СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант календарно-тематического планирования по русскому языку в 8 классе по ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь начинающим педагогам - вариант планирования по русскому языку в 8 классе. Этот вариант был апробирован на практике.

Просмотр содержимого документа
«Вариант календарно-тематического планирования по русскому языку в 8 классе по ФГОС»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального государственного стандарта основного общего образования;

  • Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын);

  • Примерной программы основного общего образования;

  • Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. и др. Русский язык. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2018;

  • Примерной рабочей программы Л.М. Рыбченковой и И.Н Добротиной «Русский язык. 8 класс». М., Просвещение, 2021



Место предмета в учебном плане

В учебном плане МОУ СШ №18 на изучение предмета "Русский язык" в 8 классе выделено 102 часа из расчета 3 учебных часа в неделю.

Цели и задачи учебного предмета


  • Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе.

  • Овладение системной знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.

  • Приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умении стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка.

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка.

  • Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы

Общая характеристика предмета


В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.

Преподавание ведется по учебнику: Русский язык. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д. Дейкина; науч. ред. Н. М. Шанский). – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2018.


Основные результаты образования

Результатом освоения программы являются предметные знания и умения, метапредметные и личностные универсальные учебные действия, которые представлены в обобщенном виде.

Предметные знания:

  1. Иметь представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. Понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;

  5. Овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  6. Распознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  7. Проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использование выразительных средств языка;

  8. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  9. Осознание эстетической функции родного языка.

Предметные умения:

  1. Уметь опознавать и анализировать основные единиц языка, грамматические категории языка, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

  2. Уметь употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;

  3. Уметь выполнять различные виды анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры;

  4. Уметь использовать нормы речевого этикета в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  5. Уметь проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;

  6. Уметь использовать выразительные средства языка;

  7. Уметь оценивать эстетическую эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.



Метапредметные УУД:


  • Познавательные:

  • владение всеми видами речевой деятельности

  • понимание информации, владение разными видами чтения;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка;

  • соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

  • способность извлекать информацию из различных источников;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

  • Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости;

  • способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;

  • овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

  • Регулятивные:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

  • принимать решение в проблемной ситуации.

Личностные УУД:

  1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Учебный процесс в соответствии с целями и планируемыми результатами строится на системно - деятельностной основе.


Основными методами обучения

являются: объяснительно – иллюстративный (демонстрации таблиц, схем, иллюстрации картин, просмотр и работа с учебными презентациями), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением; метод проблемного изложения, который способствует развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческих способностей учащихся; частично- поисковый, исследовательский, информационно – коммуникативный, здоровьесберегающий.

Основные формы организации учебно-познавательной деятельности

Основными формами организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке являются учебный диалог, индивидуальная, парная и групповая работа. Программа предусматривает организацию уроков изучения нового материала, эвристическая беседа; практические занятия (уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);  уроки проверки и оценки знаний (контрольные диктанты, изложения, сочинения, тесты т.п.); комбинированные уроки.

Формы контроля

используемые при диагностике достижений предметных и метапредметных результатов: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий - в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных ("Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый - итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста. Творческие работы: сочинения, изложения, публичные выступления, составление текста определенного стиля и типа речи.

Содержание





Раздел

Кол-во часов

К/работы

Р/Р

Язык, речь. Культура речи.

7 + 3

1

2

Функциональные разновидности современного русского языка.

7 + 1


1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

2



Словосочетание.

4



Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Подлежащее. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым

7+1


1

Второстепенные члены предложения.

Дополнение. Определение. Приложение. Обстоятельство. Основные виды обстоятельства.

8+1

1


Односоставные предложения.

Основные группы односоставных предложений. Предложения с главным членом - сказуемым: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные. Предложения с главным членом - подлежащим. Назывные предложения.

9+1

1


Предложения с однородными членами.

Понятие об однородных членах предложения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

11+2

1

1

Предложения с обособленными членами. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства.

13+2

1

1

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение. Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции.

9+2

1

1

Способы передачи чужой речи.

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и знаки препинания при них.

7+2

1

1

Повторение изученного в 8 классе.

6

1


ИТОГО

102

7

6


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса (102 ч.) Речь речевое общение

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.


• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.


