Экскурсия в природу
Тема: Весна в живой и неживой природе. 3 классс МАОУ НТГО «СОШ 1» дляя обучающихся с ОВЗ.
Подготовила: учитель дефектолог, Селиванова Ольга Сергеевна
Цель - Изучить весенние изменения в природе, дать сравнительную характеристику деревьев, кустарников, травянистых растений и животных;
Задачи:
1. Обучающие: продолжить формировать представления о живой и неживой природе весной, продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи между неживой и живой природой;
2. Развивающие: развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать;
3. Воспитывающие: воспитывать бережное отношение и любовь к природе, растениям и животным.
Экскурсионное оборудование: термометр, лупа, блокнот и карандаш для каждого учащегося, инструктивные карточки.
Ход экскурсии:
Вводная часть. (Проводится в классе)
1. Сообщение темы и целей экскурсии.
- Сегодня, у нас необычный урок, а урок-экскурсия. Тема экскурсии: «Весна в живой и неживой природе». Сегодня мы должны изучить весенние изменения в природе, дать сравнительную характеристику деревьев, кустарников и травянистых растений, животных.
2. Правила поведения.
- Какие правила поведения в природе вы знаете?
-Правильно. Выходя на природу нельзя кричать, баловаться, оставлять после себя мусор, разводить костер без разрешения взрослых.
- Но мы с вами не просто выйдем на прогулку, мы идем изучать природу! И поэтому вы должны четко выполнять мои задания. Мы отправимся в городской парк, давайте вспомним правила дорожного движения и правила поведения на улице (Беседа с учащимися).
3. Учитель делит класс на 3 микрогруппы. Раздает необходимое оборудование.
II. Основная часть. (Проводится на выбранном объекте)
1.Вводная беседа по теме экскурсии.
- Ребята, посмотрите вокруг на то, как красива природа весной. Солнышко светит ярче и становится теплее и радостнее. Но не только у нас поднимается настроение. В затишье, на укромных лесных полянах, солнышко припекает, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется подставить и другую – приятно. Греется на солнышке и ель рогатая, густо, от маковки до подола, обвешанная старыми шишками.
- Вспомните стихотворение А.Плещеева «Уж тает снег…»
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
- О каком времени года рассказывается в стихотворении?
-Назовите изменения, которые произошли в живой природе?
- А какие изменения в живой и неживой природе вы наблюдали весной?
- С приходом весны, меняется ли наша одежда? Почему?
- Что делают люди весной на огородах?
- Что делают люди весной в полях?
- Какие работы вы наблюдали весной в городе? Селе?
2. Самостоятельная работа учащихся на основе инструктивных карточек.
А) А теперь перейдем к наблюдению за изменениями, которые происходят с приходом весны в неживой природе. (Работа по инструктивным карточкам.)
Б) Наблюдение за изменениями в жизни растений. (Работа по инструктивным карточкам.)
В) Наблюдение за изменениями в жизни животных. (Наблюдение за птицами и насекомыми). (Работа по инструктивным карточкам.)
Г) Предварительный отчет экскурсии, предварительные выводы в ходе беседы:
- С каким временем года мы с вами сегодня познакомились?
- Какие изменения весной произошли в живой природе? В неживой природе?
- Изменился ли вид работ людей в поле, огороде; городе, селе весной? Почему?
- Чем отличаются друг от друга травы, кустарники, деревья? Что общего между ними?
- Почему нельзя разрушать птичьи гнезда? К каким последствиям это может привести?
- Понравилась ли вам сегодня экскурсия? Почему?
- Молодцы. Вы сегодня очень хорошо поработали.
III. Заключительная часть. (Выполняется на самоподготовке.)
- Обработка материала, подготовка отчетной документации.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА №1
Посмотрите на небо. Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце. Как оно расположено относительно этого дома? Давайте выполним зарисовку в блокнотах.
Определим цвет неба, облачность. Сделайте соответствующие записи в блокноте.
С помощью термометра определим температуру воздуха, и результат запишем в блокнот
Есть ли сегодня ветер?
Есть ли сегодня какие-либо осадки? (Если да, то назвать какие).
Рассмотри поверхность почвы. Какая она? Чем она покрыта? Сделайте соответствующие записи в блокноте.
Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе?
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА №2
Рассмотрим растения. Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора?
Есть ли листья?
Можем ли мы назвать деревья голыми? Почему?
Что мы можем увидеть в это время года на деревьях?
Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступлением весны?
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА №3
1. Рассмотрите внешний вид птицы, ее размер, форму, окраску. Сделайте соответствующие записи в блокноте.
2.Чем питается птица, за которой мы наблюдаем?
3. Какой вывод можно сделать об изменениях животных с приходом весны?