Великие реформы 60 – 70 – х годов XIX века
План урока :
1. Личность Александра II .
2. Крестьянская реформа.
3. Земская и городская реформы.
4. Судебная реформа.
5. Военные реформы. Всеобщая воинская повинность.
6. Реформы в области образования и печати.
Александр II Освободитель (1855 - 1881)
Александр II Николаевич Романов
(17 (29) апреля 1818, Москва — 1 (13) марта 1881, Санкт-Петербург) — император всероссийский, царь польский и великий князь финляндский (1855—1881).
Родители Александра II
Отец – император
Николай I Павлович Романов
(1825-1855)
Мать – императрица
Александра Федоровна
Великий князь
Александр Николаевич Романов
Воспитатели и учителя Александра II
Василий Андреевич
Жуковский
(наставник,
учитель русского языка)
Михаил Михайлович
Сперанский
(юриспруденция)
Константин
Иванович
Арсеньев
(история)
Карл Карлович Мердер
Егор Францевич Канкрин
(военные науки)
(финансы)
Семья Александра II
Первая супруга Александра II - Мария Александровна (брак - 1841-1880), в девичестве принцесса Максимилиана-Вильгельмина-Августа-Софья-Мария Гессен-Дармштадтская (1.07.1824-22.05.1880)
Дети Александра II и Марии Александровны
- Александра (1842—1849);
- Николай (1843—1865), воспитывался как наследник престола, умер от воспаления лёгких в Ницце;
- Александр III (1845—1894) — император России в 1881—1894 годах;
- Владимир (1847—1909);
- Алексей (1850—1908);
- Мария (1853—1920);
- Сергей (1857—1905);
- Павел (1860—1919).
Семья Александра II
Вторая супруга Александра II – Екатерина Михайловна Долгорукова (1847-1922), (брак - 1880-1881), Светлейшая княгиня Юрьевская
Дети Александра II и Екатерины Михайловны
- Георгий Александрович Юрьевский
(1872—1913);
- Ольга Александровна Юрьевская
(1873—1925);
- Борис Александрович Юрьевский
(1876—1876);
- Екатерина Александровна Юрьевская
(1878—1959).
Покушения на Александра II
На Александра II было совершено несколько покушений:
- Д. В. Каракозовым 4 апреля 1866 года. Когда Александр II направлялся от ворот Летнего сада к своей карете, раздался выстрел. Пуля пролетела над головой императора: стрелявшего толкнул стоявший рядом крестьянин Осип Комиссаров.
- Польским эмигрантом Антоном Березовским 25 мая 1867 года в Париже; пуля угодила в лошадь.
- А. К. Соловьёвым 2 апреля 1879 года в Петербурге. Соловьёв совершил 5 выстрелов из револьвера, в том числе 4 — в императора, но промахнулся.
Исполнительный комитет «Народной воли» 26 августа 1879 года принял решение об убийстве Александра II.
- 19 ноября 1879 года произошла попытка взрыва императорского поезда под Москвой. Спасло императора то, что он ехал в другом вагоне. Взрыв пришёлся на первый вагон, а сам император ехал во втором, так как в первом он вёз продукты из Киева.
- С. Н. Халтуриным 5 (17) февраля 1880 был произведён взрыв на первом этаже Зимнего дворца. Император обедал на третьем этаже, спасло его то, что он прибыл позже назначенного времени, погибла охрана (11 человек) на втором этаже.
Убийство Александра II 1 марта 1881 года
Великие реформы
60 – 70 – х XIX в.
Реформа
народного
Образования
1864 гг.
Отмена
крепостного
права
1861 г.
Судебная
реформа
1864 г.
Городская
реформа
1870 г.
Военная
реформа
1861–1874 гг.
Земская
реформа
1864 г.
