Алгинский районный отдел образования
Тамдинская средняя школа
Вариативная часть
Программа по ручному труду
«Мастерилочка».
в предшкольном классе
Программа утверждена экспертным советом Алгинского РОО
Протокол №______от « »__________2016г
Методист Алгинского РОО_____________ Бектурганова Ш
Составитель Рябова О.А воспитатель предшкольного класса
II категории Тамдинской средней школы
Рецензенты Кроль О.Ю учитель начальных классов
I категории Тамдинской средней школы
Дьяченко Н.М учитель начальных классов
I Iкатегории Тамдинской средней школы
В данном пособии предлагается программа вариативного компонента по ручному труду «Мастерилочка».
В рамках программы дети наблюдают, собирают природный материал, изготавливают поделки как индивидуально, так и коллективно. Приобретают знания и умения в работе с разнообразным природным материалом.
Занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста
Предложенный материал может представлять интерес для воспитателей групп дошкольного возраста ДОУ.
Пояснительная записка
Программа вариативной части «Мастерилочка» рассчитана на детей с 5-6 лет.
Работа планируется таким образом, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а расширяла и углубляла сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также с бросовым материалом, совершенствовала навыки и умения. Работа организовывается с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих достаточных навыков работы с бумагой, тканью и другими материалами работа начинается с более простых поделок.
Дети не любят однообразного монотонного труда, вследствие этого у них может пропасть интерес к работе. Поэтому на каждом занятии виды поделок меняются. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Работа по программе - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Важно совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.
При работе в «Мастерилочке» детям сообщаются задачи общеобразовательного характера, сведения о материалах и инструментах. Акцентируется внимание детей не на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показываются варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход значительно повышает интерес к знаниям.
В группе действует выставка детских работ. Дети видят результаты своего труда, сравнивают сделанное, обсуждают изделия, выделяют наиболее интересные работы.
Результатом реализации данной программы кружка являются выставки детских работ, как в группе, так и на выставках в школе. Поделки используются в качестве подарков для детей младшего возраста, для родителей; ими оформляется группа к различным праздникам. Существует связь речевого развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. У ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Ручной труд оказывает огромное влияние на развитие кисти руки. Я заметила, что детей привлекают изделия из разных материалов, поэтому в план работы включена работа с природным материалом, нитками, крупой, тестом, пластилином.
Использование разнообразных материалов в работе положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитию мелких мышц руки, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.
Рецензия
Предложенные технологии соответствуют возрасту детей и не вызывают затруднений в ходе изготовления работ.
Программа построена с учётом современных требований педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения.
В основе программы прослеживаются принцип от простого к сложному, принципы доступности, наглядности, индивидуального подхода .
Цель программы: формирование у детей эстетического вкуса и творческо - художественных способностей через ручной труд.
Задачи программы: способствовать развитию творчества и фантазии; развивать внимания, память, логическое и абстрактное мышления; воспитывать интерес к созданию образа, умение взаимодействовать друг с другом.
При изготовлении поделок используется гофрированная и цветная бумага, клей, ножницы, пластилин, семена, нитки готовые образцы.
В основе программы используются наглядные методы - рассматривание образца, показ способа выполнения и практические методы – накручивание гофрированной бумаги на стержень и её приклеивание; складывание модулей из бумаги для дальнейшей сборки поделки.
Цель: развивать сенсомоторные умения детей на основе использования разнообразных материалов и нетрадиционных техник при работе с ними.
Задачи:
Развитие коммуникативных навыков.
Познакомить со свойствами материалов: бумага, природные материалы, соленое тесто, ткань и т. д.
Познакомить с видами ручного труда.
Способствовать развитию мелкой моторики.
Показать разнообразные приемы работы с названными материалами.
Направлять познавательный интерес на предметы и трудовую деятельность.
Создавать условия для творческой деятельности детей.
Способствовать воспитанию эстетического вкуса.
Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Структура и содержание программы
Программа предназначена для занятий с детьми 5-6 лет
Программа направлена на развитие творческого потенциала ребенка
Календарно – тематическое планирование составлено на основе «Положения о вариативной части типового учебного плана дошкольных организаций»,разработанного на базе Республиканского центра «Дошкольное детство» Министерства образования и науки Республики Казахстан, г. Астана, 2013 год, программы воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста«Біз мектепке барамыз». – Астана, 2009.
