СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариативная часть.Программа по опытно-эксперементальной деятельности "Юные друзья природы" в предшкольном классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном пособии предлагается программа по опытно-эксперементальной деятельности для предшколы.

Просмотр содержимого документа
«Вариативная часть.Программа по опытно-эксперементальной деятельности "Юные друзья природы" в предшкольном классе.»





Алгинский районный отдел образования

Тамдинская средняя школа







Вариативная часть


Программа

по опытно - экспериментальной деятельности

«Юные друзья природы»

в предшкольном классе


































Программа утверждена экспертным советом Алгинского РОО

Протокол №______от « »__________2016г

Методист Алгинского РОО_____________ Бектурганова Ш







Составитель Рябова О.А воспитатель предшкольного класса

II категории Тамдинской средней школы





Рецензенты Кроль О.Ю учитель начальных классов

I категории Тамдинской средней школы

Дьяченко Н.М учитель начальных классов

I Iкатегории Тамдинской средней школы












В данном пособии предлагается программа вариативного компонента по опытно - экспериментальной деятельности «Юные друзья природы»

Основой каждого занятия является проведение различных опытов с детьми в процессе, которых дети упражняются в наблюдении, в проведении опытов, в формулировке выводов и целеполагания.

Занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста

Предложенный материал может представлять интерес для воспитателей групп дошкольного возраста ДОУ.




























Пояснительная записка.

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Китайское изречение

Ежедневно в своей практической деятельности мы педагоги сталкиваемся с приемами и методами изучения экологии. Но мною было замечено, что в практике недостаточно широко используется метод экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование особенно в старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно может вывести причинно – следственные связи рассматриваемого явления.

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы.

Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи – это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду.






Резензия


В данной программе описываются приемы активизации дошкольников в процессе познавательно -исследовательской деятельности.Большая роль отводится исследовательской деятельности, в рамках которой дети под руководством воспитателя проводят опыты, эксперименты и исследования с различными материалами.
В ходе эксперимента дети совершенствуют чувственный опыт и получают представление о физических свойствах предметов окружающего мира (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость, магнетизм и др). 
Дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы, проверять их опытным путем, делать выводы. Использование различных форм экспериментально-познавательной деятельности развивает у детей способность к прогнозированию.
В работе с детьми используются игровые формы подачи материала, конкурсные задания, наблюдения за объектами живой и неживой природы. Детей учат правилам поведения в природе, знакомят с народными традициями и праздниками.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия, у детей можно сформировать начало экологической культуры - осознанного правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в период жизни.

 
































Цель и задачи программы

Цели:

  • Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования

  • Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

  • Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

  • Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

  • Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Задачи:

  • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:

  • Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)

  • Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)

  • Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.

  • Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

  • Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.

  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

  • Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

  • Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.

  • Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.














Структура и содержание программы

Программа предназначена для занятий с детьми 5-6 лет

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

В основу программы положены принципы:

  • Принцип психологической комфортности.

  • Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его особенностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием.

  • Принцип интеграции – интегративность опытно-экспериментальной деятельности с другими видами деятельности.

  • Принцип научности - Детям даются только достоверные научные знания, которые не могут быть опровергнуты.

  • Принцип доступности - Все знания должны соответствовать возрастному уровню детей-дошкольников. Обеспечить усвоение ребёнком способов познания, исследовательской деятельности.

  • Принцип развивающего эффекта содержания. - Знания должны опираться на зону ближайшего развития детей, обеспечивать усвоение ребёнком способов познания.

  • Принцип системности. Все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечить у ребёнка знание целостной картины мира

Режим образовательной деятельности:

 Предшкольный класс - количество  занятий в неделю 1

В год проводится 32 занятия. 

Длительность занятия   - 25 – 30 мин.

Формы и методы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

-Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.

-Самостоятельная деятельность детей.

-Наблюдения в природе.

-Рассматривание фотографий (по теме).

-Целевая прогулка.

-Экскурсия.

-Дидактическая игра.

