СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Ветвление. ПР 4 «Ветвление»»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

обучающий:

  • Знать запись условного оператора в полной и неполной форме;
  • Определять необходимость использования ветвления в задачах;

развивающий:

  • Развивать аналитическое мышление при составлении программы;
  • Развивать логическое мышление при решении задач;

воспитывающий:

  • воспитывать упорство в достижении цели,
  • воспитывать интерес к программированию.

Ход урока

1. Организационный момент  - приветствие; - сообщение темы, целей урока. 2. Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

 

Два учащихся у доски оформляют следующую задачу в виде программы на языке Паскаль и блок - схем:

Даны три стороны  треугольника а,b,c.     

Найти его площадь S.

 -   Остальные учащиеся выполняют следующее задание:

1. Как записывается заголовок программы на Паскале?

Program (name)

2. Как записывается раздел описания переменных?

Var

3. Перечислите типы переменных?

Целые, вещественные, строковые, символьные, символьные

4. Как записывается оператор присваивания?

:=

5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале?

Read (readln),  write (writeln)

3. Объяснение новой темы - изложение нового материала (смотри презентацию)

Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

И в  языке Паскаль имеется оператор ветвления, другое его название – условный оператор. Бывает полное и неполное ветвление. Условный оператор используется для выполнения одного из двух возможных вариантов программы.

Формат записи оператор  ветвления:

if  логическое_условие                          если логическое_условие верно

           then оператор_1                            то выполняется оператор_1 ,

           else оператор_2;                            иначе оператор_2;

Перед else точка с запятой не ставится!

Формат полного оператора ветвления:                                Формат неполного оператора ветвления: if <логическое выражение>                                                       if <логическое выражение>

 then <оператор 1>                                                                       then <оператор>

На языке программирования оператор ветвления в неполной форме IF (условие) THEN (операторы) IF A>B THEN B:=B*2

На языке программирования оператор ветвления в полной форме IF (условие) THEN (операторы)  ELSE  (операторы); Условие записывается с помощью знаков сравнения  и принимает два значения: да или нет.    IF A>B       THEN max:=A  ELSE max:=B; 

Напишем программу для данной задачи (ученики комментируют вслух). program maximym; var A, B, max: integer; begin  writeln (‘введите любые два числа’); readln (A,B); if A>B  then max:=A else  max:=B; writeln (‘ максимальное число‘, max); end.

 

Условие неполное

условие

Оператор

Вход

Выход

Да(нет)

Нет (Да)

Условие полное

Оператор 2

Оператор 1

условие

Вход

Выход

Да(нет)

Нет (Да)

 

Логическое выражение:

  • Простой формой логического выражения является операция отношения:
    •  <                                меньше,
    •  >                               больше,
    •  <=                 меньше или равно,
    •  >=                 больше или равно,
    •  =                               равно,
    •  <>                 не равно.
  • Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:
    •  not     логическое      отрицание    (НЕ),
    •  and    логическое      умножение    (И),
    •  or       логическое      сложение    (ИЛИ),
    •  xor                исключающее  ИЛИ
  • Порядок действий:                                                                  
  • Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.

Операторные скобки:

  • Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: begin … end
  • Конструкция такого вида:

            Begin   <последовательность операторов>  end относится к составным операторам.

  • Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.

 В качестве примера рассмотрим следующую задачу:

Просмотр содержимого документа
««Ветвление. ПР 4 «Ветвление»»»

Урок 17, 8 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата: _______________

Тема урока: «Ветвление. ПР 4 «Ветвление»»

Цель:

обучающий:

  • Знать запись условного оператора в полной и неполной форме;

  • Определять необходимость использования ветвления в задачах;

развивающий:

  • Развивать аналитическое мышление при составлении программы;

  • Развивать логическое мышление при решении задач;

воспитывающий:

  • воспитывать упорство в достижении цели,

  • воспитывать интерес к программированию.

Ход урока

1 . Организационный момент 
- приветствие;
- сообщение темы, целей урока.
2. Проверка домашнего задания







Два учащихся у доски оформляют следующую задачу в виде программы на языке Паскаль и блок - схем:

Даны три стороны треугольника а,b,c.

Найти его площадь S.

- Остальные учащиеся выполняют следующее задание:

1. Как записывается заголовок программы на Паскале?

Program (name)

2. Как записывается раздел описания переменных?

Var

3. Перечислите типы переменных?

