СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Весёлый праздник Азбуки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читательская грамотность занимает особое место. В своем сценарии я решила показать, какие использую упражнения для понимания смысла текста.

Просмотр содержимого документа
«"Весёлый праздник Азбуки"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ»


Региональный конкурс по представлению успешных педагогических и управленческих практик по формированию и оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области




Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.Белоярский Новобурасского района Саратовской области имени Бабушкина А.М.»






Методическая разработка мероприятия

«Весёлый праздник Азбуки», 1 класс











Автор Евстифеева Лариса Викторовна

учитель начальных классов МОУ «СОШ

п.Белоярский имени Бабушкина А.М.»

телефон: 8-961-053-26-77

e-mail: [email protected]










Саратов, 2024


В своей практике мы часто сталкиваемся со следующими проблемами:

-дети имеют низкую скорость чтения;

-зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

-не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

-затрудняются кратко пересказать содержание.

Возникает серьёзное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объём информации, с другой стороны, дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

Читательская грамотность занимает особое место.

Мы знаем, что реализация Федерального государственного  образовательного стандарта  второго поколения установила требования к достижению новых образовательных результатов. Формирование метапредметных результатов – качественно новая задача, поставленная перед школой.

А формулировка метапредметных результатов во ФГОС-2021 в целом не изменилась, но зато ее расширили. В новом стандарте на уровне НОО метапредметные результаты сгруппировали в соответствии с обновленной классификацией УУД.

И одно из требований к метапредметным результатам  освоения основной образовательной программы начального общего образования является овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, овладение  детьми умения осознанно строить речевое высказывание  в соответствии с задачами коммуникации,  и составлять тексты в устной и письменной формах.

«Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…» - такой вывод сделали учёные по результатам международных исследований PISA. Поэтому должна быть выработана определенная последовательность по обеспечению нового формата обучения языковой личности, способного реально и продуктивно вписаться в любую жизненную сферу. Научить ребенка читать «правильно», «эффективно», продуктивно – важная задача учителя. Достижение высоких результатов в понимании и восприятии прочитанного, является ключом к успеху.

Читательская грамотность занимает особое место. Речь идёт о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания, участвовать в социальной жизни. Под грамотностью мы понимаем не орфографию и

не пунктуацию, не технику чтения, а способность понимать и пересказывать текст, искать в нём информацию.

В своём сценарии небольшого праздника «Азбуки» я решила использовать некоторые упражнения для понимания смысла текста.



СЦЕНАРИЙ

«ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК АЗБУКИ»

Цели:

1. В игровой форме провести развлекательно-познавательное внеклассное

мероприятие по формированию читательской грамотности.

2. Развивать познавательную активность, произвольное внимание, логическое мышление, фонематический слух, коммуникабельность, чувство прекрасного.

3. Воспитывать самостоятельность суждений, стремление к учёбе, дисциплинированность, любовь к чтению, а так же воспитать умения общаться, слушать товарищей и принимать общее решение.



Часть 1. Мотивационная

Учитель: Почему не на уроках школьники с утра?

Учитель: Почему не на уроках школьники с утра?

Почему в парадной форме нынче детвора?

Сняли с букваря обложку и закладок нет,

Все взволнованы немножко. В чем же тут секрет?

Дочитали эту книгу школьники вчера.

Учащиеся: -Дочитали эту книгу школьники вчера.

А сегодня нам прощаться с Азбукой пора.

Учитель: - Здравствуйте уважаемые родители, дедушки и бабушки. Дорогие ребята! Сегодня мы собрались в этом зале поздравить друг друга с первой школьной победой, которую мы одержали, поднимаясь по ступенькам знаний с помощью замечательной книги «Азбуки». Теперь мы с вами умеем читать любые слова, напечатанные и написанные предложения и даже короткие рассказы. Давайте покажем, чему мы научились за это время.

Учитель: - Ребята, послушайте отрывок из стихотворения. О чём написал автор?

Что это за 33 сестрицы?

Тридцать три родных сестрицы,

Пи́саных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

— Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

(Б. Заходер)

Учитель: - Конечно, это строки о буквах нашего алфавита. Сейчас в нём 33 буквы. А почему автор просит с ними подружиться? Почему они так важны?

Ответы обучающихся.

Учитель: - Верно, благодаря буквам мы учимся читать и писать, а без этого нельзя стать образованным, культурным человеком. А теперь позвольте вам представить мою помощницу Аня (ученица старших классов), которая будет очень внимательно следить за нашими конкурсами и раздавать вам смайлики, и в конце соревнований представит нам команду-победительницу.

- Я предлагаю вам сегодня разделиться на 3 команды и устроить соревнования на самую начитанную, эрудированную, веселую и находчивую команду.

( Все дети выбирают жетоны из трех цветов – красные, желтые, зеленые. Красные жетоны представляют первую команду, желтые – вторую, зеленые – третью). Командам, справившимся с заданиями выдаются смайлики, какая команда наберет больше смайликов, та и победит.

