СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великая французская революция. От монархии к республике.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Великая французская революция. От монархии к республике.»

План урока № 2-3: Великая французская революция. От монархии к республике.

Класс: 7;

Учебное пособие: учебник Новая История 7класс/ А.Я. Юдовский, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина;

Тип урока: комбинированный;

Тема урока: Великая французская революция. От монархии к республике;

Оборудование: учебник Новая История 7класс/ А.Я. Юдовский, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина, презентация «Великая французская революция. От монархии к республике», корона;

Цели урока:

- Рассмотреть процесс падения монархии и создание республики во Франции. Изучить отношения Людовик XVI с народом, от сотрудничества к его казни;

- Совершенствовать навыки работы с историческими источниками, развивать умение делать логические выводы, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, развивать навыки рефлексии своей и чужой работы.

- Воспитать активную гражданскую позицию и умения самостоятельно принимать решения. Помочь осознать важность прихода современного общества к гуманистическим идеям.

Понятия: революция, конституция, декларация, учредительное собрания, Национальное собрание, революционная война.

Время проведения: 2 академический час (45 минут)


Ход урока:

Этап урока

Что делает учитель

Что делают ученики

Организационный момент

Здравствуйте, можете садиться.

Дети приветствуют учителя, затем садятся за парты.

Целеполагание

1 слайд: Тема нашего урока: Великая французская революция. От монархии к республике.

Записывают тему в тетрадь

Проверка Д/З

2 слайд: Работа с историческим источникам, ученикам раздается карточка № 1.

Рекомендации учителя: Прочтите текст и ответьте на вопросы после него, письменно.

Читают текст исторического источника, затем отвечаю на вопросы после него.

3 слайд: Озвучивают ответы классу.

Предполагаемые ответы:

1) Современники революционных событий поделились на два лагеря тех кто недооценивал происходящего и тех кто ждал изменений. Недооценивающие, возможно считали, что существующие порядки, которые их полностью устраивали не пошатнуться, для их сохранения особо нечего делать не нужно.

А те кто ждал изменений верили в силы революции и надеялись на изменения в государстве, обществе, которые были для них необходимы.

2) Такое разделения происходило из-за различия между сословиями. Для первого сословия изменения были не нужны, также они недооценивали революцию, поскольку были уверены в абсолютной монархии и монархе. Для третьего сословия эти события были важны, они ждали от него перемен не только в государстве, но и в жизни каждого.

Изучения нового материала

4 слайд: Вспомним, как образовалось учредительное собрание?







5 слайд: 26 августа 1789 г. Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина.

6 слайд: Стр. 240. Чтение документа и обсуждения: Каковы основные положения Декларации?

7 слайд: Ответ на вопрос –

Основные положения Декларации:

- Источник власти – народ;

- Отмена феодальных и сословных привилегий;

- Право человека на жизнь, свободу слова, печати, вероисповедания, собраний и т.д.;

- Частная собственность «нерушима и священна».

8 слайд: На чьи идеи ориентировались авторы Декларации прав человека и гражданина? Учитель помогает формулировать ответ.



9 слайд: Жан-Жак Руссо.

10 слайд: С начало революции экономический кризис только лишь разрастался. Дефицит хлеба заставил тысячи парижан 5-6 октября 1789 г. совершить поход на Версаль. Они требовали переезда короля в Париж: им казалось, что это могло исправить критическую ситуацию. Король был вынужден подчиниться.

11 слайд: В чём была опасность приезда короля в Париж?

12 слайд: Понимая опасность своего положения, король решился на эмиграцию. 20 июня 1791 г. он бежал из Парижа, однако был задержан в местечке Варен. В сущности, это событие положило начало разладу отношений между новой властью и королем.

13 слайд: В сентябре 1791 г. была принята первая французская конституция.

