно поставить в конце его? Как нужно писать первое слово в предложении? Как и почему нужно писать слово «ходили»? Как напишем «к реке»? К слову «ловить» подберите проверочное. Что надо написать на конце слова «ловить» и почему? Далее учитель сам поясняет написание слова «раков». После такого разбора под диктовку учителя учащиеся записывают предложение в тетрадь.

Предупредительный диктант имеет свои недостатки:

1) после разбора орфограмм учащиеся нередко пишут текст, не думая над правописанием, т.е. механически;

2) при проведении разбора обычно работают только сильные ученики.

Объяснительный диктант

При объяснительном диктанте сначала происходит запись диктуемого, а потом даются объяснения. Такой диктант можно проводить на уроках закрепления изученного материала, а также при повторении ранее пройденного. По сравнению с предупредительным объяснительный диктант требует от учеников большей самостоятельности.

Возможно сочетание предупредительного диктанта с объяснительным (диктант проводится как объяснительный, а ошибки на неизученные правила предупреждаются).

Комментированный диктант

Особое место на уроках русского языка отводится комментированному диктанту, при проведении которого ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письма.

В 50-е годы липецкие учителя широко применяли на уроках русского языка комментирование предложения. Почему-то этот приём был забыт в большинстве школ. В своей методике С.Н. Лысенкова возродила идею комментированного управления, или комментирования. Учит не только учитель, но и каждый ученик в классе, когда, мысля вслух, объясняя свои действия, «ведёт» за собой остальных. Сначала сильный ученик (а потом и другие учащиеся) говорит всё, что он делает по заданию учителя от начала до конца, и ведёт за собой остальных. Очень важно, чтобы комментированное управление начиналось с первого дня обучения в школе, с первых шагов (письмо элементов букв, проговаривание слов). По мере продвижения от 1-го к 4-му классу комментированное управление переходит в доказательное комментирование-рассуждение при выполнении сложных грамматических задач.

Комментированное управление позволяет решить не только учебные, но и воспитательные, развивающие задачи. У детей вырабатывается гармонический, комплексный учебный навык (мыслю, говорю, записываю), воспитывается чувство локтя, товарищества, а учитель может видеть продвижение в учении каждого благодаря постоянно действующей обратной связи «ученик – учитель».


По характеру операций, учащихся с диктуемым материалом различают выборочные, свободные и творческие диктанты.

Выборочный диктант

Выборочным диктантом называют такой диктант, при котором дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определённому заданию части текста.

Выборочный диктант в сравнении с другими ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.

Можно предложить учащимся выписать словосочетания. Выборочный диктант не следует давать тогда, когда формы выписываемых слов можно определить только в контексте (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных; -тся и -ться в глаголах и т.д.). Выборку текста проводят, принимая за основу либо грамматико-орфографические, либо смысловые признаки. Выборочный диктант можно проводить в нескольких формах. Наиболее простая форма проведения - выписывание слов без их изменения, наиболее трудная – выборочная запись с предварительным изменением слов. Например, при изучении имён существительных полезно задание: выписать все имена существительные, предварительно поставив их в начальной форме.

Свободный диктант

Под свободным диктантом понимают такую запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла.

Ценность свободного диктанта в том, что способствует выработке навыка запоминания диктуемого, при проведении свободного диктанта у учеников воспитывается внимательность, сообразительность, развивается логическая память.

Как средство обучения орфографии свободный диктант уступает другим видам, ибо при свободной диктовке ученики заменяют трудные в орфографическом отношении слова другими, менее сложными.

В настоящее время методика проведения этого вида диктанта такова: учитель сначала выразительно читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению последующей части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся напишут предыдущую.

Творческий диктант

Творческий диктант – это диктант, когда ученик записывает диктуемый учителем текст, предварительно подвергая его изменениям. Различают несколько видов творческого диктанта.

  1. Творческий диктант со вставкой слов (распространение текста).

Речь идёт только о распространении текста второстепенными членами предложения. Перед проведением диктанта учитель указывает, какие именно слова дети должны дополнительно внести в текст.

2) Творческий диктант на замену слов, т.е. с изменением грамматической формы некоторых слов диктуемого текста согласно указаниям учителя.

