СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Василий Шукшин. Юмористические рассказы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение обучающихся к творчеству В.М.Шукшина.

Просмотр содержимого документа
«Василий Шукшин. Юмористические рассказы.»

Тема урока: «Светлые души» Чудиков по рассказам В.М.Шукшина «Волки», «Чудик»

Эпиграф к уроку:

Человек умнее и добрее, чем больше он замечает добра в людях.

Б. Паскаль

Цели урока:

  • Создать условия для:

    • формирования личностной, коммуникативной компетенции учащихся;

    • приобщения учащихся к творчеству В.М.Шукшина;

    • знакомства учащихся с рассказами «Волки», «Чудик»;

    • совершенствования речевой, литературной культуры школьников.

  • Развивать:

    • навыки анализа художественного текста;

    • умения выделять главное, строить аналогии, обобщать, доказывать.

  • Воспитывать:

    • интерес к творчеству писателя-земляка;

    • нравственность учащихся (совестливость, любовь к ближнему, чувства ответственности);

    • чувства гордости за свой край, родину В.М.Шукшина.

Задачи урока:

  • создать естественные условия для проявления коммуникативных возможностей;

  • помочь учащимся организовать планомерную работу с текстом;

  • развивать такие качества речи, как уместность, логичность, правильность, последовательность, точность.

Индивидуальное задание:

  • сделать буклет, посвященный жизни и творчеству писателя;

  • подготовить рассказ о В.М.Шукшине.

.ХОД УРОКА

1. Мотивация. Слово учителя

– Ребята, знаете ли вы что-нибудь о жизни и творчестве нашего земляка В.М.Шукшине?
– Кто может вспомнить, какие рассказы Шукшина были прочитаны вами? Смотрели фильмы снятые по его произведениям, или фильмы с участием его самого?
– Были ли вы на горе Пикет? На Шукшинских чтениях в с.Сростках?

2. Целеполагание (1 слайд: портрет Шукшина, тема урока, эпиграф к уроку)

– Эпиграфом к уроку я взяла слова Б.Паскаля: «Человек умнее и добрее, чем больше он замечает добра в людях». Эти слова можно без колебаний отнести к Шукшину. Он умел замечать добро даже в самом заблудшем человеке. Шукшин любил сравнивать жизнь с песней. О человеке он говорил: «Прожил, как песню пропел». И уточнял: «Пропел ее превосходно» или наоборот: «Скверно пропел». О самом Шукшине можно сказать: он не допел свою песню до конца, оборвалась она, когда захватила миллионы слушателей… Это была необычная песня, с внутренне нараставшим драматизмом.

3. Литературная композиция о жизни В.М.Шукшина

– Алтай – это широкие степи, могучие горы, голубые озера и реки. На этой благодатной земле не могут не рождаться композиторы, художники, писатели, поэты. Природа нашего края способствует рождению прекрасных произведений искусства. Мы с вами живем там, где жил Василий Макарович Шукшин, именно Алтай он считал своей Родиной.
(2 слайд со словами писателя: «Алтай – это моя родина, где я родился и вырос. Люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Благодарю тебя, моя Родина… Будь счастлива»)
(3 слайд. Василий Шукшин). Мы гордимся тем, что именно у нас родился и вырос этот большой национальный писатель, лауреат Ленинской и Государственной премий, заслуженный деятель искусств РСФСР. 
(4 слайд. Шукшинские чтения в Сростках). Каждый год тысячи и тысячи людей в день рождения писателя приезжают на родину Шукшина, чтобы отдать дань таланту этого человека.

Стихотворение о Шукшине читает ученик. Стихотворение написано ученицей 7 класс – Лопатиной Валентиной. (5 слайд. Окраины села Сростки).

Слово ученика о жизни В. М. Шукшина

В 14 лет Василий Макарович уезжает в Бийск и поступает в автомобильный техникум. Потом служба в Военно-Морском флоте. (8 слайд. Шукшин – моряк). После армии работа в вечерней школе учителем, а затем директором.
Но случилось так, что деревенский парень все бросил и уехал в Москву поступать в литературный институт, куда его не приняли. Тогда он поступает на режиссерский факультет ВГИКа (института культуры).
Шукшин – это писатель, актер, режиссер. (9 слайд. Семья Шукшина). Первую роль он сыграл в фильме «Два Федора». Первое его произведение – сборник рассказов «Сельские жители». По собственному сценарию Василием Макаровичем  поставлены фильмы «Калина красная», «Печки-лавочки», «Живет такой парень».  
Шукшин пишет день и ночь. И снимается в кино. Торопится,  словно чувствует, что отпущено мало… Сердце остановилось внезапно, на съемках фильма «Они сражались за Родину».
Василий Макарович умер в 45 лет, сделав часть того, что хотел и мог.
Осиротели Сростки. Но осталась память. Она собирает сюда тысячи людей 25 июля, в день рождения В. М. Шукшина. (10  слайд. Памятник Василию Макаровичу в селе Сростки).

Слово учителя.

