Веб-квест А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Предмет: литература
Участники: учащиеся 8 класса
Задачи
Формировать у учащихся способности самостоятельно отбирать нужный материал, компоновать его в соответствии с темой.
Формировать у учащихся потребности к коллективной работе, чувство ответственности за совместную работу.
Цели
Образовательная: Познакомить ближе учащихся с творчеством А.С. Пушкина, обобщение материала поданной теме, обучение работе с Интернетом.
Развивающая: Развить у учащихся быструю смекалку, сотрудничество в команде, творческий подход к заданиям.
Воспитательная: Воспитать любовь и уважение к творчеству АС. Пушкина, к нашей истории, развитие эстетического вкуса.
Введение:
А.С. Пушкина всегда привлекала история. Прошлое для него – повод для размышления не только о настоящем, но и о будущем. Мысли писателя по поводу исторических событий актуальны и в наши дни. Мы убеждаемся в этом тем больше, чем внимательнее и глубже читаем Пушкина. В этом непреходящее значение писателя для русской, да и мировой культуры. Особое место в художественных произведениях Александра Сергеевича отведено человеку, конкретному, живому, с богатым духовным миром… Именно таким героем является Пугачев, взгляд на поступки которого был неоднозначным. Придворная история считала предводителя народного восстания кровожадным злодеем, а народная история представляла его заступником, защитником бесправных и униженных.
«В «Капитанской дочке» все не только самая правда, но ещё как бы и лучше её», - утверждал Н.В. Гоголь.
Общая проблема: так кто же прав в изображении Пугачева? Кто он, Емельян Пугачев? Злодей, убийца, или человек, чьи дела несли добро людям.
План работы:
- Формулирование тем исследований учеников, распределение ролей, формирование групп для проведения исследований.
- Обсуждение плана работы учащихся.
- Самостоятельная работа учащихся по обсуждению и выполнению задания.
- Подготовка школьниками отчета о проделанной работе.
- Защита полученных результатов и выводов.
Задание: изучите материал по своей теме, ответьте на вопрос задания, подобрав необходимую информацию. Оформите результаты своих исследований в предложенном виде.
РОЛИ
Роль «Литературоведы»
Вы литературоведы. Ваша задача - вспомнить и проанализировать с точки зрения отражения истории произведения автора, которые вы уже ранее изучили.
Основные вопросы:
Проследите, как развивается в творчестве А.С. Пушкина историческая тема. Почему историческая тема привлекает писателя? Каким предстает Е. Пугачев в историческом труде «История Пугачевского бунта»?
Отчет можно представить в виде слайдов презентации, реферата или сообщения.
Ссылки: http://anti-school.ru/sochineniya/pushkin-as/istoria.html
http://litirus.ru/sochinenie-po-proizvedeniyu/istoricheskoe-proshloe-rossii-v-proizvedeniyah-a.s.pushkina.html
http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4_%D0%90._%D0%A1._%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0
Роль «Историки»
Вы историки. Вам необходимо обратить особое внимание на историческую обстановку, которая нашла отражение в произведении писателя. Не забывайте, в какую эпоху живет автор и какую эпоху он описывает в повести.
Основные вопросы:
Представьте эпоху Екатерины 2.
Каковы причины Пугачевского бунта?
Отчет можно представить в виде слайдов презентации, реферата или сообщения.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0_II
http://vojny/krestjanskaja_vojna_1773_1775/prichiny_vosstanija_pugacheva/53-1-0-146
dic.academic.ru
Роль «Литературные критики»
Вы литературные критики. Ваше внимание обращено к художественному тексту; вам нужно оценить поступки героев, их мысли, проанализировать, как автор увидел героя.
Основные вопросы:
Каким вы увидели Е. Пугачева в художественной повести «Капитанская дочка»? Проследите отношение бунтаря к защитникам крепости, Гриневу, Швабрину, Маше, Савельичу. Сравните с образом героя в историческом труде.
Отчет можно представить в виде реферата, сообщения.
http://www.school-city.by/index.php?option=com_content&task=view&id=5823&Itemid=141
http://ktoikak.com/harakteristika-glavnyih-geroev-kapitanskoy-dochki/
http://gavadfm.ucoz.com/load/sochinenija/kapitanskaja_dochka/obraz_pugacheva/7-1-0-304
Роль 4 «Языковеды»
Вы языковеды. Языковая стихия времен писателя отличается от современного литературного языка. Ваша задача – объяснить значение устаревших слов и выражений, проанализировать, как речь литературного героя раскрывает его характер, психологию…
Основной вопрос:
Изучить языковую сторону повести, выписать устаревшие слова, найти их толкование. Язык Пугачева - речевая характеристика героя.
Форма отчета: составление буклета «Тайны слова» в повести «Капитанская дочка»
http://www.myshared.ru/slide/609169/
http://reftrend.ru/590376.html
Роль 5. «Искусствоведы»
Вы искусствоведы. Вы должны обратиться к другим видам искусства, посмотреть, как произведение Пушкина стало источником вдохновения для творческих людей. Попробовать самим создать творческую работу.
Основные вопросы:
Найти иллюстрации к повести, подготовить сообщение о художниках-иллюстраторах. Сравнить восприятие текста разными художниками, рассмотрите иллюстрации к повести разных художников.
- Какие иллюстрации ярче отображают тот или иной эпизод текста (цвет, оттенки, образы, позы, выражение лица, фон, детали, эмоции...)?
- Какую роль эти сцены играют в композиции повести?
- Попробуйте создать свой рисунок.
Как произведение А.С. Пушкина нашло отражение в других видах искусства?
Форма отчета: творческая работа – раскладушка, иллюстрация, стихотворение, песня…
http://aplik.ru/konspekty/luchshie/proekt-po-teme-portrety-v-proizvedenii-as-pushkina-kapitanskaia-dochka/
http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/selected/kdo/kdo-318-.htm
http://www.classic-musik.com/opera/40-operi-na-suzheti-a-s-pushkina
http://www.classic-music.ru/opera_kapitanskaya.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0_%28%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC,_1958%29
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0_%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0
Конечным результатом работы является заключительный урок по повести, где ребята защищают свои исследовательские работы.