СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды и приёмы рефлексии на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повышению мотивации ребёнка. А учебная мотивация-залог повышения качества образования, одна из ведущих задач Концепции модернизации российского образования.

Просмотр содержимого документа
«Виды и приёмы рефлексии на уроках в начальной школе»

Покажите свое настроение

Покажите свое настроение

РЕФЛЕКСИЯ  Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе Болотова Валентина Викторовна, учитель МКОУ Палехская СШ

РЕФЛЕКСИЯ Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Болотова Валентина Викторовна, учитель МКОУ Палехская СШ

Что такое рефлексия? Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.   Рефлексия , в упрощённом определении, – это  «разговор с самим собой» . Слово рефлексия происходит от латинского  reflexio  –  обращение назад . Словарь иностранных слов определяет рефлексию как  размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание . Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как  самоанализ . Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Что такое рефлексия?

Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.  

Рефлексия , в упрощённом определении, – это  «разговор с самим собой» . Слово рефлексия происходит от латинского  reflexio  –  обращение назад . Словарь иностранных слов определяет рефлексию как  размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание . Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как  самоанализ .

Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: физическую (успел – не успел); сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно); интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

  • физическую (успел – не успел);
  • сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
  • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: рефлексия настроения и эмоционального состояния рефлексия деятельности рефлексия содержания учебного материала

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • рефлексия деятельности
  • рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Цветовое изображение настроени я . - У учащихся две КАРТОЧКИ : синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока;  « Сказочная поляна » (цветы раздаются в начале урока) ;

Цветовое изображение настроени я .

- У учащихся две КАРТОЧКИ : синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока;

  • « Сказочная поляна » (цветы раздаются в начале урока) ;
Рефлексия деятельности  на уроке  «Лестница успеха» Умею….. Понимаю…. Знаю…..

Рефлексия деятельности на уроке «Лестница успеха»

Умею…..

Понимаю….

Знаю…..

Рефлексия деятельности Лесенка успеха

Рефлексия деятельности

Лесенка успеха

Дерево успеха 3-4 ошибки 1-2 ошибки Нет ошибок

Дерево успеха

3-4 ошибки

1-2 ошибки

Нет ошибок

ПОЕЗД Фонети Словарная работа ческий разбор Изучение нового материала Работа в группах

ПОЕЗД

Фонети

Словарная

работа

ческий

разбор

Изучение нового

материала

Работа в

группах

Рефлексия содержания учебного материала  Сегодня на уроке я: -научился… -было интересно… -было трудно… -мои ощущения… -этот урок дал мне для жизни… -больше всего понравились задания…

Рефлексия содержания учебного материала

Сегодня на уроке я:

-научился…

-было интересно…

-было трудно…

-мои ощущения…

-этот урок дал мне для жизни…

-больше всего понравились задания…

«Плюс- минус- интересно» Плюс Минус Интересно

«Плюс- минус- интересно»

Плюс

Минус

Интересно

«Анкета» 1.На уроке я работал  2.Своей работой на уроке я  3.Урок для меня показался  4.За урок я  5.Мое настроение  6.Материал урока мне был   активно / пассивно 7.Домашнее задание мне кажется доволен / не доволен коротким / длинным  не устал / устал  стало лучше / стало хуже   понятен / не понятен  полезен / бесполезен  интересен / скучен   легким / трудным  интересно /не интересно

«Анкета»

1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был

активно / пассивно

7.Домашнее задание мне кажется

доволен / не доволен

коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен

легким / трудным интересно /не интересно

Рефлексивные сочинения   Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока: Сначала мы рассуждали так… Потом мы столкнулись с проблемой… Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…. Мы увидели (поняли)…Значит… Теперь мы будем…

Рефлексивные сочинения

Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока:

  • Сначала мы рассуждали так…
  • Потом мы столкнулись с проблемой…
  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)….
  • Мы увидели (поняли)…Значит…
  • Теперь мы будем…
Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию, по просьбе учителя…): Что мы хотели выяснить на уроке? Что нам удалось узнать? Мы ответили на поставленный вопрос? Что будем делать завтра? Что было самым важным на уроке? Кто хочет кого-нибудь похвалить?

Вопросы итоговой рефлексии

может задавать ученик (по желанию, по просьбе учителя…):

  • Что мы хотели выяснить на уроке?
  • Что нам удалось узнать?
  • Мы ответили на поставленный вопрос?
  • Что будем делать завтра?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Кто хочет кого-нибудь похвалить?
Заключение Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

Заключение

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.

Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.

Организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повышению мотивации ребёнка. А учебная мотивация-залог повышения качества образования, одна из ведущих задач Концепции модернизации российского образования.

Организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повышению мотивации ребёнка. А учебная мотивация-залог повышения качества образования, одна из ведущих задач Концепции модернизации российского образования.

 В нашей профессии нет предела совершенству. Любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.  Все, что мы делаем сейчас, - это не самоцель, а серьезная подготовка к постоянной внутренней рефлексии.

В нашей профессии нет предела совершенству. Любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

Все, что мы делаем сейчас, - это не самоцель, а серьезная подготовка к постоянной внутренней рефлексии.

Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе : Что я делаю?  - С какой целью?  - Каковы результаты моей деятельности?  - Как я этого достигла?  - Можно ли сделать лучше?  - Что я буду делать дальше?  Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост.

Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе :

  • Что я делаю? - С какой целью? - Каковы результаты моей деятельности? - Как я этого достигла? - Можно ли сделать лучше? - Что я буду делать дальше?

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост.

Если понравилось моё выступление: это было актуально, полезно, интересно – поднимите обе руки.  Если вас это не тронуло – руки не поднимайте .
  • Если понравилось моё выступление: это было актуально, полезно, интересно – поднимите обе руки.

  • Если вас это не тронуло – руки не поднимайте .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!