14 слайд: В стране установилась конституционная монархия. Все мужчины налогоплательщики, достигшие 25 лет, получили право голоса. Цеховая и таможенная система в нутрии страны упразднялась. Франция теперь делилась не на прежние феодальные сеньории, а на департаменты. Церковные земли были объявлены национальным достоянием и пустили в продажу.






15 слайд: На этом Учредительное собрание

закончило свою деятельность,

так сильно изменившую страну. Начало работать Законодательное собрание.

16 слайд: Тон там задавали представители департамента Жиронда. Поэтому группа их сторонников называли жирондистами. Жирондисты выступали за радикальные социальные и политические реформы.

17 слайд: Жирондист Бриссо Жак Пьер (1754-1793). Утверждал в 1791 г. что все монархии Европы бессильны перед революцией.

18 слайд: 20 апреля 1792 г. Франция объявила войну Австрии.

19 слайд: Как это не странно, инициатором войн был Людовик XVl. Как вы думаете почему?


20 слайд: На первом этапе революционной войны, французские войска терпели одно поражения за другим.

21 слайд: К тому же Австрии оказывали серьёзную поддержку Англия и Пруссия. Стр. 238 в учебники, читаем легенду карты, находим и озвучиваем страны контрреволюционной коалиции против Франции в 1792-1794 гг.


22 слайд: В это время страну захлестывает волна патриотизма, провозглашается лозунг «Отечество в опасности». Возник клуб патриотов крайне радикально настроенных якобинцев. Лидерами клуба были: Робеспьер Максимилиан, Жан Поль Марат, Жорж Жак Дантон.

23 слайд: В это время написан будущий гимн Франции Марсельеза. Ученик читает со слайда, примерный текст перевода Марсельеза.

24 слайд: Для любой революции нужны причины и поводы, мы с вами выяснили это на прошлых уроках, но для любого революционного события тоже необходимы причины. Жирондисты становятся не популярны в народе. Как вы думаете, что могло послужить таким переменам?

25 слайд: Во что может вылиться недовольства народа, при таких условиях которые сложились во Франции?



26 слайд: 10 августа 1792 г. под руководством Парижской коммуны был захвачен дворец Тюильри. В этот же день Законодательное собрание приняло решение о созыве нового представительства – Национального конвента.

27 слайд: В скором времени, 20 сентября 1792 г. французские войска нанесли тяжелое поражение прусским в битве при Вальми. Это стало поворотной точкой в истории революционных войн, так как после этого сражения территория Франции фактически была освобождена от интервентов.

28 слайд: была решена одна из проблем при новом представительстве, угроза революционным результатам перестала, ушла на второй план.

Как вы думаете, какую первую меру принял Национальный конвент?

29 слайд: Перед национальным конвентом стояла проблема суда над королём. Сейчас машина времени перенесёт нас в прошлое, и мы сможем поучаствовать в суде над королём.

Начинается игра:

Учитель озвучивает, всех участников процесса (Людовик XVI, Мирабо, Робеспьер, слушатели).

Если король сможет оправдаться, тогда, ученик выполняющий его роль и ученик выполняющий роль Мрабо получат отлично, если же короля осудят тогда отлично получит ученик выполняющий роль Робеспьера. Также получат оценки на усмотрения учителя (судьи) слушатели, которые будут задавать вопросы, относящиеся к делу и приводить аргументы.

На слушанье, ученики, имеющие роль будут выступать поочередно, после каждого выступления задаются вопросы присутствующими слушателями, участники процесса отвечают.

В конце слушанья слушатели проголосуют поднятием руки, за казнь короля или его оправдания.

30 слайд: Первым выступает Людовик XVI:

Отстаивает свою мысль, что он всячески шёл на уступки, революционному народу, не применял, силу, когда мог, принял добровольно конституцию, ограничивающую его власть. И наконец, именно он объявили войну врагам революции. (После выступления слушатели задают вопросы).

Вторым выступает Мирабо.

31 слайд: Мирабо должен настаивать, что, несмотря на некоторые «прегрешения» короля перед революцией, он далеко не худший из граждан Франции. (После выступления слушатели задают вопросы).

