СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Венецианское Возрождение. Тициан.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал о выдающемся художнике Ренессанса Тициане Вечеллио, Биография, картины.

Просмотр содержимого документа
«Венецианское Возрождение. Тициан.»

Тициан Итальянский художник Родился: 1488 г., Пьеве-ди-Кадоре, Беллуно Умер: 27 августа 1576 г. (88 лет), Венеция Тициан Вечеллио, общеизвестное и привычное имя которого просто Тициан, был одним из самых крупных итальянских художников XVI века. Воспитанник венецианской школы, ярчайшая величина в искусстве эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Картины Тициана – это портреты, сцены из Библии и полотна мифологического содержания.

Тициан

Итальянский художник

Родился: 1488 г., Пьеве-ди-Кадоре, Беллуно

Умер: 27 августа 1576 г. (88 лет), Венеция

Тициан Вечеллио, общеизвестное и привычное имя которого просто Тициан, был одним из самых крупных итальянских художников XVI века. Воспитанник венецианской школы, ярчайшая величина в искусстве эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Картины Тициана – это портреты, сцены из Библии и полотна мифологического содержания.

Тициан родом из городка Пьеве-ди-Кадоре, принадлежащего в годы жизни художника Венецианской республике, называемой почти до конца XVIII века Светлейшей. Дата рождения неизвестна, год варьируется от 1474-го до 1490-го. Отец, Грегорио Вечеллио, был не последним человеком в могущественном и влиятельном государстве. Аристократия республики, как и всей Италии, увлекалась искусством – выискивать юные таланты и покровительствовать им было распространённой добродетелью знати. Как художник Тициан начал в 10-12 лет, когда страсть мальчика к рисованию была замечена, и он был отправлен на учёбу в Венецию. Постигал искусство непосредственно в мастерских известных венецианских художников: братьев Беллини (Джентиле и Джованни) и Лоренцо Лотто.

Тициан родом из городка Пьеве-ди-Кадоре, принадлежащего в годы жизни художника Венецианской республике, называемой почти до конца XVIII века Светлейшей. Дата рождения неизвестна, год варьируется от 1474-го до 1490-го.

Отец, Грегорио Вечеллио, был не последним человеком в могущественном и влиятельном государстве. Аристократия республики, как и всей Италии, увлекалась искусством – выискивать юные таланты и покровительствовать им было распространённой добродетелью знати. Как художник Тициан начал в 10-12 лет, когда страсть мальчика к рисованию была замечена, и он был отправлен на учёбу в Венецию. Постигал искусство непосредственно в мастерских известных венецианских художников: братьев Беллини (Джентиле и Джованни) и Лоренцо Лотто.

Близким другом художника стал его ровесник Джорджоне, талантливый живописец, с которым связывали общие занятия и увлечённость искусством. Молодые дарования развивались параллельными курсами – каждый в первые годы XVI столетия уже имел картины и достижения. Не выпуская друг друга из вида, они занимались и общим делом – вместе расписывали дворец Фондако-деи-Тедески, старинное 4-этажное здание на Гранд-канале, восстановленное после пожара (их фрески на фасаде не сохранились, внутренние – частично). Автопортрет Джорджоне

Близким другом художника стал его ровесник Джорджоне, талантливый живописец, с которым связывали общие занятия и увлечённость искусством. Молодые дарования развивались параллельными курсами – каждый в первые годы XVI столетия уже имел картины и достижения. Не выпуская друг друга из вида, они занимались и общим делом – вместе расписывали дворец Фондако-деи-Тедески, старинное 4-этажное здание на Гранд-канале, восстановленное после пожара (их фрески на фасаде не сохранились, внутренние – частично).

Автопортрет Джорджоне

Кроме фресок Тициан создавал и холсты (новинка для того времени, писали в основном на дереве). Его ранние произведения – это уже интересные, насыщенные красками и эмоциями картины. В 1510 году в Венеции разбушевалась эпидемия чумы, которая стала причиной смерти Джорджоне. Тициан едва успел спасти от предания огню картины друга (жгли все предметы умерших как потенциальные источники смертельной болезни). Некоторые, которые были не закончены, завершил за друга Тициан – позволяло взаимопонимание молодых художников и похожие стили. Так, «Спящую Венеру» Джорджоне мир узнал после финальных мазков Тициана, который, в свою очередь, на долгие годы «заболел» идеей Венеры. Картины он мог вынашивать десятилетиями – Венер в галерее живописца несколько; подобную той, с полотна друга, он написал уже в зрелые годы, в 1538 году. Джорджоне «Спящая Венера» (фрагмент)

Кроме фресок Тициан создавал и холсты (новинка для того времени, писали в основном на дереве). Его ранние произведения – это уже интересные, насыщенные красками и эмоциями картины.

