ГАПОУ ЧАО «ЧМК» | УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ | СТО СМК 4.2.01 - 2022 |
Лист 0/7 |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж»
(ГАПОУ ЧАО «ЧМК»)
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по НМР
______________/Паксюткина Е. А.
от «___»______________20__ г.
Варианты контрольных заданий
для проведения промежуточной аттестации
по дисциплине ДУП.01 Обществознание (включая экономику и право)
для студентов 1 курса
специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
РАССМОТРЕНО
на заседании предметно-цикловой комиссии филологических и социально-экономических дисциплин
Протокол № __ от ______ 20__ г.
Председатель
______________/ Зырянкина О.Н./
ОДОБРЕНО
Методист ПЦК
_______________/ Горелов В.С./
СОСТАВИТЕЛЬ(И)
Преподаватель ГАПОУ ЧАО «ЧМК» ___________/ Гатауллина И.С. /
ГАПОУ ЧАО «Чукотский многопрофильный колледж»
Экзамен ДУП.01 Обществознание (включая экономику и право) Перечень вариантов заданий Подпись экзаменатора __________/Гатауллина И.С./ |
Теоретические вопросы:
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Соотношение понятий «природа» и «общество»; «общество» и «культура».
Особенности социальной системы. Социальные институты.
Глобализация. Проблемы общественного процесса.
Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества личности.
Сущность процессов самосознания и самореализации. Ориентиры достижения жизненного успеха людей.
Деятельность человека: структура, мотивация. Многообразие видов деятельности.
Познавательная и коммуникативная деятельность.
Свобода и необходимость в деятельности человека.
Глобальная угроза международного терроризма.
Духовная культура общества: культурные ценности и нормы, институты культуры.
Духовный мир личности. Мировоззрение.
Мораль: моральные норм, особенности принципов морали и значение моральной регуляции отношений в обществе.
Наука и образование. Образование как система.
Религия и религиозные организации.
Искусство. Функции искусства. Структура искусства.
Массовая культура как общественное явление.
Право в системе социальных норм. Система права. Норма права. Отрасль права.
Источники права. Виды нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.
Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.
Гражданин Российской Федерации. Права и обязанности.
Гражданское право. Содержание гражданских правоотношений.
Семейное право. Правовая связь членов семьи.
Правовое регулирование занятости и трудоустройства.
Общая характеристика экологического права.
Процессуальные отрасли права. Гражданское и уголовное судопроизводство.
Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека.
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.
Роль экономики в жизни общества.
Экономический рост и развитие.
Рыночные отношения в экономике.
Фирма в экономике.
Правовые основы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы бизнеса.
Слагаемые успеха в бизнесе.
Экономика и государство. Механизмы государственного регулирования экономической жизни общества.
Финансы в экономике. Финансовые институты. Банки и банковские операции. Инфляция: виды, причины и последствия.
Социальная структура общества.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Нации и межнациональные отношения.
Семья как социальный институт. Функции семьи.
Молодёжь в современном обществе. Социальные роли юношества. Молодёжные субкультуры.
Демографическая ситуация в современной России.
Политика и власть. Политическая система.
Гражданское общество и правовое государство.
Демократические выборы. Избирательная система. Избирательная кампания.
Политические партии и партийные системы.
Политическая элита и политическое лидерство.
Политическое сознание и политическое поведение.
Политический процесс и культура политического участия.
Практические вопросы:
Задание 1.
Школьник Иван готовится к экзамену по химии, а его брат играет с моделью железной дороги. Сравните две формы (вида) деятельности, упомянутые в условии задания: учёбу и игру.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) соблюдение определённых норм и правил;
2) создание воображаемой обстановки;
3) использование различных предметов;
4) целенаправленное получение знаний.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Задание 2.
Кирилл и Николай узнали, что Михаил пригласил к себе в гости на празднование Нового года всех одноклассников, кроме них. Кирилл просто прекратил всякое общение с Михаилом, а Николай попытался через друзей узнать о причинах поступка Михаила.
Сравните два способа поведения в межличностном конфликте: уход от конфликтной ситуации и привлечение посредников. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) осознание противоречия интересов;
2) поиск пути выхода из конфликта;
3) выход без уступок и отстаивания своих интересов;
4) участие третьей стороны.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Задание 3.
Елизавета учится в 9 классе общеобразовательной школы, после государственной (итоговой) аттестации она планирует продолжить обучение в старших классах гимназии.
Сравните две ступени образования: основную школу и старшую школу. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) возможность выбора профиля обучения;
2) соблюдение правил поведения;
3) возможность поступления в вуз;
4) получение общего образования.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Задание 4.
Ксения живёт с родителями и сестрой. Она учится в 5 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) наличие особых норм поведения;
2) личные контакты членов группы;
3) отношения родства;
4) общий быт.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Задание 5.
Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) тайное голосование граждан;
2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона;
3) голосование за кандидатов на государственные должности;
4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Задание 6.
Саше - 13 лет, Вале - 15 лет. Сравните правовой статус 13-летнего и 15-летнего подростков.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) право совершать мелкие бытовые сделки;
2) возможность лично вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
3) право распоряжаться своими доходами;
4) возможность получить наследство.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Задание 7.