В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.
Режим занятий:
Предшкольный класс - количество занятий в неделю 1
В год проводится 32 занятия.
Длительность занятия - 25 – 30 мин.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение открытого мероприятия
-Проведение мастер-класса среди педагогов.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ планирование ЗАНЯТИЙ
месяц | № | содержание | Кол-во часов |
сентябрь | 1 | Домик для щенка(работа с бумагой) | 1 |
2 | Пакет для семян(работа с бумагой) | 1 |
3 | Птицы(природный материал) | 1 |
4 | Животные(природный материал) | 1 |
октябрь | 1 | «Золотые листочки осени»(коллаж из осенних листьев) | 1 |
2 | Осенние картины (засушенные листья, лепестки, семена). | 1 |
3 | «Лесные скульптуры»( шишки, желуди, каштаны, орехи) | 1 |
4 | «Цветик – семицветик» (карандашные стружки) | 1 |
5 | Альбом(работа с бумагой) | 1 |
ноябрь | 1 | Мир игрушек(бросовый материал) | 1 |
2 | Плетение камчи(нитки) | 1 |
3 | Веселая мастерская(бросовый материал) | 1 |
4 | «Зимнее настроение» (карандашные стружки) | 1 |
декабрь | 1 | « Синичка»( рис, гречка, манка) | 1 |
2 | « Пингвины» (различные виды крупы) | 1 |
3 | «Елочная игрушка» | 1 |
4 | Карновальные шапочки(бумага) | 1 |
январь | 1 | «Булки и пирожное, рогалики и круассаны» (соленое тесто) | 1 |
2 | «Заплетушки»(соленое тесто) | 1 |
3 | «Фрукты» (соленое тесто) | 1 |
февраль | 1 | «Натюрморт в корзинке» | 1 |
2 | «Сказочные птицы» (пластилин) | 1 |
3 | По замыслу | 1 |
4 | Салфетка с бахромой(ткань) | 1 |
март | 1 | Вышивание салфетки(ткань) | 1 |
2 | «Вазочка для мамочки»(крупа) | 1 |
3 | Игольница | 1 |
4 | Мебель для кукол(бросовый материал) | 1 |
апрель | 1 | Кулончики(нитки,ленточки) | 1 |
2 | Подставка для карандашей(бросовый материал) | 1 |
3 | Кормушка для птиц(бумага,семена) | 1 |
4 | Поделки и картины из природного материала (флористика) по желанию детей | 1 |
май | 1 | Ваза в подарок | 1 |
2 | Чудесные превращения картона | 1 |
| | |
Ожидаемые результаты:
дети освоят способы создания самостоятельных поделок, простых сюжетных композиций в разных видах изобразительной и художественно-конструктивной деятельности;
у детей развит интерес к художественному ручному труду, сформировано образное представление, развиты творческие способности;
в детских работах есть чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма;
сформированы умения и навыки работы с разными материалами (дети знают, что можно сделать из различных материалов, что для этого нужно, могут рассказать о свойствах материалов);
в поделках детей присутствует художественный вкус.
ребенок имеет представление о материале, из которого сделана поделка;
владеет приемами работы с различными материалами и различными техниками художественного ручного труда;
самостоятельно определяет последовательность выполнения работы;
умеет самостоятельно провести анализ поделки;
учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки;
выполняет работу по замыслу;
умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей;
показывает уровень воображения и фантазии;
Литература:
И. Агапова, М. Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008г
М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владис, 2007
И. А. Лыкова «Я леплю из пластилина», Карапуз, 2008г.
И. А. Лыкова «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г.
И. А. Лыкова «Я создаю поделки», Карапуз, 2008г.
И. А. Лыкова «Я собираю гербарий», Карапуз, 2008г.
Л. В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера, 2005г
Е. Рубцова «Фантазии из соленого теста», Москва, Эксмо, 2008г.
Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова «Я люблю изобретать», Мир книги, «Карапуз», 2008г
Н. А. Чен «Замечательные поделки своими руками», Харьков, 2008г.