СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант ЕГЭ по русскому 2024

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант ЕГЭ по русскому с учётом изменений (+ответы)

Просмотр содержимого документа
«Вариант ЕГЭ по русскому 2024»

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Кумиры нам нужны как эталоны, на которые хочется равняться, которым хочется подражать. Я не говорю здесь об имеющих место фактах создания и насаждения ложных кумиров, олицетворяющих пошлость и низкопробность. Я говорю о кумирах, которые основывают деятельность (творческую, общественную) на вечных ценностях культуры, нравственности, уважения к человеку, даже если они олицетворяют новые веяния и тенденции в своей сфере. Именно за это мы их возносим на пьедестал.

Но наша беда в том, что, возвышая кумира над собой, мы нередко именно этого ему не прощаем. А не имея возможности возвыситься до него, стремимся уподобить его имидж нашему, придумываем небылицы о его жизни и творческой судьбе, дабы подтвердить свою с ними похожесть. Утрируя проявление каких-либо слабостей кумиров, мы забываем простую истину о том, что их недостатки есть неотъемлемый элемент того, что составляет суть их личности и таланта, вознёсших их на вершину известности, славы.

И к названным нюансам отношений с кумиром нелишне добавить ещё один аспект – это стремление после его ухода, когда он уже не может опровергнуть тот или иной факт, случай, сплетню, причислить себя к его друзьям, а то и покровителям. Стоит вспомнить о том, сколько «подлинных» друзей нашлось после смерти В. Высоцкого.

(По Л.Г. Матрос)

1.Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.

2.В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) РАВНЯТЬСЯ. Становиться по прямой линии в строю.
2) ЛОЖНЫЙ. Мнимый, намеренно выдаваемый за истинное.
3) ВЕЧНЫЙ. Не перестающий существовать.
4) СФЕРА. Поверхность и внутреннее пространство шара
5) ДОБАВИТЬ. Дать, вложить ещё, дополнительно.

3.Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Тезис, сформулированный в первом предложении первого абзаца, уточняется последующими предложениями этого абзаца.
2) Принадлежность текста научному стилю подтверждается использованием местоимения «мы» вместо местоимения «я» («именно за это мы их возносим на пьедестал», «мы нередко именно этого ему не прощаем»), вместо двусоставных конструкций –– односоставных безличных («нелишне добавить ещё один аспект»; «стоит вспомнить о том, сколько…»).
3) Наряду со стилистически нейтральной лексикой в тексте встречаются слова, свойственные книжным стилям (веяния, дабы, утрируя, вознёсших, нюансам).
4) Основная синтаксическая особенность текста заключается в использовании простых неосложнённых предложений (Именно за это мы их возносим на пьедестал), что характерно для разговорного стиля речи.
5) Способ развития мысли в последнем абзаце текста – детализация: последнее предложение иллюстрирует содержание предыдущего.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) цемЕнт

2) засЕлена

3) нАчали

4) понялА

5) килОметр

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  

Он встал и окинул собравшихся горделивым, исполненным ЛЕДЯНОГО высокомерия взглядом.

  

Впереди весна –– самая КРАСОЧНАЯ пора жизни всего живого на Земле.

  

На Кубе вы сможете посетить ПОПУЛЯРНЫЙ курорт Варадеро.

  

М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.

  

Весь объём ТЕХНИЧНОГО переоснащения здания театра выполнен международной творческой командой из пяти стран мира

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Благодаря героическим усилиям небольшой группы наших пехотинцев и миномётчиков ответная контратака противника была отбита.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  

на ширине ПЛЕЧ

  

ВОСЕМЬЮСОТЫЙ экземпляр

  

ЛЯГТЕ на бок

  

НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд

  

между НИМИ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ


А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г) нарушение видо-временнóй соотнесённости глагольных форм

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)Когда Фролов начинает работать на заводе, он вскоре приобрёл квалификацию токаря.

2) В трудные дни он проводил время с нами, стараясь не отлучаться надолго.

3) Пожелтевшие листья от осенних холодов мы находили в карманах своих плащей,

в кепках – всюду.

4) При виде озера, покрытого плавающими растениями, туристы обычно поворачивают обратно.

5) По окончанию школы ребята намерены поступать в лучшие высшие учебные заведения страны.

6) Русский язык очень богат: он обладает большим набором художественных средств для выражения самых тонких переживаний.

7) Получив дотации от государства, у жителей появилась надежда добиться разрешения на строительство дома.

8) Мы познакомимся с последними публикациями на эту тему по приезде домой.

9) А.С. Пушкин не отказался и остался верным декабристским идеалам.