32 слайд: Последним выступает Робеспьер.

Робеспьер обвинит короля в заговоре против революции, в договорённости с врагами Франции, о чём, по его мнению, красноречиво свидетельствовал случай в Варене. (После выступления слушатели задают вопросы).

Затем слушатели голосуют за казнь короля или против.

Итог игры:

33 слайд: Итак, Людовик XVI был приговорён к смертной казне и казнён 21 января 1793 г. Последние надежды на восстановление монархии умерли вмести с Людовиком XVI на гильотине и с победами французских войск на фронтах.

34 слайд: Как вы думаете, гуманна ли казнь?

Данное событие является исторически важным, для истории Франции и всеобщей истории в целом. Если посмотреть с точки зрения гуманизма, которое не оправдывает лишения жизни человека, то мы увидим, что на сегодняшний день жизнь человека бесценна, а смертная казнь во многих странах запрещена или приостановлена.

Отвечают на вопрос:

Депутаты третьего сословия объявили себя представителями всей нации – Национальным собрании. В зале для игры в мяч поклялись, не расходится, пока не подарят Франции конституцию. Затем Национальное собрания провозгласило себя Учредительным собранием.

Записывают в тетрадь: 26 августа 1789 г. – принятие Декларация прав человека и гражданина.

Отвечают на вопрос.











Отвечают на вопросы: Авторы Декларации ориентировались на идее философов-просветителей. В частности, мысль о народном суверенитете была ими заимствована у Ж.Ж. Руссо.


Записывают в тетрадь: 5-6 октября поход на Версаль, что спровоцировала короля переехать в Париж.





Отвечают на вопрос: Приезжая в Париж Людовик 16 отдавал себя в руки революции.

Записывают в тетрадь: 20 июня 1791 г. король бежал из Парижа был пойман в городе Варен, что положило начало разладу отношений между новой властью и королем.



Записывают в тетрадь: сентябрь 1791 г. – принятие первой французской конституции.

Записывают в тетрадь:

Конституция провозгласила:

1) Обеспечение естественных и гражданских прав;

2) Вводилось избирательное право, ограниченное имущественным цензом;

3) Отменялись все внутренние таможни и цеховая система;

5) Административно – территориальной единицей становится департамент;

6) церковные земли были объявлены национальным достоянием и пустили в продажу.





Записываю в тетрадь: правящей силой в 1791 г. являются жирондисты.







Записывают в тетрадь: 20 апреля 1792 г. начало революционной войны.

Отвечают на вопрос: Он рассчитывал тем самым вернуть себе авторитет в обществе.


Записывают в тетрадь: на первом этапе войны поражения на фронтах.


Называют страны контрреволюционной коалиции против Франции в 1792-1794 гг.

Записывают в тетрадь: Основные союзники Австрии в революционной войне против Франции: Пруссия и Англия.








Ученик читает со слайд цитату из марсельезы.



Отвечают на вопрос: Популярность жирондистов падает по нескольким причинам:

- Военные неудачи на фронтах;

- Нерешенные социальные и экономические проблемы в стране.


Отвечают на вопрос: Во Франции напруженная обстановка, революционная война и не решенные проблемы, могут дать толчок для новых народных революционных выступлений.

Записывают в тетрадь: 10 августа 1792 г. – свержения монархии во Франции.











Ученик зачитывает стихотворение «Республиканский порох».

Отвечают на вопрос: Национальный конвент объявил Францию республикой.
























Выступает ученик в роли Людовик XVI, защищает себя в суде. Остальные учащиеся задают вопросы, приводят аргументы.






Выступает ученик в роли Мирабо, защищает короля в суде. Остальные учащиеся задают вопросы, приводят аргументы.




Выступает ученик в роли обвинителя короля - Робеспьер. Остальные учащиеся задают вопросы, приводят аргументы.












Дискуссия на тему: Гуманна ли казнь.