Отмена крепостного права
Причины отмены
крепостного права
Кризис феодально –
крепостнической
системы
хозяйствования
Рост крестьянских
восстаний
Военно – техническая
отсталость
России
Кризис феодально - крепостнической
системы хозяйства и экономическая
исчерпанность ее развития
Проявление
кризиса
Сокращение экспорта
русского хлеба за
границу
Крестьянские повинности –
барщина и оброк – достигли
наивысшего предела
Кризис дворянства как
сословия: 3,5% -
беспоместные, 45,9% - имели
менее 20 душ крепостных
Социальная напряженность в стране и массовые крестьянские выступления
за отмену крепостного права, принявшие в период Крымской войны форму
самовольного ухода от помещика в ополчение, за участие в котором якобы
полагалась свобода от крепостной зависимости
Поражение России в Крымской войне, вызванное ее военно – экономической
отсталостью, и общественное осознание необходимости реформ в стране
Разработка проекта отмены крепостного права
1857 – 1858
Секретный комитет
1858 - 1861
Главный комитет
Редакционные комиссии
(во главе - Я.И. Ростовцев)
19 февраля 1861 года – Манифест об отмене крепостного права
Законы от 19 февраля 1861 г. разрешили четыре вопроса:
- о личном освобождении крестьян;
- о земельных наделах и повинностях освобожденных крестьян;
- о выкупе крестьянами своих земельных наделов;
- об организации крестьянского управления.
Основные положения крестьянской реформы
- 20% выкупной суммы крестьянин должен был самостоятельно выплатить помещику
- 80% выкупной суммы давало в кредит государство – на 49 лет под 6 % годовых
- Излишки земли (отрезки) возвращались помещику
- Крестьяне не могли в течение 9 лет отказаться от земельного надела и покинуть сельскую общину
- Крестьяне получали личную свободу, наделялись общегражданскими правами
- Освобождались с землей (размер зависел от региона России)
- Получали землю не безвозмездно, должны были выкупать ее у помещиков
- Размер выкупа зависел от величины денежного оброка крестьянина
Термины
крестьяне, несущие повинности в пользу помещиков до начала выкупной операции.
- Отрезки – часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 года в пользу помещиков.
- Выкупные платежи –
деньги, выплачивавшиеся бывшими крепостными, удельными или государственными крестьянами по условиям Крестьянской реформы 1861.
Организация жизни крестьян
- крестьяне каждого имения составляют сельское общество;
- общие хозяйственные вопросы решаются на сельском сходе;
- решения сельского схода исполняет избираемый на 3 года сельский староста;
- сельские общества → волости → волостные сходы;
- в сельской местности назначаются мировые посредники, назначаемы Сенатом из местных помещиков (цель - контроль).
Значение реформы
- Отмена крепостного права наносила удар прежней системе крепостного произвола и создавала условия для победы свободных договорных отношений
- Реформа 1861 г. способствовала развитию капитализма в России
- В результате реформы было освобождено 20 млн. крестьян
Земская реформа
1864 г.
Суть реформы:
Создание в губерниях и уездах выборных органов местного самоуправления – земств (собрания и управы) .
Срок деятельности – 3 года.
Выборы: на основе сословно-куриальной системы выборов (землевладельческая, городская, крестьянская курии); половой, возрастной (с 25 лет) и имущественный цензы.
Полномочия: вопросы местного хозяйственного значения.
Материальная основа деятельности земств: специальный налог на недвижимость.
Не были введены земства:
в Архангельской, Астраханской, Оренбургской губерниях, в Сибири, Средней Азии, Польше, Прибалтике, на Кавказе, в Белоруссии и Украине.
Земское самоуправление
Губернское земское собрание (распорядительный орган)
Председатель
– предводитель
дворянства
Земская управа
Уездное земское собрание (распорядительный орган)
Председатель
– предводитель
дворянства
Земская управа
Избиратели крестьянской курии
Избиратели городской курии.
Избирательный ценз
Недвижимость стоимостью 3 тыс. руб. или оборот на ту же сумму.