В 1510 году в Венеции разбушевалась эпидемия чумы, которая стала причиной смерти Джорджоне. Тициан едва успел спасти от предания огню картины друга (жгли все предметы умерших как потенциальные источники смертельной болезни). Некоторые, которые были не закончены, завершил за друга Тициан – позволяло взаимопонимание молодых художников и похожие стили. Так, «Спящую Венеру» Джорджоне мир узнал после финальных мазков Тициана, который, в свою очередь, на долгие годы «заболел» идеей Венеры. Картины он мог вынашивать десятилетиями – Венер в галерее живописца несколько; подобную той, с полотна друга, он написал уже в зрелые годы, в 1538 году.

Джорджоне «Спящая Венера» (фрагмент)

На начальном этапе творчество живописца – это преимущественно портреты женщин, среди них появляются и мадонны. Тициан как художник исследует женское лицо, тело и формирует свой идеал. Это непременно белокожая, округлых форм, статная и рослая женщина с золотистыми волосами тёплого медового оттенка, получившего впоследствии название «тициановского». Образы этого периода отличаются спокойствием и жизнелюбием, краски насыщенны и чисты, что создаёт оптимистичное общее впечатление от картин. Результаты от первых работ удовлетворяли самых строгих заказчиков из государственной верхушки – так о Тициане распространялась слава среди влиятельных особ, что влекло следующие заказы и преумножало лавры автора. Девушка в мехах

На начальном этапе творчество живописца – это преимущественно портреты женщин, среди них появляются и мадонны. Тициан как художник исследует женское лицо, тело и формирует свой идеал. Это непременно белокожая, округлых форм, статная и рослая женщина с золотистыми волосами тёплого медового оттенка, получившего впоследствии название «тициановского». Образы этого периода отличаются спокойствием и жизнелюбием, краски насыщенны и чисты, что создаёт оптимистичное общее впечатление от картин.

Результаты от первых работ удовлетворяли самых строгих заказчиков из государственной верхушки – так о Тициане распространялась слава среди влиятельных особ, что влекло следующие заказы и преумножало лавры автора.

Девушка в мехах

Одна за другой следовали работы: Фрески о житии католического святого Антония Падуанского (1511); Картина «Цыганская мадонна» (1511); «Любовь земная и Любовь небесная» (1514); «Женщина с зеркалом» (1514); «Динарий кесаря» (1516). Любовь земная и Любовь небесная 1514 г.

Одна за другой следовали работы:

  • Фрески о житии католического святого Антония Падуанского (1511);
  • Картина «Цыганская мадонна» (1511);
  • «Любовь земная и Любовь небесная» (1514);
  • «Женщина с зеркалом» (1514);
  • «Динарий кесаря» (1516).

Любовь земная и Любовь небесная 1514 г.

Цыганская мадонна

Цыганская мадонна

Обилие практики давало возможность развиваться и вырабатывать собственный стиль – художник без него не творец. В помощь въедливому мастеру были шедевры признанных мастеров: Микеланджело, да Винчи, Рафаэля. Динарий кесаря

Обилие практики давало возможность развиваться и вырабатывать собственный стиль – художник без него не творец. В помощь въедливому мастеру были шедевры признанных мастеров: Микеланджело, да Винчи, Рафаэля.

Динарий кесаря

В 1516-1517 году художник Тициан из живописцев Венеции уже выделился настолько, что ему не было равных. Став в республике мастером №1, он направляет свою творческую энергию на создание пафосных и динамичных полотен, ярких, контрастных по колориту и всё ещё пронизанных влиянием старых мастеров. Это картины на сюжеты из Библии и известных мифов («Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна» и другие). Первой работой, в которой индивидуальный стиль уже ярок, специалисты называют монументальную «Мадонну Пезаро» (1519-1526). Тициану покровительствуют представители высшей знати, которые в качестве награды среди прочих благ даровали художнику дворянское звание – теперь он граф Палатинский. Мадонна Пезаро

В 1516-1517 году художник Тициан из живописцев Венеции уже выделился настолько, что ему не было равных. Став в республике мастером №1, он направляет свою творческую энергию на создание пафосных и динамичных полотен, ярких, контрастных по колориту и всё ещё пронизанных влиянием старых мастеров. Это картины на сюжеты из Библии и известных мифов («Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна» и другие).

