СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Весенняя ярмарка в селе Бор Нижегородской губернии на Николу Вешнего: атрибуция фотографии М.П.Дмитриева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по краеведению, занявшая 1 место на муниципальном НОУ

Просмотр содержимого документа
«Весенняя ярмарка в селе Бор Нижегородской губернии на Николу Вешнего: атрибуция фотографии М.П.Дмитриева»

Областной этап Всероссийского конкурса

исследовательских краеведческих работ учащихся

образовательных организаций Нижегородской области

«Отечество-2019»



Номинация «Нижегородский край»


М.П.Дмитриев «Село Бор. Весенняя сельская

ярмарка на Николу Вешняго», 1894 г.:

атрибуция фотографии





Выполнила:

ученица 9А класса МАОУ СШ №4 г.Бор

Бекетова Алина Алексеевна, 15.02.2003 г.р.,

Руководитель:

Добролюбова Людмила Моисеевна,

учитель истории, директор музея ОУ






ГО г.Бор

2018




Оглавление

Введение………………………………………………………с.3

I. М.П. Дмитриев: от крепостного до фотолетописца Поволжья,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.....................,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,с. 3-5

II. «Волжская коллекция». Борские страницы.……………..с. 5-8

III. «Село Бор. Весенняя сельская ярмарка на Николу Вешняго»,

1894: …………………………………………………………...,с. 8-9

IV. Пожар 1893 года...................................................................с.9-11

V. Атрибуция фотографии..........................................................с. 12

Заключение……………………………………………………...с. 13-14


Список источников и литературы……………………………...с. 15

Приложение……………………………………………………,,,с. 16-17



Введение

В 2018 году Бор отмечал большой праздник – 80 лет назад рабочий посёлок стал носить гордое звание города. Однако история нашей малой родины насчитывает более 500 лет. Путь борской земли сквозь глубину веков полнится как открытиями, так и загадками, тайнами. Не всегда белые пятна можно раскрасить с помощью письменных источников. Но в середине XIX века в Европе появился еще один способ сохранения памяти – фотография.

Листая старые альбомы коренных борчан, часто наталкиваешься на старинные фотографии с многочисленными медалями и фамилиями фотографов на паспарту. Чаще других встречается имя Максима Петровича Дмитриева.

В творчестве М.П.Дмитриева важную роль играет «Волжская коллекция». В ней фотограф уделил Борскому Заволжью особое внимание. Однако, внимательно рассмотрев представленные фотографии, мы пришли в недоумение, увидев некоторые несоответствия исторической действительности.

Цель работы – датировать фотографию Максима Петровича Дмитриева «Село Бор. Весенняя сельская ярмарка (на Николу Вешняго)» и определить её место в «Волжской коллекции» (Приложение 1).

Для этого я детально рассмотрела интересующую меня фотографию, изучила краеведческую литературу и биографию М.П.Дмитриева, сделала через архивный отдел нашего города запрос в ГКУ ГАрхАДНО, изучила архив школьного музея, краеведческого музея г.Бор, посетила Русский музей фотографии, провела сравнительный анализ фотографий и пообщалась с работниками Борского краеведческого музея.


I. М.П.Дмитриев: от крепостного до фотолетописца Поволжья

Максим Петрович Дмитриев - сын крепостной дворовой Александры Герасимовой из Кирсановского уезда Тамбовской губернии появился на свет 9 августа 1858 года (21 августа по новому стилю, в деревне Повалишино). Мальчику предстояло стать мастером нелёгкого тогда искусства – фотографии [3, с. 2].

Художникам мгновения приходилось нелегко. Сам фотографический аппарат весил немало, состоял из множества деталей, имел сложную конструкцию. Чтобы перенести его с одного места на другое, требовались большие физические и моральные затраты. Кроме того, фотографическая пластина – весьма хрупкая, «капризная» вещь. Стоит воробышку взмыть перед объективом во время съемки – весь труд насмарку. Но, несмотря на трудности, Максим Петрович искренне полюбил своё дело. И верно, фотография была его истинным призванием, талантом.

