ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ»
Региональный конкурс по представлению успешных педагогических и управленческих практик по формированию и оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.Белоярский Новобурасского района Саратовской области имени Бабушкина А.М.»
Методическая разработка мероприятия
«Весёлый праздник Азбуки», 1 класс
Автор Евстифеева Лариса Викторовна
учитель начальных классов МОУ «СОШ
п.Белоярский имени Бабушкина А.М.»
телефон: 8-961-053-26-77
e-mail: [email protected]
Саратов, 2024
В своей практике мы часто сталкиваемся со следующими проблемами:
-дети имеют низкую скорость чтения;
-зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
-не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
-затрудняются кратко пересказать содержание.
Возникает серьёзное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объём информации, с другой стороны, дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.
Читательская грамотность занимает особое место.
Мы знаем, что реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения установила требования к достижению новых образовательных результатов. Формирование метапредметных результатов – качественно новая задача, поставленная перед школой.
А формулировка метапредметных результатов во ФГОС-2021 в целом не изменилась, но зато ее расширили. В новом стандарте на уровне НОО метапредметные результаты сгруппировали в соответствии с обновленной классификацией УУД.
И одно из требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, овладение детьми умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, и составлять тексты в устной и письменной формах.
«Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…» - такой вывод сделали учёные по результатам международных исследований PISA. Поэтому должна быть выработана определенная последовательность по обеспечению нового формата обучения языковой личности, способного реально и продуктивно вписаться в любую жизненную сферу. Научить ребенка читать «правильно», «эффективно», продуктивно – важная задача учителя. Достижение высоких результатов в понимании и восприятии прочитанного, является ключом к успеху.
Читательская грамотность занимает особое место. Речь идёт о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания, участвовать в социальной жизни. Под грамотностью мы понимаем не орфографию и
не пунктуацию, не технику чтения, а способность понимать и пересказывать текст, искать в нём информацию.
В своём сценарии небольшого праздника «Азбуки» я решила использовать некоторые упражнения для понимания смысла текста.
СЦЕНАРИЙ
«ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК АЗБУКИ»
Цели:
1. В игровой форме провести развлекательно-познавательное внеклассное
мероприятие по формированию читательской грамотности.
2. Развивать познавательную активность, произвольное внимание, логическое мышление, фонематический слух, коммуникабельность, чувство прекрасного.
3. Воспитывать самостоятельность суждений, стремление к учёбе, дисциплинированность, любовь к чтению, а так же воспитать умения общаться, слушать товарищей и принимать общее решение.
Часть 1. Мотивационная
Учитель: Почему не на уроках школьники с утра?
Учитель: Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с букваря обложку и закладок нет,
Все взволнованы немножко. В чем же тут секрет?
Дочитали эту книгу школьники вчера.
Учащиеся: -Дочитали эту книгу школьники вчера.
А сегодня нам прощаться с Азбукой пора.
Учитель: - Здравствуйте уважаемые родители, дедушки и бабушки. Дорогие ребята! Сегодня мы собрались в этом зале поздравить друг друга с первой школьной победой, которую мы одержали, поднимаясь по ступенькам знаний с помощью замечательной книги «Азбуки». Теперь мы с вами умеем читать любые слова, напечатанные и написанные предложения и даже короткие рассказы. Давайте покажем, чему мы научились за это время.
Учитель: - Ребята, послушайте отрывок из стихотворения. О чём написал автор?
Что это за 33 сестрицы?
Тридцать три родных сестрицы,
Пи́саных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
— Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
(Б. Заходер)
Учитель: - Конечно, это строки о буквах нашего алфавита. Сейчас в нём 33 буквы. А почему автор просит с ними подружиться? Почему они так важны?
Ответы обучающихся.
Учитель: - Верно, благодаря буквам мы учимся читать и писать, а без этого нельзя стать образованным, культурным человеком. А теперь позвольте вам представить мою помощницу Аня (ученица старших классов), которая будет очень внимательно следить за нашими конкурсами и раздавать вам смайлики, и в конце соревнований представит нам команду-победительницу.
- Я предлагаю вам сегодня разделиться на 3 команды и устроить соревнования на самую начитанную, эрудированную, веселую и находчивую команду.
( Все дети выбирают жетоны из трех цветов – красные, желтые, зеленые. Красные жетоны представляют первую команду, желтые – вторую, зеленые – третью). Командам, справившимся с заданиями выдаются смайлики, какая команда наберет больше смайликов, та и победит.
Часть 2. Основная
1 конкурс «Найди и прочитай» (слова на карточках у каждой группы)
1 команда - найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А
АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ
2 команда -Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А
СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ
3 команда - найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О
МОЛОКОКНОСОРОГОЛОС
2 конкурс «Лесенка»
Составь «лесенку» слов на букву: М- 1команде, О – 2 команде, Т – 3 команде, чтобы каждое последующее слово было на одну букву больше предыдущего (у каждой команды карточки).
