СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ветвления. Использование двухшаговой детализации. Практическая работа № 5 «Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с командой ветвления; показать пример задачи с двухшаговой детализацией, применить на практике.

Просмотр содержимого документа
«Ветвления. Использование двухшаговой детализации. Практическая работа № 5 «Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений»»

Предмет: Информатика

Учитель Полищук Н.В.

Класс: 9-А,Б,В. Дата: 29-30.10.20г.


Урок № 9

Тема : Ветвления. Использование двухшаговой детализации.

Практическая работа № 5 «Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений» ТБ

Цели урока: познакомить учащихся с командой ветвления; показать пример задачи с двухшаговой детализацией, применить на практике.

Задачи урока: Образовательные:

  • сформировать представление у учащихся об основных понятиях темы: команда ветвления, неполная форма команды ветвления;

  • сформировать навыки разработки алгоритмов с ветвлением в ГРИС «Стрелочка»;

Развивающие:

  • развитие информационного видения явлений и процессов окружающего мира;

Воспитательные:

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированности, усидчивости;

  • воспитание познавательного интереса школьников.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • способность к самостоятельной учебной деятельности;

  • личная ответственность за результаты своего труда;

  • мотивация к обучению;

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • понимают учебную задачу урока;

  • отвечают на вопросы;

  • обобщают собственные представления;

  • слушают учителя и ведут диалог;

  • оценивают свои достижения на уроке.

Предметные:

  • устанавливать истинность утверждений;

  • читать и заполнять несложные алгоритмы.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, экспериментально-исследовательский, дифференцированный, частично-поисковый, репродуктивный.

Оборудование:

  • ПК;

  • Интерактивная доска;

  • Презентация.;

  • Раздаточный материал.

Ход урока

I.Организационный момент (2 мин.)

Приветствие. Проверка присутствующих. Сообщение темы урока.

II. Актуализация познавательной деятельности. (5 мин.)

Письменный опрос.

1.В какой из фигур выполняется проверка условия:







2. Циклический алгоритм это:

  1. это такая алгоритмическая структура, в которой осуществляется многократное повторение одной (или нескольких) команд.

  2. алгоритм в котором какая-то последовательность команд должна быть выполнена несколько раз.

  3. графический способ описания алгоритма

  4. это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

3. Требуется нарисовать горизонтальную линию через весь экран. Выберите правильную программу :

  1. пока впереди не край, повторять
    нц
             шаг
    кц

  2. пока впереди не край, повторять 
    нц
           шаг
           поворот
    кц

  3. нач
           шаг
    кон

  4. нц
           шаг
    кц

4. Тело цикла – это:

  1. последовательность команд, входящая в алгоритмическую структуру “цикл”.

  2. графический способ описания алгоритма

  3. это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

  4. алгоритм в котором какая-то последовательность команд должна быть выполнена несколько раз.

5.Нарисовать структуру цикла (блок-схема)

III. Изучение нового материала. (20 мин.)

Объяснение с помощью презентации

Пример задачи с двух шаговой детализацией

Объяснение с помощью презентации «Демонстрация алгоритма с ветвлением «Орнамент» в среде исполнителя Стрелочка».

Команда ветвления

Познакомимся еще с одной командой ГРИС. Она называется командой ветвления. Формат команды ветвления такой:

если  
      то   
      иначе 
кв (слайд 3)

Служебное слово кв обозначает конец ветвления.

По-прежнему ГРИС может проверять только два условия: «впереди край?» или «впереди не край?». — это одна или несколько следующих друг за другом команд. Если справедливо, то выполняется , в противном случае — . Пример показан на рис. 5.12.

(слайд 4)

Такое ветвление называется полным.


Неполная форма ветвления

В некоторых случаях используется неполная форма команды ветвления (рис. 5.13). Например:

если впереди край 
     то поворот
кв

(слайд 4)

Неполная команда ветвления имеет следующий формат:

если
      то   
кв

Здесь выполняется, если справедливо. слайд 5)

Составим последнюю, сравнительно сложную программу для ГРИС. На этом примере вы увидите, что применение метода последовательной детализации облегчает решение некоторых «головоломных» задач.


Пример задачи с двухшаговой детализацией

Задача 6. Построить орнамент, состоящий из квадратов, расположенных по краю поля. Исходное положение ГРИС — в верхнем левом углу, направление на юг (рис. 5.14).

(слайд 6)

Процедуру, рисующую цепочку квадратов от края до края поля, назовем РЯД. Процедуру, рисующую один квадрат, назовем КВАДРАТ. Сначала напишем основную  программу.

программа Орнамент
нач
           сделай РЯД
           поворот
           сделай РЯД 
           поворот
           сделай РЯД 
           поворот 
           сделай РЯД
кон(слайд 7)

Теперь напишем процедуры РЯД и КВАДРАТ:

(слайд 8)

В процедуре РЯД в теле цикла содержится неполное ветвление. Структуру такого алгоритма можно назвать так: цикл с вложенным ветвлением.

На рис. 5.15 приведена блок-схема процедуры РЯД.

Составление этой программы потребовало двух шагов детализации алгоритма, которые выполнялись в такой последовательности:

Теперь вам известны все команды управления графическим исполнителем. Их можно разделить на три группы: простые команды; команда обращения к процедуре; структурные команды. К третьей группе относятся команды цикла и ветвления.

(слайд 9)

IV. Физминутка.

V. Закрепление изученного материала (15 мин.) Практическая работа№ 5

Проработка алгоритма «Орнамент»

VI. Итог урока (2 мин.)

Оценивание работы учеников на уроке.

VII. Домашнее задание (1 мин.)

§7 (с. 39-45), вопросы.

Вопросы и задания

1. Что такое пошаговая детализация?
2. Из каких команд могут состоять вспомогательные алгоритмы последнего уровня детализации?
3. Какой формат имеет команда ветвления? Какие действия исполнителя она определяет?
4. Чем отличается полное ветвление от неполного?
5. Путем пошаговой детализации составьте программы управления графическим исполнителем для решения следующих задач:
• расчертить все поле горизонтальными пунктирными линиями;
• нарисовать квадраты во всех четырех углах поля;
• расчертить все поле в клетку со стороной, равной шагу.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!