Внеклассное мероприятие «Великая битва на Волге»,
Цель:
Показать школьникам немеркнующий с годами героизм и патриотизм защитников Сталинграда, роль и значение Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Формирование представления о Сталинградской битве как о величайшем событии в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны;
2. Активизация творческой деятельности учащихся;
3. Формирование моральных, эмоциональных качеств личности;
4. Привитие чувства патриотизма, любви к родине, уважения к памяти защитников Отечества.
Ход мероприятия
Ученик 1: Царицын – Сталинград - Волгоград …Город, с которым связаны многие исторические события. Город, ставший символом России, символом «русского духа» и «русского характера».
Ученик 2: На последнем рубеже перед Волгой советские солдаты проявили невиданную отвагу и стойкость и нанесли противнику сокрушительный удар.
Ученик 1: Великая победа на берегах Волги в февральские дни 1943 года положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны. С тех пор слово «Сталинград» вошло во все языки мира и стало вечным напоминанием о героизме, необыкновенной стойкости духа и беззаветной любви к своему Отечеству. День 2 февраля 1943 года является днем воинской славы России.
Ученик 3 :В свой срок – не поздно и не рано-
Придёт зима, замрёт земля.
И ты к Мамаеву Кургану
Придёшь второго февраля.
И там, у той заиндевелой,
У той священной высоты,
Ты на крыло метели белой
Положишь красные цветы.
И словно в первый раз заметишь,
Каким он был, их ратный путь!
Февраль- февраль, солдатский месяц-
Пурга в лицо, снега по грудь.
Сто лет пройдёт. И сто метелиц,
А мы пред ними всё в долгу.
Февраль - февраль. Солдатский месяц-
Горят гвоздики на снегу.
Ученик 1: Шёл второй год войны. Фашисты решили взять реванш после разгрома под Москвой. Вражеские войска предприняли наступление на Волгу и Кавказ. В июне 1942 года врагу удалось прорвать оборону на юго-западном фронте. Часть советских войск оказалась в окружении. Над страной нависла смертельная опасность. В наступлении летом 1942 года германское командование особое значение придавало взятию Сталинграда. Выход к Волге давал противнику возможность перерезать важную для жизни страны транспортную артерию страны, по которой в центральные районы доставлялись с юга хлеб и нефть. Перед советскими войсками встала задача, во что бы то ни стало остановить врага.
Ученик 2: 17 июля имея полное превосходство в силах, противник вёл бешеное наступление. Немцы считали, что они легко овладеют Сталинградом силами только 6-й армии. Гитлер назвал дату захвата города - 25 июля. Противник вышел к Дону и создал реальную угрозу прорыва к подступам Сталинграда.
Ученик 3: Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину растянут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперёк России –
И всю её прикрыл собой!
Ученик 2: 28 июля народный комиссар обороны И.В.Сталин обратился к войскам с приказом №227. «Пора кончать отступление,- говорилось в приказе. Ни шагу назад! Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности».
Ученик 3: Планы Гитлера по взятию города были сорваны. И тогда, в 3 часа дня 23 августа 1942 года, вражеские бомбардировщики стартуют на Сталинград. В тот день они должны были уничтожить город, стереть его с лица земли. Лётчики рапортовали фюреру: «Под нами Сталинград, он стал горящим адом. Бомбы ложатся точно в цель, громадные пожары во всех районах города являются как бы опознавательными знаками». С 23 по 29 августа фашистские лётчики совершили 2 тысячи самолётовылетов на Сталинград. В считанные часы вражеские бомбы превратили город в адский гигантский костёр. За один день было убито 40 тысяч 754 мирных жителя и свыше 50 тысяч было ранено. Рушились дома, улицы потонули в дыму и пламени.
Ученик 1: Следы врага - развалины и пепел.
Здесь всё живое выжжено дотла.
Сквозь дым не видно солнца в чёрном небе,
На месте улиц - камни и зола.
Здесь всё смешалось в этой круговерти:
Огонь и снег, пыль и свинцовый град,
Кто уцелеет здесь, до самой смерти
Не позабудет грозный Сталинград!
Ученик 2: После ожесточённой бомбардировки 23 августа горящая нефть разлилась по Волге, и реку объяло огнём. 3 дня вела борьбу с пылающим маревом команда пожарного парохода
« Гаситель»
Ученик 3: 31 июля с Кавказского направления на Сталинград была брошена немецким командованием 4-ая танковая армия Гота. Позже в сражение были втянуты 2 румынские и одна итальянская армия. Враг имел полуторное превосходство в людях, двойное - в орудиях и многократное в танках и самолётах.
Ученик 1: Беспримерное мужество сталинградцев потрясло даже бывалых гитлеровских вояк. Ефрейтор Гельман писал своей невесте: «Описать, что здесь происходит невозможно. В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки,- мужчины и женщины».
Ученик 2: Заводом - воином в эти дни стал тракторный завод.42 дня он работал под бомбёжкой, под артиллерийским и миномётным огнём. В августе завод дал фронту 390 танков. А в сентябре рабочим пришлось работать, не выпуская из рук оружия. И всё же фронт получил 200 танков и 150 тягачей.
Ученик 3 : Основной удар немцы наносили по 62-й армии в направлении Мамаева Кургана и Центрального вокзала. Об ожесточённости боёв свидетельствует то, что центральный вокзал 13 раз переходил из рук в руки.
Ученик1: Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал,
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад-
Он защищал Сталинград!
Танк на него надвигался, рыча,
Мукой и смертью грозил.
Он, притаившись в канаве, с плеча
Танки гранатой разил.
Пулю за пулю. Снаряд за снаряд.
Он защищал Сталинград!
Ученик 2: Фашисты продолжали наращивать свои силы. Их главной целью становится Мамаев курган. Кто владел этой высотой 102м. тот господствовал над городом. Отсюда просматривались и простреливались центральная переправа, заводские районы. Здесь, начиная с13 сентября 1942 года по 30января 1943 года,140 дней и ночей не унималась дрожь земли от взрывов снарядов, мин и авиационных бомб. Почернел, будто обуглился, курган. После войны его называли мёртвым: земля здесь густо перемешалась с железными осколками и кровью, и на ней долго ничего не росло.
Ученик1: Был приказ, чтоб назад ни шагу,
Даже если обречены,
Превратились в святую сагу,
Девятнадцать недель войны!
От трёхсот нас осталась рота,
Духом русских побед жива,
А немецкая прёт пехота,
К высоте сто два!
Нас тысячи здесь полегли,
Ломая фашистский хребет,
Мамаев курган – сын Земли,
Наследник великих побед!
Ученик 2: Упорные бои велись в Сталинграде за каждую улицу, дом, этаж, подвал. Дом Павлова на Площади Ленина- это 4-х этажное кирпичное здание, занимавшее господствующее положение над окружающей местностью. Фашисты подвергали дом сокрушительному артиллерийскому и миномётному обстрелу, бомбили его с воздуха, непрерывно атаковали, но его защитники стойко отражали бесчисленные атаки врага, наносили ему потери и не позволили гитлеровцам прорваться к Волге на этом участке. 58 дней и ночей атаковали этот дом фашистские танки. В сводках Паулюса этот дом отмечался как мощный оборонительный узел с сильным гарнизоном и подземными ходами. Невдомёк было гитлеровцам, что этот дом защищала небольшая группа гвардейцев из 25 человек под командованием старшего сержанта Я. Ф. Павлова «Дом Павлова» остался неприступным. « Эта небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа»,- отмечал В.И.Чуйков.
Ученик3: Атаки, атаки…
Усталостью руки свело.
Какая сегодня погода?
Какое сегодня число?
И снова - атака…
И нет никакого числа…
Последняя пуля
За смертью фашистской ушла.
Ученик 1 : Когда положение стало особенно тяжёлым, из Москвы в осаждённый захватчиками Сталинград была перевезена Казанская икона Божией Матери. Она находилась на правом берегу Волги среди наших войск, куда рвались фашисты. Врагу так и не удалось перейти великую реку России. А накануне разгрома фашистов под Сталинградом перед чудотворным образом отслужили молебен, и после этого был дан сигнал к наступлению.
Ученик 2: Во второй половине ноября 1942 года завершился оборонительный этап Сталинградской битвы.13 ноября 1942 года план операции по разгрому врага под кодовым названием «Уран» был рассмотрен и утверждён Ставкой Верховного Главнокомандования.
Ученик 3: Начался второй период Сталинградской битвы - период контрнаступления советских войск. 23 ноября передовые части Юго-Западного и Сталинградского фронтов встретились в районе г. Калача Советского района.
Ученик 1: Кольцо окружения сомкнулось. Группировка немецко-фашистских войск численностью 330 тысяч человек с многочисленной техникой и вооружением оказалась в котле. Без малого 2 месяца томились немцы в гигантском котле окружения. Их косили голод и холод. Советское командование создало внешний и внутренний фронты окружения.
Ученик 3: И пробил час. Удар обрушен первый,-
От Сталинграда пятится злодей.
И ахнул мир, узнав, что значит верность,
Что значит ярость верящих людей.
Ученик 1: 31 января была ликвидирована южная группировка противника и взят в плен фельдмаршал Паулюс со своим штабом, находившимся в подвале Сталинградского универмага. 2 февраля сложила оружие и северная группа гитлеровских войск, базировавшаяся в районе тракторного завода и завода «Баррикады». В 4 часа дня в городе на Волге наступила тишина…
Ученик 2: Битва за Сталинград длилась 200 дней и ночей. В Сталинграде было разрушено 42 тысячи домов,126 предприятий. Накануне войны в Сталинграде проживало 525 тысяч человек, после окончания битвы осталось 32 тысячи.
Ученик 3: Величайшая роль в достижении Великой победы принадлежит Сталинградской битве. Мир был поражён и восхищён легендарной победой советских войск, которая положила начало коренному перелому в ходе всей Второй мировой войны.
Ученик 1: 2 февраля 1943 года – это всенародный праздник воинской доблести, подвига русского солдата, отстоящего для нас мир.
Чтец 3: Не назовешь их поименно, -
Всех, кто много лет назад
Стальной стеною непреклонно
У Волги встал за Сталинград!
Не назовешь тех поименно,
Кто город к жизни возродил,
Великой целью окрыленный,
Отдал ему он столько сил.
А если хочешь ты дознаться,
Архивов ветхих не тревожь,
Скажи лишь слово «сталинградцы»,
И всех их сразу назовешь.