А

Б

В

Г

Д








9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) оц..нить, ед..ноличный, см..шать
2) обог..щение, д..льнейшая, ст..раться
3) ап..льсиновый, г..ктар, выт..реть
4) те..ретический, постр..ение, к..мментарий
5) к..сающийся, л..гический, пр..ктический

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) н..бросок, с..трудник, р..зыскать

2) ра..ширить, не..держанность, и..черпать

3) пр..своить, пр..обретение, пр..градить

4) об..ём, в..ётся, зав..южило

5) пред..дущий, от..граться, из..скания



11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) гру́ш..вый, врем..чко

2) устра..вать, продл..вать

3) въедл..вый, посме..ваться

4) запот..вавший, питом..ц

5) рассчит..вать, завид..вать

12. Укажите все варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) клянч..щий (конфету), (дети) плач..т

2) замет..шь, немысл..мые (последствия)

3) (в) колыш..щейся (ржи), защебеч..т (птицы)

4) выгон..шь, освеща..мый

5) выкидыва..шь, обиж..нны



13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Мы все были (НЕ)ГОТОВЫ встретиться с этой проблемой лицом к лицу.
2) Вопрос был явно (НЕ)ПРИЯТЕН этой женщине.
3) Из-за пушистого снега на дороге (НЕ)СЛЫШНО было даже своих шагов.
4) (НЕ)СМОТРЯ на середину марта, весна уже смело заявляла свои права.
5) Он был (НЕ)НИЖЕ своих сверстников.

14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.

1) (И)ТАК, Константин утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил, я говорил ТО(ЖЕ) самое.

2) КОЕ(ГДЕ) (В)ДАЛИ желтеет поспевающая рожь.

3) ГДЕ(ТО) на ЮГО(ВОСТОКЕ) шёл бой.

4) Художник (ПО)СВОЕМУ, очень (ПО)РУССКИ, осознал динамизм футуризма.

5) Ветлы еще не пожелтели, но (ИЗ)ЗА домов проглядывали верхушки БАГРОВО(КРАСНЫХ) осин.

15. Укажите цифры, на месте которых пишется НН
Он медле(1)о, как о чём-то далёком, дорогом и необыкнове(2)ом, начал рассказывать ей об усыпа(3)ых желудями дубравах, о бобровых хатках на озёрах, о ветре(4)ых весе(5)их вечерах... 

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Этого поэта как при жизни так и после смерти причисляли к классикам русской литературы.

2) Солнце дарит фруктам и ягодам тепло и наливает их сладким соком.

3) Небо заволокло не то тучами не то туманом не то мглой.

4) Вода отражала небо и была то серого то бирюзового то молочного цвета.

5) Горы необыкновенно хороши и невольно ощущаешь бодрость и радость.



17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Семейство (1) приехавшее на старенькой «Волге» (2) располагалось на отдых (3) натягивая в виде тента (4) сверкающую белизной простыню.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй (1) прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье, –

Помедли, помедли (2) вечерний день (3)

Продлись, продлись (4) очарованье.

(Ф.И. Тютчев)

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В русской речи существует богатый набор этикетных формул (1) многие из (2) которых (3) позволяют смягчить категоричность собственных утверждений и выразить согласие или несогласие с мнением оппонента.



20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Утром мальчик разбудил меня и рассказал (1) что (2) когда он забрёл в чащу (3) то увидел (4) как барсук лечит свой обожжённый нос.



21. Найдите все предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Южный Урал – этот самобытный край – называют голубым ожерельем России, так как ни один регион страны не может сравниться с Уралом по количеству озёр: их здесь более трёх тысяч. (2)Одно из самых живописных высокогорных озёр Урала – Зюраткуль, оно находится на высоте более 700 метров над уровнем моря. (3)Словно в колыбель, уложила озеро природа среди пяти высоких хребтов. (4)Красота озера с древних времён манила к себе человека: здесь, на берегу и окружающих его хребтах, были стоянки первобытных людей. (5)Увильды – самое крупное озеро Южного Урала. (6)По мнению учёных, озеро имеет тектоническое происхождение: оно образовалось много миллионов лет назад в разломе земной коры. (7)Наличие многочисленных островов: Берёзового, Ольхового, Букового, Вязового, Елового – является одной из его особенностей.

Прочитайте текст и выполните задания 21-27

(1) Иона и его лошадёнка не двигаются с места уже давно. (2)Выехали они со двора ещё до обеда, а почина всё нет и нет. (3)Но вот на город спускается вечерняя мгла. (4) Бледность фонарных огней уступает своё место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.

— (5)Извозчик, на Выборгскую! — слышит Иона. — (6)Извозчик!

(7)Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.

— (8)На Выборгскую! — повторяет военный. — (9)Да ты спишь, что ли? (10)На Выборгскую!

(11) В знак согласия Иона дёргает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега... (12)Военный садится в сани. (13)Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. (14)Лошадёнка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места...

(15)Иона оглядывается на седока и шевелит губами... (16)Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.

