1
Виды человеческих знаний.
План урока .
- Термин «знание»
- Виды знаний.
- Научное познание
- Социальное познание.
Термин «знание» употребляется в разных смыслах:
- Как способности, умения, навыки , которые базируются на осведомленности
- Как познавательно значимая информация
- Как особая познавательная единица , выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью — практическим отношением.
Виды знаний.
житейское
Носит эмпирический характер.
Базируется на здравом смысле и обыденном сознании.
Является основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.
Сводится к констатации фактов и их описанию
научное
Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов.
Осуществляет предвидение различных явлений.
Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.)
Виды знаний.
Практи-ческое
Овладение вещами, преобразование мира
Художе-ственное
Целостное отображение мира и человека в нем.
Строится на образе, а не на понятии
Рациональ-ное
Отражение реальности в логических понятиях и категориях.
Связано с рациональным мышлением
Виды знаний.
Иррациональ-ное
Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему.
Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки
Личностное
Зависимо от способностей субъекта и от
особенностей его интеллектуальной деятельности
Научное познание
Все знают и все понимают только дураки и шарлатаны.
Антон Чехов.
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно -организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
cor.edu.27.ru
Проверим домашнее задание:
В чём состоят особенности научного познания?
irgri.ucoz.ru
особенности научного познания следующие:
— объективность добываемого знания;
— развитость понятийного аппарата (категориальность);
— рациональность, связанная с непротиворечиворечивостью, доказательностью и системностью;
— проверяемость;
— высокий уровень обобщения знаний;
— универсальность;
— использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен , может изучать все в человеческом мире.
Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин .
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Проверим домашнее задание.
Назовите основные уровни и формы научного познания.
irgri.ucoz.ru
Эмпирический
Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.
Теоретический
Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.
Научное познание – уровни:
Эмпирический уровень:
Научный факт (событие, физический процесс)
Эмпирический закон
Теоретический уровень:
Проблема
Гипотеза
Теория
Формы научного познания
Эмпирические методы:
наблюдение, эксперимент,
измерение, описание,
сравнение.
Теоретические методы:
Аналогия (сходство в качествах),
Моделирование (воспроизведение схожих характеристик на другом объекте- «модели»),
Идеализация – мыслительные объекты, реально не существующие в опыте и действительности( «прямая», «точка», «идеальный газ», «абсолютно твёрдое тело»)
Абстрагирование ( мысленное отвлечение от ряда свойств предмета и выделение какого-либо свойства )
Методы научного познания
Сделаем выводы:
Эмпирические знания - фрагментарны (дают знания только об отдельных сторонах изучаемого объекта)
Теоретические знания - системны, раскрывают сущность изучаемого объекта.
Только единство всех методов научного познания обеспечивает их истинность.
Социальное познание.
Люди существуют друг для друга.
Марк Аврелий.
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
Ленин.
Проверим домашнее задание.
Чем отличаются знания социальные и гуманитарные.
Социальное знание – анализ общественных процессов и выявление в них
закономерных, повторяющихся явлений
Гуманитарное знание - анализ целей, мотивов, ориентации человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений
Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы.
Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.
1.Субъект и объект познания совпадают.
2. Получаемое социальное знание всегда
связано с интересами индивидов-субъектов познания.
3. Социальное знание всегда нагружено
оценкой, это ценностное знание.
Особенности социального познания
4. Сложность объекта познания — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии.
5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин .
6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.
Особенности социального познания
Понимание - (стр. 62 М.М.Бахтин)
Обращение к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий и т. д., с тем чтобы понять их смысл .
Невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям.
Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека , одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.
Особенности гуманитарного познания
Объективный Научный
Знание о событии ,
Событие, имевшее место в определенное время, при определенных
которое описано с
учетом специфики
социальной ситуации,
в которой оно имело
место .
условиях.
Не зависит от
исследователя.
Может быть не
Зафиксирован в
зафиксирован .
книгах, документах
или иным путем.
Социальный факт
Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп
Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные)
Словесные (вербальные) действия : мнения, суждения, оценки
Виды социальных фактов.
Чтобы факт стал научным , его следует интерпретировать (лат. interpretatio — истолкование, разъяснение).
Прежде всего факт подводится под какое-либо научное понятие .
Далее изучаются все существенные факты , из. которых складывается событие, а также ситуация(обстановка), в которой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами.
Зачем интерпретировать социальный факт?
Сделаем выводы:
Таким образом , интерпретация социального факта — это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения .
Только интерпретированный факт является действительно научным фактом.
1.Утверждение «Товар имеет стоимость» является примером
А) представления
Б) понятия
В) суждения
Г) умозаключения
Повторим ранее изученное.
2. Критерием (ями) истины является (ются):
А) соответствие господствующему в
обществе учению
Б) практика
В) мнение руководства
Г) всё указанное выше
3. И чувственное и рациональное познание:
А) формирует представления и знания
о предмете
Б) начинается с ощущения
В) даёт наглядный образ предмета
В) использует логическое умозаключение.
4.Верны ли следующие суждения
о социальном познании?
А. В социальном познании его субъект и объект совпадают.
Б. В социальном познании активно используется эксперимент.
А)Верно только А
Б)Верно только Б
В)Верны оба суждения
Г) Оба суждения неверны.
5. Какое суждение строится на образе?
А)научное
Б) практическое
В) художественное
Г) житейское
6. Форма знания, выражающая специфику эмпирического уровня научного познания.
А) закон
Б) теория
В) факт
Г) концепция
7.Найдите и укажите термин не связанный с понятием
«научное познание»
Закономерность, примета, синтез, объективность, исследование.
Ответ:_____________
8.Найдите и укажите термин не связанный с понятием «мышление»
Обобщение, уподобление, ощущение, отвлечение, сравнение.
Ответ:_______________
9.Назовите три вида социальных фактов, каждый из них проиллюстрируйте примером.
10. Укажите четыре отличия знания от веры.
Написать эссе по теме :
«Видеть и чувствовать – это быть, размышлять, это жить»
В. Шекспир.
Домашнее задание.