Часть 2. Основная

1 конкурс «Найди и прочитай» (слова на карточках у каждой группы)

1 команда - найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А

АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ







2 команда -Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А

СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ







3 команда - найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О

МОЛОКОКНОСОРОГОЛОС







2 конкурс «Лесенка»
Составь «лесенку» слов на букву: М- 1команде, О – 2 команде, Т – 3 команде, чтобы каждое последующее слово было на одну букву больше предыдущего (у каждой команды карточки).
М ___
М ___ ___
М ___ ___ ___
М ___ ___ ___ ___
М ___ ___ ___ ___ ___

О ___
О ___ ___
О ___ ___ ___
О ___ ___ ___ ___
О ___ ___ ___ ___ ___


Т ___
Т ___ ___
Т ___ ___ ___
Т ___ ___ ___ ___
Т___ ___ ___ ___ ___

3 конкурс «Без лишнего слога»

Прочитай слова без лишнего слога (у каждой команды карточки).

1 команда - тюсалень леонапард лягушлика дязател

2 команда - инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка

3 команда - серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка

4 конкурс «Новое слово»

Учитель: -Читай только первые слоги (у каждой команды карточки).

1 команда - канат лентяй дача рисунок

2 команда - сани ракета фантазия

3 команда - концерт феникс тарелка

Учитель: - команды устали, я предлагаю отдохнуть, дружно за мной все повторяем:

Скажем дружно мы звук А – азбуку учить пора

Скажем Б – бежим вперед, будто кто-то нас зовет (бег по кругу)

Скажем В – мы быстро встали, руки высоко подняли (остановились, тянемся руками вверх)

Скажем Г – мы все нагнулись и коленочек коснулись (наклон, достаем руками до колен)

Скажем Д – давай, давай, выше ноги поднимай (поднимаем прямые ноги вперед)

Е и Ё сестрички вместе ходят, топают на месте (ходьба на месте)

Ж – как жук мы поползем, жук ползет в свой новый дом (движение на четвереньках)

З – комариком летим, как комарики звеним (руки разведены в стороны, легкий бег)

И с Й краткой – приседаем и коленочки сгибаем (остановились, полные присядания)

К – коленкой достаем до локтей мы все согнем (перекрестное движение колено-локоть)

Л – летаем мы как птицы, прилетели подкрепиться (легкий бег, взмахи руками)

М – мотаем головой, вправо, влево пред собой (наклоны головы в разные стороны)

Н – носочки потяни, вот другие, вот одни (вытягивание носков ног по очереди)

О – опустим руки ниже, потрясем их к полу ближе (наклон, руки опущены вниз, расслабленные движения руками)

П – пойдем пешком по кругу, улыбаемся друг-другу (ходьба)

Р – расту, расту, расту, тянем руки к потолку (ходьба с поднятыми руками)

С – присели и привстали, до носочков мы достали (приседания поочередно с наклонами)

Т – тихонько потянулись, вправо, влево оглянулись (повороты тела)

У – умеем мы скакать, раз, два, три, четыре, пять (прыжки)

Ф – фигура закрутилась, раз, два, три, остановилась (поворот вокруг себя)

Х – хотим мы бросить мяч, сами пустимся мы в скач (прыжки вперед)

Ц – как цапельки шагаем, выше ноги поднимаем (ходьба с высоко поднятыми коленями)

Ч – ползем мы червячком, на коленочках ползком (движение на четвереньках)

Ш – шагаем широко, нам шагается легко (широкий шаг)

Щ – щекотим мы друг-друга (щекотание соседа)

Э – берем за руку друга (беремся за руки)

Ю – кружимся как юла (повороты вокруг себя)

Я – я снова начала


5 конкурс «Наборщики»


Учитель: - Давайте попробуем себя в роли наборщика и составим слова. Я буду озвучивать задание, а вы «набираете» слово на листочках.

Задание: вспомните современный алфавит и составьте слова: а) Первая буква задуманного слова в алфавите стоит после буквы Й, вторая буква стоит перед буквой О, третья буква расположена после З, четвёртая буква стоит после В, а последняя буква – первая буква в алфавите (книга);

б) Первая буква задуманного слова в алфавите стоит после Г, вторая буква находится перед С, третья буква стоит перед Ф, четвёртая буква – 4 в алфавите (друг).

Учитель: - Молодцы!

6 конкурс «Словесная перестрелка»

Учитель:- А теперь команды продемонстрируют своё умение придумывать слова на заданную букву. Я буду показывать букву, каждая команда по очереди называет слово на эту букву.

Учитель: - подведем предварительный подсчет ваших смайликов – каждая команда подсчитывает свои смайлики, а Аня вам поможет.

-Не расстраивайтесь, сейчас мы проведем последний решающий конкурс: я читаю всем командам стих, вам нужно выделить букву, которая повторяется в стихотворении. Найдите среди букв, которые лежат на столе. Чья команда быстрее справится, та и получает смайлик.