Трудность этого диктанта заключается в том, что орфографически лёгкие формы заменяются более трудными. Кроме того, дети не имеют перед собой исходного текста.

Диктант с обоснованием

В целях активизации учащихся на уроках русского языка нашёл применение диктант с обоснованием, который считается новым видом диктанта. Суть этого вида упражнения заключается в следующем: ученик сначала даёт письменное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает само слово. Обоснование непременно должно предшествовать написанию, что приучает пишущего сначала думать над тем, как написать слово, а потом уже записывать его. Обоснование может заключаться в написании проверочного слова или в указании его грамматической формы.

Обоснование в 1-2 классах возможно чаще всего как письменное объяснение написания отдельных слов с помощью проверочных. Все мотивируемые написания должны быть подчёркнуты. Обоснование, проводимое с целью сознательного предупреждения возможных ошибок, может быть не только письменным, но и устным. Если вдуматься в содержание диктанта с обоснованием, то видно, что это не новый вид диктанта, а своего рода предупредительный диктант, ибо объяснение написанного проводится устно или письменно до записи диктуемого.

Диктант «Проверяю себя»

Как убеждает школьная практика, диктант «Проверяю себя» вполне доступен для учащихся младших классов. Методика его проведения такова. В процессе записи текста дети подчёркивают все те орфограммы, в написании которых они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя, правильно ли они написали то или иное слово. Ученики могут задавать учителю любые вопросы, причём количество подчёркиваний и исправлений на оценку не влияет. Вполне возможно, что при записи некоторых слов дети не заметят трудностей и сделают ошибки. В таком случае необходима помощь учителя.

Диктант «Проверяю себя» – разновидность объяснительного диктанта: в сравнении с объяснительным диктантом в его обычной форме диктант «Проверяю себя» предполагает отбор для объяснения трудных по написанию слов самостоятельно каждым учеником, а объяснение этих слов даёт учитель или вызванный им ученик.

Преимущество этого диктанта в том, что он даёт возможность выполнения сразу двух функций: обучающей и проверочной. К числу других сильных сторон обучающе-проверочного диктанта относятся следующие:

  1. диктовка рассчитана на сознательное письмо учащихся, дети сами учатся находить трудные орфограммы;

  2. повышается активность учащихся;

  3. диктант требует от детей большого напряжения и внимания;

  4. почти полностью изживаются подсказки и списывание друг у друга, т.к. все сомнительные написания можно выяснить у учителя.

  5. Наряду с этим диктант обладает рядом недостатков:

  6. трудность выявления учителем некоторых типов ошибок;

  7. как и все другие виды объяснительных диктантов, диктант «Проверяю себя» не отражает фактического уровня знаний учеников.

Текущий контрольный диктант

Текущий контрольный диктант проводится для проверки знаний учащихся по изученным темам или отдельным вопросам их. Для контрольного диктанта обычно используют связный текст или отдельные предложения, содержание и конструкция которых понятна младшим школьникам.

Методика проведения контрольного диктанта такова: сначала учитель читает весь текст, после чего задаёт несколько вопросов по содержанию для выяснения степени понимания детьми смысла прочитанного, затем диктует каждое предложение всего один раз, дети повторяют про себя и записывают.

После того как дети запишут весь текст, учитель ещё раз читает его, делая значительные паузы между предложениями, чтобы учащиеся могли проверить написанное.

В качестве текущего контрольного диктанта проводится словарный.

Итоговый контрольный диктант

Итоговый контрольный диктант предполагает проверку усвоения детьми материала, изученного в течении длительного времени, например, четверти или полугодия. Для итогового контрольного диктанта предпочтительнее текст, в котором нет слов на неизученные правила. Если же такие слова встречаются, то их нужно записать на доске. Количество слов в итоговом диктанте строго определено.

Уместно вспомнить методические советы К.Д.Ушинского относительно того, как надо диктовать: «Диктовать должно медленно, ясно, но целыми предложениями, а не отдельными словами, чтобы дети привыкли удерживать в уме целые мысли, а не ловили звуков. Лучше повторить предложение, хотя и это не хорошо, чем разделять его на слова».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!