СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные анализ. Шкала электромагнитных волн. 11 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные анализ. Шкала электромагнитных волн. 11 класс»

Учитель: Дмитриева Екатерина Юрьевна

Класс: 11

Дата:

Урок №37

Тема урока: Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные анализ. Шкала электромагнитных волн.

Тип урока: урок усвоения новых знаний


Планируемые УУД:

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

 - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы, цели, учебных задач урока), рефлексировать свою деятельность.

Познавательные УУД:

- смысловое чтение;

 - находить причинно-следственные связи, выявить закономерности по составу, строению, свойствам, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность.

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению, самоопределение.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Предметные результаты:

Предметные УУД:

- знать шкалу электромагнитных волн, что количественные различия в длинах волн приводят к существенным качественным различиям;

- уметь приводить примеры проявления и практического применения свойств электромагнитных волн; уметь описывать и наблюдать явление дисперсии;

- знать и уметь описывать объяснять различие свойств электромагнитных волн разных диапазонов;

- уметь описывать и объяснять полезные и вредные воздействия излучений на живые организмы; знать способы защиты от вредных излучений.

Оборудование: видеоролик (приложение 1), карточки с заданиями (приложение 2)


Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель создаёт в классе рабочую атмосферу, настраивает учеников на продуктивный урок. Учитель: Добрый день, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста! Надеюсь, что наш урок будет продуктивным, полезным.

  1. Актуализация знаний


Учитель: вспомним предыдущие темы и ответим на вопросы.

1. Что такое свет? (поток электромагнитных волн с длиной волны 4*10-7–8*10-7м)

2. Вспомните, что называют дисперсией? (Дисперсией называется зависимость показателя преломления среды от частоты световой волны)

3. Кто открыл явление дисперсии, и какой опыт со светом поставил этот учёный? (Ньютон)


  1. Мотивация, целеполагание


ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА:

Исчезло ровно две тысячи пятьдесят шесть марок. Я дважды пересчитывал сумму.

-Кого вы подозреваете в преступлении? -Откровенно говоря, не знаю, - ответил кассир.

-Расскажите, как было дело. -Это произошло при следующих обстоятельствах. Я пересчитывал деньги. Вдруг в комнате потухла лампа. Я поставил на стол стул, вскарабкался на него и схватился за лампу. От сильного ожога я пошатнулся и свалился на пол. Некоторое время я был без сознания, а очнувшись, увидел весь этот беспорядок. Деньги исчезли. По телефону я известил о случившемся заводскую охрану. Вот, пожалуй, и все, что я могу вам сообщить. Я обвиняю вас в краже денег! Все рассказанное вами - сплошной вымысел, так как... Что сказал инспектор Варнике кассиру? Что бы вы ответили?

ОТВЕТ- (Лампа дневного света не может вызвать ожога, поэтому рассказ кассира неправдоподобен.)

Учитель: Когда начинает звучать струна? Начинает звучать после удара молоточка по струне.

Как в струне нет звука, так и внутри атома нет света. О чем сегодня пойдет речь? Какова тема? Что необходимо выяснить по теме? Как мы это будем достигать?

Учитель: Как же излучается свет? Назовите источники света. Мы привыкли к тому, что свет излучают раскалённые тела. Хотя существует много холодных источников света. Сегодня на уроке мы узнаем, откуда берётся свет? Почему такая раскалённая лампа накаливания и не горячая лампа дневного света? Какие ещё бывают источники света? Как узнать химический состав Солнца и звёзд, находясь на Земле?


  1. Восприятие и первичное осознание нового материала


(Просмотр видеоролика)


Электромагнитные волны излучаются ускоренно движущимися заряженными частицами. Излучение возникает также, когда атом переходит из возбужденного состояния в основное и во время распада ядра.

Источники излучений делятся на два класса: горячие и холодные.

Тепловое излучение - это излучение нагретых тел. Тепловыми источниками являются Солнце, лампа накаливания, пламя и т. д.

Энергия атомам для излучения может также поступать и из нетепловых источников; например, переменный ток вызывает появление электромагнитного поля; излучение происходит и при переходе атома из возбуждённого состояния в основное, а также при распаде ядра.

Электролюминесценция - это свечение, сопровождающее разряд в газе (полярные сияния, трубки для рекламных надписей). Катодолюминесценция - это свечение твердых тел, вызванное бомбардировкой их электронами (электронно-лучевых трубок). Хемилюминесценция - это свечение, которое происходит при выделении энергии в некоторых химических реакциях (светлячки, некоторые живые организмы и т. д.). Фотолюминесценция - это свечение тела непосредственно под воздействием падающего на него излучения (флуоресцентная лампа, светящиеся краски и т. д.).