Д/З

Домашнее задания параграф 25 ответить на вопрос 4, 5 письменно. Одному ученику дается задания подготовить доклад о биографии Наполеона Бонапарта. Учащиеся предупреждаются о том, что на следующем уроке, учитель соберет тетради для проверки выполненного домашнего задания.

Записывают Д/З в дневник.

Оценивание

Оценивается работа класса в целом, и отмечаются отдельно успехи учеников. Предлагается нескольким ученикам оценить работу класса, отметить успехи одноклассников, и оценить свою работу на уроке. Озвучиваются оценки.

Дети оценивают свою работу на уроке.

Технологическая карта урока:

Карточка № 1 (работа с историческим источником):

1) Прочтите исторический источник и ответьте на вопросы после текста.

«Июня 22-го. Г1789 г. В шесть часов утра в Версаль, чтобы успеть к королевскому заседанию. Пока мы завтракали у герцога де Лианкура, получилось известие, что король отложил свое посещение Штатов на завтрашнее утро. … Из дворца мы отправились искать депутатов, хотя о месте их собрания говорили совершенно по-разному. Сначала они были у монахов-францисканцев, но, найдя место сие неудобным, перебрались в церковь Св. Людовика, куда мы и последовали за ними, как раз во время, чтобы слышать г-на Байи, читавшего с кафедры письма короля об отсрочке своего приез­да до завтра. Необычаен был сам вид сего собрания - большая толпа внутри и вокруг самой церкви, на каждом лице озабоченность и ожи­дание, разнообразившиеся в зависимости от пристрастий и характера каждого. Единственное, что было сделано, хотя заседание длилось до трех часов, - это произнесение клятвы и подписание оной теми депу­татами, которые не присутствовали в Зале для игры в мяч. Явившиеся

для утверждения своих полномочий три епископа и 150 депутатов! от духовенства были встречены такой бурей рукоплесканий и криков, что сотрясались стены церкви. По всей видимости, жители Версаля, каковою при населении 60.000 может выставить немалую толпу черни, все до последнего стоят за Общины, это удивительно, ибо город сей жевет исключительно от дворца. Уж если даже здесь интересы двора не популярны, легко вообразить, что должно быть в остальном Королевстве. Обедал у герцога де Лианкура во дворце; большое собрание дворянства и депутатов третьего сословия, среди них герцог Орлеанский; также епископ Родезский, аббат Сийес и г-н Рабо Сент-Этьенн. Вот один из самых поразительных примеров того, как великие события влияют на людей разного состояния. На улицах и в церкви Св. Людовика каждое лицо так озабочено, что можно без труда понять важность совершающегося; даже обыденные формы приветствий и вежливости отступают перед всепоглощающим интересом дня. Но среди высших классов, как, например, у съехавшихся к герцогу, меня поразило совершенно противоположное. Между тридцатью персонами не набралось и пяти физиономий, по коим можно было догадаться, что происходят чрезвычайные события. Они ели и пили, сидели и прогуливались, улыбались тонко или не скрывая ухмылок, и все это с тем легким безразличием, которое заставило меня поражаться их вялости и безжизненности. Возможно, некоторая небрежность, натуральная для светского человека, и отличает их от вульгарной толпы, каковой свойственны тысячи шероховатостей при изъявлении чувств. Однако же настоящая минута, будучи, несомненно, самой критической за все время существования во Франции монархии, заслуживает совершенно иного отношения. Присутствие герцога Орлеанского могло быть полезно, но только лишь отчасти. Я не без отвращения приметил, как он несколько раз отпускал пошловатые шуточки и неуместно при- хохатывал; сие, полагаю, показывает одну из сторон его характера».

А. Юнг. Из книги «Путешествия, предпринятые в 1787, 1788 и 1789 годах

для познания земледелия, богатства и национального

благосостояния Французского королевства».

2) Вопросы к историческому источнику:

- Как современники оценивали перспективы революционных событий?

- Почему эти оценки были различными?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!