1. Утром на траве росою,

Эта буква заблестит.

А под вечер на крылечке,

Рядом громко зарычит. /Р/

2. Эта буква на морозе,

Как оса ужалить может.

Ну, а мае на березе

Жук её узнать поможет. /Ж/

3. С этой буквой, добрым утром,

Долгою дорогой в дом.

День за днем назло недугам,

Даже под дождем идем. /Д/

4. Эту букву паровоз

На своей трубе привез.

Губы вытяни в трубу

И получишь букву /У/

5. Эта буква бодрым шагом

В бой идет под барабан.

И бодает буква букву

Будто баловник баран. /Б/

6. Эта буква знаменита -

Стоит в начале алфавита. /А/



Учитель: - Вот все буквы перед вами,

Каждый может их назвать.

А теперь нам надо с вами,

В слово буквы все собрать.

ДРУЖБА

- Вот и закончилось у нас с вами конкурсное соревнование, все команды набрали достаточное количество смайликов, не важно, кто больше, кто меньше, это значит все вы начитанные, эрудированные, веселые и находчивые. Аня подсчитала смайлики и первое место заняла команда…, второе - …, третье - ….

Учитель: - Ребята, несмотря на все места, сегодня победила дружба. Главное, что вы все сегодня старались и проявили себя. Все вы заслужили награду.

-И в завершении, уважаемые гости, ребята вам расскажут стихи.

1-й ученик:

Спасибо чудо, Азбука,
Наставник первый мой!
Пусть правила ученые
Останутся со мной.
Теперь могу читать
Любые книги я.
И этому так рады:
Соседи и семья.

2-й ученик:

Весь сентябрь я сначала

Только палочки писала,

А теперь в «Пропись» гляжу,

Буквы смело вывожу

И вот за это говорю

Азбуке спасибо!


3-й ученик:

Мы узнали в «Прописи»,

Как писать и «а» и «р»,

И узнали, например:

Говорят не «ре», а «эр».

Научились мы писать

И большие фразы.


4-й ученик:

Можем мы теперь читать

Сказки и рассказы.

Потрудились мы немало:

Ведь, по правде говоря,

Русской грамоте начало –

На страницах «Азбуки».

5-й ученик:
Азбуку беру в последний раз,
Несу её в просторный класс,
Учебнику я говорю: Благодарю! Благодарю!


6-ученик:
Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я.
На свете много книжек есть.
Все книги я смогу прочесть.


7-й ученик:
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!


8-й ученик:
Я с этой книжкой первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»


9-й ученик:
Если мамы дома нет,
То не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.
Книга добрая, живая,
Чудеса она творит!
Обо всём на свете знает
И со мною говорит.


10-й ученик:
Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну почитай ещё страницу!»
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать!


11-й ученик:

Мы теперь читаем сами,

Знаем слоги и слова.

Скажем Азбуке «Спасибо!»-

Расставаться нам пора.


12-й ученик:
Под Российским небосводом
Книгу любят и хранят.
Пусть же крепнет с каждым годом,
Дружба книги и ребят!

Мне думается, что этот праздник даст начало той большой дружбе, которую мы

понесём через всю школьную жизнь. И в честь нашей дружбы я предлагаю провести

салют.

Мне думается, что этот праздник даст начало той большой дружбе, которую мы

понесём через всю школьную жизнь. И в честь нашей дружбы я предлагаю провести

салют.

Мне думается, что этот праздник даст начало той большой дружбе, которую мы

понесём через всю школьную жизнь. И в честь нашей дружбы я предлагаю провести

салют.

Учитель: - Мне думается, что этот праздник даст начало той большой дружбе, которую мы понесём через всю школьную жизнь. И в честь нашей дружбы я предлагаю провести салют.

Игра «Салют».

(Круг разбит на три команды: красный, жёлтый и зелёный. По команде “Красный”

хлопает 1-я команда, “Жёлтый” - 2-я команда, “Зелёный” - 3-я команда. Затем, учитель

даёт команду: “Красный! Жёлтый! Зелёный!” (Общий салют)

(По команде «Красный» хлопает 1-я команда, «Жёлтый» - 2-я команда, «Зелёный» - 3-я команда. Затем, учитель даёт команду: «Красный! Жёлтый! Зелёный!» (Общий салют)

Учитель: -

Вот и всё, что мы успели вам сегодня показать,

Но впереди у нас неделя и мы хотим вам пожелать:

Здоровья, успехов и настроенья!

Хороших оценок и больше везенья!

Всегда улыбайтесь, творите добро

Ведь грамотными быть

Вам суждено.

Спасибо за внимание!




Список использованных источников


https://infourok.ru/podborka-stihov-k-prazdniku-proschay-azbuka-983008.html

https://uchitelya.com/

ped-kopilka.ru

http://ouznam.znam.obr55.ru/files/2022/02/Формирование-читательской-грамотности-на-уроках-1.pdf


13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!