Первой работой, в которой индивидуальный стиль уже ярок, специалисты называют монументальную «Мадонну Пезаро» (1519-1526). Тициану покровительствуют представители высшей знати, которые в качестве награды среди прочих благ даровали художнику дворянское звание – теперь он граф Палатинский.

Мадонна Пезаро

О личной жизни Тициана известно немного. По легенде у мастера был роман с Виолантой, любимой натурщицей. Но женился он на другой (о чём сохранились юридические документы) – в 1525 году, на женщине, к тому времени родившей ему двух сыновей, Помпонио и Орацио. Имя её Чечилия Сольдано. В 1530-м она умерла при родах вместе с ребёнком, девочкой. Женился снова или нет, доподлинно неизвестно, но дочь Лавиния у художника появилась. Она стала излюбленной моделью талантливого отца. Когда Лавиния стала невестой, Тициан несколько лет подбирал кандидатуру жениха, одобрив в конце концов порядочного дворянина. Портрет Изабеллы д-Эсте, маркграфини Мантуанской

О личной жизни Тициана известно немного. По легенде у мастера был роман с Виолантой, любимой натурщицей. Но женился он на другой (о чём сохранились юридические документы) – в 1525 году, на женщине, к тому времени родившей ему двух сыновей, Помпонио и Орацио. Имя её Чечилия Сольдано. В 1530-м она умерла при родах вместе с ребёнком, девочкой.

Женился снова или нет, доподлинно неизвестно, но дочь Лавиния у художника появилась. Она стала излюбленной моделью талантливого отца. Когда Лавиния стала невестой, Тициан несколько лет подбирал кандидатуру жениха, одобрив в конце концов порядочного дворянина.

Портрет Изабеллы д-Эсте, маркграфини Мантуанской

К концу 1530-х кисть Тициана настолько окрепла и обрела уверенность, что портреты современников «заговорили» – чувства, мысли и эмоции портретируемых стали явными, а облики красноречивыми. Появились групповые портреты. Каждая картина была результатом индивидуального подхода мастера буквально во всём: от композиции до колористического решения. Слава о Тициане как о животворящем художнике вышла за пределы Италии. В 1545 году его пригласили в Рим для написания портрета папы, в 1548-м – в Германию для нескольких работ по заказу императора Карла V. Тициан ввёл так понравившийся аристократам конный портрет, ставший впоследствии популярным. Написал портрет умершей к тому времени супруги Карла V – сложную работу со слов вдовца с использованием прижизненных изображений. Портрет Павла III

К концу 1530-х кисть Тициана настолько окрепла и обрела уверенность, что портреты современников «заговорили» – чувства, мысли и эмоции портретируемых стали явными, а облики красноречивыми. Появились групповые портреты. Каждая картина была результатом индивидуального подхода мастера буквально во всём: от композиции до колористического решения.

Слава о Тициане как о животворящем художнике вышла за пределы Италии. В 1545 году его пригласили в Рим для написания портрета папы, в 1548-м – в Германию для нескольких работ по заказу императора Карла V. Тициан ввёл так понравившийся аристократам конный портрет, ставший впоследствии популярным. Написал портрет умершей к тому времени супруги Карла V – сложную работу со слов вдовца с использованием прижизненных изображений.

Портрет Павла III

Портрет императрицы Изабеллы Португальской Портрет императора Карла V с собакой

Портрет императрицы Изабеллы Португальской

Портрет императора Карла V с собакой

Правители Мантуи, Феррари, Урбино, короли, дожи, кардиналы, папа – все стремились заказать портреты именно Тициану. Считалось, что они приносят удачу. Художник повсеместно пользовался почётом и уважением. В результате он раскрылся как искуснейший живописец. В период расцвета что ни картина, то шедевр: «Венера и Адонис» (1554), «Венера перед зеркалом» (1555) «Диана и Актеон» (1559), «Кающаяся Мария Магдалина» (1560-е) «Автопортрет» Тициана (1567) – наиболее известный (в профиль, с кистью в руке). Сложности характеров, драматизм ситуации, красноречивость жестов, красота и совершенство – для художника невыполнимых задач не существовало.

