СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вебинар на тему "Особенности организации и содержания обучения грамоте по букварю В.В. Репкина"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вебинар на тему "Особенности организации и содержания обучения грамоте по букварю В.В. Репкина"»

КПК №1 им. М. Горького Роль вебинара «Особенности организации и содержания обучения грамоте по букварю В.В. Репкина» в моём профессиональном росте. Яковлева А.О, группа 20П-6

КПК №1 им. М. Горького

Роль вебинара

«Особенности организации и содержания обучения грамоте по букварю В.В. Репкина»

в моём профессиональном росте.

Яковлева А.О, группа 20П-6

Ссылка:  https :// www.youtube.com/watch?v=93f6rwnGs4c

Ссылка: https :// www.youtube.com/watch?v=93f6rwnGs4c

Нужен ли вообще сегодня учебник в школе? Если еще несколько лет назад такой вопрос мог бы показаться дикостью, сегодня, в условиях повсеместного насаждения электронного контента в обучении и развитии дистанционного образования через Интернет, вопрос о роли учебника оказывается не таким уж прозрачным.

Нужен ли вообще сегодня учебник в школе?

Если еще несколько лет назад такой вопрос

мог бы показаться дикостью, сегодня, в условиях повсеместного насаждения электронного контента в обучении и развитии дистанционного образования через Интернет, вопрос о роли учебника оказывается не таким уж прозрачным.

И все же у многих такая постановка вопроса, особенно в отношении начального обучения, может вызвать недоумение. Ведь в учебнике изложена необходимая информация, подлежащая усвоению, собраны определения и правила, которые ученик должен знать назубок, даются упражнения для отработки применения ребенком этих самых правил наконец! Как же можно учить без учебника? Невозможно!

И все же у многих такая постановка вопроса, особенно в отношении начального обучения, может вызвать недоумение.

Ведь в учебнике изложена необходимая информация, подлежащая усвоению, собраны определения и правила, которые ученик должен знать назубок, даются упражнения для отработки применения ребенком этих самых правил наконец!

Как же можно учить без учебника? Невозможно!

Актуальность В основе ФГОС лежит системно – деятельностный подход. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников»

Актуальность

В основе ФГОС лежит системно – деятельностный подход.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 48

«Обязанности и ответственность педагогических работников»

Однако, если говорить о необходимости перестройки процесса образования в условиях нового стандарта и реализации системно-деятельностного подхода к обучению, все не так уж однозначно. Как мы уже отметили, цель такого обучения состоит вовсе не в том, чтобы сообщить ребенку как можно лаконичнее те же определения и правила и затем в кратчайшие сроки их отработать. Главная задача — создать такие условия, чтобы ребенок сам сумел научиться открывать научные истины, определять для себя важнейшие правила и их основания, а уж потом и сумел научиться эти правила применять!

Однако, если говорить о необходимости перестройки процесса образования в условиях нового стандарта и реализации системно-деятельностного подхода к обучению, все не так

уж однозначно. Как мы уже отметили, цель такого обучения состоит вовсе не в том, чтобы сообщить ребенку как можно лаконичнее те же определения и правила и затем в кратчайшие сроки их отработать. Главная задача — создать такие условия, чтобы ребенок сам сумел научиться открывать научные истины, определять для себя важнейшие правила и их основания, а уж потом и сумел научиться эти правила применять!

Понятно, что, если знания — то, что должно являться предметом детского поиска при деятельностном подходе, — предъявлены в школьном учебнике в виде «готовых» формулировок, то ни о какой собственно учебной деятельности не может быть и речи.

Понятно, что, если знания — то, что должно являться предметом детского поиска при деятельностном подходе, —

предъявлены в школьном учебнике в виде «готовых» формулировок, то ни о какой собственно учебной деятельности не

может быть и речи.

Так, может быть, учебник как носитель истин, подлежащих усвоению, и вправду устарел? Или пора пересмотреть его формат и основные функции?

Так, может быть, учебник как носитель

истин, подлежащих усвоению, и вправду устарел? Или пора пересмотреть его формат и основные функции?

По традиционной системе учебник рассматривается как вместилище информации, подлежащей усвоению, и сборник упражнений, обеспечивающих это усвоение, но если же рассматривать учебник как носитель не самой информации, а способов ее получения, понимания и усвоения, то возникает задача конструирования нового учебника, представляющего собой своеобразную модель учебной деятельности.

По традиционной системе учебник рассматривается как вместилище информации, подлежащей усвоению, и сборник упражнений, обеспечивающих это усвоение, но если же

рассматривать учебник как носитель не самой информации, а способов ее получения, понимания и усвоения, то возникает

задача конструирования нового учебника, представляющего собой своеобразную модель учебной деятельности.

Рассмотрим особенности букваря В. В. Репкина

Рассмотрим особенности букваря В. В. Репкина

Главные особенности букваря В. В. Репкина: 1. Сказочные герои.