Избиратели землевладельческой курии. Избирательный ценз = 200–800 дес.
Крестьянский волостной сход
Крестьянский сельский сход
Городская реформа 1870 г.
Суть реформы:
Введение городского самоуправления по типу земского (думы и управы) .
Срок деятельности – 4 года.
Выборы: на основе сословно-куриальной системы выборов (крупные, средние и мелкие налогоплательщики); половой, возрастной (с 25 лет) и имущественный цензы (уплата городских налогов).
Полномочия: вопросы местного хозяйственного значения; содержание полиции, тюрем и др.
Судебная реформа 1864 г.
Принципы нового судопроизводства:
- равенство всех перед законом и судом;
- отделение суда от администрации и осуществления правосудия только судом;
- создание всесословного суда;
- гласность и состязательность (прокурор - адвокат) судопроизводства;
- несменяемость судей;
- прокурорский надзор;
- выборность (мировых судей и присяжных заседателей);
- создание суда присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел.
Судебная система по реформе 1864 г.
Особое присутствие Сената
1872
для рассмотрения сложных политических дел
Император
Сенат ( надзорные и контролирующие функции)
Судебная палата
Съезд мировых судей
Особые суды:
- Волостной для крестьян
- Для духовенства
- Для военных
- Для высших сановников
Окружной суд
Мировой суд
Избирается Уездным земским собранием
Назначается императором
Военная реформа 1861 – 1874 гг.
- введена всеобщая бессословная воинская повинность (с 01.01.1874 года; с 20 лет);
- сроки действительной службы: в армии - 6 лет, на флоте - 7 лет;
- сроки службы в запасе: в армии – 9 лет, на флоте – 3 года;
- для лиц с образованием сроки службы сокращались: от 4 лет (начальные училища) до 6 месяцев (высшее образование);
- от службы освобождены единственные сыновья и кормильцы семьи;
- не подлежали призыву: народы севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири;
- создана широкая сеть военных училищ для формирования офицерского состава;
- осуществление перевооружения армии;
- введены новые воинские уставы;
- учреждена система военных округов (15 округов).
Дмитрий Алексеевич Милютин
(1816-1912) –
военный министр
Российской империи (1861 – 1881)
Реформа в области народного образования 1864 г.
Школьная реформа была призвана повысить уровень образования в целом, создать различные типы учебных заведений, соответствующих потребностям государства и отдельных слоев населения.
«Положение о народных училищах» 14 июня 1864 г.
Положение о городских училищах 31 мая 1872 г.
Народные училища разрешено создавать общественным организациям и частным лицам.
Городские училища (1–4-классные, срок обучения 6 лет)
Начальные школы (срок обучения 1–3 года)
Приходские
Земские
Государственные
Для детей дворян и купечества были предназначены классические и реальные гимназии .
«Устав гимназий и прогимназий» 19 ноября 1864 г.
Прогимназия.
Срок обучения 4 года
Классическая гимназия
7-классная, срок обучения 7 лет
Реальная гимназия 7-классная Срок обучения 7 лет
В программе классических гимназий преобладали древние и иностранные языки, древняя история, античная литература.
В программе реальных гимназий преобладали математика, физика и другие технические предметы
Готовили к поступлению в гимназию. Располагались в уездных городах.
Значение реформ:
- Великие реформы не были реализованы до конца.
- Корректировалась судебная сфера.
- Реформы не затронули верхние этажи власти.
- Огромное положительное влияние на развитие России (рост производи-тельных сил, укрепление обороно-способности, развитие гражданского самосознания, улучшение качества жизни).
Домашнее задание:
Таблица «Реформы 60-70-x гг. XIX в. в России».
Название реформы
Дата
1. Крестьянская
Основные положения
2. Земская
3. Городская
4. Судебная
5. Военная
Выписать в тетрадь значение Великих реформ («плюсы» и «минусы»).