Переводной экзамен по биологии, 2018 г. демонстрационный вариант
Переводной экзамен по биологии
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 23 задания. Часть 1 содержит 17 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут).
Ответами к заданиям части являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответы запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задания части 2 (18 – 23) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Все бланки экзамена заполняются яркими черными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Демонстрационный вариант
Часть 1
Ответом на задания 1 – 17 является последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответы запишите в поля ответов в тексте, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клетки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Рассмотрите предложенную схему классификации жилкования листьев цветковых растений. запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Ответ: ____________
Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Генеалогический метод исследования генетики человека используется для
изучение характера наследования доминантного и рецессивного признаков
расчёта частоты встречаемости нормальных и патологических генов
определения степени влияния среды на развитие признаков
исследования генных мутаций
исследования хромосомных и геномных мутаций
Ответ:
В ДНК на долю нуклеотидов с аденином приходится 27%. Определите процентное содержание нуклеотидов с цитозином, входя0их в состав молекулы.
В ответе запишите только соответствующее число.
Ответ: ____________%
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания мембраны клеток эукариот. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны
состоит из двух слоёв белков и липидов между ними
в состав входят фосфолипиды
холестерин придаёт мембране прочность
не пропускает крупные и заряженные молекулы
липиды в мембране осуществляют транспортную функцию
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и процессами обмена веществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характеристики | Процессы обмена веществ |
синтез органических веществ; включает подготовительный этап, гликолиз и окислительное фосфорилирование освобожденная энергия запасается в АТФ образуются вода и углекислый газ требует энергетических затрат происходит в хлоропластах и на рибосомах | ассимиляция диссимиляция |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
Определите соотношение фенотипов у потомков при дигибридном скрещивании гороха с гладкими зелёными семенами (гетерозигота по форме семени) и морщинистыми жёлтыми (гетерозигота по цвету семени). Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке убывания, без дополнительных знаков.
Ответ: ____________
Все приведённые ниже термины и понятия, кроме двух, используются для описания эмбрионального периода онтогенеза. Определите два термина, «выпадающих» их общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
дробление
гаструляция
метаморфоз
неонатальный период
первичный органогенез
Ответ:
установите соответствие между характеристиками и представителями организмов, к которым они относятся: для этого к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию их второго столбца.
1 | 2. |
Характеристики | 0организмы |
размножаются при помощи зооспор питаются за счёт фагоцитоза способен к фототаксису способен к образвоанию псевдоподий образует подвижные гаметы в жизненном цикле преобладает гаплоидное поколение | 1 2 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
Известно, что белки – нерегулярные полимеры, имеющие высокую молекулярную массу, строго специфичны для каждого организма. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, по смыслу относящиеся к описанию выделенных выше призаков, и запишите в таблицу цифры, под кторотыми они указаны.
(1) В состав белков входит 20 различных аминокислот, соединённых пептидными связями. (2) Белки имеют различное количество аминокислот и порядок их чередования в молекуле. (3) Низкомолекулярные органические вещества имеют молекулярную массу от 100 до 1000. (4) Они являются промежуточными соединениями или структурными звеньями – мономерами. (5) Многие белки характеризуются молекулярной массой от нескольких тысяч до миллиона и выше, в зависимости от количества отдельных полипептидных цепей в составе единой молекулярной структуры белка. (6) Каждый вид живых организмов имеет особый, только ему присущей набор белков, отличающий его от других организмов.
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и организмами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1 | 2 |
Характеристики | Организмы |
в экосистемах разлагает и минерализует органические вещества образует гумус в первичных сукцессиях за счет разложения слоевища таллом образован микобионтами и фитобионтами только сапротрофный тип питания представляет комплексный симбиотический организм способен продуцировать бактериостатическое вещество | 1 2 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Капустоцветные
Капуста
Цветковые
Двудольные
Растения
Капуста белокочанная
Ответ:
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение сердца человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
6
3
2
1
верхняя полая вена
створчатые клапаны
правый желудочек
полулунные клапаны
левый желудочек
лёгочная артерия
5
4
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и типами мышечной ткани представленными на рисунках: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1 2 3
Характеристики | Тип мышечной ткани |
образована многоядерными клетками, образующими длинные волокна способна генерировать и проводить электрический импульс состоит из коротки веретеновидных клеток состоит их клеток с боковыми отростками, образующими контакты между собой управляется соматической нервной системой находится в стенках желудка и кишечника | 1 2 3 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
Установите правильную последовательность расположения кровеносных сосудов в порядке увеличения скорости движения крови в низ. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
артериоллы пальцев верхней конечности
капилляры
плечевая артерия
нижняя полая вена
аорта
Ответ:
Установите последовательность процессов фотосинтеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
преобразование солнечной энергии в энергию АТФ
возбуждение электронной хлорофилла
фиксация углекислого газа
образование крахмала
преобразование энергии АТФ в энергию глюкозы
Ответ:
Проанализируйте таблицу «Форменные элементы крови». Заполните пустые ячейки таблицу. Используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин их предложенного списка.
Название клетки | Строение | Функции |
______________(А) | Фрагменты клеток красного костного мозга, без ядра | Восстановление целостности сосудов |
Лейкоциты | ______________(Б) | Иммунитет |
Эритроциты | Двояковогнутый диск, покрытый мембраной без ядра | ______________(В) |
Список терминов и понятий:
лимфоциты
моноциты
тромбоциты
неправильная форма без ядра
округлая бесцветная клетка с ядром
перенос питательных веществ
транспорт кислорода и углекислого газа
захват и переваривание антигенов
Запишите в таблицу выбранные цифры под соотсетствующими буквами.
Ответ:
Проанализируйте график двигательной активности животных. Крысы разного возраста помещались в центр квадрата, замерялось время (в секундах), через которое они пересекали границу этого квадрата. Сплошной линией отмечена активность самцов, пунктирной – самок.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
Новорождённые крысята малоподвижны.
Неибольшая двигательная активность наблюдается у двухмесячных самок
Самки активнее в поиске пищи, чем самцы.
Самцы больше проявляю ориентировочный рефлекс, чем самки.
После двух месяцев двигательна активность крыс снижается.
Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
Ответ: ____________
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы
Часть 2
Для записи ответов на задание этой части (18 – 23) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Соцветие подсолнуха – корзинка – постоянно обращено к солнцу. Объясните какой растительный механизм обеспечивает этот поворот.
Какой процесс в цикле развития ланцетника изображён на рисунке? Укажите его особенности. Чем завершается этот процесс?
Найдите три ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1) При биосинтезе белка протекают реакции матричного синтеза. (2) К реакциям матричного синтеза относят только реакции репликации и транскрипции. (3) В результате транскрипции синтезируется иРНК, матрицей для которой служит вся молекула ДНК. (4) Пройдя через поры ядра, иРНК поступает в цитоплазму. (5) Информационна РНК участвует в синтезе тРНК. (6) Транспортна яРНК обеспечивает доставку аминокислот для сборки белка. (7) На соединение каждой их аминокислот с тРНК расходуется энергия молекул АТФ,
Какие функции выполняет печень?
Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируются участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТАТАЦГЦГТАТАЦАЦ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся их левого вертикального ряда; второй – их верхнего горизонтального ряда и третий – их правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
При анализирующем скрещивании самцов дрозофил с самками, имеющими чёрное тело и укороченные крылья, половина потомства имела серое тело, нормальные крылья, другая половина – чёрное тело, укороченные крылья. (Чёрно е тело (а), укороченные крылья (b) – рецессивные признаки составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, а также тип наследования признаков.
2018 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кваркенская средняя общеобразоватлеьная школа
Копирование не допускается