СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вязание крючком как вид декоративно-прикладного творчества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю разработку урока по вязанию крючком. Набор петель. Вязание цепочки. Урок дополнен инструкционными картами по началу вязания крючком.

 

Просмотр содержимого документа
«Вязание крючком как вид декоративно-прикладного творчества.»

Тема: Вязание крючком как вид декоративно-прикладного творчества.

  Набор петель. Вязание цепочки.

Цель урока: Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребенка по средствам вязания крючком.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать стремление к углублению знаний по теме «Декоративно – прикладное творчество. Вязание крючком», ознакомить учащихся с материалами, инструментами и приспособлениями для вязания крючком, организацией рабочего места, технологией вязания крючком; сформировать умения вывязывать крючком основных петель.

  • Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление.

  • Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.

Формируемые УУД:

  • Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности.

  • Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку.

  • Предметные: общее представление о материалах, инструментах и приспособлениях для вязания крючком; формирование умений вывязывать начальную петлю и цепочку из воздушных петель, умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; «мозговой штурм», игра «Путаница», ИКТ, рассказ, беседа; индивидуальная практическая работа; демонстрация наглядных пособий, работа с учебником, тетрадью.

Здоровьесберегающие технологии:  физкультминутка.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер; Презентация: «Вязание

крючком», видеоролик «Начало вязания».

Наглядные пособия: образцы готовых изделий, связанных крючком; набор крючков из различных материалов; различные виды пряжи; таблицы с рисунками основных видов петель; инструкционно-технологическая карта по выполнению практической работы ; учебник; рабочая тетрадь. 

Виды контроля: устные вопросы, оценка практической работы, самоанализ.

Тип урока: формирование новых знаний и умений.


Ход урока (90 мин.)
I.Организационная часть: (2 мин.)

Приветствие.

Выяснение посещаемости и отметка отсутствующих.

Проверка готовности к уроку.

II.Актуализация опорных знаний: (10 мин)

Вопрос учащимся:
Давайте вспомним, какие виды рукоделия вам известны?
Какой вид рукоделия вы пробовали выполнять?

Что такое декоративно – прикладное искусства, и на какие виды оно делится?

Где можно применять произведения декоративно – прикладного искусства?
А как вы думаете, с каким видом рукоделия мы с вами сегодня будем знакомиться?

Хорошо.

- Формулируем вместе с учащимися тему и цель урока.

Тему урока записать в тетрадь (слайд 1).
III.Изучение нового материала: (25мин)

  1. Словесно-иллюстративный рассказ.

Беседа: Наверно в вашем гардеробе обязательно есть вязаные изделия, а дом украшают различные мелкие приятные вещицы – салфетки, игрушки, прихватки и т.д.
Ручное вязание до сих пор не утратило своей популярности, а связанные вручную модные, художественно оформленные вещи пользуются постоянным успехом. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, модные, теплые вещи для детей и взрослых, для украшения своего дома.

На прошлом уроке я вас просила найти информацию об истории вязания крючком.

Давайте заслушаем подготовленные сообщения.
Вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства. Вязание даёт возможность создавать индивидуальные вещи из простого клубка пряжи, ниток (слайд 2).

Вязание крючком – процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка (слайд 3).

Крючком можно вязать свитера, безрукавки, кофточки, платья, костюмы, которые удачно подчеркивают силуэт; шали, шарфы, чулки, шляпы – панамы, кепки, сумки, шапочки, варежки, перчатки - придают облику романтичность (слайд 4-8).

  1. Мозговой штурм

А как вы думаете, что называют вязанием? (терминологию – записать в тетрадь)

Вязание – это способ изготовления полотна или отдельного изделия путем сгибания нитей в петли, которые переплетаются между собой.

3. Знакомство с разнообразием крючков. (демонстрация крючков)
Но все же основным инструментом в вязании является крючок. В современном вязании крючком различают три основные техники - тунисское вязание (выполняется длинным крючком), обычное вязание (плотное или тамбурное, выполняется коротким крючком) и филейное вязание (отдельные элементы вывязываются коротким крючком, а затем с помощью определённых техник собираются в готовое изделие.)* В зависимости от того, что именно вы собирайтесь вязать, и следует выбирать крючок.

