Исследовательская работа по математике
Работа ученицы
3 класса
МКОУ СОШ№2 с.п.В.Куркужин
Кардановой Дарины Мухамедовны
Руководитель: Кумышева Лариса Залимхановна
2023г.
Оглавление
Введение
Основная часть
История математики
Ребусы
1.1 Что такое ребусы
1.2 История ребусов
1.3 Правила разгадывания ребусов
3. Что такое логика и логические задачи
4. Что такое головоломка
III. Практическая часть
IV. Вывод
V. Список использованной литературы
М атематика – гимнастика ума.
Логично мыслить учит нас она.
Из всех наук важнейшая,
Мудрая, точнейшая.
Введение
Ребенок, который ещё не умеет читать и считать, не знает цифр, на своих пухлых пальчиках может показать, сколько ему лет. Взяв в руки, какой – то круглый предмет, он представляет перед собой руль, который может катиться. А вот забавная считалка:
Точка-точка, запятая,
Минус, рожица кривая.
Палка-палка, огуречик,
Вот и вышел человечек.
И ребенку интересно и занимательно, он распознает математические понятия.
Как известно, математика – это царица всех наук. И это немудрено. Поскольку все точные науки сосредоточены на вычислениях. Однако это вовсе не означает, что всё в этом царстве скучно и занудно.
Все привыкли считать, что математика это скучная, трудоёмкая работа. Великие математики – умные, немного скучные люди, которые были зациклены на математике. Но на самом деле это не так! В своём проекте я докажу, что математика очень увлекательная, занимательная наука. Изучая математику можно весело и интересно провести время, узнав много нового и интересного.
«Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упустить случая, сделать его немного занимательным» - это высказывание принадлежит выдающемуся французскому математику Блезу Паскалю.
Гипотеза: я считаю, что математика интересный и занимательный предмет.
Цель: создание ребусов по математике для привития интереса к предмету математика.
Задачи:
Подобрать различный занимательный материал по математике.
Собирать и классифицировать информацию по разделам (ребусы, задачи в стихах, задачи-тесты, логические задачи, головоломки).
Методы исследования: сбор информации из книг, ресурсов интернета; изучение, анализ литературы; наблюдение и обобщение.
Актуализация темы:
Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в школьном возрасте можно сформировать при помощи игр через проектную деятельность.
Основная часть
История математики
Математика возникла в Древней Греции ещё в 5-6 веках до нашей эры. У греков эстафету приняли арабы, а уж потом эта новая наука дошла и до европейцев. Слово «математика» происходит от греческого слова mathema – знание, учение, наука. Она изучает числа и величины, форму и объём предметов, способы решения задач с помощью действий. Поэтому, математика и объединяет в себе много различных разделов: алгебра, геометрия, арифметика, логика и другие, не менее интересные. Математика – одна из самых сложных наук, которая доставляет нам немало хлопот во время обучения. В то же время, навыки устного счета и различные математические приемы необходимо освоить каждому человеку, поскольку без этих знаний в современном мире жить просто невозможно.Математика учит рассуждать, обосновывать, доказывать, а без этого невозможно добиться успеха ни в одном деле. Занимательная математика – это ребусы, загадки, логические задачи, головоломки, шарады, кроссворды.
2.Ребусы
1.1 Что такое ребус.
Ребус – один из видов словесных игр, популярных ещё в древности, название образовано от латинскогоrebus (вещь, предмет, дело). Ребус – это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде комбинации фигур, знаков, букв, т.е. «предметов» (Приложение )
1.2.Из истории ребусов.
Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Со временем характер ребусов изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1952 году.
В России ребусы появились позднее – в середине XIX века. Сначала они появляются в журнале «Иллюстрация», а в 1880 году начинает издаваться журнал «Ребус». Им увлекались многие взрослые и дети, и разгадывание ребусов вскоре стало одной из любимых семейных игр.
1.3 Правила разгадывания ребусов.