Сравните гражданско-правовую и уголовную ответственность. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) наступает только за совершённое преступление;
2) применяется компетентными органами государства;
3) строго регламентируется нормами права;
4) влечёт судимость гражданина.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Задание 8.
Учитель, раскрывая сущность социального контроля, охарактеризовал моральные и правовые нормы. Сравните эти два вида социальных норм. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт отличия:
1) создаются государством;
2) предполагают юридическую ответственность;
3) определяют границы дозволенного;
4) регулируют общественные отношения.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Задание 9.
Учитель на уроке охарактеризовал черты рыночной и командной экономики. Сравните эти два типа экономических систем. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) решение проблемы ограниченности ресурсов;
2) многообразие форм собственности, в том числе частная собственность;
3) одним из факторов производства выступает труд;
4) что, сколько и в каком количестве производить, определяет государство.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Задание 10 .
В приведенном списке указаны черты сходства потребностей и способностей человека и отличия потребностей от способностей человека. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) открывают человеку новые возможности;
2) влияют на деятельность человека;
3) выражаются в ощущении нехватки чего-либо;
4) меняются с возрастом.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Задание 11.
В приведенном списке указаны черты сходства норм права и морали и отличия норм права от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) принимаются государством;
2) регулируют жизнь общества;
3) опираются на представления о добре и зле;
4) устанавливают правила поведения.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Задание 12.
В приведенном списке указаны черты сходства и отличия роли государства в условиях рынка и в условиях командной экономики. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) осуществляет сбор налогов;
2) устанавливает цены на основные виды сырья;
3) осуществляет перераспределение средств через государственный бюджет;
4) создает правовую базу для развития конкуренции.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Задание 13.
В приведенном списке указаны черты сходства выборов и референдума и отличия выборов от референдума. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) является (ются) выражением народовластия;
2) проводится (ятся), как правило, регулярно;
3) служит формой демократии;
4) предполагает выдвижение кандидатов.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Задание 14.
В приведенном списке указаны черты сходства традиционного и индустриального общества и отличия традиционного общества от индустриального. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) развитие промышленности;
2) наличие норм общественной жизни;
3) признание прав и свобод граждан;
4) создание культурных ценностей.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Задание 15.
В приведенном списке указаны черты сходства гражданского и трудового права и отличия гражданского права от трудового. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) регулирует имущественные отношения граждан;
2) является отраслью права;
3) выражает установленные государством нормы;
4) определяет правила взаимодействия работника и работодателя.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Задание 16.
В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) является областью духовной культуры;
2) использует художественные образы;
3) требует точности и обоснованности утверждений;
4) создает духовные ценности.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Задание 17.
В приведенном списке указаны черты сходства понятий «государство» и «правовое государство» и черты отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) верховенство закона;
2) наличие органов и структуры правления;
3) государственный суверенитет;
4) система разделения властей.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Задание 18.
В приведенном списке указаны черты сходства аграрного и индустриального типов общества и черты их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) часть материального мира, обособившаяся от природы;
2) основная часть населения занята в сельском хозяйстве;
3) большинство населения занято на промышленном производстве;
4) этап в историческом развитии конкретного народа.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Задание 19.
В приведенном списке указаны черты сходства понятий «предприниматель» и «управляющий» и черты их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) является участником рыночных отношений;
2) является собственником предприятия (фирмы);
3) является руководителем предприятия;
4) является наемным работником.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Задание 20.
В приведенном списке указаны черты сходства понятий «искусство» и «наука» и черты их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) отражает представления человека о мире и своем месте в нем;
2) не зависит от мнения конкретного человека;
3) выражает точку зрения конкретного человека;
4) является частью духовной жизни человека.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Задание 21.
В приведенном списке указаны черты сходства абсолютной и ограниченной монархии и черты отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) монарх передает свою власть по наследству;
2) монарх вынужден считаться с мнением парламента;
3) для принятия или отмены закона достаточно воли монарха;
4) является формой правления в государстве.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Задание 22.
В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y - тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) пресечение нарушений общественного порядка;
2) наличие органов исполнительной власти;
3) свободные выборы на альтернативной основе;
4) вынесение приговоров внесудебными органами.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Задание 23.
К основным видам юридической ответственности относятся, в том числе, дисциплинарная и гражданско-правовая. В приведённом ниже списке указаны черты их сходства и отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
1) имеет характер государственного осуждения
2) применяется за нарушение договорных обязательств имущественного характера
3) наступает в случае нарушения трудовой дисциплины
4) имеет неблагоприятные последствия для правонарушителя
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Задание 24.
Сравните виды деятельности человека - труд и игру.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.
1) Получение практически полезного результата.
2) Удовлетворение потребностей.
3) Условный характер.
4) Направленность на достижение цели.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Задание 25.
Илья изучал конституционное устройство России, федеральные и региональные органы власти. Сравните полномочия этих органов власти. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
1) Осуществление мер по ликвидация их последствий.
2) Определение статуса и защита государственной границы.
3) Вопросы воспитания, образования, науки, культуры и спорта.
4) Утверждение структуры органов государственной власти республик, краёв, областей.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |