Виды чтения в коррекционной работе
На протяжении первых трех лет обучения школьники упражняются в различных видах чтения и письма, каждый из которых имеет определенное значение для формирования навыков полноценной учебной деятельности. Так, в ходе обучения происходит освоение и использование таких видов чтения, как сплошное, беглое(поисковое), выборочное, чтение с проработкой материала, смешанное…Однако специфика логопедических занятий по преодолению дислексии и дисграфии требует особых приемов и методов, среди которых и адаптация общепринятых видов учебных заданий к задачам коррекционного обучения, и создание новых.
Для устранения первоначальных затруднений в овладении чтением можно использовать некоторые вспомогательные приемы. Опишем их подробнее.
При частой потере строки в читаемом тексте следует приучить детей координировать перемещение взора вдоль строки:
а)с опорой на передвижение пальца;
б)с помощью картонного «уголка», передвигаемого по строке слева направо(уголок, открытый влево, удобнее, чем вырезанное «окошко», в которое трудно точно «поймать» слоги разной длины от одной гласной до 4-5 букв, могущих составлять один слог, ограничив их от соседних слогов);
в)вдоль неподвижной закладки, линейки;
г)без внешней опоры.
Для закрепления связи между буквой и звуком (в тех случаях, когда это возможно) следует использовать следующие приемы:
-подчеркивание акустического образа звука с акцентом на артикуляторные ощущения, например Б-бубнит, В-воет, Ж-жужжит, З-звенит, М-мычит, П-пыхтит, Р-рычит, С-свистит, Х-храпит, Ц-цыкает, Ш-шипит…;
-подчеркивание зрительного образа буквы: Ж-жук, К-полжука, О-обруч, П-перекладина и т.д.
Мы рекомендуем весьма эффективные тренировочные упражнения в чтении слоговых таблиц по указке со сменой порядка в цепочках из двух-трех слогов, что приучает детей к осознанному, произвольному управлению взором при чтении, в то время когда главной задачей является, например, дифференциация смешиваемых звуков (ца-ча-ца, щу-щу-чу и т. П)
В том случае, когда ученик не узнает слово, которое он прочитывает по слогам с явным ударением на каждом слоге, ему поможет предварительное выделение жирным шрифтом либо подчеркивание ударного слога в каждом из подобранных для чтения слов и демонстрация того, как при повторном чтении все слоги в слове произносятся более слитно, с одним доминирующим ударным слогом, приближаясь к манере разговорной речи.
Полезным приемом является и чтение деформированных слов и текстов(«рассыпанные» на буквы или слоги слова, словосочетания; восстановление слов и смысла в разнообразных «путаница»…).В этих случаях незаменимы забавные тексты, веселые загадки и потешки, отрывки из произведений отечественной детской литературы и фольклора. Такой речевой материал дает детям возможность воспринять и полюбить «вкус родимой речи».
В коррекционном плане работа на материале деформированных текстов позволяет детям упражнять формируемые функции в усложненных условиях, при одновременном решении широкого спектра задач, включенных в программу обучения.
Важно подчеркнуть, что работа по определению дислексии и дисграфии проводится логопедом параллельно, без искусственного деления, поскольку процесс чтения органично включается в процесс письма, выполняя при этом функцию контроля за написанием. Качество такого контроля у учащихся определяется не только навыком распределения внимания и его объемом, но и степенью координации сенсо-моторных процессов.
Просмотр содержимого документа
«Виды чтения и письма в коррекционной работе»
Виды чтения в коррекционной работе
На протяжении первых трех лет обучения школьники упражняются в различных видах чтения и письма, каждый из которых имеет определенное значение для формирования навыков полноценной учебной деятельности. Так, в ходе обучения происходит освоение и использование таких видов чтения, как сплошное, беглое(поисковое), выборочное, чтение с проработкой материала, смешанное…Однако специфика логопедических занятий по преодолению дислексии и дисграфии требует особых приемов и методов, среди которых и адаптация общепринятых видов учебных заданий к задачам коррекционного обучения, и создание новых.
Для устранения первоначальных затруднений в овладении чтением можно использовать некоторые вспомогательные приемы. Опишем их подробнее.
При частой потере строки в читаемом тексте следует приучить детей координировать перемещение взора вдоль строки:
а)с опорой на передвижение пальца;
б)с помощью картонного «уголка», передвигаемого по строке слева направо(уголок, открытый влево, удобнее, чем вырезанное «окошко», в которое трудно точно «поймать» слоги разной длины от одной гласной до 4-5 букв, могущих составлять один слог, ограничив их от соседних слогов);
в)вдоль неподвижной закладки, линейки;
г)без внешней опоры.
Для закрепления связи между буквой и звуком (в тех случаях, когда это возможно) следует использовать следующие приемы:
-подчеркивание акустического образа звука с акцентом на артикуляторные ощущения, например Б-бубнит, В-воет, Ж-жужжит, З-звенит, М-мычит, П-пыхтит, Р-рычит, С-свистит, Х-храпит, Ц-цыкает, Ш-шипит…;
-подчеркивание зрительного образа буквы: Ж-жук, К-полжука, О-обруч, П-перекладина и т.д.
Мы рекомендуем весьма эффективные тренировочные упражнения в чтении слоговых таблиц по указке со сменой порядка в цепочках из двух-трех слогов, что приучает детей к осознанному, произвольному управлению взором при чтении, в то время когда главной задачей является, например, дифференциация смешиваемых звуков (ца-ча-ца, щу-щу-чу и т. П)
В том случае, когда ученик не узнает слово, которое он прочитывает по слогам с явным ударением на каждом слоге, ему поможет предварительное выделение жирным шрифтом либо подчеркивание ударного слога в каждом из подобранных для чтения слов и демонстрация того, как при повторном чтении все слоги в слове произносятся более слитно, с одним доминирующим ударным слогом, приближаясь к манере разговорной речи.
Полезным приемом является и чтение деформированных слов и текстов(«рассыпанные» на буквы или слоги слова, словосочетания; восстановление слов и смысла в разнообразных «путаница»…).В этих случаях незаменимы забавные тексты, веселые загадки и потешки, отрывки из произведений отечественной детской литературы и фольклора. Такой речевой материал дает детям возможность воспринять и полюбить «вкус родимой речи».
В коррекционном плане работа на материале деформированных текстов позволяет детям упражнять формируемые функции в усложненных условиях, при одновременном решении широкого спектра задач, включенных в программу обучения.
Важно подчеркнуть, что работа по определению дислексии и дисграфии проводится логопедом параллельно, без искусственного деления, поскольку процесс чтения органично включается в процесс письма, выполняя при этом функцию контроля за написанием. Качество такого контроля у учащихся определяется не только навыком распределения внимания и его объемом, но и степенью координации сенсо-моторных процессов.