СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великие сыны России. "Два "Ч". А.П.Чехов и П.И.Чайковский.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чехов и Чайковский...Эти имена при жизни ставились рядом. Мой любимый город хранит память о встречах этих двух гениев России...Двух "Ч".

Просмотр содержимого документа
«Великие сыны России. "Два "Ч". А.П.Чехов и П.И.Чайковский.»

  ВЕЛИКИЕ СЫНЫ РОССИИ - «ДВА «Ч»

ВЕЛИКИЕ СЫНЫ РОССИИ - «ДВА «Ч»

АНТОН  ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (1860-1904) - ПИСАТЕЛЬ, ПРОЗАИК, ДРАМАТУРГ. ПО ПРОФЕССИИ ВРАЧ. ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ (1840-1893) – ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ КОМПОЗИТОР, ДИРИЖЁР, ПЕДАГОГ

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (1860-1904) - ПИСАТЕЛЬ, ПРОЗАИК, ДРАМАТУРГ. ПО ПРОФЕССИИ ВРАЧ.

ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ (1840-1893) – ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ КОМПОЗИТОР, ДИРИЖЁР, ПЕДАГОГ

Ц ель: сформировать в сознании обучающихся целостное представление о жизни, творчестве и нравственных качествах двух великих людей, композиторе П.И.Чайковском и писателе А.П.Чехове.

Ц ель: сформировать в сознании обучающихся целостное представление о жизни, творчестве и нравственных качествах двух великих людей, композиторе П.И.Чайковском и писателе А.П.Чехове.

В Таганроге на улице Греческой, 56, справа от знаменитой Каменной лестницы, притягивает к себе внимание здание – это музыкально-мемориальный центр, где находится Музей-квартира И.И.Чайковского и где разместился нотно-музыкальный отдел городской публичной библиотеки. В летописи дома есть исключительные страницы. И связаны они с именами писателя Антона Чехова и композитора Петра Чайковского. Два гения русского и мирового искусства никогда не встречались ни в этих стенах, ни в самом городе. Но Таганрог невидимыми нитями связал их творческие судьбы. В Таганроге А.П.Чехов родился и провёл здесь детские и юношеские годы вплоть до поступления в Московский университет. В Таганроге, у брата Ипполита, трижды побывал в гостях П.И.Чайковский. Композитор был очарован ласковым Азовским морем, красотой и ухоженностью центральных улиц южного и вполне европейского города., сделал для себя открытия о необыкновенной и разнообразной одарённости таганрожцев.

В Таганроге на улице Греческой, 56, справа от знаменитой Каменной лестницы, притягивает к себе внимание здание – это музыкально-мемориальный центр, где находится Музей-квартира И.И.Чайковского и где разместился нотно-музыкальный отдел городской публичной библиотеки. В летописи дома есть исключительные страницы. И связаны они с именами писателя Антона Чехова и композитора Петра Чайковского. Два гения русского и мирового искусства никогда не встречались ни в этих стенах, ни в самом городе. Но Таганрог невидимыми нитями связал их творческие судьбы.

В Таганроге А.П.Чехов родился и провёл здесь детские и юношеские годы вплоть до поступления в Московский университет. В Таганроге, у брата Ипполита, трижды побывал в гостях П.И.Чайковский. Композитор был очарован ласковым Азовским морем, красотой и ухоженностью центральных улиц южного и вполне европейского города., сделал для себя открытия о необыкновенной и разнообразной одарённости таганрожцев.

Любовь к музыке зародилась у Чехова еще в юности, одновременно с увлечением литературой и театром. Музыка была необходимой частью атмосферы, в которой жил и созревал талант Чехова. Она обостряла у писателя поэтическое видение мира, углубляла понимание внутренней жизни человека, давала драгоценные для художника творческие импульсы. Все, что Чехов получил от музыки, он с изумительной щедростью отдал людям. А формирование всего этого началось еще в детстве и большую роль сыграл сам уклад семьи Чеховых.