Речевая деятельность Аудирование


Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться


• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).


• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.


Чтение Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.


Говорение

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.


• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.


Письмо

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.


• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.


Текст

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, СЛОЖНОГО), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.






Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса





1. Примерные программы по учебным предметам (стандарты второго поколения) «Русский язык 5-9 классы», 2 издание, Москва: «Просвещение».

2. Рабочие программы 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова – М.: Просвещение, 2018.

3. Учебник «Русский язык 8 класс» под редакцией Л.М. Рыбченкова, М.: Просвещение, 2018г.

4. Русский язык. Рабочая тетрадь 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Москва «Просвещение», 2018 г.

5. Поурочные разработки 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина, М.: «Просвещение», 2013.

6. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы. М. Просвещение, 2010г.

7. Таблицы по русскому языку по всем разделам.

Интернет-ресурсы:

1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org

3. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

4. Мир слова русского http://www.rusword.org

5. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru

6. Русская фонетика:

мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

9. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

10. http://rusolimp.kopeisk.ru/

11. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

12. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

13. Проектная деятельность в школе http://verhspas.68edu.ru/metog/Metod_vestnik/proek_dejat.htm















Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе по ФГОС (102 часа)


п/п

Раздел урока

Тема урока


Кол-во часов

УУД

Дата

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

План

«А»

Факт

«Б»

План

«В»

Факт

«А»

План

«Б»

Факт

«В»

1

Язык. Речь

(10 ч)


Что такое культура речи


1

Уч-ся научится составлять рассуждение на лингвистическую тему, уч-ся получит возможность научиться аргументировать устно и письменно свою точку зрения о русском языке в современном мире.

Личностные (Л): мотивация к изучению русского языка. Регулятивные (Р): постановка учебной задачи.

Познавательные (П): смысловое чтение, работа с информацией. Коммуникативные (К):соблюдение норм речи

Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира







2

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (обучающее)

1

Уч-ся научится составлять рассуждение на лингвистическую тему, уч-ся получит возможность научиться аргументировать устно и письменно свою точку зрения о русском языке в современном мире.

(Р): планирование последовательности действий, (П): поиск информации. (К): владение письменной речью

Формирование

познавательного интереса к предмету.







3,4

Повторение изученного

в 6—7 классах

2

Уч-ся получит возможность научиться обобщать знания по орфографии и пунктуации.

Уч-ся получит возможность применять алгоритм проведения синтаксического разбора.

Уч-ся получит возможность научиться применять алгоритм в выборе изучаемой орфограммы.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры и содержания текста-рассуждения

Формирование

«стартовой» мотивации к изучению нового материала.

Формирование

познавательного интереса к предмету







5

Изложение (обучающее)

1

Уч-ся научится создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её.

Постановка учебной задачи (Р), просмотровое и смысловое чтение (П), владение всеми видами речевой деятельности (К).

Формирование

познавательного интереса к предмету.







6

Языковая норма и её основные особенности.


1

Уч-ся научится разграничивать основные речевые единицы по их функциям.

Уч-ся научится определять и

строить текст публицистического стиля речи на основе его языковых и композиционных признаков.


Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции

эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, предложения, текста.

Формирование устойчивой

мотивации к исследованию и

конструированию текста.








7

Основные нормы русского литературного языка.

1

Уч-ся получит возможность научиться составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал.

Постановка учебной задачи, выдвижение аргументов (Р), умение участвовать в коллективном обсуждении (К).

Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.







8

Входное тестирование

1

Умение производить разноаспектный анализ текста, создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи, выполнять тестовые задания.

Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К).







9

Анализ тестирования. Текст как речевое произведение.

1

Уч-ся научится создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её.

Постановка учебной задачи (Р), просмотровое и смысловое чтение (П), владение всеми видами речевой деятельности (К).

Формирование

познавательного интереса к предмету.







10

Средства и способы связи предложений в тексте

1

Уч-ся научится выделять грамматическую основу предложения, определять особенности связи подлежащего и сказуемого. Научиться определять порядок слов в предложении.

Планирование последовательности действий (Р), классификация, конкретизация (П), участие в коллективном обсуждении (К).








11

Функциональные разновидности современного русского языка. (8ч.) Публицистический

стиль.

