Государственное казённое профессиональное
образовательное учреждение
Московской области
«Сергиево-Посадский социально-экономический техникум»
Методическая разработка.
Тема: “Веселый русский язык!”
Подготовила: преподаватель Порошина Л.В.
г.Хотьково
2020
Тема: “Веселый русский язык!”
Лингвистический марафон.
Цели:
познакомить детей с богатством русского языка,
расширить словарный запас, прививать любовь к русскому языку;
сформировать навыки учебной деятельности;, развивать логическое мышление, речь, умение работать в группах;
повысить интерес к учению;
воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи ,сопереживание
Задачи:
- повысить общую языковую культуру;
- помочь обучающимся расширить и закрепить знания по русскому языку, убедить, что грамматика не свод скучных и трудных для запоминания правил, а увлекательная наука о законах родного языка
Оборудование: красочные плакаты с высказываниями о русском языке, подписанными под портретами авторов; словари, имеющиеся в кабинете (орфографические, толковые, иностранных слов, фразеологизмов и др.).
Ход мероприятия.
Учите русский– годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом!
Ход занятия:
Вступительное слово учителя. Беседа .
- Какое место занимает спорт в вашей жизни?
- Как проходят у вас уроки физкультуры?
- Как спорт помогает сберечь и укрепить здоровье?
–Какие виды спорта вам кажутся самыми интересными?
-Что такое марафон?
МАРАФОН, -а, м. 1. Спортивный бег на 42 км 195 м; вообще спортивное соревнование на самой
большой дистанции или в течение длительного времени. Лыжный, конькобежный м. М. по
спортивной ходьбе. 2. перен. Длительный и напряженный ход развития чего-н. Шахматный м.
(длительный и напряженный шахматный матч). Рабочий м....
(Марафон - древнее селение в Аттике (Греция), северо-восточнее Афин. Ок.Марафона 13.9.490 до н.э.)
н. э. во время греко-персидских войн греческие войска Мильтиада разбили персидские войска.
- Какими качествами должен обладать спортсмен-марафонец? Попробуем
сегодня провести интеллектуальный марафон, а точнее лингвистический.
- Что такое лингвистика?
лингвистика (языкознание, языковедение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира
( при затруднении обращайтесь к словарю)
Разделимся на 2 команды
Известно, что игра – дело серьёзное. Сегодня мы поиграем, проведём свободное время так, чтобы не только восстановить свои силы, но и эмоционально зарядиться, отдохнуть радостно и одновременно с познавательным приобретением.
В игре будут состязаться 2 команды по 3 человека .
Итак, мы с вами собрались, чтобы посмеяться, поболеть, просто отдохнуть.
Задание1 по теме Лексика - Лексическое значение слова.
-Что такое лексическое значение слова? (Лексическое значение слова то, что слово обозначает) - В каком словаре можно найти толкование лексического значения слова? (Толкование лексического значения слова можно найти в толковом словаре)
Сейчас вы должны отгадать слова, зная его лексическое значение
1.Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. (Азбука)
2. Обращение, направленное на получение каких-либо сведений, требующее ответа. (Вопрос)
3. Вращающаяся модель земного шара с его географическим изображением. (Глобус)
4. Самая низкая учебная отметка. (Единица)
5. Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика. (Журнал)
6. Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков. (Звонок)
7. Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом (Карандаш)
8. Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения. (Линейка)
9. Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске.(мел)
10. График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков. (Расписание)
11. Чистые листы в обложке. (Тетрадь)
12. Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах, маскарадах. (Конфетти)
Задание 2. (Иностранные слова)
1. Скажите по-китайски «сильный ветер» (Тайфун)
2. Произнесите по-немецки «путешествие» (Рейс)
3. Произнесите по-турецки «простокваша» (Йогурт)
4. Как произносят немцы «огненное творение»? (Фейерверк)
5. Скажите по-английски: «стружка, тонкие кусочки». (Чипсы)
6. Произнесите по-английски «вычислитель». (Компьютер).
Задание3. Одно к трем
Найдите общее определение к каждой «тройке» среди прилагательных, данных ниже.
1. Подушка, характер, требования
2. Друг, ответ, выигрыш (победа)
3. Старик, вопрос, воображение.
4. Нитка, тетрадь, работа.
5. Проспект, архитектор, предложение ( или член предложения)
6. Знаток, город, перемена.
7. Дуб, держава, талант.
Прилагательные:
большой, верный, главный, больной, могучий, мягкий, тонкий.
Правильный ответ.
1. Подушка, характер, требования. - мягкий
2. Друг, ответ, выигрыш. - верный
3. Старик, вопрос, воображение. - больной
4. Нитка, тетрадь, работа. - тонкий
5. Проспект, архитектор, предложение (или член предложения) - главный
6. Знаток, город, перемена. - большой
7. Дуб, держава, талант. – могучий
Задание 4. Антонимы.
Что такое антонимы? (Антонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие противоположное лексическое значение)А сейчас предлагаю шуточное задание, к которому нужно подойти с юмором, т.к. нужно использовать констекстуальные антонимы!
1. Синяя бейсболка (Красная шапочка)
2. Кубик (колобок)
3. Комар-пискун (Муха-цокотуха)
4. Один дистрофик (Три толстяка)
5. Мышка в босоножках (Кот в сапогах)
6. Ведьма Малиновой деревни (Волшебник Изумрудного города)
7. Черносажка и пять великанов (Белоснежка и семь гномов)
8. Крестьянка на тыкве (Принцесса на горошине)
9. Континент мусора (Остров сокровищ
10.Король Хохотун (Царевна Несмеяна)
11.Мышка – домоседка. (Лягушка – путешественница)
12.Собачья конура. (Кошкин дом)
13.Солнечный принц. (Снежная королева)
14.День после масленицы. (Ночь перед Рождеством )
Задание 5. Пословицы. Подобрать начало к пословицам.
Бедному одеться… Без муки… Без шума… Береги хлеб для еды… Был бы хлеб… Век живи… | …драки не бывает …только подпоясаться …нет и науки …век учись …а деньги для беды …а мыши найдутся |
Правильный ответ
Бедному одеться -только подпоясаться
Без муки нет и науки
Без шума драки не бывает
Береги хлеб для еды, а деньги для беды
Был бы хлеб, а мыши будут.
Век живи, век учись
Как верёвочка не вьётся… Где лад… Каковы дела… До лысины дожил.. За одного битого… Звону много… | …а ума не нажил …двух небитых дают …да толку мало …а конец найдётся …такова и слава …там и клад |
Правильный ответ
Как верёвочка не вьётся,а конец найдётся
До лысины дожил,а ума не нажил
За одного битого двух небитых дают
Где лад, там и клад
Звону много, да толку мало
Каковы дела, такова и слава
Задание 6. Скороговорки .Вершина риторики .
Как известно, бобры добры. Добротою бобры полны.
Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра.
Если ты без бобра добр, значит сам ты в душе бобр.
Скобарь скобарихе скобу согнул.
Согнул скобу скобарихе скобарь.
Скобарихе скобу скобарь согнул.
Согнул скобарь скобу скобарихе.
Марину и Милу малина манила, манила малина меня.
Марину и Милу малина манила Марине и Миле малина мила.
Дал Макар Роману карамельку,
А Роман Макару – карандаш.
Как известно, бобры добры. Добротою бобры полны.
Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра.
Если ты без бобра добр, значит сам ты в душе бобр.
Краб крабу сделал грабли
Подарил грабли крабу:
Грабь граблями гравий краб.
Подводим итоги. Подсчитываем баллы. Поздравляем победителей