Крючки бывают металлические, деревянные, костяные и пластмассовые. Они различаются по длине: короткие (12-15 см) - для обычного вязания, и длинные (20-40 см) - для тунисского, или афганского вязания, на таких крючках может помещаться большое количество петель, как на спице. И, наконец, "шпильковые" крючки, которые и крючками не назовешь, они представляют из себя продолговатую рамку (слайд 9-10) .

Строение крючка (слайд 11).

Для работы очень важна толщина крючка. Она бывает от 1,0 до 15,0 мм и отражается номером, соответствующим толщине головки. Например, у крючка № 3 головка 3 мм в диаметре, а № 5 - соответственно 5 мм.

Основная часть крючка — головка (рис. 1, в), по ее толщине определяют номер крючка. Если толщина головки 3 мм, то это крючок № 3. У вязальщицы для работы с нитками разной толщины должен быть набор крючков от № 1 до № 6.

Стержень длинного крючка должен быть гладким и ровным (без утолщений).

Очень важно проследить, чтобы выбранный вами инструмент был хорошо отшлифован. Подбирая крючок, нужно особое внимание обратить на качество головки. Слишком острая головка ранит указательный палец левой руки, а тупая растягивает петли и затрудняет вязание. Крючки всегда хранят в коробке, так как зазубринки, царапинки, изогнутость делают их непригодными для работы.

И самое важное правило: Крючок должен быть в 1,5 — 2 раза тоньше ниток, чтобы хорошо захватывать нитку, не расщеплять ее. Изделия из шерстяной пряжи вяжут толстыми крючками (№ 2—6).

Тонкими металлическими крючками (№ 0,5 — 1,5) вяжут ажурные изделия (кружева, салфетки).

После окончания работы крючки рекомендуется протереть сухой шерстяной или льняной тканью и хранить в сухом месте.


4. Виды пряжи (слайд 12).


Качество вязаного изделия зависит от правильно подобранной пряжи. Она должна соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т. д. Для вязания крючком используют практически любую пряжу - шерстяную, полушерстяную, хлопчатобумажную и синтетическую. Обычно нитки продаются в клубках или мотках.


Покупая пряжу обратите внимание на длину нити, указанную на этикетке мотка фабричного производства. Чем тоньше нить, тем больше метраж. Оптимально, если в 100 г пряжи будет не менее 300м.

Очень важной характеристикой ниток является качество окраски. Если вы решили вязать цветной узор или контрастные полосы, необходимо проверить ещё до начала работы, не полиняет ли изделие. Для этого хорошенько смочите концы нитей водой, заложите в белую ткань, и прогладьте горячим утюгом. Если на ткани не появятся цветные пятна, значит окраска прочная

Лен считается самой крепкой пряжей. Он значительно легче, чем хлопок или шерсть впитывают влагу, и так же легко сохнет. Пряжа из льна не садится и не вытягивается при стирке, не портится при высоких температурах. Она лучше, чем хлопчатобумажная предохраняет от жары. Правда, лён сложно красить или выбеливать. Поэтому, чаще всего пряжа изо льна встречается естественных, серо-бежевых тонов.

Хлопковая пряжа, как правило, тяжёлая, плотная и не эластичная. Красится хлопок хорошо и почти не выгорает. При специальной обработке щёлочью достигается блеск хлопковой нити. Типичный образец такой обработки - пряжа «ирис».

Шерсть является самым признанным материалом в современном вязании крючком.

Вискоза - искусственное волокно. В чистом виде для вязания используется редко, т. к. имеет много недостатков. Обычно входит в состав смесовой пряжи, чаще всего с хлопком.

Фасонная пряжа получается путём смешения различных по цвету и качеству волокон, а также пряжа, изготовленная по особой технологии.

Пряжа должна быть ровной по толщине, однородной и достаточно прочной, так как неодинаковая толщина нити обязательно скажется на внешнем виде и качестве готового изделия. Однако существует специальная буклированная пряжа, с равномерно распределёнными по всей длине узелками или утолщениями.


IV. Физкультминутка (3 минут)

V. Первичное закрепление нового материала (5 минут)

Актуализирует полученные на уроке новые знания;

Игра « Путаница»

Задание. А сейчас я предлагаю вам небольшое задание - ребус, разгадав который вы узнаете, что необходимо учитывать, занимаясь вязанием.
Работать будем бригадами.

