СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды аддиктивной реализации. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков. Отклоняющееся поведение приёмного ребёнка, навыки управления «трудным» поведением ребёнка.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды аддиктивной реализации.

Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков. Отклоняющееся поведение приёмного ребёнка, навыки управления «трудным» поведением ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Виды аддиктивной реализации. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков. Отклоняющееся поведение приёмного ребёнка, навыки управления «трудным» поведением ребёнка.»

Виды аддиктивной реализации. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков.  Отклоняющееся поведение приёмного ребёнка, навыки управления «трудным» поведением ребёнка.  Педагог-психолог:Н.Г.Шишкина

Виды аддиктивной реализации.

Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков. Отклоняющееся поведение приёмного ребёнка, навыки управления «трудным» поведением ребёнка. Педагог-психолог:Н.Г.Шишкина

Аддиктивность – это склонность, пагубная привычка.   Девиантность – это отклонение от нормы .
  • Аддиктивность – это склонность, пагубная привычка.

  • Девиантность – это отклонение от нормы .
Трудный ребёнок – это ребёнок, чьё поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. К трудным детям относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.
  • Трудный ребёнок – это ребёнок, чьё поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию.
  • К трудным детям относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.
Формы «трудного» поведения приёмного ребёнка: Воровство Ложь Агрессия Попрошайничество Бродяжничество Избегание близких отношений Аддиктивное поведение (приём алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ).

Формы «трудного» поведения приёмного ребёнка:

  • Воровство
  • Ложь
  • Агрессия
  • Попрошайничество
  • Бродяжничество
  • Избегание близких отношений
  • Аддиктивное поведение (приём алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ).
Коррекция склонности к той или иной форме «трудного» поведения приёмного ребёнка, как одна из видов девиантного поведения в подростковом возрасте эффективна при условии реализации коррекционно-развивающих программ, содействующих личностному росту и самоопределению подростков, преодолению им эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем, развитию навыков и умений, облегчающих поиски выхода из трудных жизненных ситуаций.
  • Коррекция склонности к той или иной форме «трудного» поведения приёмного ребёнка, как одна из видов девиантного поведения в подростковом возрасте эффективна при условии реализации коррекционно-развивающих программ, содействующих личностному росту и самоопределению подростков, преодолению им эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем, развитию навыков и умений, облегчающих поиски выхода из трудных жизненных ситуаций.
Причины отклоняющегося от норм поведения подразделяются на две группы: Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами. Выделяют следующие симптомы:  - адекватность поведения ребёнка нормативам, соответствующим его возрасту и половой принадлежности(н-р: тревога при разлуке с близкими характерна для младенческого возраста, но весьма редка и поэтому ненормальна для подростков);  - длительность сохранения расстройства (н-р: кратковременные страхи, припадки, нежелание что-то делать могут испытывать большое количество детей). Но если эти и другие расстройства сохраняются длительное время, это уже отклонение от нормы;

Причины отклоняющегося от норм поведения подразделяются на две группы:

  • Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами.

Выделяют следующие симптомы:

- адекватность поведения ребёнка нормативам, соответствующим его возрасту и половой принадлежности(н-р: тревога при разлуке с близкими характерна для младенческого возраста, но весьма редка и поэтому ненормальна для подростков);

- длительность сохранения расстройства (н-р: кратковременные страхи, припадки, нежелание что-то делать могут испытывать большое количество детей). Но если эти и другие расстройства сохраняются длительное время, это уже отклонение от нормы;

 -  т о же относится и к колебаниям в поведении и эмоциональном состоянии детей;  - появление изменений в поведении ребёнка по сравнению с его обычным поведением, особенно если их трудно объяснить только с точки зрения нормального развития и созревания;  - появление тяжёлых и часто повторяющихся симптомов (н-р: родители считают, что у ребёнка появились ночные кошмары. Не следует обращать особого внимания, если они говорят об этом со слов ребёнка. другое дело, если он просыпается ночью в слезах и это повторяется часто;  - не следует обращать особое внимание на один, существующий изолированно, симптом.

- т о же относится и к колебаниям в поведении и эмоциональном состоянии детей;

- появление изменений в поведении ребёнка по сравнению с его обычным поведением, особенно если их трудно объяснить только с точки зрения нормального развития и созревания;

- появление тяжёлых и часто повторяющихся симптомов (н-р: родители считают, что у ребёнка появились ночные кошмары. Не следует обращать особого внимания, если они говорят об этом со слов ребёнка. другое дело, если он просыпается ночью в слезах и это повторяется часто;

- не следует обращать особое внимание на один, существующий изолированно, симптом.

