СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды глагола: совершенный и несовершенный, 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виды глагола: совершенный и несовершенный, 5 класс»

Шес т надцатое февраля  Классная работа Виды глагола

Шес т надцатое февраля Классная работа

Виды глагола

Запишите в тетради слова в два столбика. Что делать? Что сделать? исчезать вообразить Почему мы записали глаголы в два столбика?  Чем они различаются? - Этот признак глагола имеет свое название – вид глагола .

Запишите в тетради слова в два столбика.

Что делать? Что сделать?

исчезать вообразить

  • Почему мы записали глаголы в два столбика?

Чем они различаются?

- Этот признак глагола имеет свое название – вид глагола .

 Дорогие ребята!  Сегодня на уроке мы познакомимся с новой грамматической категорией — вид глагола .  Вы узнаете, что глаголы могут быть совершенного и несовершенного вида, и научитесь определять вид глагола.

Дорогие ребята!

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой грамматической категорией — вид глагола .

Вы узнаете, что глаголы могут быть совершенного и несовершенного вида, и научитесь определять вид глагола.

Как подписать картинки? Бабушка вязала шарф. Бабушка связала шарф.      Б

Как подписать картинки?

Бабушка вязала шарф. Бабушка связала шарф.

Б

 Из предложения Бабушка связала шарф мы узнаём, что шарф готов. Предложение Бабушка вязала шарф не сообщает нам, закончила бабушка свою работу или нет. Глаголы совершенного вида указывают на то, что действие совершилось , достигло (достигнет) своего предела: связала . Глаголы несовершенного вида обозначают действие в его течении : вязала .

Из предложения Бабушка связала шарф мы узнаём, что шарф готов. Предложение Бабушка вязала шарф не сообщает нам, закончила бабушка свою работу или нет.

  • Глаголы совершенного вида указывают на то, что действие совершилось , достигло (достигнет) своего предела: связала .
  • Глаголы несовершенного вида обозначают действие в его течении : вязала .
Расшифруйте запись  читать прочитать    Что делать? Что сделать?    НВ СВ  (невовершенный вид) (совершенный вид)

Расшифруйте запись

читать прочитать

Что делать? Что сделать?

НВ СВ

(невовершенный вид) (совершенный вид)

Как определить вид глагола? Правильно поставь вопрос! Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали? и т. д.  Летать, рисует, выбирали Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д.  Вернуться, напишет, пришли

Как определить вид глагола?

  • Правильно поставь вопрос!
  • Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали? и т. д.

Летать, рисует, выбирали

  • Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д.

Вернуться, напишет, пришли

Учимся играя. Вопрос с приставкой.  Легко запомнить : глаголы совершенного вида отвечают только на те вопросы, которые имеют приставку с- .

Учимся играя. Вопрос с приставкой.

Легко запомнить : глаголы совершенного вида отвечают только на те вопросы, которые имеют приставку с- .

Распределительный диктант «Советуют пословицы» Выпишите глаголы в столбик, определите их вид, поставив к ним вопросы. Образец: свалить (что сделать?) – СВ . Не потрудиться, так и хлеба не добиться. Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Кто привык трудиться, тому без дела не сидится. Свалить дерево – секунда, а вырастить – годы.

Распределительный диктант «Советуют пословицы»

  • Выпишите глаголы в столбик, определите их вид, поставив к ним вопросы.
  • Образец: свалить (что сделать?) – СВ .
  • Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
  • Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться.
  • Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
  • Свалить дерево – секунда, а вырастить – годы.

Не потрудиться (что сделать?) – СВ Не добиться (что сделать?) – СВ Родиться (что сделать?) – СВ Учиться (что делать?) – НВ Трудиться (что делать?) – НВ  Не сидится (что делает?) – НВ Свалить (что сделать?) – СВ  Вырастить (что сделать?) – СВ .
  • Не потрудиться (что сделать?) – СВ
  • Не добиться (что сделать?) – СВ
  • Родиться (что сделать?) – СВ
  • Учиться (что делать?) – НВ
  • Трудиться (что делать?) – НВ
  • Не сидится (что делает?) – НВ
  • Свалить (что сделать?) – СВ
  • Вырастить (что сделать?) – СВ .

 ЗАПОМНИТЕ,  глаголы совершенного вида могут употребляться только в прошедшем и будущем времени , они не имеют формы настоящего времени .

ЗАПОМНИТЕ,

глаголы совершенного вида могут употребляться только в прошедшем и будущем времени , они не имеют формы настоящего времени .

ЗАПИШИТЕ в тетрадь для правил!

ЗАПИШИТЕ в тетрадь для правил!

Сравни!

Сравни!

Важный вывод!!!  Глаголы совершенного вида указывают на то, что действие совершилось, достигло (достигнет) своего предела : приехал, выбросили . Глаголы несовершенного вида обозначают действие в его течении : вязала, ходит и т. д. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали ? и т. д. Бежать, смотрит, растили . Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д. Помыть, купит, выиграли .

Важный вывод!!!

  • Глаголы совершенного вида указывают на то, что действие совершилось, достигло (достигнет) своего предела : приехал, выбросили .
  • Глаголы несовершенного вида обозначают действие в его течении : вязала, ходит и т. д.
  • Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали ? и т. д. Бежать, смотрит, растили .
  • Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д. Помыть, купит, выиграли .
 Контроль с проверкой! 1 . В каком ряду все глаголы совершенного вида? А) поговорить, приезжать, знаю Б) скажет, продолжить, дадут В) сказали, сдают, покататься Г) разыскал, заканчиваем, продадут 2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида? А) ухожу, даю, бросаю Б) испугался, шел, прибежал В) ждал, едем, смог Г) прилетел, рассказывает, жмурится. 3. Какая пара глаголов не является видовой парой? А) сесть - садиться Б) делить - разделить В) класть - положить Г) идти - ходить. Б А Г

Контроль с проверкой!

  • 1 . В каком ряду все глаголы совершенного вида?
  • А) поговорить, приезжать, знаю
  • Б) скажет, продолжить, дадут
  • В) сказали, сдают, покататься
  • Г) разыскал, заканчиваем, продадут
  • 2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?
  • А) ухожу, даю, бросаю
  • Б) испугался, шел, прибежал
  • В) ждал, едем, смог
  • Г) прилетел, рассказывает, жмурится.
  • 3. Какая пара глаголов не является видовой парой?
  • А) сесть - садиться
  • Б) делить - разделить
  • В) класть - положить
  • Г) идти - ходить.

Б

А

Г

Домашнее задание Внимательно изучите материалы презентации Поработайте в тетради для правил Прочит. пар. 108, стр. 123-124 Упр.680 ( по образцу в учебнике!!!) 1 вариант – 1 абзац (шагнуть…..кивать) 2 вариант – 2 абзац ( отъехать…восставать)

Домашнее задание

  • Внимательно изучите материалы презентации
  • Поработайте в тетради для правил
  • Прочит. пар. 108, стр. 123-124
  • Упр.680 ( по образцу в учебнике!!!)
  • 1 вариант – 1 абзац (шагнуть…..кивать)
  • 2 вариант – 2 абзац ( отъехать…восставать)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!