Слова перепутались. Соберите слова в правильном порядке, и вы узнаете, что необходимо учитывать, занимаясь вязанием. Первая бригада, выполнившая задание, зарабатывает по одному дополнительному баллу. (Ответы: «Качество пряжи влияет на качество изделий». «Крючок должен быть в 2 раза тоньше ниток». «По толщине крючка определяют номер крючка»).


VI. Практическая работа: (25 мин)

Набор петель. Вязание цепочки.


Просмотр видеоролика «Набор петель»


Вводный инструктаж (слайд 16-18).

При вязании крючком работа продвигается справо налево. Крючок надо держать в руке, как карандаш или ручку. Обе руки при вязании находятся в движении.
Инструктаж по технике безопасности (слайд19).

Поскольку вязание должно приносить только пользу, то нужно при работе помнить следующее:
- Необходимо, чтобы при вязании положение тела было правильным. Садитесь поудобнее, откиньтесь на спинку кресла, дивана, стула.
- Не вяжите лежа – это вредно для зрения.
- Не вяжите по несколько часов подряд. Старайтесь работать не более 2 часов с перерывами.
- Не вяжите при плохом освещении. Свет должен падать слева .
- Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в определенном месте.
- Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком – можно поранить рядом сидящего.
- После работы крючок убирать в футляр или в определенное место.
При работе крючком следует соблюдать не только правила безопасной работы, но и правила правильного положения рук при вязании.

Как правильно держать в руках крючок для вязания.

Существует 2 способа держать крючок: как карандаш (верхний вариант) или как нож (нижний вариант). На втором рисунке приведен пример, как держать крючок для левши. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Положение крючка в руке Положение крючка для левши









Рис. 1 Рис.2


Демонстрация приемов вязания воздушной петли и цепочки из воздушных

петель.

1).Начальная петля: Воздушная петля

В основе вязания крючком всех узоров лежит несколько элементов:
- образование воздушной петли и цепочки из воздушных петель.

Захватите крючком рабочую нить (с указательного пальца левой руки) и протяните через петлю. Получится еще одна петля.


- показ приема выполнения начальной

петли;
- выполнение приема учащимися;
- контроль и помощь учащимся.
Вывязывание воздушной петли и цепочки из воздушных петель. (ТАБЛИЦА 1, 2)
Начальная петля.
Первый шаг при вязании крючком – вывязывание начальной петли. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в неё крючок , захватить рабочую нитку и протянуть ее через петлю.
Воздушная петля является основной для вязания первого ряда и используется для поворота работы, т.е. для перехода от одного ряда к другому. Как её вяжут? Крючок держат в правой руке, начальную петлю придерживают большим и средним пальцами левой руки. Захватывают крючком нить с пальца, накидывая её на крючок. После этого протягивают нить через петлю на крючке. Получилась воздушная петля.
Воздушные петли надо вязать одинаковыми по размеру и не очень плотными, чтобы в них мог легко войти крючок при вязании первого ряда.
( Учитель делает целевые обходы, следя за постановкой рук, положением крючка во время работы, контролирует приемы выполнения начальной петли, цепочки из воздушных петель).

VII. Физкультминутка (3 мин)
Гимнастика для глаз.

1. Исходное положение - сидя на стуле. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна), 8 – 12 раз.

2. Исходное положение - сидя на стуле. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 – 10 раз.

3. Исходное положение - сидя на стуле. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении, 4 - 6 раз.

4. Исходное положение - сидя на стуле. Выполнить четыре моргания в течение 15 – 30 секунд.

Подтягивание.

1. Исходное положение - стоя, руки опущены. На раз - руки поднять вверх, потянуться; на два – вернуться в исходное положение. Повторить 4- 6 раз.

Продолжим работу.

2). Вязание цепочки из воздушных петель.
Используя инструкционную карту и рис. в учебнике стр.
- показ приема выполнения начальной петли;
- выполнение приема учащимися;
- контроль и помощь учащимся.

VIII. Заключительная часть:

  1. Подведение итогов урока (3 мин)

Заключительное слово учителя.

Анализирует выполнение самостоятельной работы.