Приобщение Максима Петровича к таинственному и прекрасному миру светописи началось в возрасте 15 лет. В 1874 году, когда ему исполнилось 26, он впервые посетил Нижний Новгород. Шумные, пёстрые толпы ярмарочного люда, сотни и тысячи интересных лиц, колоритных фигур – всё это ошеломило и увлекло Дмитриева. И в дальнейшем, когда он окончательно свяжет свою судьбу с Нижним, образ многоязычного и многоликого торга станет одной из излюбленных тем его творчества. Здесь, в Нижнем Новгороде, он встретит человека, сыгравшего решающую роль в его дальнейшем творчестве, - нижегородского фотографа Андрея Осиповича Карелина. Под его началом молодой юноша превратился из фотографического мастера-ремесленника в подлинного художника, в чьих руках фотография становится искусством [7, с. 6-7].

Став преданным фотолетописцем Нижегородского Поволжья, М.П.Дмитриев сохранил для нас, потомков, облик старого Нижнего, запечатлел картины его жизни, образы его обитателей.

Ныне на улице Пискунова располагается Русский музей фотографии – бывшая мастерская Максима Петровича Дмитриева. Здесь стены продолжают хранить память о необыкновенном художнике, что писал светом мгновения, запечатлев их на века.

Работы М.П.Дмитриева были признаны его современниками по всему миру. В 1890 г. на Одесской фотовыставке М.П. Дмитриев получил медаль Императорского технического общества. В 1891 г. он награжден Почетным дипломом и золотой медалью на международной выставке в Брюсселе. В 1892 г. М.П. Дмитриев удостоен высшей награды – золотой медали Парижской международной фотовыставки и Почетного диплома Амстердамской фотовыставки. В 1895 г. фотограф получил Почетный диплом на Голландской всемирной фотовыставке [3, с. 3].

М.П.Дмитриев был единственным провинциальным фотографом, которого персонально пригласили и аккредитовали на коронацию Николая II.

По мнению нижегородских архивистов «ни один из нижегородских фотографов – современников М.П.Дмитриева не оставил такого уникального творческого наследия, которое по праву считается историческим и художественным достоянием не только Нижнего Новгорода, но и всей России [8, с.10].

Учёные-историки, исследователи архитектуры и градостроительства, жизни и творчества великих нижегородцев постоянно обращаются к фотографиям, созданным М.П.Дмитриевым, как объективным, точным и информационно насыщенным историческим источникам [7, с. 6-7].


II. «Волжская коллекция». Борские страницы

Отдельное место в творческой биографии М.П. Дмитриева занимает цикл фоторабот «Волжская коллекция».

М.П. Дмитриев создавал «Волжскую коллекцию» - масштабную панораму волжских городов по заказу министерства путей сообщения для нового иллюстрированного путеводителя. Максим Петрович участвовал в экспедиции дважды. Первую часть съемок он выполнил в 1894 году на пароходе «Ольга» от г. Рыбинска до г. Астрахани. В 1903 году состоялась вторая экспедиция, завершившая подробное фотографирование Волги (буквально через каждые несколько верст) — от ее истока до устья [3, с. 4].

Условно путь и, соответственно, коллекцию можно разделить на четыре этапа: исток и верхнее течение, от Твери до Нижнего, от Нижнего до Казани и от Казани до Астрахани [4, с. 6-7]. В «Волжскую коллекцию» вошли виды многих городов и сел: Ржев, Старица, Тверь, Калязин, Углич, Рыбинск, Романов - Борисоглебск, Ярославль, Кострома, Плес, Кинешма, Юрьевец, Городец, Балахна, Лысково, Чебоксары, Свияжск, Казань, Симбирск, Сызрань, Вольск, Саратов, Царицын, Астрахань и др. [3, с. 4].

Высаживаясь с парохода на берег, Дмитриев взбирался со своей большой камерой, штативом и фотопластинками размерами от 18×24 до 50×60 см на окрестные холмы и возвышенности, выискивая лучшие точки съёмки. Были сделаны сотни и сотни кадров, работа была тяжёлой и медленной [3, с. 3-4].

