СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Практическая работа. Работа с графическими данными, построение графиков и диаграмм.»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ:  сформировать представление о ветре как элементе погоды

 

ЗАДАЧИ:

    образовательные: сформировать понятия "ветер", "роза ветров"; сформировать представления о причинно-следственных связях между возникновением, направлением, силой и скоростью ветра и атмосферным давлением; видах ветров; природы и жизнедеятельности человека;

 

   развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к изучению географии; развивать умение выделять главное, анализировать, самостоятельно мыслить; научить строить розу ветров и читать ее; продолжить формирование умений работать с картами, схемами;

 

   воспитательные: экологическое, формирование представления учащихся о природе ветра, о причинах его возникновения.

 

Просмотр содержимого документа
««Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Практическая работа. Работа с графическими данными, построение графиков и диаграмм.»»

Конспект урока 6 класс


Тема : «Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы.

Практическая работа. Работа с графическими данными, построение графиков и диаграмм.»


ЦЕЛЬ: сформировать представление о ветре как элементе погоды


ЗАДАЧИ:

образовательные: сформировать понятия "ветер", "роза ветров"; сформировать представления о причинно-следственных связях между возникновением, направлением, силой и скоростью ветра и атмосферным давлением; видах ветров; природы и жизнедеятельности человека;


развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к изучению географии; развивать умение выделять главное, анализировать, самостоятельно мыслить; научить строить розу ветров и читать ее; продолжить формирование умений работать с картами, схемами;


воспитательные: экологическое, формирование представления учащихся о природе ветра, о причинах его возникновения.


Ход урока :


  1. Организационный момент

Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности к уроку.


  1. Подготовка к изучению нового материала


Сегодня мы продолжаем знакомство с темой атмосфера, и на уроке речь пойдет о природном явлении, которое часто происходит в атмосфере, оно связано с атмосферным давлением, мы каждый день с ним соприкасаемся, а как оно называется, вы узнаете, разгадав загадку:


Завывает, подвывает,

Злым и добрым он бывает.

Злым, когда всерьез дичает

И о прежних днях скучает.

Страшный, словно гад ползучий,

В небесах гоняет тучи

И с надрывом в вихрях стона

Волны дыбит выше дома,

И ломает, почем зря

В море мачты корабля

Добрым он бывает чаще,

Добры, значит настоящий

Движется как звук струны

Гостем южной стороны.

В темноте, при свете дня-

Солнца яркого огня-

То дыханием ласкает,

Подналяжет, отпускает,

То стеной стоит тугой.


- Отгадай, кто он такой? (ветер)


- Итак, тема нашего урока «Ветер», а что вы знаете о ветре?


- Как много вы знаете о ветре, но это не все, на уроке вы узнаете в чем причина образования ветра, познакомитесь с видами ветров, научитесь чертить и анализировать розу ветров.

3. Изучение нового материала


Ветер - это горизонтальное перемещение воздуха вдоль земной поверхности.


  • Ветер, причины образования ветра.


Причина образования ветра – это неравномерное нагревание земной поверхности:

тёплый воздух поднимается вверх, а на его место приходит более тяжелый и плотный холодный воздух.


Ветер представляет собой поток воздуха, движущийся в определенном направлении.


На других планетах он представляет собой массу свойственных их поверхности газов. На Земле ветер движется преимущественно горизонтально.


Классификация, как правило, осуществляется в соответствии со скоростью, масштабом, типами сил, их вызывающими, местам распространения.

Под влиянием потоков находятся различные природные явления и погода.

Ветер способствует переносу пыли, семян растений, способствует перемещению летающих животных.

Но как появляется направленный воздушный поток?

Откуда дует ветер?

От чего зависит его продолжительность и сила?

И вообще, почему ветры дуют?


- Об этом и многом другом мы сегодня с вами и узнаем.


  • Классификация

В первую очередь ветры характеризуют по силе, направлению и продолжительности.


Порывами считаются сильные и кратковременные перемещения (до нескольких секунд) воздушных потоков.

Если дует сильный ветер средней продолжительности (примерно минуту), то его называют шквалом. Более продолжительные воздушные потоки называют в соответствии с их силой.

Так, к примеру, легкий ветер, дующий на побережье, - это бриз.

Есть еще тайфун, ураган, шторм, буря.

Продолжительность ветров может быть также различной. Некоторые длятся несколько минут, например. Бриз, зависящий от перепада температур на поверхности рельефа в течение суток, может продолжаться до нескольких часов.


Местная и общая циркуляция атмосферы складываются из пассатов и муссонов.

Оба этих типа относятся к категории "глобальных" ветров.


Муссоны вызваны сезонными изменениями в температуре и имеют продолжительность до нескольких месяцев.


Пассаты – это воздушные массы, постоянно перемещающиеся. Они обусловлены разницами температур на различных широтах.


