СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант для решения ОГЭ Биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант для решения ОГЭ Биология. Предлагается вариант для подготовки к экзамену по биологии в 9 классе.

Критерии оценивания:

Задания 1-22: за прав. ответ по 1 баллу  За верное выполнение каждого из заданий 23–27 выставляется 2 балла.  За ответы на задания 23 и 24 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).  За ответ на задание 25 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибок.  За ответы на задания 26 и 27 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.  За полное верное выполнение задания 28 выставляется 3 балла; 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа; выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

Просмотр содержимого документа
«Вариант для решения ОГЭ Биология»

При выполнении заданий 1–22 укажите только одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. К какой группе относятся клубеньковые бактерии, живущие в утолщениях корней бобовых растений?

1) симбионты

2) сапротрофы

3) паразиты

4) патогенные


2. Позже других методов биологических исследований возник метод

1) наблюдения

2) сравнения

3) эксперимента

4) моделирования


3. Плоды рябины приспособлены к распространению

1) насекомыми

2) ветром

3) водой

4) птицами

4. Цветок, какого из растений, изображённых на рисунке, имеет формулу Ч5Л5ТxП1?


5. При пониженной функции щитовидной железы у взрослого человека развивается

1) микседема

2) базедова болезнь

3) кретинизм

4) цинга


6. Видоизменение корня изображено на рисунке под цифрой;


7. Заражение человека свиным цепнем происходит при

1) употребление некипяченой воды

2) употребление в пищу немытых овощей

3) употребление в пищу плохо проваренной рыбы

4) употребление в пищу плохо прожаренного мяса


8. Почему хитиновый покров у членистоногих называют наружным скелетом?

1) обладает большой прочностью

2) предохраняет тело от потери воды

3) служит опорой для прикрепляемых к нему мышц

4) защищает тело от механических и химических воздействий



9. На рисунке показано строение нейрона. Что обозначено буквой А?

1) дендрит

2) тело

3) аксон

4) миелиновая оболочка


10. Двуглавая мышца тела относится к мышцам

1) сгибателям

2) бедра

3) разгибателям

4) головы


11. В результате предупредительной прививки в организм человека вводятся

1) защитные вещества — антитела

2) лекарства, убивающие микроорганизмы

3) убитые или ослабленные микроорганизмы

4) фагоциты


12. Большой круг кровообращения НАЧИНАЕТСЯ в

1) левом предсердии

2) правом предсердии

3) левом желудочке

4) правом желудочке


13. Какое вещество в желудке человека предохраняет слизистую желудка от механических и химических повреждений?

1) слизь

2) желчь

3) соляная кислота

4) панкреатический сок


14. Дрожжи, мука грубого помола, крупы, отруби в большом количестве содержат витамин

1) A

2) B1

3) B6

4) D


15. Какие сосуды обеспечивают превращение венозной крови в артериальную?

1) артерии

2) артериолы

3) вены

4) капилляры


16. Какой из рефлексов относится к безусловным?

1) отдёргивание руки от горячего предмета

2) езда на велосипеде

3) способность ходить

4) умение читать


17. Кровь каких групп можно переливать человеку со II группой крови?

1) I

2) I, II

3) I, III

4) I, II, III, IV


18. Естественное природное сообщество, в котором преобладают многолетние травы, — это

1) болото

2) луг

3) лес

4) агроценоз


19

Зелёные растения в экосистеме являются

1) продуцентами

2) консументами первого порядка

3) консументами второго порядка

4) редуцентами


20

Изучите график зависимости температуры тела различных животных от температуры внешней среды. По оси X отложена температура среды, а по оси Y температура тела животного (1 — кролик, 2 — ехидна, 3 — ящерица).

Какова будет температура тела ехидны при 10 °С?

1) 2 °С

2) 36,6 °С

3) 27 °С

4) 10 °С


21

В приведенной ниже таблице между содержанием первого и второго столбцов имеется определенная связь.

Целое Часть

Венчик Лепесток

Лист _____

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) чашелистик

2) черешок

3) цветоложе

4) цветоножка


22

Верны ли следующие суждения о свойствах нервной ткани человека?

А. Основные свойства нервной ткани — это возбудимость и сократимость.

Б. По длинным отросткам аксонам нервные импульсы идут от тела клетки, а по коротким отросткам — дендритам — импульсы поступают к телу нейрона.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


23. Выберите три вер­ных ответа из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны. По венам ма­ло­го круга кро­во­об­ра­ще­ния у че­ло­ве­ка кровь течёт

 

1) от сердца

2) к сердцу

3) на­сы­щен­ная углекислым газом

4) на­сы­щен­ная кислородом

5) под вы­со­ким давлением

6) под низ­ким давлением

24. Что из перечисленного необходимо для сборки молекул белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) иРНК

2) строительный материал — глюкоза

3) рибосомы

4) клеточный центр

5) молекулы АТФ

6) молекулы хлорофилла

25.  Установите соответствие между признаком и царством организмов, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ПРИЗНАК                       

ЦАРСТВО

A) регулируют свою деятельность рефлекторно

1) Растения

Б) образуют кислород на свету

2) Животные

В) поглощают углекислый газ и воду в процессе питания


Г) питаются готовыми органическими веществами


Д) активно передвигаются в поисках пищи


Е) образуют углеводы на свету


 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 



26. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги.