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-эксперементирование

-игровые

    Формы подведения итогов в конце года  реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение открытого мероприятия

-Проведение мастер-класса среди педагогов.






Перспективный план работы на учебный год

по опытно - экспериментальной деятельности:

Месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Сентябрь








Октябрь







Ноябрь











Декабрь











Январь













Февраль







Март











Апрель










Май

Тема:

«Росток»

Цель.

Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.



Тема:

«Своды и тоннели»

Цель.

Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.



Тема:

«Испарение»

Цель.

Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.





Тема:

«Воздух расширяется»

Цель:

Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).





Тема:

«Зависимость таяния снега от температуры»

Цель.

Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.





Тема:

«Нужен ли корешкам воздух?»

Цель. Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.


Тема:

«Кому лучше?»

Цель.

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.





Тема:

«Что нужно для питания растения?»

Цель.

Установить, как растение ищет свет.








Тема:

«Как увидеть движение воды через корешки?»

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.

Тема:

«Песок»

Цель.

Рассмотреть форму песчинок





Тема:

«Мокрый песок»

Цель.

Познакомить детей со свойствами мокрого песка.





Тема:

«Агрегатные состояния воды»

Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.



Тема:

«Вода при замерзании расширяется»

Цель:

Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется




Тема:

«Как работает термометр»

Цель.

Посмотреть, как работает термометр.











Тема:

«Что выделяет растение?»

Цель.

Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.




Тема:

«Где лучше расти?»

Цель. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.




Тема:

«Что потом?»

Цель.

Систематизировать знания о циклах развития всех растений.








Тема:

«Как влияет солнце на растение»

Цель:

Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.

Тема:

«Песчаный конус»

Цель.

Установить свойства песка.




Тема:

«Свойства воды»

Цель.

Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).




Тема:

«Свойства воздуха»

Цель.

Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.




Тема:

«Жизненный цикл мушек»

Цель. Понаблюдать за жизненным циклом мушек.







Тема:

«Может ли растение дышать?»

Цель. Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.






Тема:

«Во всех ли листьях есть питание?»

Цель.

Установить наличие в листьях питания для растений.




Тема:

«Лабиринт»

Цель. Установить, как растение ищет свет.








Тема:

«Как обнаружить воздух»

Цель:

Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.






Тема:

Как устроены перья у птиц»

Цель:

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Тема:

«Рассеянный песок»

Цель.

Установить свойство рассеянного песка.



Тема:

«Живая вода»

Цель.

Познакомить детей с животворным свойством воды.




Тема:

«Воздух сжимается»

Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.






Тема:

«Почему, кажется, что звезды движутся по кругу»

Цель.

Установить, почему звезды движутся по кругу.




Тема:

«Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.








Тема:

«На свету и в темноте»

Цель.

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.


Тема:

«Как образуется тень»

Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.



Тема:

«Для чего корешки?»

Цель.

Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.







Ожидаемые результаты:

Образовательный результат:

- наличие познавательных интересов к объектам окружающей среды.

-уметь формулировать познавательные вопросы и знать на них ответы.

-владеть навыками познавательного экспериментирования.

Личностный результат:

- самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

-уметь обращаться за помощью взрослого в ситуациях реальных затруднений.

-принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.



































Литература

1.Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет). – Астана, 2010.

2.Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения, утвержденного постановлением Правительства РК от 13 мая 2016 года № 292;

3.Проект. Успех. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. В. Фединой.

4.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2010г.

5.Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.О.Березина, И.А.Бурлакова, Е.Н.Герасимова. - М. : Просвещение, 2011.

6. Дыбина О. В.  Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005 7.Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников/ О.В. Дыбина. –М.: ТЦ «Сфера», 2004

8.Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. / Детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

9.Костюченко М. Экспериментируем! / М. Костюченко// Дошкольное воспитание . – 2006. - № 8. – с.19-22

10.Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий./ Е. А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2010.

11. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

12.Шапиро А. Научные забавы / А. Шапиро// Детский сад со всех сторон. – 2001. - № 41-42 .







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!