1

Уч-ся научится разграничивать основные единицы по их функциям. Уч-ся научится определять и

строить текст публицистического стиля речи на основе его языковых и композиционных признаков.


Уч-ся научится создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её.

Постановка учебной задачи, выдвижение аргументов (Р), умение участвовать в коллективном обсуждении (К).

Формирование

устойчивой

мотивации к исследованию и

конструированию

текста.








12, 13

Основные жанры публицистического стиля речи.

Очерк, интервью как жанры публицистического стиля речи.

2

Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К).

Понимание  определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.







14

Сочинение-рассуждение.

Виды аргументации

1







15

Научный стиль

1

Уч-ся научится устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка.

Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К).



Планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К).

Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Формирование мотивации к изучению материала








16, 17

Основные жанры научного стиля.

Информационная переработка текста

2







18

Культура публичной речи. Практикум по теме «Функциональные разновидности современного русского языка»

1

Уч-ся научится разграничивать основные стили печи по их функциям.

Уч-ся научится определять и

строить текст публицистического стиля речи на основе его языковых и композиционных признаков.







19

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (2 ч)

Синтаксис как раздел грам матики. Основные единицы

синтаксиса.

1

Уч-ся научится определять особенности связи подлежащего и сказуемого. Научиться определять порядок слов в предложении.

Уч-ся научится определять основные единицы синтаксиса и выполнять преобразование мелких единиц в более крупные.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Р: применять методы информационного поиска

П: обнаружить те или иные понятия в работе с текстом. Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий, осуществление самооценки (Р), смысловое чтение (П).

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.







20

Пунктуация. Функции знаков препинания.

1

Уч-ся обобщит сведения о знаках препинания в русском языке, научится выделять схожие по функциям знаки.

Постановка учебной задачи (Р), сравнение, классификация (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К).







21

Словосочетание

(4 ч).

Словосочетание, его структура и виды

1

Уч-ся научится распознавать словосочетания в составе предложения по морфологическим свойствам главного слова.

Уч-ся научится определять виды подчинительной связи в словосочетаниях. Уч-ся получит возможность научиться составлять алгоритм разбора словосочетания.

Постановка учебной задачи (Р), сравнение, классификация (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К).

Понимание  определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.







22, 23

Типы связи в словосочетании (согласование, управление,

примыкание)

2

Уч-ся научится определять виды подчинительной связи в словосочетаниях. Уч-ся получит возможность научиться составлять алгоритм разбора словосочетания.

Уч-ся получит возможность научиться составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П).

Осознание эстетической ценности русского языка.







24

Синтаксический разбор словосочетаний

1

Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К).







25

Двусоставные предложения. Главные члены предложения (8 ч)

Понятие о предложении.

1

Уч-ся научится распознавать

грамматическую основу, предложения простые и сложные; научится находить грамматическую основу в предложении.

Уч-ся научится определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении; выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам.

Уч-ся получит возможность научиться анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К).

Потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.







26, 27

Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сочинение-рассуждение.

2

Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К).


Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К).

Уважительное отношение к родному языку, гордость за него.







28

Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое.

1

Уч-ся получит возможность научиться различать способы выражения сказуемого.

Уч-ся научится выделять элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и примыкающую к нему неопределенную форму; их функции; способы выражения вспомогательного глагола.

Уч-ся научится выделять элементы составного именного сказуемого: именную часть и глагол-связку, определять их функции; способы выражения именной части.

Уч-ся научится формулировать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении, соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным общего рода.

Уч-ся научится применять правило

употребления тире между подлежащим и сказуемым.

Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К).

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.







29

Составное глагольное сказуемое

1

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения,  проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества,  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. 

П: поиск и выделение информации; применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств, выбор вида чтения в зависимости от цели; восприятие текстов разных стилей; умение адекватно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров.

К: умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. 

П: поиск и выделение информации; применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств, выбор вида чтения в зависимости от цели; восприятие текстов разных стилей; умение адекватно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров.

К:  умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми







30

Составное именное сказуемое

1

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.







31

Тире между подлежащим и

сказуемым.

1







32

Проверочная работа по теме: «Двусоставные предложения»

1








33

Второстепенные члены предложения (9 ч)

Второстепенные члены и их

роль в предложении

1

Уч-ся научится анализировать морфологическую выраженность дополнений, определений, обстоятельств, приложений.