2) Выберите однолетние побеги, растущие близко к поверхности почвы.

3) Присыпьте побег землёй.

4) Лопатой отделите укоренившийся побег от куста.

5) Пригните побеги к почве и закрепите побег деревянными шпилькам.



27.  Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

Насекомые с ___________ (А) проходят в своём развитии четыре стадии. У насекомых с ___________ (Б) отсутствует стадия ___________ (В). У бабочек личинку называют ___________ (Г). Развитие с превращением даёт возможность насекомым быть более приспособленным к условиям существования.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) гусеница

2) личинка

3) куколка

4) яйцо

5) неполное превращение

6) полное превращение

7) взрослое насекомое

8) чешуекрылое

 

A

Б

В

Г





28.  Рассмотрите изоб­ра­же­ние со­ба­ки по­ро­ды ир­ланд­ский сеттер. Вы­бе­ри­те характеристики, со­от­вет­ству­ю­щие ее внеш­не­му строению, по сле­ду­ю­ще­му плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, по­ло­же­ние шеи, форма хвоста. При вы­пол­не­нии ра­бо­ты ис­поль­зуй­те ли­ней­ку и карандаш.

 

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 



29. 

Используя содержание текста «Нахлебничество, квартирантство и кооперация» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Что один организм-нахлебник извлекает (получает) от другого?

2) Каков характер отношений между организмами в квартирантстве?

3) Какое преимущество получает актиния в кооперации с раком отшельником?


НАХЛЕБНИЧЕСТВО, КВАРТИРАНТСТВО И КООПЕРАЦИЯ

 

Между организмами разных видов, составляющих ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более

тонкие взаимоотношения.

 

Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречаются выгодные для одной и безразличные для другой стороны взаимодействия: нахлебничество и квартирантство. При таких взаимоотношениях одни организмы, используя особенности образа жизни или строения других организмов, извлекают для себя одностороннюю пользу, не причиняя им при этом никакого вреда.

 

При нахлебничестве организмы-нахлебники потребляют остатки пищи организмов-хозяев. Например, песцы, живущие в тундре, могут питаться остатками пищи белых медведей; гиены в африканских саваннах – остатками пищи львов; рыбы-прилипалы и лоцманы обыкновенно сопровождают акул, охотно поедая остатки добычи хищников. При квартирантстве организмы- квартиранты извлекают одностороннюю для себя выгоду от организмов-хозяев в виде мест, пригодных для обитания. Например, на коре деревьев поселяется лишайник пармелия, использующий деревья в качестве места жительства; мелкие соколы – пустельга и кобчик – нередко селятся в старых гнёздах серых ворон. Некоторые насекомые поселяются в гнёздах птиц и норах грызунов, то есть находят в них для себя убежище.

 

Нахлебничество и квартирантство содействуют совместному существованию разных видов организмов в природных сообществах и способствуют более полному использованию ими ресурсов среды. В процессе эволюции нахлебничество и квартирантство могут переходить в более тесные взаимовыгодные отношения между организмами.

 

В природных сообществах встречается и взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Взаимовыгодные связи возникают в процессе эволюции на основе предшествующего паразитизма или других форм биотических взаимоотношений. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменныхконтактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

 

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.





30. Молодой учёный изу­чал ответ тли (Aphididae) на раз­лич­ные длины волны света. Эти на­се­ко­мые раз­мно­жа­ют­ся партеногенезом. Они могут да­вать кры­ла­тое или бес­кры­лое потомство, в за­ви­си­мо­сти от мно­гих усло­вий окру­жа­ю­щей среды, таких как температура, влажность, длина све­то­во­го дня, ин­тен­сив­ность света, ко­ли­че­ство пищи, ка­че­ство и длина волны света. В дан­ном экс­пе­ри­мен­те тлей вы­ра­щи­ва­ли на рас­те­ни­ях настурции, ко­то­рые осве­ща­ли светом, про­пу­щен­ным через красный, жёлтый, синий или серый (использовался как контроль) светофильтр. В таб­ли­це при­ве­де­но ко­ли­че­ство кры­ла­тых тлей в про­цен­тах по дням наблюдения.

 

 

Внимательно рас­смот­ри­те таб­ли­цу и от­веть­те на вопросы:

1. При каком свете число кры­ла­тых тлей было наибольшим?

2. Опи­ши­те ди­на­ми­ку ко­ли­че­ства кры­ла­тых тлей по неделям.

3. