Покажите свое настроение
РЕФЛЕКСИЯ Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе
Болотова Валентина Викторовна, учитель МКОУ Палехская СШ
Что такое рефлексия?
Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Рефлексия , в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой» . Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад . Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание . Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ .
Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
- физическую (успел – не успел);
- сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
- духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния
- рефлексия деятельности
- рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Цветовое изображение настроени я .
- У учащихся две КАРТОЧКИ : синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока;
- « Сказочная поляна » (цветы раздаются в начале урока) ;
Рефлексия деятельности на уроке «Лестница успеха»
Умею…..
Понимаю….
Знаю…..
Рефлексия деятельности
Лесенка успеха
Дерево успеха
3-4 ошибки
1-2 ошибки
Нет ошибок
ПОЕЗД
Фонети
Словарная
работа
ческий
разбор
Изучение нового
материала
Работа в
группах
Рефлексия содержания учебного материала
Сегодня на уроке я:
-научился…
-было интересно…
-было трудно…
-мои ощущения…
-этот урок дал мне для жизни…
-больше всего понравились задания…
«Плюс- минус- интересно»
Плюс
Минус
Интересно
«Анкета»
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был
активно / пассивно
7.Домашнее задание мне кажется
доволен / не доволен
коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен
легким / трудным интересно /не интересно
Рефлексивные сочинения
Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока:
- Сначала мы рассуждали так…
- Потом мы столкнулись с проблемой…
- Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)….
- Мы увидели (поняли)…Значит…
- Теперь мы будем…
Вопросы итоговой рефлексии
может задавать ученик (по желанию, по просьбе учителя…):
- Что мы хотели выяснить на уроке?
- Что нам удалось узнать?
- Мы ответили на поставленный вопрос?
- Что будем делать завтра?
- Что было самым важным на уроке?
- Кто хочет кого-нибудь похвалить?
Заключение
Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.
Организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повышению мотивации ребёнка. А учебная мотивация-залог повышения качества образования, одна из ведущих задач Концепции модернизации российского образования.
В нашей профессии нет предела совершенству. Любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.
Все, что мы делаем сейчас, - это не самоцель, а серьезная подготовка к постоянной внутренней рефлексии.
Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе :
- Что я делаю? - С какой целью? - Каковы результаты моей деятельности? - Как я этого достигла? - Можно ли сделать лучше? - Что я буду делать дальше?
Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост.
- Если понравилось моё выступление: это было актуально, полезно, интересно – поднимите обе руки.
- Если вас это не тронуло – руки не поднимайте .