Частотное распределение излучения характеризуется спектральной плотностью потока излучения.

Спектральная плотность потока излучения I(ν) - интенсивность излучения на единицу частотного интервала.

Спектральные аппараты - оптические устройства, в которых электромагнитное излучение оптического диапазона разлагается на монохроматические составляющие. Спектры излучения представляют собой набор частот или длин волн, которые содержатся в излучении какого-либо вещества. Они бывают трёх видов.

1) Непрерывный (или сплошной) - это спектр, в котором представлены волны всех длин волн в заданном диапазоне. При нагревании до высокой температуры твердые и жидкие тела дают такой спектр, а также высокотемпературная плазма.

2) Линейчатый спектр - это цветные линии различной яркости, разделенные широкими темными полосами. Такие спектры дают все вещества в газообразном атомарном состоянии. Изолированные атомы излучают свет строго определенных длин волн.

3) Полосатый спектр представляет собой спектр, состоящий из отдельных полос, разделенных темными интервалами. В отличие от линейчатых спектров полосатые спектры образуются не атомами, а молекулами, которые не связаны или слабо связаны друг с другом. Темными линиями на фоне непрерывного спектра являются линии поглощения, которые вместе образуют спектр поглощения.

Длины волн (или частоты) линейчатого спектра вещества зависят только от свойств его атомов, но не зависят от метода возбуждения свечения атомов - это основное свойство линейчатых спектров.

Атомы любого химического элемента дают спектр, непохожий на спектры всех других элементов: они способны излучать строго индивидуальный набор длин волн. Метод определения химического состава вещества по его спектру называется спектральным анализом. В астрономии с его помощью определяют химический состав звёзд, планет, температуру и индукцию их полей и многие другие характеристики. Он также успешно используется в геологии, археологии, криминалистике, металлургии, атомной индустрии и многих других сферах деятельности.

В настоящее время определены спектры всех атомов и составлены таблицы спектров.

Механизмы образования всех электромагнитных излучений одинаковы, отличаются друг от друга методами получения и регистрации. Огромным достижением электромагнитной теории Максвелла было создание шкалы электромагнитных волн. Различают следующие области шкалы: низкочастотное излучение; радиоизлучение; инфракрасные лучи; видимый свет; ультрафиолетовые лучи; рентгеновские лучи; гамма-излучение.

1) Низкочастотные волны - электромагнитные волны с частотой до 100 кГц. Источник: генераторы тока, вибратор Герца. Применение: кино, радиовещание (микрофоны, громкоговорители).

2) Радиоволны - электромагнитные волны с длиной волны более 1 мм и менее 3 км. Источник: колебательный контур. Применение: радиосвязь, радиолокация, телевидение.

3) Инфракрасное излучение представляет собой излучение с частотами в диапазоне от 3 ∙ 10ˡˡ до 3,75 ∙ 10ˡ⁴ Гц. Оно было обнаружено в 1800 году английским астрономом У. Гершелем при изучении красного конца спектра. Источником является любое нагретое тело. Применение: получают изображения предметов по излучаемому теплу; в приборах ночного видения (ночной бинокль); используют в криминалистике, медицине, промышленности для сушки цветных изделий, стен зданий, дерева, фруктов и т. д. Свойства: проходит через непрозрачные тела, а также через дождь, туман, снег; производит химическое действие на фотопластинки; нагревает вещество при поглощении.

4) Видимое излучение - часть электромагнитного излучения, воспринимаемая глазом (от красного до фиолетового) с частотой от 4 ∙ 10ˡ⁴ до 8 ∙ 10ˡ⁴ Гц. Свойства: воздействует на глаза.

5) Ультрафиолетовое излучение - электромагнитное излучение с частотой от 8 ∙ 10ˡ⁴ до 3 ∙ 10ˡ⁶ Гц. Источники: кварцевые лампы, нагретые твердые тела с температурой более 1000 º, светящиеся пары ртути. Свойства: высокая химическая активность, высокая проникающая способность, убивает микроорганизмы, в небольших дозах оказывает благотворное влияние на организм человека (загар), но в больших дозах оказывает отрицательное биологическое воздействие на глаза. Применение: в медицине, промышленности.

6) Рентгеновское излучение - это излучение с частотой от 3 ∙ 10ˡ⁶ до 3 ∙ 10²⁰ Гц. Это излучение было открыто в 1895 году немецким физиком В. Рентгеном. Источник: рентгеновская трубка. Свойства: высокая проникающая способность; облучение в больших дозах вызывает лучевую болезнь. Применение: в медицине (диагностика заболеваний внутренних органов), промышленности (дефектоскопия), научных исследованиях.