М.П.Дмитриев фотографировал исторические и архитектурные памятники, представителей различных народов, проживающих в Поволжье, поэтапно запечатлел виды волжских городов от губернского и уездного значения до малых населенных пунктов с их достопримечательностями, самобытностью, монастырями и храмами. В истории этих городов отражена история Российского государства [3, с. 3].

Широкая публика смогла познакомиться со знаменитой «Волжской коллекцией» в 1896 году в Нижнем Новгороде, на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке, где в числе прочих был сооружён павильон для работ М.П.Дмитриева [7, с. 6-7]. «Волжская коллекция» стала лучшим экспонатом отдела фотографии на выставке, заслужив восторженные отзывы. Вот, например, впечатление современника об этой экспозиции.

«Самым выдающимся экспонатом в отделе является, бесспорно, работа местного фотографа г-на Дмитриева, выставившего в своей красивой, одной из лучших на фотографической выставке витрине более 100 видов Волги, начиная от Рыбинска до Астрахани, размером с альбуминный лист. Эта описательная работа великой русской реки, ещё никем пока не исполненная в России, и является капитальною работою всей выставки, обращая на себя особое внимание всех посещающих отдел как размером, так и интересом, и художественным исполнением Этот экспонат можно отметить как самый выдающийся и интересный, и для всякого мало-мальски понимающего светопись, он является одним из лучших разрешённых в техническом и художественном отношении, и может служить примером другим, что может при энергии и любви к делу сделать русский фотограф, задавшийся целью иллюстрировать своё Отечество, игнорируя расходы и те трудности, с которыми приходится бороться в подобных съёмках» [7, с.6-7].

Максим Петрович Дмитриев действительно игнорировал расходы. Фотограф вложил в работу над коллекцией 40 тыс. рублей собственных средств – огромную по тем временам сумму. Для фотографа было важно лишь собственное удовлетворение. Но и успех был велик. Работы М.П.Дмитриева получили международное признание во Франции, Германии, Англии, США. [7,с.6-7]

В «Волжской коллекции» есть и борская страница.

М.П.Дмитриев фотографировал традиционную борскую ярмарку. Она разворачивалась у стен Знаменской церкви - главного сельского храма. Ярмарка продолжалась лишь один день на Николу Вешняго – 9 мая. К этому дню сюда свозились для распродажи хлеб, домотканые холсты, валяная обувь, железные и глиняные изделия, всевозможная деревянная посуда, веретена и донца [5, с. 1].

Всего, согласно аннотированному тематическому перечню фотодокументов ГКУ ГАрхАДНО, в цикле волжских фотографий насчитывается 11 изображений Борской волости [3, с. 38-40]. В альбоме «Волжская коллекция. По Волге-реке» размещены 6 фотографий [4, с. 112-115], а в фотоальбоме «На рубеже двух веков» — 4 [7, с. 107-110]. Однако в каждом из перечисленных источников под разными названиями присутствует одна и та же фотография.

В аннотированном тематическом перечне фотодокументов интересующая нас фотография - это «Базар. Торг при покупке бердо для ткацкого станка» [3, с. 38], в альбоме «Волжская коллекция. По Волге-реке…» – «Село Бор. Весенняя сельская ярмарка на Николу Вешняго» [4, с. 114], а в фотоальбоме «На рубеже двух веков…» фотография названа «Село Бор. Продажа ткацких станов и берд на Знаменской улице» [7, с. 108]. Обозначим интересующую нас фотографию так, как она названа в последнем по времени выпуска (2016 г.) альбоме «Волжская коллекция. По Волге-реке» - «Село Бор. Весенняя сельская ярмарка на Николу Вешняго».


III. «Село Бор. Весенняя сельская ярмарка на Николу Вешняго»

На фотографии «Село Бор. Весенняя сельская ярмарка на Николу Вешняго» (Приложение 1) запечатлены ярмарочные ряды на Знаменской улице. Здесь торгуют ткацкими станами и бердами к ним.