Днем суша нагревается быстрее. Нагретый воздух поднимается вверх, давление у поверхности земли понижается. На место ушедшего вверх теплого воздуха начинает поступать прохладный воздух с моря. Образуется бриз - прибрежный ветер, днем всегда дующий с моря на сушу.

Такой ветер, дующий днем с моря на сушу, называется дневной (морской) бриз.


Муссоны - сезонные ветры на Дальнем Востоке

Пассаты - ветры тропических широт


Главная причина образования ветра - это разница в атмосферном давлении. Ветер всегда дует из областей высокого давления в области с более низким давлением. Чем больше разность давлений, тем сильнее ветер.


  • Разница атмосферного давления

Так почему дует ветер? Для детей лучше привести в пример плотину. С одной стороны высота столба воды, к примеру, три, а с другой – шесть метров.

При открытии шлюзов вода перетечет в тот участок, где ее меньше. Примерно то же самое происходит и с воздушными потоками.


В разных частях атмосферы давление различно. Это обусловлено разницей в температуре. В теплом воздухе движение молекул осуществляется быстрее. Частицы стремятся разлететься друг от друга в разные стороны. В связи с этим теплый воздух больше разряжен и весит меньше. В результате давление, которое в нем создается, снижается.

Если же температура понижена, то молекулы образуют более тесные скопления. Воздух, соответственно, весит больше. Давление при этом повышается.

Аналогично воде, воздух обладает свойством перетекать из одной зоны в другую.

Так, поток переходит из участка с повышенным давлением в область с пониженным. Вот почему ветры дуют.


  • Значение ветров

Выяснив, почему ветры дуют, следует сказать о том, какое воздействие они оказывают на жизнь на Земле.


Ветер имеет большое значение для человеческой цивилизации.

Вихревые потоки вдохновляли людей на создание мифологических произведений, расширяли торговый и культурный диапазон, воздействовали на исторические явления.

Ветры также выступали в качестве поставщиков энергии для разных механизмов и агрегатов.

За счет движения потоков воздуха парусные суда получили возможность преодолевать значительные расстояния по океанам и морям, а воздушные шары – по небу.

Для современных летательных аппаратов ветры имеют большое практическое значение – они позволяют экономить топливо и увеличивать подъемную силу.


Но следует сказать, что воздушные потоки могут приносить и вред человеку.

Так, например, из-за градиентных колебаний ветра может быть потерян контроль над управлением самолета.

В небольших водоемах быстрые воздушные потоки и вызванные ими волны могут разрушить постройки. Во многих случаях ветры способствуют увеличению масштаба пожара.


В целом, явления, связанные с образованием воздушных потоков, различными способами воздействуют на живую природу.


  • Практическая часть. Роза ветров

Ветер, как и любой другой элемент погоды, который измеряют для прогнозов погоды синоптики, имеет характеристики: скорость, силу, направление.


Скорость измеряется в м/с, км/ч. Скорость ветра определяется с помощью прибора анемометра.



Сила ветра измеряется в баллах по 12-балльной шкале Бофорта. Чаще используют моряки. Сила ветра определяется визуально по степени воздействия на морскую гладь, флаги, ветви деревьев и т. д.


Направление ветра определяют по той стороне горизонта, откуда он дует. Например, северный ветер дует с севера на юг и т. д. (см. календари погоды). Для определения направления ветра служит прибор флюгер.



Он представляет собой шест длиной 10-12 метров, на конце которого закреплена флюгарка. Флюгарка должна свободно вращаться вдоль оси шеста, она всегда поворачивается по ветру. Ниже закреплены планки, сориентированные по сторонам горизонта.



Диаграмма, на которой показаны направления ветров, господствующих в данной местности, называется розой ветров.


Роза ветров — диаграмма, характеризующая режим ветра в данном месте по многолетним наблюдениям и выглядит как многоугольник, у которого длины лучей, расходящихся от центра диаграммы в разных направлениях, пропорциональны повторяемости ветров этих направлений («откуда» дует ветер).


Роза ветров, построенная по реальным данным наблюдений, позволяет по длине лучей построенного многоугольника выявить направление господствующего, или преобладающего ветра, со стороны которого чаще всего приходит воздушный поток в данную местность.


Объяснение основных элементов розы ветров


  • Основные и промежуточные стороны горизонта.

  • Условно принимают, что одному отрезку на графике, соответствует определенное количество дней.

  • На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.

  • Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют, в центре рисуют кружочек, в котором ставят число дней без ветра (штиль).


С

 Ю

 В

 З

СВ

СЗ

ЮЗ

ЮВ

штиль

 2

 4

 3

 5

 1

 7

 4

 3

2



  1. Подведение итогов урока, выставление оценок


- Выполнили ли мы план сегодняшнего урока?

- Узнали ли мы много нового о ветре?

- Стало ли ещё одной загадкой природы для нас меньше?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!