Порой мы завидуем людям, что живут на земле великого Пушкина. Но многие завидуют нам, землякам В. М. Шукшина.  
Мы очень мало знаем о Шукшине, немногие были в Сростках в доме-музее писателя.
Пусть этот урок будет первым шагом на пути к творчеству славного нашего земляка, чье имя тесно связано с историей культуры нашего края.
Главные герои большинства рассказов – деревенские и городские простые люди. Писателя в них восхищает их непохожесть, нестандартность, ершистость, чувство собственного достоинства. Шукшин почти не дает их портретов, не рассказывает подробно об их прошлом, с ними чаще всего ничего особенного не происходит. Писатель стремится заставить нас полюбить их, очаровать их простотой, но в то же время он хорошо знает, что в жизни не одни лишь «светлые души», понимая, что борьба добра со злом остается напряженной.
– Рассмотрим два рассказа Шукшина «Волки», «Чудик», в которых тоже происходит борьба добра со злом, незаметная, обыденная, но борьба.

4. Словарная работа (11 слайд)

– Дома вы уже прочитали рассказы «Волки», «Чудик». В тексте вам встретились слова, лексическое значение которых я попрошу вас объяснить. 
Логовину – широкий и длинный овраг.
Оглобину – в упряжи: одна из двух круглых длинных жердей, укрепленных на передней оси  
повозки и соединяющихся с другой.

5. Беседа с учащимися по рассказу

– Следующий рассказ – «Чудик». В заголовок вынесено прозвище главного героя.
– Почему его так называли? 
(С ним постоянно что-нибудь происходит, он «влипает в историю».)
– Что произошло с ним в магазине перед поездкой к брату на Урал? 
(Учащиеся пересказывают эпизод).
– Почему он вернулся за деньгами? 
(Ему стыдно – вдруг не так поймут, подумают, что решил прикарманить. Ребята выясняют, что происходит это в городе, где никто его не знает, таким образом, в характере они обнаруживают стыдливость, совестливость – это одна из его основных черт).
– Другая его черта раскрывается в эпизоде покупки подарков. Какая это черта? 
(Ребята находят ключевое слово во фразе: «…решил племянникам накупить подарков» – и отмечают, что эта черта – щедрость).
– Что видит Чудик из самолета и о чем думает?  Как это его характеризует 
(Учащиеся находят в тексте слова Чудика: «…упасть в облака как в вату… вот человек! Придумал же! Почему я не удивляюсь?» Это искренность чувств героя, он говорит, что думает.)
– Какая черта Чудика раскрывает в отношениях с соседом в самолете?
(Сочувствие, желание помочь).
– Как Чудик разрисовал коляску, чтобы угодить своей снохе? О чем это говорит? 
(Это человек с возвышенной, романтичной душой, любящий природу, все красивое, любящий мир, согласие. Своему брату о снохе он говорит: «… не ругайся с ней, а то она хуже невзлюбит. А я как-нибудь поласковей буду».)
– Почему сноха невзлюбила Чудика? 
(Он простой трудяга, не руководитель из управления, странный, непонятный).
– Понимает ли она душу Чудика? 
(Не понимает, его русская простая душа для нее ничто, она «злая» – по словам Чудика). 
– За что он ратует, что отстаивает в жизни? 
(Чудик ратует на добро, за правду, взаимопомощь, за все прекрасное, в душе его живет музыка, он постоянно напевает, то есть он человек, отстаивающий народную правду).

Вывод:

– Подводя итог урока, обращаясь к эпиграфу, прошу отметить основные черты героев Шукшина – Чудика и Ивана Дегтярева.
(Учащиеся обобщают свое сказанное на уроке: «И Иван Дегтярев, и Чудик – это борцы за добро, за правду, за красоту на земле, за согласие, человечность»). 
– Напоследок послушайте стихотворение написанное Карпегиной Евгенией:

В.М.Шукшин

Как больно сознавать, что человека нет,
Он не увидит больше белый свет.
И остается только вспоминать,
Как хорошо Шукшин мог роль сыграть.

Представил сцену Разина Степана,
В которую он вжился очень рано.
Он так реально мог её сыграть,
Что это фильм уж можно не понять.

Любил Шукшин подняться на Пикет,
Нарвать цветов большой, большой букет
Чтоб подарить их матери своей
Обнять её с любовью у дверей.

Ведь был Василий с чистою душой,
Он рвался, как и все к себе домой.
Шукшин ведь знал, что в Сростках его ждут
И праздник по приезду заведут.

И вот уже теперь который год,
К Пикету весь честной народ идёт.
И знает лишь теперь его душа,
Проходят чтенья Васи Шукшина.

(Карпегина Евгения, ученица 7А класса)

6. Домашнее задание

– Подготовить рассказ о людях, живущих рядом с нами, которые так же незаметно ведут борьбу за добро, за мир, не хотят мириться с несправедливостью.

7. Рефлексия

– Ребята, проанализировав прочитанные рассказы, скажите, что вам больше всего запомнилось в них? 8. Выставление оценок




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!