СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Весёлый русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Весёлый русский язык"»

 Государственное казённое профессиональное

образовательное учреждение

Московской области

«Сергиево-Посадский социально-экономический техникум»








Методическая разработка.



Тема: “Веселый русский язык!”




Подготовила: преподаватель Порошина Л.В.



г.Хотьково


2020


Тема: “Веселый русский язык!”

Лингвистический марафон.

  


Цели:     

 познакомить  детей  с  богатством  русского  языка,

расширить  словарный  запас,   прививать  любовь  к  русскому  языку;

сформировать навыки учебной деятельности;,  развивать логическое  мышление, речь, умение работать в группах;

повысить интерес к учению;

воспитывать чувство ответственности,  взаимопомощи ,сопереживание

 Задачи:

- повысить общую языковую культуру;

- помочь обучающимся расширить и закрепить знания по русскому языку, убедить, что грамматика не свод скучных и трудных для запоминания правил, а увлекательная наука о законах родного языка



Оборудование: красочные плакаты с высказываниями о русском языке, подписанными под портретами авторов; словари, имеющиеся в кабинете (орфографические, толковые, иностранных слов, фразеологизмов и др.).


Ход мероприятия.

 

Учите русский годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!

Ход занятия:

Вступительное слово учителя. Беседа .

- Какое место занимает спорт в вашей жизни?

- Как проходят у вас уроки физкультуры?

- Как спорт помогает сберечь и укрепить здоровье?

–Какие виды спорта вам кажутся самыми интересными?

-Что такое марафон?

МАРАФОН, -а, м. 1. Спортивный бег на 42 км 195 м; вообще спортивное соревнование на самой

большой дистанции или в течение длительного времени. Лыжный, конькобежный м. М. по

спортивной ходьбе. 2. перен. Длительный и напряженный ход развития чего-н. Шахматный м.

(длительный и напряженный шахматный матч). Рабочий м....

(Марафон - древнее селение в Аттике (Греция), северо-восточнее Афин. Ок.Марафона 13.9.490 до н.э.)

н. э. во время греко-персидских войн греческие войска Мильтиада разбили персидские войска.

- Какими качествами должен обладать спортсмен-марафонец? Попробуем

сегодня провести интеллектуальный марафон, а точнее лингвистический.

- Что такое лингвистика?

лингвистика (языкознание, языковедение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира

( при затруднении обращайтесь к словарю)


Разделимся на 2 команды

Известно, что игра – дело серьёзное. Сегодня мы поиграем, проведём свободное время так, чтобы не только восстановить свои силы, но и эмоционально зарядиться, отдохнуть радостно и одновременно с познавательным приобретением.

         В игре будут состязаться 2 команды по 3 человека .

  Итак, мы с вами собрались, чтобы посмеяться, поболеть, просто отдохнуть.


Задание1 по теме Лексика - Лексическое значение слова.

-Что такое лексическое значение слова? (Лексическое значение слова то, что слово обозначает) - В каком словаре можно найти толкование лексического значения слова? (Толкование лексического значения слова можно найти в толковом словаре)

Сейчас вы должны отгадать слова, зная его лексическое значение

1.Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке.  (Азбука)

 2. Обращение, направленное на получение каких-либо сведений, требующее ответа.  (Вопрос)

3. Вращающаяся модель земного шара с его географическим изображением. (Глобус)

4. Самая низкая учебная отметка.  (Единица)

5. Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика.  (Журнал)

 6. Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков.  (Звонок)

7. Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом   (Карандаш)

8. Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения. (Линейка)

9. Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске.(мел)

10. График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков. (Расписание)

11. Чистые листы в обложке.  (Тетрадь)

12. Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах, маскарадах.  (Конфетти)


Задание 2.  (Иностранные слова)

1. Скажите по-китайски «сильный ветер» (Тайфун)

2. Произнесите по-немецки «путешествие» (Рейс)

3. Произнесите по-турецки «простокваша» (Йогурт)

4. Как произносят немцы «огненное творение»? (Фейерверк)

5. Скажите по-английски: «стружка, тонкие кусочки». (Чипсы)

6. Произнесите по-английски «вычислитель». (Компьютер).




