СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант экзаменационной работы для учащихся 10 класса (переводной экзамен)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В файле содержится экзаменационная работа для проведения устного экзамена по биологии, составленная на основе ЕГЭ по биологии. В данной работе представленные все основные виды заданий, которые могут выполнить учащиеся 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Вариант экзаменационной работы для учащихся 10 класса (переводной экзамен)»

Переводной экзамен по биологии, 2018 г. демонстрационный вариант

Переводной экзамен по биологии



Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 23 задания. Часть 1 содержит 17 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут).

Ответами к заданиям части являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответы запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задания части 2 (18 – 23) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Все бланки экзамена заполняются яркими черными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!












Демонстрационный вариант

Часть 1

Ответом на задания 1 – 17 является последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответы запишите в поля ответов в тексте, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клетки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.








  1. Рассмотрите предложенную схему классификации жилкования листьев цветковых растений. запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.







Ответ: ____________


  1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Генеалогический метод исследования генетики человека используется для

  1. изучение характера наследования доминантного и рецессивного признаков

  2. расчёта частоты встречаемости нормальных и патологических генов

  3. определения степени влияния среды на развитие признаков

  4. исследования генных мутаций

  5. исследования хромосомных и геномных мутаций

Ответ:


  1. В ДНК на долю нуклеотидов с аденином приходится 27%. Определите процентное содержание нуклеотидов с цитозином, входя0их в состав молекулы.

В ответе запишите только соответствующее число.

Ответ: ____________%


  1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания мембраны клеток эукариот. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны

  1. состоит из двух слоёв белков и липидов между ними

  2. в состав входят фосфолипиды

  3. холестерин придаёт мембране прочность

  4. не пропускает крупные и заряженные молекулы

  5. липиды в мембране осуществляют транспортную функцию

Ответ:



  1. Установите соответствие между характеристиками и процессами обмена веществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристики

Процессы обмена веществ

  1. синтез органических веществ;

  2. включает подготовительный этап, гликолиз и окислительное фосфорилирование

  3. освобожденная энергия запасается в АТФ

  4. образуются вода и углекислый газ

  5. требует энергетических затрат

  6. происходит в хлоропластах и на рибосомах

  1. ассимиляция

  2. диссимиляция


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е











  1. Определите соотношение фенотипов у потомков при дигибридном скрещивании гороха с гладкими зелёными семенами (гетерозигота по форме семени) и морщинистыми жёлтыми (гетерозигота по цвету семени). Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке убывания, без дополнительных знаков.


Ответ: ____________




  1. Все приведённые ниже термины и понятия, кроме двух, используются для описания эмбрионального периода онтогенеза. Определите два термина, «выпадающих» их общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. дробление

  2. гаструляция

  3. метаморфоз

  4. неонатальный период

  5. первичный органогенез


Ответ:


  1. установите соответствие между характеристиками и представителями организмов, к которым они относятся: для этого к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию их второго столбца.

1

2.

Характеристики

0организмы

  1. размножаются при помощи зооспор

  2. питаются за счёт фагоцитоза

  3. способен к фототаксису

  4. способен к образвоанию псевдоподий

  5. образует подвижные гаметы

  6. в жизненном цикле преобладает гаплоидное поколение

  1. 1

  2. 2


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








  1. Известно, что белки – нерегулярные полимеры, имеющие высокую молекулярную массу, строго специфичны для каждого организма. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, по смыслу относящиеся к описанию выделенных выше призаков, и запишите в таблицу цифры, под кторотыми они указаны.

(1) В состав белков входит 20 различных аминокислот, соединённых пептидными связями. (2) Белки имеют различное количество аминокислот и порядок их чередования в молекуле. (3) Низкомолекулярные органические вещества имеют молекулярную массу от 100 до 1000. (4) Они являются промежуточными соединениями или структурными звеньями – мономерами. (5) Многие белки характеризуются молекулярной массой от нескольких тысяч до миллиона и выше, в зависимости от количества отдельных полипептидных цепей в составе единой молекулярной структуры белка. (6) Каждый вид живых организмов имеет особый, только ему присущей набор белков, отличающий его от других организмов.