Главные особенности букваря В. В. Репкина:

1. Сказочные герои.

С одной стороны, это серьезный учебник, который не только знакомит ребят с буквами, но и раскрывает им принципы письма и чтения. С другой — это, безусловно, детская книга, со страниц которой ребятам подмигивают забавные человечки, думающие, пробующие и иногда ошибающиеся вместе с детьми, но все равно никогда не унывающие и ищущие ответы на самые сложные вопросы. Этот учебник — диалог любознательных первоклассников Маши и Алеши, приглашающих ребят к разговору, в котором маленькие школьники будут участвовать вместе с самоучками дедушкой Усом, дядюшкой Ага, Авосиком и Небойсиком.

С одной стороны, это серьезный учебник, который не только

знакомит ребят с буквами, но и раскрывает им принципы

письма и чтения. С другой — это, безусловно, детская книга,

со страниц которой ребятам подмигивают забавные человечки, думающие, пробующие и иногда ошибающиеся вместе

с детьми, но все равно никогда не унывающие и ищущие

ответы на самые сложные вопросы. Этот учебник — диалог

любознательных первоклассников Маши и Алеши, приглашающих ребят к разговору, в котором маленькие школьники

будут участвовать вместе с самоучками дедушкой Усом, дядюшкой Ага, Авосиком и Небойсиком.

Алёша и Маша

Алёша и Маша

Маша и Алеша — брат и сестра, близнецы, которые вместе учатся в 1 классе. Их появление на странице учебника символизирует новую задачу, важный вопрос, который они задают друг другу.

Маша и Алеша — брат и сестра, близнецы, которые вместе учатся в 1 классе. Их появление на странице учебника

символизирует новую задачу, важный вопрос, который они

задают друг другу.

Дедушка Ус Дядюшка Ага

Дедушка Ус

Дядюшка Ага

Дедушка Ус — самый опытный самоучка, он читает много книжек и «наматывает все на ус». Это герой-справочник, он приходит тогда, когда нужна какая-то информация, которую учащиеся не могут ввести из того, что уже изучено, средства решения задачи. Дядюшка Ага — олицетворение догадки, он появляется в момент вывода, помогает фиксировать его в моделях

Дедушка Ус — самый опытный самоучка, он читает много книжек и «наматывает все на ус». Это герой-справочник, он приходит тогда, когда нужна какая-то информация, которую учащиеся не могут ввести из того, что уже изучено, средства решения задачи.

Дядюшка Ага — олицетворение догадки, он появляется в

момент вывода, помогает фиксировать его в моделях

Авосик Небойсик

Авосик

Небойсик

Авосик — персонаж, делающий все на авось; он часто воспроизводит наивную детскую логику, постоянно нуждается в контроле со стороны ребят, а значит, учит их и самоконтролю. И наконец, Небойсик (от слов «Не бойся!») — олицетворение пробы, оптимизма, поиска — учит ребят не бояться самостоятельных решений. Учеников можно познакомить с персонажами Букваря на первом же уроке, рассматривая их изображение на первом форзаце учебника.

Авосик — персонаж, делающий все на авось; он часто воспроизводит наивную детскую логику, постоянно нуждается в контроле со стороны ребят, а значит, учит их и самоконтролю. И наконец, Небойсик (от слов «Не бойся!») — олицетворение пробы, оптимизма, поиска — учит ребят не бояться самостоятельных решений. Учеников можно познакомить с персонажами

Букваря на первом же уроке, рассматривая их изображение

на первом форзаце учебника.

Появление героев на страницах Букваря в самом деле помогает проследить ход поиска решения задачи. Но важно понимать, что это прослеживание имеет смысл лишь как рефлексивное действие уже после того, как учебная задача решена самими детьми на уроке. В процессе ее решения учебник чаще всего не нужен, он может понадобиться только тогда, когда ребятам надо убедиться в правильности своего вывода или восстановить процесс рассуждения. В этом состоит важнейшая методическая особенность Букваря.

Появление героев на страницах Букваря в самом деле помогает проследить ход поиска решения задачи. Но важно понимать, что это прослеживание имеет смысл лишь как рефлексивное действие уже после того, как учебная задача решена самими детьми на уроке. В процессе ее решения учебник чаще всего не нужен, он может понадобиться только тогда, когда ребятам надо убедиться в правильности своего вывода или восстановить процесс рассуждения. В этом состоит важнейшая методическая особенность Букваря.

Параграфы (разделы) в этом учебнике начинаются с проблемной ситуации, выполняющей постановочную функцию (в начальной школе эта ситуация разворачивается как определенный сюжет с участием сквозных персонажей).

Параграфы (разделы) в этом учебнике начинаются

с проблемной ситуации, выполняющей постановочную функцию (в начальной школе эта ситуация разворачивается как определенный сюжет с участием сквозных персонажей).