Бердо - одна из основных частей ткацкого стана, гребень или рама с вертикальными прорезями, через которые пропускаются нити основы [6]. В селе Бор их не изготавливают, поэтому торговцы, вероятно, нездешние. Женщины рассматривают и обсуждают товар, когда мужчины, лихо заломив картуз, вероятно, торгуются. Сюда съехались жители окрестных деревень и сёл: пообщаться, отметить праздник, но и, разумеется, лишнюю копеечку в карман положить. Несчётное количество телег выстроилось вдоль изб боровлян. На Знаменской улице, среди обыкновенных срубов и треугольных крыш, виднеется здание с яркой отличительной чертой – шпилем на крыше. Это особняк предпринимателя А.Л.Старова, а ныне Борский краеведческий музей (Приложение 2).

Благодаря своему художественному таланту и мастерству Максим Петрович Дмитриев, уловив ярмарочную атмосферу небольшого крестьянского приключения, смог передать её на фотографии. И сейчас, рассматривая светлые, добрые, немного лихие лица жителей прошлого века, можно вдруг услышать их говор сквозь редкое фырканье и ржание лошадей, сквозь суету ярмарочной толпы.

На данный момент снимок Максима Петровича Дмитриева «Село Бор. Весенняя сельская ярмарка на Николу Вешняго» находится в ГКУ ГАрхАДНО. Архив аудиовизуальной документации датировал изображение 1894 годом «согласно описи 1.1/2 особо ценных негативов на стеклянной основе» [1].

Именно год съемки изображения подвергается нами сомнению по нескольким причинам. Рассмотрим их подробнее.


IV. Пожар 1893 года

Рассматривая интересующую нас фотографию, невозможно и предположить, что менее года назад село посетила трагедия – пожар 1893 года, превративший большую часть Бора в пепел.

«На доме по улице Крестовоздвиженской (ныне улица Ленина) всем прохожим до конца 50-х годов прошлого века резьба на фронтоне напоминала точную дату: «26 июня 1893 года произошёл пожар в с.Бор» [2, с. 256-257].

Найдены архивные документы, подтверждающие и уточняющие события более, чем столетней давности [2, с. 256-257].Пожар был на Бору событием не только местного, но и губернского значения. Он встревожил все губернские власти и прежде всего нижегородского губернатора тех лет Н.М.Баранова. Уже через день после случившегося, 28 июня, он рапортует министру внутренних дел И.Л.Горемыкину:

«В 12 ½ часов дня, в торговом селе Бор Семёновского уезда, расположенном напротив Н.Новгорода на левом берегу Волги, вспыхнул от неосторожного обращения с огнём в доме крестьянина Чардымова пожар, быстро принявший вследствие сильного ветра, продолжительной засухи, тесноты строений и трудности доступа к воде обширные размеры. По моему распоряжению на место пожара было отправлено из Н.Новгорода более трети пожарной городской команды, усилиями которой пожар и был локализован. Всего истреблено огнём 226 домов с надворными постройками. Убытки в общей сложности простираются до 195000 рублей. Свыше 750 человек остались без крова и пищи, но в настоящее время они уже снабжены от Семёновской Уездной Земской Управы и крестьян соседних селений необходимыми припасами на первые три дня…» [2, с. 256-257]

Особенно пострадала Крестовоздвиженская улица, но сильный ветер перенёс огонь и на соседние улицы Знаменскую и Песочную. Через 4 часа после начала возгорания Бора не стало [2, с. 256-257].

По инициативе Н.М.Баранова начался сбор помощи пострадавшим по всей губернии, причём все сочувствующие обращались с предложением этой помощи. Нижегородское общество велосипедистов выделило сумму, полученную от устроенной гонки, - 175 рублей 90 копеек на нужды погорельцам с.Бор, а местная интеллигенция села Городца устроила любительский спектакль в пользу боровлян, где чистый сбор составил 52 рубля. Жители всей губернии были оповещены о горе боровлян. Многие нижегородцы приняли в нём живейшее участие [2, с. 256-257].

Пожертвования были и от частных лиц. Конкретного документа на этот счёт мы не имеем, если не считать мемуаров – воспоминаний старожилов Бора А.А.Викулова, М.Ф.Куликова и А.Ф.Угланова. Они вспоминали:

«Хлебопромышленник Бугров пригнал весной 1894 года лесу из расчёта по 10 дерев на каждый двор и дал по 10 рублёв на дом деньгами». [2, с. 256-257].