Целые, вещественные, строковые, символьные, символьные

4. Как записывается оператор присваивания?

:=

5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале?

Read (readln), write (writeln)

3. Объяснение новой темы
- изложение нового материала (смотри презентацию)

Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

И в  языке Паскаль имеется оператор ветвления, другое его название – условный оператор. Бывает полное и неполное ветвление.
Условный оператор используется для выполнения одного из двух возможных вариантов программы.

Формат записи оператор ветвления:

if логическое_условие если логическое_условие верно

then оператор_1 то выполняется оператор_1 ,

else оператор_2; иначе оператор_2;

Перед else точка с запятой не ставится!

Формат полного оператора ветвления: Формат неполного оператора ветвления:
if if

then then

На языке программирования оператор ветвления в неполной форме
IF (условие) THEN (операторы)
IF AB THEN B:=B*2

На языке программирования оператор ветвления в полной форме
IF (условие) THEN (операторы)  ELSE  (операторы);
Условие записывается с помощью знаков сравнения  и принимает два значения: да или нет.    IF AB       THEN max:=A 
ELSE max:=B;
 

Напишем программу для данной задачи (ученики комментируют вслух).
program maximym;
var A, B, max: integer;
begin 
writeln (‘введите любые два числа’);
readln (A,B);
if AB  then max:=A
else  max:=B;
writeln (‘ максимальное число‘, max);
end.

Логическое выражение:

  • Простой формой логического выражения является операция отношения:

    • меньше,

    • больше,

    • меньше или равно,

    • = больше или равно,

    • = равно,

    • не равно.

  • Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:

    • not логическое отрицание (НЕ),

    • and логическое умножение (И),

    • or логическое сложение (ИЛИ),

    • xor исключающее ИЛИ

  • Порядок действий:

  • Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.

Операторные скобки:

  • Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: begin … end

  • Конструкция такого вида:

Begin end относится к составным операторам.

  • Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.

В качестве примера рассмотрим следующую задачу:

Блок-схема:

  • Program Vetv1en;

  • Var x, y, max: integer;

  • Begin

  • Writeln (‘Введите два числа’);

  • Readln (x, y);

  • if x =y then max:=x
    else max:=y;

  • Writeln (‘наибольшее = ’,max);

  • End.


4. Закрепление знаний

Карточка “Задачи по теме “Организация ветвления на языке Паскаль” 
Задача № 1: Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100. 
Задача № 2: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на –2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 3 раза и вывести на экран. 
Задача № 3: Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.
Задача № 4: Ввести число. Если оно больше 8, разделить его на 4, если меньше или равно 8, то умножить на 5.
Ответы:   

1. If x0   then y: =x-50   else y: =x+100;
2. If a*b
3. If AB   then C:=A-B;
4. If x8   then y:=x/4   else y:=x*5;

5. Домашнее задание.

Параграф 19

Задача. Ввести два числа.  Если их сумма больше 100, то сумму уменьшить в 2 раза, в противном случае увеличить в 2 раза.
6.Итог урока.















Задания:

  1. Определите значение переменной а после выполнения данного алгоритма:

b := 8;
a := 10;
b := b + a * 2;
a := 29 – a;

  1. Определите значение переменной b после выполнения данного алгоритма:

a := 3;
b := 8;
a := b – a * 2;
b := 24 / a * 4;

  1. Определите значение переменной а после выполнения данного алгоритма:

a := 20;
b := 1;
a := (a + b) / 3;
b := a – 2 * b;
a := a – b;


Задания:

  1. Определите значение переменной а после выполнения данного алгоритма:

b := 8;
a := 10;
b := b + a * 2;
a := 29 – a;

  1. Определите значение переменной b после выполнения данного алгоритма:

a := 3;
b := 8;
a := b – a * 2;
b := 24 / a * 4;

  1. Определите значение переменной а после выполнения данного алгоритма:

a := 20;
b := 1;
a := (a + b) / 3;
b := a – 2 * b;
a := a – b;


Задания:

  1. Определите значение переменной а после выполнения данного алгоритма:

b := 8;
a := 10;
b := b + a * 2;
a := 29 – a;

  1. Определите значение переменной b после выполнения данного алгоритма:

a := 3;
b := 8;
a := b – a * 2;
b := 24 / a * 4;

  1. Определите значение переменной а после выполнения данного алгоритма:

a := 20;
b := 1;
a := (a + b) / 3;
b := a – 2 * b;
a := a – b;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!