Уч-ся научится создавать тексты с использованием различных видов второстепенных членов.

Уч-ся научится распознавать приложения, различать виды обстоятельств по значению (места, времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки), производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения.


Уч-ся получит возможность научиться систематизировать изученный материал.

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач  







34, 35

Определение и его виды.

План текста.

2







36, 37

Дополнение и его виды

2







38

Обстоятельства и его виды

1







39

Сочинение-описание

1







40

Повторение темы «Двусоставные предложения».

1

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя.







41

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения»

1







42

Односоставные предложения (10 ч)

Односоставные предложения. Главный член односоставного

предложения

1

Уч-ся научится характеризовать

односоставные предложения со стороны грамматической основы, научится конструировать разные виды односоставных предложений.


У-ся научится распределять виды односоставных предложений по наличию второстепенных членов.


Уч-ся научится использовать

текстообразующую роль назывных, определенно-личных, неопределенно-личных и безличных предложений.


Уч-ся получит возможность научиться конструировать неполное предложение; варианты неполных предложений: по смыслу или по составу членов предложения; составлять диалогичный контекст с использования неполных предложений в речи.

Уч-ся научится применять алгоритм синтаксического разбора предложения, применять алгоритм использования в письменной речи разных односоставных предложений.

Уч-ся научится создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи с использованием односоставных предложений.

К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения






К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения


Потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.







43

Основные группы односоставных предложений и их особенности

1







44

Определённо-личные предложения

1







45

Неопределённо-личные предложения

1

Уважительное отношение к родному языку, гордость за него.







46

Обобщённо-личные предложения

1







47

48

Безличные предложения.

Строение сказуемого в безличном предложении

2







49

Назывные предложения

1







50

Повторение темы «Односоставные предложения».

1







51

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»

1







52

Простое осложнённое предложение.

Предложения с однородными членами (13 ч)

Понятие об осложнённом

простом предложении

1

Уч-ся научится определять, чем осложнены предложения, научится различать простые осложненные и сложные предложения.


Уч-ся научится определять условия однородности – неоднородности определений.

Уч-ся научится интонационно правильно произносить предложения с однородными членами.

Уч-ся научится графически обозначать перечислительную интонацию.

Уч-ся научится составлению плана лингвистического описания с однородными членами.

Уч-ся научится создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи с использованием однородных членов предложения.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения.


Осознание эстетической ценности русского языка.







53

Понятие об однородных членах предложения

1

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. 


П: поиск и выделение информации; применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств, выбор вида чтения в зависимости от цели; восприятие текстов разных стилей; умение адекватно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров.


К: умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Понимание  определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.







54

Способы связи однородных

членов предложения.

1







55

Пункту ация в предложениях с однородными членами.

1







56

Сочинение-рассуждение

1







57

Однородные и неоднородные

Определения. Анализ сочинений.

1

Уч-ся научится распознавать однородные и неоднородные определения, составлять словосочетания и предложения с ними.

Уч-ся научится классифицировать разделительные союзы.

Уч-ся научится распределять

предложения на две группы: с обобщающим словом после однородных членов и перед ним.

Уч-ся получит возможность научиться проектировать, реализовывать и корректировать индивидуальный маршрут воспол­нения проблем­ных зон в изучен­ных темах.

Уч-ся научится составлять схемы предложений с однородными членами, научится по схемам конструировать предложения с однородными членами.

Уч-ся научится производить устные и письменные пунктуационные разборы предложений с однородными членами

Уважительное отношение к родному языку, гордость за него.







58

Однородные и неоднородные

определения

1







59

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1







60

Пунктуация в предложениях с

обобщающими словами

1







61

Синтаксический разбор простого предложения

1

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения.


Осознание эстетической ценности русского языка.







62,

63

Повторение темы «Предложения с однородными членами».

2







64

Контрольная работа по теме: «Предложения с однородными членами».

1







65,

66

Предложения с обособленными членами (15 ч).

Обособление определений

2

Уч-ся научится понимать общие

условия обособления, находить в тексте предложения с обособленными определениями, приложениями и обстоятельствами.


Уч-ся научится видеть особенности композиции текста- рассуждения, уметь воспринимать на слух текст-рассуждение.