Итак, из-за пожара, охватившего Бор летом 1893 года, весной 1894 года село имело плачевный вид. Однако на фотографии М.П.Дмитриева «Село Бор. Весенняя сельская ярмарка на Николу Вешняго» село Бор – живое, процветающее место.

Возможно, благодаря благотворительной акции Н.А.Бугрова и посильной помощи сочувствовавших горю нижегородцев во главе с губернатором и удалось отстроить дома-избы, ведь они отстраиваются относительно быстро: брёвнышко за брёвнышком, и сруб готов. Что же может быть удивительного?

Удивил нас дом А.Л.Старова, полностью отстроенный вплоть до шпиля (Приложение 2). Если избы ещё можно постараться собрать за короткие сроки, то богатый дом предпринимателя А.Л.Старова – вряд ли. Первый этаж выполнен из камня и содержит сложные геометрические формы, второй, хоть и деревянный, но не уступает первому по сложности исполнения - каждое окно второго этажа украшено резными наличниками. Архитектурное решение дома А.Л.Старова предполагает длительный срок строительства (Приложение 3).

V. Атрибуция фотографии

Каким же образом прекрасный особняк А.Л.Старова появился в 1894 на пепелище 1893 года? Неужели есть мастера, способные воздвигнуть такую красоту за год? Маловероятно.

Из всего вышесказанного следует, что фотография «Село Бор. Весенняя сельская ярмарка на Николу Вешняго» не может быть датирована 1894 годом. В таком случае, ярмарка какого года изображена на снимке?

В нашем школьном музее нашлась ещё одна фотография (Приложение 4). На ней изображена борская вольная аптека А.Х.Розенберга – внушительное здание, находящееся прямо напротив дома А.Л.Старова. В объектив камеры попадает важная деталь – сколоченный на скорую руку забор особняка Старова, свидетельствующий о продолжающемся строительстве [9].

Эта фотография не датирована. На переднем плане видим маленькую девочку в забавном сарафанчике. Это Вера, дочь аптекаря А.Х.Розенберга – хозяина соседнего дома. Она родилась в 1908 году [10]. На фотоснимке ей около двух-трёх лет. Значит, эта фотография 1910-1911 гг.

Итак, в 1910-1911 гг. дом А.Л.Старова всё ещё находился в процессе строительства. Следовательно, фотоснимок «Село Бор. Весенняя сельская ярмарка на Николу Вешняго» запечатлел события, происходящие не ранее 1910-1911 гг.

Это подтверждает и справка Бюро технической инвентаризации г.Бор, хранящаяся в фондах школьного музея: год постройки дома предпринимателя А.Л.Старова по адресу ул. Интернациональная дом 1 – 1912 год. [11]. Это значит, что мы должны дать фотоснимку отсрочку. Теперь это не ранее, чем 1912 г.

Работа М.П.Дмитриева над «Волжской коллекцией» была завершена в 1903 году. Представленные аргументы доказывают, что фотография «Село Бор. Весенняя сельская ярмарка на Николу Вешняго», выполнена в 1910-х гг. и позже, а значит, не может входить в «Волжскую коллекцию» Максима Петровича Дмитриева - коллекцию фотографий 1894 – 1903 гг.

Заключение

Подведём итоги. В ходе работы мы сопоставили фотографию М.П.Дмитриева «Село Бор. Весенняя сельская ярмарка на Николу Вешняго» 1894 года с исторической реальностью села Бор тех лет. Выяснилось, что фотография «Село Бор. Весенняя сельская ярмарка на Николу Вешняго», скорее всего, не может быть датирована 1894 годом, так как годом ранее село было охвачено пожаром, унёсшим многие постройки, на полное восстановление которых требовались годы.

Путём внимательного изучения фотоснимка выяснилось, что фотографу удалось запечатлеть уже полностью построенный дом А.Л.Старова со шпилем на железной крыше. На основе истории строительства особняка, было выдвинуто предположение, что фотоснимок «Село Бор. Весенняя сельская ярмарка на Николу Вешняго», скорее всего, должен датироваться не ранее 1910-х годов – времени, когда дом предпринимателя Старова был полностью завершён.