Целью нашего урока было освоение вами техники вязания крючком, и исполнение в этой технике небольшого элемента. Представленные работы показывают, что большинство из вас отлично справились с заданием, несмотря на то, что сегодня впервые взяли крючок в руки.

Хочется отметить несколько хороших работ, которые выполнены аккуратно, с нужной плотностью.

  1. Выставление оценок (2 мин)

  2. Рефлексия (3 мин)

Игра «Цветик-семицветик»

Обучающиеся получают лепестки цветка, на которых записаны вопросы. Для того, чтобы цветок расцвел и стал красивым, необходимо ответить на вопрос и если ответ верный, поместить свой лепесток на цветке.

  1. Материал, из которого изготавливают крючки? (кость, металл, пластмасса, дерево)

  2. Основа крючка (стержень)

  3. Металл, применяемый для изготовления крючка? (алюминий)

  4. Часть крючка, за которую его удобно держать? (щечки)

  5. Острая часть крючка (головка)

  6. Часть крючка, которой провязывается нить? (бородка)

  1. Указание по подготовке к следующему занятию. (2мин)

Рекомендация учителя: в свободное время отработайте еще несколько раз приемы вязания. Когда ваши руки будут уверено держать крючок, то вы сможете вязать ровные и аккуратные образцы. И это занятие будет приносить вам огромное удовлетворение.

  1. Уборка рабочих мест
























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Демонстрационное пособие

Положение крючка в руке Положение крючка для левши



















Рис. 1 Рис.2



Демонстрация приемов вязания воздушной петли и

цепочки из воздушных петель






















ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Правила безопасной работы инструментами

  • С крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу

  • Крючки и другие приспособления должны быть хорошо отшлифованными, хранить их надо в специальных пеналах и коробках

  • Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека.

  • Нельзя пользоваться ржавыми крючками.

  • Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.

  • Влажно-тепловую обработку изделий проводить на гладильной доске или специально оборудованном столе исправным утюгом.


Санитарно-гигиенические требования при вязании

  • Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.

  • Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула.

  • Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа.

  • Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.

  • Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.









Основные элементы техники вязания крючком

Инструкционная карта «Начало вязания» Таблица 1

п/п

Графическое

изображение

Последовательность выполнения работы

Инструменты

1.


Протяните нить между мизинцем и безымянным пальцем левой руки, вытяните конец нити над безымянным пальцем наружу...


2.





и два раза обмотайте конец нити

вокруг указательного пальца по направлению к себе.



3.




Уложите нить крестообразно в виде петли вокруг большого пальца и зажмите ее средним и безымянным пальцами.


4.




Введите крючок в полученную петлю...


Крючок

5.





и вытяните петлю, зацепив крючком нить около указательного пальца.


Крючок

6.






Вытяните петлю и затяните ее.


Крючок


Инструкционная карта «Воздушная петля» Таблица 2

п/п

Графическое

изображение

Последовательность выполнения работы

Инстру менты

1.





Уложите нить вокруг крючка по направлению к себе.


Крючок

2.





Получился первый накид.

Крючок

3.





Протяните этот накид через образованную петлю — получится первая воздушная петля.


Крючок

4.



Равномерная цепочка из воздушных петель.



Крючок

5.



Цепочка из воздушных петель образует начало любого вязания крючком.

При выполнении цепочки вводить крючок в петли так, чтобы он проходил между двумя нитями одной петли, и часть петли была бы под крючком.

Крючок

6.


Правильное положение крючка: При вязании крючок необходимо держать в правой руке, как карандаш. Указательный палец при этом должен быть вытянут и лежать на крючке. Локти в процессе вязания не должны иметь опоры, кисти рук двигаются одновременно к середине, навстречу друг другу и разводятся в противоположные стороны во время вытягивания нити из петли.


Крючок



Инструкционная карта «Соединительный столбик»

Таблица 3



п/п

Графическое

изображение

Последовательность выполнения работы

Инструменты


1.





Введите крючок во вторую воздушную петлю от крючка (петлю на крючке никогда не считают)...




Крючок

2.





...подхватите рабочую нить и протяните через петлю предыдущего ряда через петлю, находящуюся на крючке


Крючок

3.





Введите крючок в следующую душную петлю.

Крючок
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!