Ответ:





  1. Установите соответствие между характеристиками и организмами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


1

2

Характеристики

Организмы

  1. в экосистемах разлагает и минерализует органические вещества

  2. образует гумус в первичных сукцессиях за счет разложения слоевища

  3. таллом образован микобионтами и фитобионтами

  4. только сапротрофный тип питания

  5. представляет комплексный симбиотический организм

  6. способен продуцировать бактериостатическое вещество

  1. 1

  2. 2



Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е










  1. Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Капустоцветные

  2. Капуста

  3. Цветковые

  4. Двудольные

  5. Растения

  6. Капуста белокочанная

Ответ:







  1. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение сердца человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    6

    3

    2

    1

  1. верхняя полая вена

  2. створчатые клапаны

  3. правый желудочек

  4. полулунные клапаны

  5. левый желудочек

  6. лёгочная артерия

5




4



Ответ:


  1. Установите соответствие между характеристиками и типами мышечной ткани представленными на рисунках: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1 2 3

Характеристики

Тип мышечной ткани

  1. образована многоядерными клетками, образующими длинные волокна

  2. способна генерировать и проводить электрический импульс

  3. состоит из коротки веретеновидных клеток

  4. состоит их клеток с боковыми отростками, образующими контакты между собой

  5. управляется соматической нервной системой

  6. находится в стенках желудка и кишечника

  1. 1

  2. 2

  3. 3


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








  1. Установите правильную последовательность расположения кровеносных сосудов в порядке увеличения скорости движения крови в низ. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. артериоллы пальцев верхней конечности

  2. капилляры

  3. плечевая артерия

  4. нижняя полая вена

  5. аорта

Ответ:


  1. Установите последовательность процессов фотосинтеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. преобразование солнечной энергии в энергию АТФ

  2. возбуждение электронной хлорофилла

  3. фиксация углекислого газа

  4. образование крахмала

  5. преобразование энергии АТФ в энергию глюкозы

Ответ:


  1. Проанализируйте таблицу «Форменные элементы крови». Заполните пустые ячейки таблицу. Используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин их предложенного списка.

Название клетки

Строение

Функции

______________(А)

Фрагменты клеток красного костного мозга, без ядра

Восстановление целостности сосудов

Лейкоциты

______________(Б)

Иммунитет

Эритроциты

Двояковогнутый диск, покрытый мембраной без ядра

______________(В)

Список терминов и понятий:

  1. лимфоциты

  2. моноциты

  3. тромбоциты

  4. неправильная форма без ядра

  5. округлая бесцветная клетка с ядром

  6. перенос питательных веществ

  7. транспорт кислорода и углекислого газа

  8. захват и переваривание антигенов

Запишите в таблицу выбранные цифры под соотсетствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В




  1. Проанализируйте график двигательной активности животных. Крысы разного возраста помещались в центр квадрата, замерялось время (в секундах), через которое они пересекали границу этого квадрата. Сплошной линией отмечена активность самцов, пунктирной – самок.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

  1. Новорождённые крысята малоподвижны.

  2. Неибольшая двигательная активность наблюдается у двухмесячных самок

  3. Самки активнее в поиске пищи, чем самцы.

  4. Самцы больше проявляю ориентировочный рефлекс, чем самки.

  5. После двух месяцев двигательна активность крыс снижается.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

Ответ: ____________

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы








Часть 2

Для записи ответов на задание этой части (18 – 23) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.





  1. Соцветие подсолнуха – корзинка – постоянно обращено к солнцу. Объясните какой растительный механизм обеспечивает этот поворот.


  1. Какой процесс в цикле развития ланцетника изображён на рисунке? Укажите его особенности. Чем завершается этот процесс?



  1. Найдите три ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

    (1) При биосинтезе белка протекают реакции матричного синтеза. (2) К реакциям матричного синтеза относят только реакции репликации и транскрипции. (3) В результате транскрипции синтезируется иРНК, матрицей для которой служит вся молекула ДНК. (4) Пройдя через поры ядра, иРНК поступает в цитоплазму. (5) Информационна РНК участвует в синтезе тРНК. (6) Транспортна яРНК обеспечивает доставку аминокислот для сборки белка. (7) На соединение каждой их аминокислот с тРНК расходуется энергия молекул АТФ,









  1. Какие функции выполняет печень?


  1. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируются участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТАТАЦГЦГТАТАЦАЦ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся их левого вертикального ряда; второй – их верхнего горизонтального ряда и третий – их правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.


  1. При анализирующем скрещивании самцов дрозофил с самками, имеющими чёрное тело и укороченные крылья, половина потомства имела серое тело, нормальные крылья, другая половина – чёрное тело, укороченные крылья. (Чёрно е тело (а), укороченные крылья (b) – рецессивные признаки составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, а также тип наследования признаков.


















2018 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кваркенская средняя общеобразоватлеьная школа

Копирование не допускается


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!