Кроме того, из всего вышесказанного последовал закономерный вывод: фотография «Село Бор. Весенняя сельская ярмарка на Николу Вешняго», согласно нашим предположениям, не может входить в «Волжскую коллекцию» Максима Петровича Дмитриева.

В ходе исследования возникло много других вопросов по поводу страницы Борского Заволжья в «Волжской коллекции» в одноименном новом издании [3]. Например, ещё одна фотография М.П.Дмитриева из борского цикла - «Завод «Нижегородский теплоход», основанный Д.В.Сироткиным», также не может относиться к «Волжской коллекции», ведь достоверно известно, что завод Дмитрий Васильевич Сироткин основал в 1911 году, спустя неполное десятилетие после окончания «Волжской коллекции».

Скорее всего, цикл фотографий Борского Заволжья полностью выполнен позже основной «Волжской коллекции». Чтобы запечатлеть окрестности села Бор, М.П.Дмитриеву стоило лишь пересечь Волгу. Сделать это он мог в любое время, не внося посещение соседнего поселения в отдельный пункт своей экспедиции.

Как бы то ни было, мы наглядно убедились в том, что фотография играет важную роль в истории. Максим Петрович Дмитриев, как истинный художник, мастер своего дела, вероятно, желал лишь отобразить своеобразное очарование и колорит волжских селений. А оказалось, что рядом с яркими лицами и запоминающимися фигурами неподвижно соседствует эпоха. Оказалось, что, смотря на мир сквозь объектив фотокамеры, фотограф, хоть и не замечая этого, смотрит сквозь пелену истории.

Но для этого и создан этот чудо-аппарат, чтобы запечатлевать мгновение.




Список источников и литературы

  1. Архивная справка ГКУ ГАрхАДНО №98/01/1-27 от 25.04.2018

  2. Борское Отечество моё. - Нижний Новгород: Издательство Нижегородского института экономического развития, 1998.

  3. Волжская коллекция М.П. Дмитриева (аннотированный тематический перечень фотодокументов ГКУ ГАрхАДНО). Нижний Новгород,: 2015.

  4. Гройсман Я., Храповицкий М., Гройсман В., Пожарская С. Максим Дмитриев – Волжская коллекция. По Волге-реке: Альбом. Нижний Новгород,: 2016.

  5. Добролюбова Л.М. В истории мира автограф, или сохранивший память. // БОРинфо+ТВ 5.05.2012 г.

  6. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. [Электронный ресурс]: Значение слова БЕРДО в Новом словаре русского языка Ефремовой // Slovar.cc. 2005. URL: https://slovar.cc/rus/efremova/138479.html (дата обращения: 26.09.18). 

  7. Колябин В.В., Оношко А.И., Филатов Н.Ф., Харламов В.А. На рубеже двух веков: Нижегородское Поволжье и Волга в фотографиях М.П.Дмитриева: Фотоальбом. Нижний Новгород,: Волго-Вятское книжное изд-во, 1988.

  8. Обзор по аудиовизуальным документам. ГКУ ГАрхАДНО. –Н.Н., 2016.

  9. Фонды музея МАОУ СШ № 4 г.Бор. Раздел «Виды дореволюционного Бора».

  10. Фонды Борского краеведческого музея. Рукописные воспоминания Малявинской О.А. , внучки А.Х.Розенберга, проживает г.Ярославль.

  11. Фонды музея МАОУ СШ № 4 г.Бор. Раздел «Рукописная история села Бор».

Приложение

Приложение 1.

Село Бор. Весенняя сельская ярмарка (на Николу Вешняго). Фото М.П.Дмитриева.


Приложение 2.

Дом предпринимателя А.Л.Старова. Фрагмент фотографии «Село Бор. Весенняя сельская ярмарка (на Николу Вешняго)». Фото М.П.Дмитриева.

Приложение 3.

Особняк А.Л.Старова – ныне Борский краеведческий музей. 2015 год.

Приложение 4.

Аптека А.Х.Розенберга, дочь аптекаря Вера и пока ещё строящийся дом А.Л.Старова. Автор неизвестен. Приблизительно 1910-1911 гг.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!