Вариант № 1
Рассмотрите фотографии с изображением представителей различных объектов природы.
1.1 Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: бактерии, вирусы, растения, животные.
1.2. Три из изображённых на фотографиях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Ответ __________________________________
2..Рассмотрите изображение микроскопа.
2.1 Что обозначено на рисунке буквой А?
Ответ ___________________________________
А
2.2. Какую роль выполняет эта часть микроскопа
Ответ_________________________________
2.3. Ольга рассмотрела кожицу листа одуванчика под микроскопом и сделала рисунок. Что она изобразила на рисунке под цифрой 1?
1
Ответ. __________________________________
2.4 Рисунок был выполнен при работе с микроскопом, на котором указано:
– увеличение окуляра – 20;
– увеличение объектива – 60.
Какое общее увеличение даёт данный микроскоп?
Ответ _____________________________________
3. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Строение клетки
Клетка растений имеет 3 обязательные части: клеточную мембрану, _______(А) и генетический аппарат. В клетках растений, животных и грибов генетический аппарат окружён мембраной и называется _______(Б). Для любых клеток важнейшее значение имеют ----(В)-------, выполняющие роль образования и накопления энергии.
Список слов:
1) хлоропласт
2) ядро
3) жгутик
4) цитоплазма
5) митохондрия
6) клеточную стенку
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
4. На рисунке изображено одно из свойств живого.
4.1 Какое изменение произошло с телом дрожжей и гидры ?
Ответ _______________________________________________
4.2. Какое свойство организмов иллюстрирует этот рисунок?
Ответ __________________________
4.3. Какие свойства клетки обеспечивают данное свойство?
Ответ _________________________________
5. Рассмотрите изображение цветка и выполните задания.
5.1. Какими цифрами обозначены на рисунке чашелистик, лепестки, пестик.
5.2 . Какую функцию в цветке выполняет завязь?
Ответ_____________________________
5.3 Назовите клетку, которая образуется в пыльниках.
Ответ__________________________
6. Анна и Владимир собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу цифры из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии.
Список слов:
1) Покрытосеменные (цветковые)
2) Одуванчик лекарственный
3) Сложноцветные
4) Растения
Царство | Отдел | Семейство | Вид |
| | | |
7.На графике изображена вариационная кривая листьев фиалки
7. 1. Определите сколько листьев имеют длину 4 см.
Ответ _____________________________
7.2 Как можно объяснить наличие листьев разных размеров у растения ?
Ответ________________________________________________________
8. Известно , что для прорастания семян необходимы определённые условия.
Сергей решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял два одинаковых стакана, в один из которых налил немного воды, положил в каждый по 15 семян подсолнечника, а в другой много воды. Оба стакана он поставил на столе в комнате. Через несколько дней Сергей наблюдал следующую картину.
8.1 Влияние какого условия на прорастание семян изучал Сергей?
Ответ___________________________________
8.2. Используя рисунок, сформулируйте вывод о влиянии этого условия на прорастание семян.
Ответ__________________________________
8.3 Какие ещё условия являются необходимым для прорастания семян? Обоснуйте свой ответ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Растения по-разному относятся к свету, теплу и влаге, и это учитывается цветоводами при разведении различных растений.
9.1 Опишите особенности растений кактуса и розы, которые необходимо учитывать при их разведении в домашних условиях, используя для это таблицу условных обозначений.
1. __________________________________ 2.___________________________________ 3.___________________________________ 4.__________________________________ | 1. __________________________________ 2.___________________________________ 3.___________________________________ 4.__________________________________ |
9.2. По каким из приведённых в описании позиций эти растения имеют одинаковые характеристики?
Ответ___________________________________________________________
10. Рассмотрите изображения животных: акула, орел, дождевой червь.
10.1. Подпишите их названия под изображениями.
Под каждым названием подпишите название среды обитания взрослой формы животного: 1.наземно-воздушная,2. водная, 3.почвенная.
Какими цифрами на схеме обозначены группы организмов, к которым относят изображённых на фотографиях животных? Запишите в таблицу номера соответствующих групп.
Орел | Дождевой червь | Акула |
| | |
10.3 Какое из этих животных относят к беспозвоночным?
Ответ_______________________________________
Система оценивания проверочной работы
Правильный ответ на каждое из заданий 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 4.1, 4.2, 4.3, 5.3, 7.1, 7.2, 8.1, 10.3 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 3, 6, 10.2 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Номер задания | Правильный ответ | балл |
1,1 | А вирус Б растение В животные Г бактерии | 2 |
1,2 | Вирусы, неклеточные | 2 |
2.1 | Предметный столик | 1 |
2.2 | Для помещения объекта исследования | 1 |
2.3 | Столбчатая фотосинтезирующая ткань | 1 |
2.4 | 20*60=1200 | 1 |
3 | 425 | 2 |
4.1 | Увеличение числа особей | 1 |
4.2 | Размножение | 1 |
4.3 | Деление | 1 |
5.1 | 457 | 2 |
5.2 | В ней развиваются семена и стенки участвуют в образовании плода | 1 |
5.3 | Пылинки со спермиями | 1 |
6.1 | 4132 | 2 |
7.1 | 1 | 1 |
7.2 | Разным возрастом листьев Или Приспособлением к солнечному освещению- листовая мозаика | 1 |
8.1 | необходимость воздуха (кислорода) | 1 |
8.2 | Для прорастания семян необходим кислород,, так как клетки зародыша живые и они дышат | 2 |
8.3 | Для прорастания необходима вода, температура, наличие питательных веществ | 2 |
9.1 | Кактус выносливое, теплолюбивое, засухоустойчивое, произрастающее под прямыми солнечными лучами роза выносливое, теплолюбивое, требующее полив в поддон, произрастающее под рассеянным светом | 2 |
9.2 | Выносливые, теплолюбивые | 1 |
10.1 | А-акула-2, б-дождевой червь-3, в-орел-2 | 2 |
10.2 | 12,4,9 | 2 |
10,3 | 4, дождевой червь | 1 |
33
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный балл за выполнение работы − 33.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | 2 | 3 | 4 | 5 |
Первичные баллы | 0–11 | 12–19 | 20–27 | 28–33 |
| | | | |