7) Гамма-лучи - излучение с очень малой длиной волны - от 10⁻⁸ до 10⁻ˡˡ см. Они были открыты французским физиком П. Вильяром в 1900 году. Источники - ядерные реакции. Свойства: огромная проникающая способность, обладает сильным биологическим эффектом. Применение: в медицине, промышленности (γ-дефектоскопия).

Все излучения имеют как квантовые, так и волновые свойства. Волновые свойства более ярко выражены на низких частотах и менее ярко – при больших, а квантовые свойства более ярко проявляются на высоких частотах и менее ярко - на малых частотах.

Уильям Гершель, английский астроном, прославившийся открытием планеты Уран, обнаружив в спектре Солнца невидимые - инфракрасные - лучи, был так поражен, что двадцать лет хранил об этом опыте молчание. А вот в том, что Марс обитаем и населен людьми, он не сомневался.

Оказывается, так называемые черные дыры, которые имеют такое сильное притяжение, что даже легкие частицы света не могут их покинуть, также способны излучать. Под влиянием огромной гравитации в окрестностях черной дыры рождаются реальные частицы (и фотоны) из вакуума. Английский физик Стивен Хокинг установил, что спектр этого излучения такой же, как и у абсолютно черного тела.


  1. Физкультминутка


  1. Первичная проверка понимания усвоенного

«Чем _____ температура тела, тем быстрее движутся в нём атомы. При их столкновении друг с другом часть _____ энергии идёт на возбуждение, затем атомы излучают и переходят в _______ состояние»

Варианты ответов: ниже, потенциальной, выше, основное, кинетической, возбуждённое.


Правильный вариант: Чем выше температура тела, тем быстрее движутся в нём атомы. При их столкновении друг с другом часть кинетической энергии идёт на возбуждение, затем атомы излучают и переходят в основное состояние.



  1. Первичное закрепление усвоенного


Вопросы по теме:

  1. Какие виды излучения вы знаете?


  1. Подведение итогов урока

Мы заканчиваем наш урок. Проследим логику изучения нами учебного материала.

  1. Рефлексия

  1. Что интересного запомнилось Вам на уроке?

  2. Что оказалось для Вас полезным?

  3. Что представляло наибольшую трудность?

  4. Как Вы оцениваете полученные сегодня знания (глубокие, осознанные; предстоит осознать; неосознанные)?

  1. Домашнее задание

Изучить араграф _______


Глоссарий по теме

Тепловое излучение – это излучение нагретых тел.

Электролюминесценция - это свечение, сопровождающее разряд в газе.

Катодолюминесценция - это свечение твердых тел, вызванное бомбардировкой их электронами.

Хемилюминесценция - это свечение, которое возникает при выделении энергии в некоторых химических реакциях. Фотолюминесценция - это свечение тела непосредственно под воздействием падающего на него излучения.

Спектральная плотность потока излучения I(ν) - интенсивность излучения, приходящаяся на единицу частотного интервала.

Спектры излучения представляют собой набор частот или длин волн, которые содержатся в излучении вещества.

Непрерывный (или сплошной) спектр - это спектр, в котором представлены волны всех длин волн в данном диапазоне.

Линейчатый спектр - это спектр, представляющий собой цветные линии различной яркости, разделённые широкими тёмными полосами.

Полосатый спектр представляет собой спектр, состоящий из отдельных полос, разделенных темными интервалами.

Темными линиями на фоне непрерывного спектра являются линии поглощения, которые вместе образуют спектр поглощения.

Спектральный анализ - это метод определения химического состава вещества по его спектру.

Шкала электромагнитных волн: низкочастотное излучение; радиоизлучение; инфракрасные лучи; видимый свет; ультрафиолетовые лучи; рентгеновские лучи; γ-излучение.

«Чем _____ температура тела, тем быстрее движутся в нём атомы. При их столкновении друг с другом часть _____ энергии идёт на возбуждение, затем атомы излучают и переходят в _______ состояние»

Варианты ответов: ниже, потенциальной, выше, основное, кинетической, возбуждённое.




«Чем _____ температура тела, тем быстрее движутся в нём атомы. При их столкновении друг с другом часть _____ энергии идёт на возбуждение, затем атомы излучают и переходят в _______ состояние»

Варианты ответов: ниже, потенциальной, выше, основное, кинетической, возбуждённое.



