Просмотр содержимого документа
«Виды аддиктивной реализации. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков.Отклоняющееся поведение приёмного ребёнка, навыки управления «трудным» поведением ребёнка.»
Виды аддиктивной реализации.
Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков. Отклоняющееся поведение приёмного ребёнка, навыки управления «трудным» поведением ребёнка. Педагог-психолог:Н.Г.Шишкина
- Аддиктивность – это склонность, пагубная привычка.
- Девиантность – это отклонение от нормы .
- Трудный ребёнок – это ребёнок, чьё поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию.
- К трудным детям относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.
Формы «трудного» поведения приёмного ребёнка:
- Воровство
- Ложь
- Агрессия
- Попрошайничество
- Бродяжничество
- Избегание близких отношений
- Аддиктивное поведение (приём алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ).
- Коррекция склонности к той или иной форме «трудного» поведения приёмного ребёнка, как одна из видов девиантного поведения в подростковом возрасте эффективна при условии реализации коррекционно-развивающих программ, содействующих личностному росту и самоопределению подростков, преодолению им эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем, развитию навыков и умений, облегчающих поиски выхода из трудных жизненных ситуаций.
Причины отклоняющегося от норм поведения подразделяются на две группы:
- Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами.
Выделяют следующие симптомы:
- адекватность поведения ребёнка нормативам, соответствующим его возрасту и половой принадлежности(н-р: тревога при разлуке с близкими характерна для младенческого возраста, но весьма редка и поэтому ненормальна для подростков);
- длительность сохранения расстройства (н-р: кратковременные страхи, припадки, нежелание что-то делать могут испытывать большое количество детей). Но если эти и другие расстройства сохраняются длительное время, это уже отклонение от нормы;
- т о же относится и к колебаниям в поведении и эмоциональном состоянии детей;
- появление изменений в поведении ребёнка по сравнению с его обычным поведением, особенно если их трудно объяснить только с точки зрения нормального развития и созревания;
- появление тяжёлых и часто повторяющихся симптомов (н-р: родители считают, что у ребёнка появились ночные кошмары. Не следует обращать особого внимания, если они говорят об этом со слов ребёнка. другое дело, если он просыпается ночью в слезах и это повторяется часто;
- не следует обращать особое внимание на один, существующий изолированно, симптом.
- Вывод: всё перечисленное следует оценивать в соответствии со средой, в которой живёт и развивается ребёнок. Очень важно с пониманием относиться к этническим, социальным и культурным различиям, существующим в обществе.
- Чаще всего совершают преступления подростки с остаточными явлениями органического поражения головного мозга – 33,1% преступлений.
- Больные олигофренией – 20,1 % преступлений.
- Больные с патологиями характера – 4,4% преступлений.
- Больные неврозами – 2,6 % преступлений .
- Причины социального и психологического характера:
Общая причина социального характера - отношение общества к подросткам.
Основная причина психологического характера – низкая самооценка детей, особенно подростков.
Традиционно выделяют следующие причины:
- Дефекты правового и нравственного сознания.
- Содержание потребностей личности.
- Особенности характера.
- Особенности эмоционально-волевой сферы.
- Незавершённость процесса формирования личности.
- Отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения.
- Зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит .
Выделяют причины, связанные с возрастными кризисами.
В возрасте от 7 до 17 лет подрастающий человек проходит несколько стадий возрастного развития, на каждой из которых происходят значительные изменения физического и психологического состояний, меняются эмоциональные и коммуникативные восприятия.
- Незанятость детей и подростков, наличие у них массы свободного времени, с одной стороны, и материальные проблемы родителей, с другой, - вот те основные причины, которые и провоцируют наших детей на девиацию.
- Имеют тенденцию к увеличению такие виды девиаций:
- Курение и наркомания – 28 %.
- Употребление алгоколя – 24 %.
- Отказ учиться, сквернословие, уход из дома – 20 %.
- Агрессивность, раннее начало половой жизни – 16 %.
- Непослушание, ложь, беспорядочная половая жизнь, токсикомания и воровство – 12 %.
- Среди конкретных причин возникновения отклонений в поведении наибольшее значение имеют проблемы в приёмной семье ребёнка:
- неблагополучие;
- разлад в семье;
- педагогическая некомпетентность приёмных родителей;
- нарекания;
- брань при взаимодействии с членами семьи;
- наказания по пустякам;
- непонимание или незнание приёмными родителями трудностей детей;
- алкоголизм приёмных родителей.
Приёмные родители должны понимать:
- как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением;
- осознание своих слабых сторон;
- понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты .
Рекомендации приёмным родителям:
- Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к «трудному» ребёнку нужен индивидуальный подход.
- Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
- Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.
- Замечайте даже незначительные изменения в поведении, т.к. сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.
- Необходимо найти сильные стороны или качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания.
В ребёнка необходимо верить – это главное!
Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию.
Говорите с ребёнком тактично, избегайте резких выражений.
Практические вопросы:
- Просмотр и обсуждение фрагментов фильма:
- «Свои дети».
- «Хозяйка детского дома ».
Самостоятельная работа:
- Изучить содержание буклета
«Профилактика зависимостей в детском возрасте».