Любовь к музыке зародилась у Чехова еще в юности, одновременно с увлечением литературой и театром. Музыка была необходимой частью атмосферы, в которой жил и созревал талант Чехова. Она обостряла у писателя поэтическое видение мира, углубляла понимание внутренней жизни человека, давала драгоценные для художника творческие импульсы. Все, что Чехов получил от музыки, он с изумительной щедростью отдал людям. А формирование всего этого началось еще в детстве и большую роль сыграл сам уклад семьи Чеховых.

Первые музыкальные впечатления А.П,Чехов получил в семье. Отец его играл на скрипке, пел, управляя церковным хором, руководил хором любителей. Дома он устраивал пение хором и скрипичные дуэты, звучала русская народная песня. Сам Чехов с братьями пел в церковном и гимназическом хоре. учился играть на скрипке – это было приобщение к музыке. И любовь к ней осталась на всю жизнь. День гимназиста начинался и заканвался молитвой, возвышенное, сосредоточенное звучание музыки направляло человека на размышления, раздумья.

Первые музыкальные впечатления А.П,Чехов получил в семье. Отец его играл на скрипке, пел, управляя церковным хором, руководил хором любителей. Дома он устраивал пение хором и скрипичные дуэты, звучала русская народная песня. Сам Чехов с братьями пел в церковном и гимназическом хоре. учился играть на скрипке – это было приобщение к музыке. И любовь к ней осталась на всю жизнь. День гимназиста начинался и заканвался молитвой, возвышенное, сосредоточенное звучание музыки направляло человека на размышления, раздумья.

. В городском саду Таганрога летними вечерами играл прекрасный симфонический оркестр. Дирижировал им музыкант, обладавший талантом и большой культурой , уроженец Генуи Гаэтано Молла. Он был хормейстером театра «Ла Скала», оттуда его пригласили в Таганрог. Горожане любили оркестр. На этих концертах бывал и юный Антон Чехов. Антон Чехов, показало потом время, воспринимал музыку не только как поклонник искусства, а как прирождённый музыкант. Многое он смог видеть на сцене театра. Но значительным событием была постановка оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»., которая покорила Антона Чехова. М.И.Глинка для П.И.Чайковского был «колоссальным художником», гением. Он считал себя композитором глинковской школы. Знакомство с Глинкой было шагом на пути к знакомству с музыкой П.И.Чайковского.

. В городском саду Таганрога летними вечерами играл прекрасный симфонический оркестр. Дирижировал им музыкант, обладавший талантом и большой культурой , уроженец Генуи Гаэтано Молла. Он был хормейстером театра «Ла Скала», оттуда его пригласили в Таганрог. Горожане любили оркестр. На этих концертах бывал и юный Антон Чехов.

Антон Чехов, показало потом время, воспринимал музыку не только как поклонник искусства, а как прирождённый музыкант. Многое он смог видеть на сцене театра. Но значительным событием была постановка оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»., которая покорила Антона Чехова. М.И.Глинка для П.И.Чайковского был «колоссальным художником», гением. Он считал себя композитором глинковской школы.

Знакомство с Глинкой было шагом на пути к знакомству с музыкой П.И.Чайковского.

Природа занимала большое место в жизни Чайковского. Подобно Чехову, композитор не мог жить без самого тесного, повседневного общения с природой.  «Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечерам по степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, от тех неизъяснимо сладких и опьяняющих ощущений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, все, что составляет убогий русский родимый пейзаж», - писал Чайковский.  Образы русской природы щедро представлены в творчестве композитора – в его операх, романсах, фортепианных миниатюрах. Во многом пейзажный характер носит первая симфония Чайковского «Зимние грезы». Лирикой русской природы проникнуто одно из самых поэтичных произведений Чайковского – фортепианный цикл «Времена года», привлекавший внимание Чехова.  
  • Природа занимала большое место в жизни Чайковского. Подобно Чехову, композитор не мог жить без самого тесного, повседневного общения с природой.
  • «Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечерам по степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, от тех неизъяснимо сладких и опьяняющих ощущений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, все, что составляет убогий русский родимый пейзаж», - писал Чайковский.
  • Образы русской природы щедро представлены в творчестве композитора – в его операх, романсах, фортепианных миниатюрах. Во многом пейзажный характер носит первая симфония Чайковского «Зимние грезы». Лирикой русской природы проникнуто одно из самых поэтичных произведений Чайковского – фортепианный цикл «Времена года», привлекавший внимание Чехова.
  •  
Несомненно, Чехов многим обязан Чайковскому в своем музыкально-эстетическом развитии. Антон Павлович мог назвать среди своих учителей не только выдающихся русских писателей, но и Чайковского. О глубине и силе воздействия музыки Чайковского на писателя свидетельствуют и ряд прямых откликов в произведениях Чехова: 3-му действию пьесы «Леший» предшествует ария Ленского из оперы «Евгений Онегин», которая исполняется на рояле за сценой, а в «Рассказе неизвестного человека» Чехов рисует, как музыка Чайковского вызывает у одного из героев произведения, петербургского чиновника, глубоко скрытые человеческие чувства. Целиком навеян сценой письма Татьяны полный лиризма и мягкого юмора рассказ «После театра».

Несомненно, Чехов многим обязан Чайковскому в своем музыкально-эстетическом развитии. Антон Павлович мог назвать среди своих учителей не только выдающихся русских писателей, но и Чайковского. О глубине и силе воздействия музыки Чайковского на писателя свидетельствуют и ряд прямых откликов в произведениях Чехова: 3-му действию пьесы «Леший» предшествует ария Ленского из оперы «Евгений Онегин», которая исполняется на рояле за сценой, а в «Рассказе неизвестного человека» Чехов рисует, как музыка Чайковского вызывает у одного из героев произведения, петербургского чиновника, глубоко скрытые человеческие чувства. Целиком навеян сценой письма Татьяны полный лиризма и мягкого юмора рассказ «После театра».

«Песня тихая, тягучая и заунывная, похожая на плачь и едва уловимая на слух, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух ... «Степь». В чеховских произведениях представлено почти всё разнообразие музыкального мира конца Х I Х века. Герои Чехова любят музыку, на которую настроены струны души. Персонажи «нажаривают» в четыре руки рапсодию Ф.Листа№2 («Житейские невзгоды»), исполняют романсы («Ионыч»), кто-то разучивает «Херувимскую» Д.Бортнянского («Певчие»)....  Французский писатель Андре Моруа сказал о пьесах Чехова: «Любая пьеса Чехова подобна музыкальному произведению. Он любил «Лунную сонату» и ноктюрн Шопена». Самое звучание его слов можно уподобить музыке. Если у Чайковского музыка говорит, то у Чехова слово поёт.

«Песня тихая, тягучая и заунывная, похожая на плачь и едва уловимая на слух, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух ... «Степь».

В чеховских произведениях представлено почти всё разнообразие музыкального мира конца Х I Х века. Герои Чехова любят музыку, на которую настроены струны души. Персонажи «нажаривают» в четыре руки рапсодию Ф.Листа№2 («Житейские невзгоды»), исполняют романсы («Ионыч»), кто-то разучивает «Херувимскую» Д.Бортнянского («Певчие»)....

Французский писатель Андре Моруа сказал о пьесах Чехова: «Любая пьеса Чехова подобна музыкальному произведению. Он любил «Лунную сонату» и ноктюрн Шопена».

Самое звучание его слов можно уподобить музыке. Если у Чайковского музыка говорит, то у Чехова слово поёт.

Чехов и Чайковский. Эти имена еще при жизни ставились рядом. Казалось бы, что может связывать этих двух людей. Встретились они тогда, когда Чехов был еще начинающим, хотя и подающим надежды литератором, в то же время Чайковский был уже маститым, известным во всем мире композитором, значительной была и разница в возрасте, знакомства и встречи их были кратковременными. Но связь была и значительно более глубокая – не просто дружеские симпатии, но близость духовная внутренняя, что не всегда возможно объяснить словами. И наиболее ярко это выражается при сопоставлении творчества двух художников. Сближает их прежде всего общий художественный строй, общая поэтическая интонация творчества. В произведениях великих современников, русских по духу, в неповторимой яркой индивидуальной форме выразился вдохновенный лиризм, мужественный пафос преодоления скорби, удивительная сердечность, высокое жизнеутверждающее начало. Сближает их и отношение к творческому труду, как главному делу жизни, страстная любовь к русскому человеку, русской природе, обаятельная искренность и простота.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!