«Чем _____ температура тела, тем быстрее движутся в нём атомы. При их столкновении друг с другом часть _____ энергии идёт на возбуждение, затем атомы излучают и переходят в _______ состояние»

Варианты ответов: ниже, потенциальной, выше, основное, кинетической, возбуждённое.



«Чем _____ температура тела, тем быстрее движутся в нём атомы. При их столкновении друг с другом часть _____ энергии идёт на возбуждение, затем атомы излучают и переходят в _______ состояние»

Варианты ответов: ниже, потенциальной, выше, основное, кинетической, возбуждённое.



«Чем _____ температура тела, тем быстрее движутся в нём атомы. При их столкновении друг с другом часть _____ энергии идёт на возбуждение, затем атомы излучают и переходят в _______ состояние»

Варианты ответов: ниже, потенциальной, выше, основное, кинетической, возбуждённое.



«Чем _____ температура тела, тем быстрее движутся в нём атомы. При их столкновении друг с другом часть _____ энергии идёт на возбуждение, затем атомы излучают и переходят в _______ состояние»

Варианты ответов: ниже, потенциальной, выше, основное, кинетической, возбуждённое.



«Чем _____ температура тела, тем быстрее движутся в нём атомы. При их столкновении друг с другом часть _____ энергии идёт на возбуждение, затем атомы излучают и переходят в _______ состояние»

Варианты ответов: ниже, потенциальной, выше, основное, кинетической, возбуждённое.



«Чем _____ температура тела, тем быстрее движутся в нём атомы. При их столкновении друг с другом часть _____ энергии идёт на возбуждение, затем атомы излучают и переходят в _______ состояние»

Варианты ответов: ниже, потенциальной, выше, основное, кинетической, возбуждённое.



«Чем _____ температура тела, тем быстрее движутся в нём атомы. При их столкновении друг с другом часть _____ энергии идёт на возбуждение, затем атомы излучают и переходят в _______ состояние»

Варианты ответов: ниже, потенциальной, выше, основное, кинетической, возбуждённое.



Глоссарий по теме

Тепловое излучение – это излучение нагретых тел.

Электролюминесценция - это свечение, сопровождающее разряд в газе.

Катодолюминесценция - это свечение твердых тел, вызванное бомбардировкой их электронами.

Хемилюминесценция - это свечение, которое возникает при выделении энергии в некоторых химических реакциях. Фотолюминесценция - это свечение тела непосредственно под воздействием падающего на него излучения.

Спектральная плотность потока излучения I(ν) - интенсивность излучения, приходящаяся на единицу частотного интервала.

Спектры излучения представляют собой набор частот или длин волн, которые содержатся в излучении вещества.

Непрерывный (или сплошной) спектр - это спектр, в котором представлены волны всех длин волн в данном диапазоне.

Линейчатый спектр - это спектр, представляющий собой цветные линии различной яркости, разделённые широкими тёмными полосами.

Полосатый спектр представляет собой спектр, состоящий из отдельных полос, разделенных темными интервалами.

Темными линиями на фоне непрерывного спектра являются линии поглощения, которые вместе образуют спектр поглощения.

Спектральный анализ - это метод определения химического состава вещества по его спектру.

Шкала электромагнитных волн: низкочастотное излучение; радиоизлучение; инфракрасные лучи; видимый свет; ультрафиолетовые лучи; рентгеновские лучи; γ-излучение.











Глоссарий по теме

Тепловое излучение – это излучение нагретых тел.

Электролюминесценция - это свечение, сопровождающее разряд в газе.

Катодолюминесценция - это свечение твердых тел, вызванное бомбардировкой их электронами.

Хемилюминесценция - это свечение, которое возникает при выделении энергии в некоторых химических реакциях. Фотолюминесценция - это свечение тела непосредственно под воздействием падающего на него излучения.

Спектральная плотность потока излучения I(ν) - интенсивность излучения, приходящаяся на единицу частотного интервала.

Спектры излучения представляют собой набор частот или длин волн, которые содержатся в излучении вещества.

Непрерывный (или сплошной) спектр - это спектр, в котором представлены волны всех длин волн в данном диапазоне.

Линейчатый спектр - это спектр, представляющий собой цветные линии различной яркости, разделённые широкими тёмными полосами.

Полосатый спектр представляет собой спектр, состоящий из отдельных полос, разделенных темными интервалами.

Темными линиями на фоне непрерывного спектра являются линии поглощения, которые вместе образуют спектр поглощения.

Спектральный анализ - это метод определения химического состава вещества по его спектру.

Шкала электромагнитных волн: низкочастотное излучение; радиоизлучение; инфракрасные лучи; видимый свет; ультрафиолетовые лучи; рентгеновские лучи; γ-излучение.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!