Вывод: всё перечисленное следует оценивать в соответствии со средой, в которой живёт и развивается ребёнок. Очень важно с пониманием относиться к этническим, социальным и культурным различиям, существующим в обществе. Чаще всего совершают преступления подростки с остаточными явлениями органического поражения головного мозга – 33,1% преступлений. Больные олигофренией – 20,1 % преступлений. Больные с патологиями характера – 4,4% преступлений. Больные неврозами – 2,6 % преступлений .
  • Вывод: всё перечисленное следует оценивать в соответствии со средой, в которой живёт и развивается ребёнок. Очень важно с пониманием относиться к этническим, социальным и культурным различиям, существующим в обществе.
  • Чаще всего совершают преступления подростки с остаточными явлениями органического поражения головного мозга – 33,1% преступлений.
  • Больные олигофренией – 20,1 % преступлений.
  • Больные с патологиями характера – 4,4% преступлений.
  • Больные неврозами – 2,6 % преступлений .
Причины социального и психологического характера:  Общая причина социального характера - отношение общества к подросткам.  Основная причина психологического характера – низкая самооценка детей, особенно подростков.
  • Причины социального и психологического характера:

Общая причина социального характера - отношение общества к подросткам.

Основная причина психологического характера – низкая самооценка детей, особенно подростков.

Традиционно выделяют следующие причины: Дефекты правового и нравственного сознания. Содержание потребностей личности. Особенности характера. Особенности эмоционально-волевой сферы. Незавершённость процесса формирования личности. Отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения. Зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит .

Традиционно выделяют следующие причины:

  • Дефекты правового и нравственного сознания.
  • Содержание потребностей личности.
  • Особенности характера.
  • Особенности эмоционально-волевой сферы.
  • Незавершённость процесса формирования личности.
  • Отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения.
  • Зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит .
 Выделяют причины, связанные с возрастными кризисами.   В возрасте от 7 до 17 лет подрастающий человек проходит несколько стадий возрастного развития, на каждой из которых происходят значительные изменения физического и психологического состояний, меняются эмоциональные и коммуникативные восприятия.

Выделяют причины, связанные с возрастными кризисами.

В возрасте от 7 до 17 лет подрастающий человек проходит несколько стадий возрастного развития, на каждой из которых происходят значительные изменения физического и психологического состояний, меняются эмоциональные и коммуникативные восприятия.

Незанятость детей и подростков, наличие у них массы свободного времени, с одной стороны, и материальные проблемы родителей, с другой, - вот те основные причины, которые и провоцируют наших детей на девиацию. Имеют тенденцию к увеличению такие виды девиаций: Курение и наркомания – 28 %. Употребление алгоколя – 24 %. Отказ учиться, сквернословие, уход из дома – 20 %. Агрессивность, раннее начало половой жизни – 16 %. Непослушание, ложь, беспорядочная половая жизнь, токсикомания и воровство – 12 %.
  • Незанятость детей и подростков, наличие у них массы свободного времени, с одной стороны, и материальные проблемы родителей, с другой, - вот те основные причины, которые и провоцируют наших детей на девиацию.
  • Имеют тенденцию к увеличению такие виды девиаций:
  • Курение и наркомания – 28 %.
  • Употребление алгоколя – 24 %.
  • Отказ учиться, сквернословие, уход из дома – 20 %.
  • Агрессивность, раннее начало половой жизни – 16 %.
  • Непослушание, ложь, беспорядочная половая жизнь, токсикомания и воровство – 12 %.
Среди конкретных причин возникновения отклонений в поведении наибольшее значение имеют проблемы в приёмной семье ребёнка:  - неблагополучие; разлад в семье; педагогическая некомпетентность приёмных родителей; нарекания; брань при взаимодействии с членами семьи; наказания по пустякам; непонимание или незнание приёмными родителями трудностей детей; алкоголизм приёмных родителей.
  • Среди конкретных причин возникновения отклонений в поведении наибольшее значение имеют проблемы в приёмной семье ребёнка:

- неблагополучие;

  • разлад в семье;
  • педагогическая некомпетентность приёмных родителей;
  • нарекания;
  • брань при взаимодействии с членами семьи;
  • наказания по пустякам;
  • непонимание или незнание приёмными родителями трудностей детей;
  • алкоголизм приёмных родителей.
Приёмные родители должны понимать: как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением; осознание своих слабых сторон; понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты .

Приёмные родители должны понимать:

  • как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением;
  • осознание своих слабых сторон;
  • понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты .
Рекомендации приёмным родителям: Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к «трудному» ребёнку нужен индивидуальный подход. Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем. Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг. Замечайте даже незначительные изменения в поведении, т.к. сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно. Необходимо найти сильные стороны или качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания.

Рекомендации приёмным родителям:

  • Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к «трудному» ребёнку нужен индивидуальный подход.
  • Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
  • Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.
  • Замечайте даже незначительные изменения в поведении, т.к. сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.
  • Необходимо найти сильные стороны или качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания.
 В ребёнка необходимо верить – это главное!  Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию.  Говорите с ребёнком тактично, избегайте резких выражений.

В ребёнка необходимо верить – это главное!

Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию.

Говорите с ребёнком тактично, избегайте резких выражений.

Практические вопросы: Просмотр и обсуждение фрагментов фильма: «Свои дети». «Хозяйка детского дома ».

Практические вопросы:

  • Просмотр и обсуждение фрагментов фильма:
  • «Свои дети».
  • «Хозяйка детского дома ».
Самостоятельная работа: Изучить содержание буклета  «Профилактика зависимостей в детском возрасте».

Самостоятельная работа:

  • Изучить содержание буклета

«Профилактика зависимостей в детском возрасте».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!