СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Васюткино озеро"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы 5 кл по произведению В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Просмотр содержимого документа
«"Васюткино озеро"»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Тема урока: В.П. Астафьев. Васюткино озеро.


Цели урока:

Обучающие: Обобщение знаний учащихся по прочитанному произведению; формирование умения работать с текстом и дополнительной литературой. умение делать выводы из произведения – добраться до берега Успеха. Отметить на географической карте «Васюткино озеро».

Развивающие: Развитие речи и творческих способностей учащихся, формирование читательской грамотности

Воспитательные: Воспитание лучших человеческих качеств характера, как твердость духа, бережное отношение к природе, коллективизм.

Задачи урока:

Обучающие: Расширить кругозор учащихся о биографии В. П. Астафьева, пробудить интерес к его творческой личности ;формировать навыки работы с ИКТ.(домашние заготовки памятки, иллюстрации к уроку с изображением тайги)

Развивающие: Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений; развивать навыки работы в группах; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Воспитательные:  помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью; вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

Тип урока:

Урок обобщения знаний

Форма урока: работа в группах («Архивариусы», «Юннаты», «Спасатели», «Литераторы»).

Оборудование урока:

  • Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Автор-составитель: Т. Ф. Курдюмова и др. М.: Просвещение, 2012

  • Демонстрационный материал по географии, буклеты с памятками, рисунки, композиции, тесты, учебники, словарь Ожегова.

  • Тетради по литературе



Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД.

Организационный  момент, мотивация  к учебной деятельности 

Проверка подготовленности к уроку

Обучающиеся готовятся к уроку.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Актуализация знаний



Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

  • Она величественна и похожа на океан.

  • Она щедра и сурова.

  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Действительно, это тайга.

_ Ребята, сегодня мы отправляемся на экскурсию в лес вместе с главным сибирским писателем В. П.Астафьевым и с главным героем рассказа «Васюткино озеро» - Васюткой. Природа… Какая она? Какие отношения между природой и людьми? Скажите, что вы положили в свои рюкзачки?

Вглядитесь в природу поглубже, вслушайтесь, поймите её язык: в тихом шелесте листьев, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьев. Что может быть прекраснее всего этого? (Георгий Скребицкий).

Мы с вами уже много говорили о природе родного края. Виктор Петрович Астафьев – писатель сибиряк, он писал о краях, похожих на наши. А также о людях, живущих здесь, людях с крепким несгибаемым характером, не боящихся трудностей и испытаний. Мы пройдем Васюткиными тропками, от опушки Архивариусов к поляне Литераторов, продолжим путь к роднику Спасателей, выйдем на просеку юных натуралистов и, возможно, доберемся до берега Успеха.

В конце урока в маршрутных листах ваших групп вы оцените работу каждого.


-На группы разделились заранее. Каждая группа получила задание.

Вы должны продемонстрировать выполненную работу.










Отвечают на вопросы, формулируют собственное мнение, анализируют.







Личностные результаты:

интерес к изучению литературы


Познавательные УУД


формулирование проблемы


Регулятивные УУД


Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).


Основная часть урока


-

Первый привал: «Опушка Архивариусов»







Ребята , входящие в эту группу, ознакомят с текстами по биографии писателя подготовленными дома.

· Что вы отыскали в архивных «закромах» о писателе, его детстве, его детских рассказах?

· Какова история создания рассказа «Васюткино озеро»?

- Какое из названий вам понравилось больше? Понравился ли рассказ?





















































Второй привал: «Поляна литераторов»

( Вопросы по содержанию рассказа. Ответы даются с использованием цитат из произведения)

· На какой реке происходит действие рассказа?

· Что говорит о Енисее дедушка Афанасий?

· С какой целью уходит Васютка в тайгу?

· Какую оплошность допустил мальчик?

· Кто виноват в том, что он заблудился?

· Как нагнетается тревога, испуг Васютки?

· Как бы вы повели себя в такой ситуации?





Мы добрались до просеки Юных натуралистов!

Третий привал «Юннаты»

· Что вы знаете о реке Енисей из научных источников? В какой книге можно узнать лексическое значение слова «Тайга»? (Работа со словарем Ожегова)

 Писатель Николай Сладков оставил завораживающее описание тайги:

Тайга — самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжёлый гул зелёных вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сухо, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.

Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава, и опять тишина и безлюдье.

Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.

Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы. Там светлые боры — сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны — болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга”.

Группе «Юннаты» было дано задание. Предоставляем им слово.


Что вы знаете о реке Енисей? Покажите на карте

Расскажите о тайге – природной зоне России.

Расскажите об обитателях тайги.

Страшна ли Заполярная тайга зверьем?



Свои ответы сопровождайте наглядным материалом.



Обратимся к тексту учебника.

· Найдите описание тайги в тексте. (Стр. 129).Выразительно прочитайте. Какое описание дает более точное представление о тайге?

Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм. Найдите его (стр. 120 по тексту).












Ответы учащихся по материалам подготовленным дома

«Самостоятельную жизнь я начал сразу безо всякой подготовки», - напишет впоследствии В.П.Астафьев.

Детству посвящены многие книги писателя. Воспоминая о детстве крестьянского мальчика автобиографичны и говорят о становлении его характера.

Автобиографичность – свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора. Детские воспоминания дороги Астафьеву потому, что именно в те годы, в трудных обстоятельствах, складывалась личность, начинался человек.

Тема произведения – человек и природа.

Из неё следует и идея рассказа – с природой нужно жить в гармонии, находить общий язык, и тогда он оплатит сторицей.









Природа в произведении.

Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере, но кончились рыбацкие дни Астафьева, он оказался в детдоме. Ему хотелось рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать… каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть.

Природа в произведениях писателя оживает, выступает как мера гармонии, становится активным участником повествования. Природа и человек, человек и природа – эта тема многих произведений Астафьева. Он писал: «Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте… Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года, я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери-земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».


Ребята работают с текстом произведения. Отвечают на вопросы, зачитывают цитаты из текста.














Ребята рассказывают о тайге по материалам из учебника географии и по текстам научного стиля самостоятельно подготовленного.


Показывают на карте реку Енисей













Коммуникативные УУД:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике.

Коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменная речь).





Личностные: самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героем произведения.

Морально- этическая ориентация и нравственная оценка: формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания, формирование эстетических чувств.









Познавательные: сравнение, оценивание.









Коммуникативные: передача информации и отображение предметного содержания.

















































Коммуникативные УУД



Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)



Познавательные УУД



Общеучебные

формулирование познавательной цели;

поиск и выделение информации;


Учащиеся вступают в диалог с автором произведения через сотрудничество и кооперацию, через постановку вопросов по изучаемому произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии..










Познавательные УУД 


самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;


поиск и выделение необходимой информации;


применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;


структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;


Коммуникативные УУД


умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



Физминутка.



Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Приседание, хлопок.

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.


Коммуникативные: согласованность действий с партнерами.




Мы подошли к четвертому привалу, где нас ждут спасатели.



Четвертый привал «Спасатели»

Эта группа изготовила буклеты и презентацию с памятками:

«Советы идущему в лес»

«Если ты заблудился»

«Как вести себя в лесу»

«Как разводить костер»



Памятка№1

Советы идущему в лес

1.Подумай тщательно маршрут.

2. Обязательно возьми компас.

3. Возьми спички для костра.

4.Захвати с собой теплые вещи.

5.Приготовь запас еды ( соль, спички, сухари, консервы)

Памятка№2

Если ты заблудился.

1.Не паникуй, успокойся.

2.Прекрати бесполезное движение.

3.Осмотри место, где находишься.

4.Собери хворост, дрова для костра.(на ночь)

5.Разожги костер, приготовь пищу.

6.Подготовь из веток, травы место для ночлега.

7.Спокойно ожидай спасателей, родственников.






Коммуникативные УУД:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.











Регулятивные УУД



Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).


Проверка знаний.

В завершение нашего путешествия вы проверите свои знания содержания произведения.

Ответьте на вопросы теста в тетрадях по литературе.

1.Жанр произведения

А) рассказ;

Б) повесть;

В) сказка-быль.

2. В основе произведения лежит:

А) повествование о трудной работе рыбаков и охотников;

Б) изображение природы Сибири;

В) повествование о приключениях героя.

3. Васютка бродил по лесу:

А) в поисках кедровых орехов для рыбаков;

Б) выполняя поручение отца;

В) ради удовольствия

4. В предложении: «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» – автор использует:

А) сравнение;

Б) антитезу;

В) метафору.

5. Птица, которая «увела» Васютку в тайгу:

А) тетерев;

Б) глухарь;

В) кедровка.

6. Когда Васютка понял, что заблудился, он:

А) горько плакал;

Б) запаниковал;

В) решил не сдаваться.

7. Открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу:

А) в озере есть водоворот;

Б) озеро проточное;

В) ветер принесёт непогоду.

8. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там:

А) речка;

Б) болото;

В) озеро.

9. Васютка решился использовать последний патрон, потому что:

А) его заметили с бота;

Б) его не заметили с бота;

В) он был очень рад рыбакам.

10. Родные Васютки:

А) были уверены в том, что он сам найдется

Б) потеряли надежду найти его;

В) продолжали искать и надеяться.

11. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря:

А) богатейшей флоре и фауне;

Б) теплой осенней погоде;

В) умениям и навыкам таежного жителя.

12. Найдя озеро, Васютка:

А) стал известным на всю страну;

Б) зазнался;

В) принес пользу стране.

13. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге.

А) «С тайгой надо дружить!»;

Б) «Тайга хлипких не любит!»;

В) «В тайге одному делать нечего!».

Самопроверка и самооценка

(Ответы для проверки записаны на доске)

Вывод: Память о традициях стала для Васютки спасательным кругом. Воспользовавшись им, он делает свою памятную зарубку – открывает озеро.

Пусть и для нас его уроки станут ориентиром в жизни. «С памятью – к памяти». (Запишите эту «затесь» с своих тетрадях).

. В.П.Астафьев своим творчеством старается показать, что все животные и растения проживут без человека, но человек без природы обречен на гибель.

Берег Успеха.

Выразите своё отношение к герою. Чему вы научились у Васютки?

Сумел он добраться до своего берега Успеха?

А мы? Оцените работу своих групп .



















Самооцека и самопроверка своих знаний

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).


Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями.Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы,звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна или стихотворения собственного сочинения.

Синквейн

(пятистишие) – свободная поэтическая форма, состоящая из 5 строф:

  1. Имя существительное, определяющее тему.

  2. 2 прилагательных – описание темы.

  3. 3 глагола(деепричастия) – название действий.

  4. 4 слова: фраза – отношение к теме.

Образ – метафора, суть, смысл, синоним темы.


Личностные результаты:

1. интерес к изучению литературы

2. осознание ценности литературы



РегулятивныеУУД.

1.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Затеси – это зарубки на деревьях,указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления,зарубки на сердце, постигаем тайну произведения.Вам предлагается написать сочинение-размышление на одну из тем нашего урока: “В чем тайна Васюткина озера?”, “Зарубки на сердце”. Ответ на эти вопросы каждый даст индивидуально в форме сочинения – размышления. Помогут вам в работе тезисы:

  • Древние считали, что родник, озеро, источник - глаз Божий на земле...

  • Природа посылает Васютке озеро-загадку...

  • Озеро - отражение души Васютки...

  • Тайга-матушка, Енисей-батюшка, озеро...














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!