Задание3. Одно к трем

Найдите общее определение к каждой «тройке» среди прилагательных, данных ниже.

 1.     Подушка, характер, требования

2.     Друг, ответ, выигрыш (победа)

3.     Старик, вопрос, воображение.

4.     Нитка, тетрадь, работа.

5.     Проспект, архитектор, предложение ( или член предложения)

6.     Знаток, город, перемена.

7.     Дуб, держава, талант.

Прилагательные:

большой, верный, главный, больной, могучий, мягкий, тонкий.

 Правильный ответ.

1.     Подушка, характер, требования. - мягкий

2.     Друг, ответ, выигрыш.                  - верный

3.     Старик, вопрос, воображение.     - больной

4.     Нитка, тетрадь, работа.                 - тонкий

5.     Проспект, архитектор, предложение (или член предложения) - главный

6.     Знаток, город, перемена.               - большой

7.     Дуб, держава, талант.                    – могучий


Задание 4. Антонимы.

Что такое антонимы? (Антонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие   противоположное лексическое значение)А сейчас предлагаю шуточное задание, к которому нужно подойти с юмором, т.к. нужно использовать констекстуальные антонимы!

1. Синяя бейсболка (Красная шапочка)

2. Кубик (колобок)

3. Комар-пискун (Муха-цокотуха)

4. Один дистрофик (Три толстяка)

5. Мышка в босоножках (Кот в сапогах)

6. Ведьма Малиновой деревни (Волшебник Изумрудного города)

7. Черносажка и пять великанов (Белоснежка и семь гномов)

8. Крестьянка на тыкве (Принцесса на горошине)

9. Континент мусора (Остров сокровищ

10.Король Хохотун (Царевна Несмеяна)

11.Мышка – домоседка. (Лягушка – путешественница)

12.Собачья конура. (Кошкин дом)

13.Солнечный принц. (Снежная королева)

14.День после масленицы. (Ночь перед Рождеством )






 Задание 5. Пословицы. Подобрать начало к пословицам.


Бедному одеться…

Без муки…

Без шума…

Береги хлеб для еды…

Был бы хлеб…

Век живи…


…драки не бывает

…только подпоясаться

…нет и науки

…век учись

…а деньги для беды

…а мыши найдутся





Правильный ответ

Бедному одеться -только подпоясаться

Без муки нет и науки

Без шума драки не бывает

Береги хлеб для еды, а деньги для беды

Был бы хлеб, а мыши будут.

Век живи, век учись


Как верёвочка не вьётся…

Где лад…

Каковы дела…

До лысины дожил..

За одного битого…

Звону много…


…а ума не нажил

…двух небитых дают

…да толку мало

…а конец найдётся

…такова и слава

…там и клад



Правильный ответ

Как верёвочка не вьётся,а конец найдётся

До лысины дожил,а ума не нажил

За одного битого двух небитых дают

Где лад, там и клад

Звону много, да толку мало

Каковы дела, такова и слава


Задание 6. Скороговорки .Вершина риторики .


Как известно, бобры добры. Добротою бобры полны.

Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра.

Если ты без бобра добр, значит сам ты в душе бобр.

Скобарь скобарихе скобу согнул.

Согнул скобу скобарихе скобарь.


Скобарихе скобу скобарь согнул.

Согнул скобарь скобу скобарихе.

Марину и Милу малина манила, манила малина меня.

Марину и Милу малина манила Марине и Миле малина мила.


Дал Макар Роману карамельку,

А Роман Макару – карандаш.


Как известно, бобры добры. Добротою бобры полны.

Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра.

Если ты без бобра добр, значит сам ты в душе бобр.


Краб крабу сделал грабли

Подарил грабли крабу:

Грабь граблями гравий краб.


Подводим итоги. Подсчитываем баллы. Поздравляем победителей








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!