Уч-ся научится применять алгоритм обособления обстоятельств, применять правило обособления обстоятельств, алгоритм обособления уточняющих членов.


Уч-ся научится производить устные и письменные пунктуационные разборы предложений с обособленными членами, обобщать полученные знания, уметь находить и выделять интонационно и знаками препинания обособленные члены предложения.

Уч-ся получит возможность научиться при­менять алгоритм проведения синтаксического и пунктуационного разбора с обособленными членами.


Уч-ся научится проек­тировать индиви­дуальный марш­рут восполнения проблемных зон в изученной теме при помощи средств самодиагностики резуль­татов.


К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения.



Понимание  определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.







67, 68

Обособление приложений

2







69

Обособление обстоятельств.

1







70

Сравнительный оборот

1







71

Обособление дополнений.

1







72

Сочинение-рассуждение

1







73

Обособление уточняющих и

присоединительных членов предложения. Начало работы над проектом.

1







74

Обособление уточняющих и

присоединительных членов предложения. Оформление проектов.

1

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания изложения.








75

Обособление уточняющих и

присоединительных членов предложения. Защита проектов.

1








76

Повторение темы «Предложения с обособленными членами».

1



Р: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и к самокоррекции.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Стремление к речевому самосовершенствованию.







77

Повторение темы «Предложения с обособленными членами».

1







78

Контрольная работа по теме: «Предложения с обособленными членами».

1







79

Анализ к/работ. Работа над ошибками.

1








80, 81

Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями (11ч)

Предложения с обращениями.

2

Уч-ся научится определять обращение, применять правила обособления обращений в предложении.

Уч-ся научится обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее.

Уч-ся научится правильно расставлять выделительные знаки препинания при обращениях.

Уч-ся научится применять правило выделения вводных конструкций. Научиться различать вводные слова, сочетания по их значению.

Уч-ся научится применять правила выделения на письме вставных слов, словосочетаний и предложений.

Уч-ся научится определять междометия в предложении.

Уч-ся получит возможность научиться при­менять полученные знания по синтаксису и морфологии в практической деятельности.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные: классификация объектов; подведение под понятие; выделение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательств;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. 

П: поиск и выделение информации; применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств, выбор вида чтения в зависимости от цели; восприятие текстов разных стилей; умение адекватно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров.

К: умение слушать и вступать в диалог

Понимание  определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.







82

Сочинение.

1

Стремление к речевому самосовершенствованию.







83, 84

Предложения с вводными

конструкциями

2

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.







85, 86

Предложения со вставными

конструкциями.

2







87

Конференция/семинар по теме.

1







88, 89

Повторение темы «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями»

2







90

Контрольная работа по теме: «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями»

1







91, 92

Способы передачи чужой речи (9 ч)

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи

2

Уч-ся научится составлять схемы предложений с прямой речью, правильно пунктуационно оформлять прямую речь, правильно интонировать предложения с прямой речью.

Уч-ся научится различать прямую и косвенную речь.

Уч-ся получит возможность научиться опре­делять признаки рассказа, составлять диалог по данному сюжету.

Уч-ся получит возможность научиться применять правило выделения цитаты на письме.

Уч-ся получит возможность использовать знания о синтаксисе и пунктуации в практической деятельности. Уч-ся научится приме­нять полученные знания при ана­лизе и написании текста.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения.


Понимание  определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.







93

Диалог.

1







94

Сочинение-рассказ.

1







95

Косвенная речь

1







96

Цитаты. Знаки препинания

при цитировании

1

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с определением.

Осознание эстетической ценности русского языка. Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи







97

Повторение темы «Способы передачи чужой речи».

1







98

Контрольный диктант








99

100

Повторение

(6 ч)

Повторение изученного в

8 классе

2

Уч-ся получит возможность применять полученные знания по синтаксису и морфологии в практической деятельности.

Уч-ся научится корректировать индивидуальный маршрут воспол­нения проблем­ных зон в изучен­ных темах.

Уч-ся научится приме­нять полученные знания при ана­лизе и написании текста

К:  Слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: Объяснять языковое явление, процессы, связи и отношения.


Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.







101

Итоговая контрольная работа

1







102

Анализ к/работ

1










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!