М ___
М ___ ___
М ___ ___ ___
М ___ ___ ___ ___
М ___ ___ ___ ___ ___
О ___
О ___ ___
О ___ ___ ___
О ___ ___ ___ ___
О ___ ___ ___ ___ ___
Т ___
Т ___ ___
Т ___ ___ ___
Т ___ ___ ___ ___
Т___ ___ ___ ___ ___
3 конкурс «Без лишнего слога»
Прочитай слова без лишнего слога (у каждой команды карточки).
1 команда - тюсалень леонапард лягушлика дязател
2 команда - инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка
3 команда - серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка
4 конкурс «Новое слово»
Учитель: -Читай только первые слоги (у каждой команды карточки).
1 команда - канат лентяй дача рисунок
2 команда - сани ракета фантазия
3 команда - концерт феникс тарелка
Учитель: - команды устали, я предлагаю отдохнуть, дружно за мной все повторяем:
Скажем дружно мы звук А – азбуку учить пора
Скажем Б – бежим вперед, будто кто-то нас зовет (бег по кругу)
Скажем В – мы быстро встали, руки высоко подняли (остановились, тянемся руками вверх)
Скажем Г – мы все нагнулись и коленочек коснулись (наклон, достаем руками до колен)
Скажем Д – давай, давай, выше ноги поднимай (поднимаем прямые ноги вперед)
Е и Ё сестрички вместе ходят, топают на месте (ходьба на месте)
Ж – как жук мы поползем, жук ползет в свой новый дом (движение на четвереньках)
З – комариком летим, как комарики звеним (руки разведены в стороны, легкий бег)
И с Й краткой – приседаем и коленочки сгибаем (остановились, полные присядания)
К – коленкой достаем до локтей мы все согнем (перекрестное движение колено-локоть)
Л – летаем мы как птицы, прилетели подкрепиться (легкий бег, взмахи руками)
М – мотаем головой, вправо, влево пред собой (наклоны головы в разные стороны)
Н – носочки потяни, вот другие, вот одни (вытягивание носков ног по очереди)
О – опустим руки ниже, потрясем их к полу ближе (наклон, руки опущены вниз, расслабленные движения руками)
П – пойдем пешком по кругу, улыбаемся друг-другу (ходьба)
Р – расту, расту, расту, тянем руки к потолку (ходьба с поднятыми руками)
С – присели и привстали, до носочков мы достали (приседания поочередно с наклонами)
Т – тихонько потянулись, вправо, влево оглянулись (повороты тела)
У – умеем мы скакать, раз, два, три, четыре, пять (прыжки)
Ф – фигура закрутилась, раз, два, три, остановилась (поворот вокруг себя)
Х – хотим мы бросить мяч, сами пустимся мы в скач (прыжки вперед)
Ц – как цапельки шагаем, выше ноги поднимаем (ходьба с высоко поднятыми коленями)
Ч – ползем мы червячком, на коленочках ползком (движение на четвереньках)
Ш – шагаем широко, нам шагается легко (широкий шаг)
Щ – щекотим мы друг-друга (щекотание соседа)
Э – берем за руку друга (беремся за руки)
Ю – кружимся как юла (повороты вокруг себя)
Я – я снова начала
5 конкурс «Наборщики»
Учитель: - Давайте попробуем себя в роли наборщика и составим слова. Я буду озвучивать задание, а вы «набираете» слово на листочках.
Задание: вспомните современный алфавит и составьте слова: а) Первая буква задуманного слова в алфавите стоит после буквы Й, вторая буква стоит перед буквой О, третья буква расположена после З, четвёртая буква стоит после В, а последняя буква – первая буква в алфавите (книга);
б) Первая буква задуманного слова в алфавите стоит после Г, вторая буква находится перед С, третья буква стоит перед Ф, четвёртая буква – 4 в алфавите (друг).
Учитель: - Молодцы!
6 конкурс «Словесная перестрелка»
Учитель:- А теперь команды продемонстрируют своё умение придумывать слова на заданную букву. Я буду показывать букву, каждая команда по очереди называет слово на эту букву.
Учитель: - подведем предварительный подсчет ваших смайликов – каждая команда подсчитывает свои смайлики, а Аня вам поможет.
-Не расстраивайтесь, сейчас мы проведем последний решающий конкурс: я читаю всем командам стих, вам нужно выделить букву, которая повторяется в стихотворении. Найдите среди букв, которые лежат на столе. Чья команда быстрее справится, та и получает смайлик.
1. Утром на траве росою,
Эта буква заблестит.
А под вечер на крылечке,
Рядом громко зарычит. /Р/
2. Эта буква на морозе,
Как оса ужалить может.
Ну, а мае на березе
Жук её узнать поможет. /Ж/
3. С этой буквой, добрым утром,
Долгою дорогой в дом.
День за днем назло недугам,
Даже под дождем идем. /Д/
4. Эту букву паровоз
На своей трубе привез.
Губы вытяни в трубу
И получишь букву /У/
5. Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан.
И бодает буква букву
Будто баловник баран. /Б/
6. Эта буква знаменита -
Стоит в начале алфавита. /А/
Учитель: - Вот все буквы перед вами,
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами,
В слово буквы все собрать.
ДРУЖБА
- Вот и закончилось у нас с вами конкурсное соревнование, все команды набрали достаточное количество смайликов, не важно, кто больше, кто меньше, это значит все вы начитанные, эрудированные, веселые и находчивые. Аня подсчитала смайлики и первое место заняла команда…, второе - …, третье - ….
Учитель: - Ребята, несмотря на все места, сегодня победила дружба. Главное, что вы все сегодня старались и проявили себя. Все вы заслужили награду.
-И в завершении, уважаемые гости, ребята вам расскажут стихи.
1-й ученик:
Спасибо чудо, Азбука,
Наставник первый мой!
Пусть правила ученые
Останутся со мной.
Теперь могу читать
Любые книги я.
И этому так рады:
Соседи и семья.
2-й ученик:
Весь сентябрь я сначала
Только палочки писала,
А теперь в «Пропись» гляжу,
Буквы смело вывожу
И вот за это говорю
Азбуке спасибо!
3-й ученик:
Мы узнали в «Прописи»,
Как писать и «а» и «р»,
И узнали, например:
Говорят не «ре», а «эр».
Научились мы писать
И большие фразы.
4-й ученик:
Можем мы теперь читать
Сказки и рассказы.
Потрудились мы немало:
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоте начало –
На страницах «Азбуки».
5-й ученик:
Азбуку беру в последний раз,
Несу её в просторный класс,
Учебнику я говорю: Благодарю! Благодарю!
6-ученик:
Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я.
На свете много книжек есть.
Все книги я смогу прочесть.
7-й ученик:
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!
8-й ученик:
Я с этой книжкой первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
9-й ученик:
Если мамы дома нет,
То не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.
Книга добрая, живая,
Чудеса она творит!
Обо всём на свете знает
И со мною говорит.
10-й ученик:
Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну почитай ещё страницу!»
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать!
11-й ученик:
Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке «Спасибо!»-
Расставаться нам пора.
12-й ученик:
Под Российским небосводом
Книгу любят и хранят.
Пусть же крепнет с каждым годом,
Дружба книги и ребят!
Мне думается, что этот праздник даст начало той большой дружбе, которую мы
понесём через всю школьную жизнь. И в честь нашей дружбы я предлагаю провести
салют.
Мне думается, что этот праздник даст начало той большой дружбе, которую мы
понесём через всю школьную жизнь. И в честь нашей дружбы я предлагаю провести
салют.
Мне думается, что этот праздник даст начало той большой дружбе, которую мы
понесём через всю школьную жизнь. И в честь нашей дружбы я предлагаю провести
салют.
Учитель: - Мне думается, что этот праздник даст начало той большой дружбе, которую мы понесём через всю школьную жизнь. И в честь нашей дружбы я предлагаю провести салют.
Игра «Салют».
(Круг разбит на три команды: красный, жёлтый и зелёный. По команде “Красный”
хлопает 1-я команда, “Жёлтый” - 2-я команда, “Зелёный” - 3-я команда. Затем, учитель
даёт команду: “Красный! Жёлтый! Зелёный!” (Общий салют)
(По команде «Красный» хлопает 1-я команда, «Жёлтый» - 2-я команда, «Зелёный» - 3-я команда. Затем, учитель даёт команду: «Красный! Жёлтый! Зелёный!» (Общий салют)
Учитель: -
Вот и всё, что мы успели вам сегодня показать,
Но впереди у нас неделя и мы хотим вам пожелать:
Здоровья, успехов и настроенья!
Хороших оценок и больше везенья!
Всегда улыбайтесь, творите добро
Ведь грамотными быть
Вам суждено.
Спасибо за внимание!
Список использованных источников
https://infourok.ru/podborka-stihov-k-prazdniku-proschay-azbuka-983008.html
https://uchitelya.com/
ped-kopilka.ru
http://ouznam.znam.obr55.ru/files/2022/02/Формирование-читательской-грамотности-на-уроках-1.pdf
13