Вовлечь ребят в разгадывание ребусов достаточно просто, стоит только рассказать, что за волшебными картинками спрятаны слова, и узнать их может каждый, но нужно соблюдать определённые правила, без которых рисунки не откроются. А правила очень просты:
1.Запятая всегда показывает, что буква в слове или названии картинки лишняя. В зависимости от того, в начале запятая или в конце, можно легко догадаться, в какой части слова букву нужно исключить. Количество запятых тоже имеет немаловажное значение. Одна запятая – убираем одну букву, две запятые – две буквы.
Часто также встречаются и зачёркнутые буквы, смысл такого действия, как и у запятой.
2.Знак стрелки или равенства используется в том случае, когда букву можно заменить равноценной. Например, выражение «Е = О», говорит о том, что буква «Е» в слове заменяется на «О».
3.Все предметы на картинках читаются в именительном падеже. Если картинка перевёрнута – слово нужно читать справа – налево.
4.Иногда над или под картинкой можно увидеть цифры. По правилам ребуса каждая цифра обозначает номер буквы в слове. Подставляя буквы в указанном цифрами порядке, можно получить новое слово.
5.Буквы могут быть расположены одна в другой, рядом или на поверхности друг друга. В этом случае нужно использовать предлоги, соединяя буквы в слова.
2. Что такое логика и логические задачи.
Логика – это наука о верном, правильном мышлении. Человек, мыслящий логически, способен к последовательному и связному мышлению с использованием доказательств. Логические задачи развивают логику. Решение логических задач – это не только очень увлекательный, но и полезный способ времяпровождения. Решая такие задачи, мы расширяем свой кругозор и развиваем логическое мышление.
А ещё логические задачи – это хороший способ развития умственных способностей.
3.Что такое головоломка.
Слово «головоломка» произошло от выражения «ломать голову» и означает трудноразрешимую задачу. Чтобы найти решение нужно немало подумать, применить логику и сообразительность. Некоторые головоломки известны с глубокой древности. Оригинальные логические задачи находят на стенах древних египетских пирамид. Виды головоломок: устные головоломки – задачи, полное условие которых может быть сообщено в устной форме, не требующие для решения привлечения никаких дополнительных предметов (загадки, шарады). Механические головоломки – предметы, специально изготовленные как головоломки: проволочные, шнурковые, складушки, узлы, шкатулки (кубик Рубика, змейка Рубика, пятнашки, танграмм, пазлы). Печатные головоломки – напечатанные или нарисованные «картинки», в которых надо нарисовать какие-то символы по определённым правилам (кроссворды, ребусы) (Приложение )
Практическая часть
Создание книжки с занимательными задачами, ребусами, головоломками по математике (Приложение).
Цель создания моей книжки – рассказать ребятам нашего класса о занимательной математике, о ребусах, логических задачах, головоломках и показать на примерах. Ребятам понравилась моя работа, они с большим увлечением разгадывали ребусы, решали головоломки и логические задачи. Пришли к выводу, что математика это действительно не скучная наука, а занимательная, увлекательная, интересная и очень нужная. Математика развивает ум, смекалку. Мой проект заинтересовал многих ребят моего класса.
Вывод
Работа над проектом показала мне, что с помощью него можно помочь себе и другим ребятам решить много актуальных проблем, что математика не сухая наука, а занимательная и интересная. Самое главное мой проект учит рассуждать, обосновывать, доказывать, а без этого невозможно добиться успеха ни в одном деле.
«Занимательная математика» пробуждает в нас наблюдательность, умение логически мыслить, тренирует мозг, поэтому я доказал, что выбранная мною тема интересна и актуальна.
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»
(А. Маркушевич)
Список использованной литературы
Волина В.В. Праздник числа / АСТ пресс, Москва, 1996 г.
Головач М.В., Бондаренко Ю.К. Математика: упражнения для устного счёта – Издательство «Учитель», 2008 г.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки
Логические задания для 1 и 2 класса. Издательство «Феникс». Ростов на Дону, 2015 г.
Удодова Н.И. Занимательная математика: смекай, считай, отгадывай. – Издательство «Учитель», 2011 г.
Ф окин Б.Д. Арифметика: сборник занимательных задач/ Б.Д.Фокин. – М.: АРКТИ, 2001 г.