Правители Мантуи, Феррари, Урбино, короли, дожи, кардиналы, папа – все стремились заказать портреты именно Тициану. Считалось, что они приносят удачу. Художник повсеместно пользовался почётом и уважением. В результате он раскрылся как искуснейший живописец.

В период расцвета что ни картина, то шедевр:

  • «Венера и Адонис» (1554),
  • «Венера перед зеркалом» (1555)
  • «Диана и Актеон» (1559),
  • «Кающаяся Мария Магдалина» (1560-е)
  • «Автопортрет» Тициана (1567) – наиболее известный (в профиль, с кистью в руке).

Сложности характеров, драматизм ситуации, красноречивость жестов, красота и совершенство – для художника невыполнимых задач не существовало.

Кающаяся Мария Магдалина

Кающаяся Мария Магдалина

Венера перед зеркалом

Венера перед зеркалом

Высочайшим мастерством веет от полотен Тициана зрелого и позднего периода. Опыт прошлых лет позволяет художнику виртуозно играть тонами и оттенками, создавая живые и воздушные полотна, на которых словно оживают сцены с подмостков самых лучших театров. Художник пишет легко и свободно, подчиняясь только внутреннему чутью, основанному на колоссальном багаже знаний и умений. Кисти, пальцы, ребро ладони, шпатель – всё используется для нанесения красок. Результат ошеломлял современников, теперь поражает потомков. Конный портрет императора Карла V

Высочайшим мастерством веет от полотен Тициана зрелого и позднего периода. Опыт прошлых лет позволяет художнику виртуозно играть тонами и оттенками, создавая живые и воздушные полотна, на которых словно оживают сцены с подмостков самых лучших театров. Художник пишет легко и свободно, подчиняясь только внутреннему чутью, основанному на колоссальном багаже знаний и умений. Кисти, пальцы, ребро ладони, шпатель – всё используется для нанесения красок. Результат ошеломлял современников, теперь поражает потомков.

Конный портрет императора Карла V

1575 год снова принёс в Венецию эпидемию чумы. 27 августа 1576 года Тициан умер, заразившись от сына. Он скончался, держа в руке кисть. Тело его, несмотря на закон, не было сожжено – такое было поклонение мастеру. Могила художника находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеция, Италия). К счастью, в музеях сохранилось немало работ мастера, позволяющих сегодняшнему зрителю прикоснуться к искусству великого мастера, шедеврам которого около пяти столетий. Король живописцев и живописец королей, как называли Тициана, оставил великолепное и объёмное наследие – ведь он прожил более 80 лет (что уже удача, ведь тогда жили 35-40). Благодаря настоящему долгожительству мастера ему удалось достичь высшего совершенства в художественном искусстве.

1575 год снова принёс в Венецию эпидемию чумы. 27 августа 1576 года Тициан умер, заразившись от сына. Он скончался, держа в руке кисть. Тело его, несмотря на закон, не было сожжено – такое было поклонение мастеру. Могила художника находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеция, Италия).

К счастью, в музеях сохранилось немало работ мастера, позволяющих сегодняшнему зрителю прикоснуться к искусству великого мастера, шедеврам которого около пяти столетий.

Король живописцев и живописец королей, как называли Тициана, оставил великолепное и объёмное наследие – ведь он прожил более 80 лет (что уже удача, ведь тогда жили 35-40). Благодаря настоящему долгожительству мастера ему удалось достичь высшего совершенства в художественном искусстве.

«Вознесение Девы Марии» (1516-1518)

«Вознесение Девы Марии» (1516-1518)

«Вакх и Ариадна» (1520-1523)

«Вакх и Ариадна» (1520-1523)

«Венера Урбинская» (1538)

«Венера Урбинская» (1538)

«Мученичество святого Лаврентия» (1559)

«Мученичество святого Лаврентия» (1559)

«Похищение Европы» (1560-1562)

«Похищение Европы» (1560-1562)

«Пьета» (1575-1576) – последняя работа живописца

«Пьета» (1575-1576) – последняя работа живописца


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!