— (17)Что? — спрашивает военный.

(18)Иона кривит улыбкой рот, напрягает своё горло и сипит:

— А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.

— (19)Гм!.. (20) Отчего же он умер?

(21)Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:

— А кто ж его знает! (22)Должно, от горячки... (23)Три дня полежал в больнице и помер... (24)Божья воля.

— (25)Поезжай, поезжай... — говорит седок. — (26)Этак мы и до завтра не доедем. (27)Подгони-ка!

(28)Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжёлой грацией взмахивает кнутом. (29)Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. (30)Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнётся... (31)Мокрый снег опять красит набело его и лошадёнку.

(32)Опять он одинок, и опять наступает для него тишина... (33)Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь ещё с большей силой. (34)Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдётся ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? (35)Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... (36)Тоска громадная, не знающая границ.

(37)Скоро будет неделя, как умер сын, а он ещё путём не говорил ни с кем... (38)Нужно поговорить с толком, с расстановкой... (39)Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер... (40)Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. (41)В деревне осталась дочка Анисья... (42)И про неё нужно поговорить... (43)Да мало ли о чём он может теперь поговорить? (44)Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать... (45)А с бабами говорить ещё лучше. (46)Те хоть и дуры, но ревут от двух слов.

(47)«Пойти лошадь поглядеть, — думает Иона. — (48)Спать всегда успеешь... (49)Небось, выспишься...

(50) Он одевается и идёт в конюшню, где стоит его лошадь. (51)Думает он об овсе, сене, о погоде... (52)Про сына, когда один, думать он не может... (63)Поговорить с кем-нибудь о нём можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко...— (54)Жуёшь? — спрашивает Иона свою лошадь, видя её блестящие глаза. — (55)Ну, жуй, жуй... (56)Коли на овёс не выездили, сено есть будем... (57)Да... (58)Стар уж стал я ездить... (59)Сыну бы ездить, а не мне... (60)То настоящий извозчик был... (61)Жить бы только...

(62)Иона молчит некоторое время и продолжает:— Так-то, брат кобылочка... (63)Нету Кузьмы Ионыча... (64)Приказал долго жить... (65)Взял и помер зря... (66)Таперя, скажем, у тебя жеребёночек, и ты этому жеребёночку родная мать... (67)И вдруг, скажем, этот самый жеребёночек приказал долго жить... (68)Ведь жалко?(69) Лошадёнка жуёт, слушает и дышит на руки своего хозяина...(70) Иона увлекается и рассказывает ей всё...

(По А.П. Чехову*)*

Антон Павлович Чехов (1860-1904) — русский прозаик и драматург.

22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Когда на город спустилась вечерняя мгла, Иона повёз на Выборгскую военного в шинели.

2) Иона рассказывает барину о смерти сына, но барин не хочет слушать извозчика.

3) После того как Иона высадил у трактира седока, ему стало не так одиноко.

4) Иона хотел рассказать о смерти сына, о его болезни, о дочери, но никто из окружающих людей не хотел разделить испытываемую им душевную боль.

5) Разговаривая с лошадью, Иона сравнивает смерть собственного сына со смертью жеребёнка и приходит к выводу, что жеребёнка не было бы так жалко.



23.Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 3-12 представлено повествование.

2) В предложениях 14-18 представлено описание.

3) Предложения 32-36 содержат элементы рассуждения.

4) В предложении 44 содержится ответ на вопрос, заданный в предложении 43.

5) В предложении 59 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 58.

24.Из предложений 64-69 выпишите один из фразеологизмов.

25.Среди предложений 1-10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и частицы. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26.Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«Автор, чтобы продемонстрировать желание главного героя поделиться своим горем, прибегает к приёму — (А)___(предложения 17—27). Приём — (Б)_____(«опять» в предложениях 30, 31, 32; «поговорить» в предложениях 38, 42, 43), а также тропы: (В)___(«тоска... распирает грудь» в предложении 33) и (Г)___(«тревожно и мученически» в предложении 34) — помогают читателю испытать те чувства, которые переживает Иона».



Список терминов:

1) анафора

2) лексический повтор

3) антитеза

4) вопросительные предложения

5) эпитет

6) вопросно-ответная форма изложения

7) метафора

8) восклицательные предложения

9) вводные конструкции

А

Б

В

Г











27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



1-свою

2- 23

3- 135

4- 134

5-технического

6- ответная

7- восьмисотый

8- А – 9 Б-7 В-5 Г-1 Д-3

9- 234

10- 25

11- 134

12-235

13- 24

14-345

15-1235

16-15

17-123

18-1234

19-1

20-134

21-25

22- 35

23- 245

24- приказал долго жить

25- 3

26 – 6275

27:

  • Проблема равнодушия (равнодушия к чужому горю)

  • Проблема одиночества человека

  • Проблема потери близкого человека











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!