Главные особенности букваря В. В. Репкина: 1. Сказочные герои. 2. Создание атмосферы литературного чтения, приобщение детей к звучанию культурной речи.

Главные особенности букваря В. В. Репкина:

1. Сказочные герои.

2. Создание атмосферы литературного чтения,

приобщение детей к звучанию культурной речи.

Своеобразие этой учебной книги отражается прежде всего в ее структуре. Основной материал Букваря перемежается страничками совместного чтения (жёлтые странички), основная цель которых — создание атмосферы литературного чтения с самого первого урока обучения грамоте, задолго до того, как дети начнут изучать первые буквы. Предполагается, что литературные тексты, которые даны на этих страничках, должны прозвучать на уроке как образец культуры чтения, т. е. в исполнении учителя.

Своеобразие этой учебной книги отражается прежде всего

в ее структуре. Основной материал Букваря перемежается

страничками совместного чтения (жёлтые странички), основная цель которых — создание атмосферы литературного чтения с самого первого урока обучения грамоте, задолго до того, как дети начнут изучать первые буквы. Предполагается, что литературные тексты, которые даны на этих страничках, должны прозвучать на уроке как образец культуры чтения, т. е. в исполнении учителя.

Главные особенности букваря В. В. Репкина: 1. Сказочные герои. 2. Создание атмосферы литературного чтения, приобщение детей к звучанию культурной речи. 3. Диалогичность

Главные особенности букваря В. В. Репкина:

1. Сказочные герои.

2. Создание атмосферы литературного чтения,

приобщение детей к звучанию культурной речи.

3. Диалогичность

Учебный диалог, будучи необходимой формой организации коллективно-распределенной деятельности в процессе решения учебных задач в начальной школе. Ведь в учебном диалоге ребенок оказывается не в позиции ученика, осваивающего «чужое» знание, а в позиции исследователя, стремящегося преодолеть ограниченность своей точки зрения на предмет путем ее сопоставления и согласования с множеством других точек зрения.

Учебный диалог, будучи необходимой

формой организации коллективно-распределенной деятельности в процессе решения учебных задач в начальной школе.

Ведь в учебном диалоге ребенок оказывается не в позиции ученика, осваивающего «чужое» знание, а в позиции исследователя, стремящегося преодолеть ограниченность своей точки зрения на предмет путем ее сопоставления и согласования с множеством других точек зрения.

Учебник развивающего образования должен быть диалогичным, т. е. воспроизводить основную форму урока — учебный диалог. В нем, с одной стороны, должен быть заявлен предмет разговора — учебная задача, требующая решения, с другой — зафиксирован сам процесс поиска: наличие разных точек зрения, их сопоставление и, наконец, вывод. Сквозные персонажи, используемые нами в Букваре, — попытка сделать его более диалогичным.

Учебник развивающего образования должен быть диалогичным, т. е. воспроизводить основную

форму урока — учебный диалог. В нем, с одной стороны,

должен быть заявлен предмет разговора — учебная задача,

требующая решения, с другой — зафиксирован сам процесс поиска: наличие разных точек зрения, их сопоставление и, наконец, вывод. Сквозные персонажи, используемые нами в Букваре, — попытка сделать его более диалогичным.

Значение букваря В. В. Репкина:

Значение букваря В. В. Репкина:

Для ребёнка, завершившего первый класс, буква - особый знак, выполняющий определённую работу и за которым ему открылся мир родного языка, полный секретов и тайн. Если, прощаясь с букварем, ребёнок испытывает желание пристальнее вглядеться в этот мир, разгадать его загадки, если он поверил в свои способность идти дорогой поиска и открытий, если почувствовал уверенность в себе, в своих силах - это и есть главный результат и смысл приобщения ребёнка к грамоте. В этом значение букваря В. В. Репкина.

Для ребёнка, завершившего первый класс, буква - особый знак, выполняющий определённую работу и за которым ему открылся мир родного языка, полный секретов и тайн. Если, прощаясь с букварем, ребёнок испытывает желание пристальнее вглядеться в этот мир, разгадать его загадки, если он поверил в свои способность идти дорогой поиска и открытий, если почувствовал уверенность в себе, в своих силах - это и есть главный результат и смысл приобщения ребёнка к грамоте. В этом значение букваря В. В. Репкина.

Более подробно ознакомиться с содержанием букваря, с его ролью, принципами, поурочным планированием, постраничным комментированием каждой страницы можно, изучив методическое пособие данного учебника.

Более подробно ознакомиться с содержанием букваря, с его ролью, принципами, поурочным планированием, постраничным комментированием каждой страницы можно, изучив методическое пособие данного учебника.

https :// lbz.ru/metodist/authors/elkonin-davydov/3/bukv-ryaz-repkin-1-metod.pdf

https :// lbz.ru/metodist/authors/elkonin-davydov/3/bukv-ryaz-repkin-1-metod.pdf


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!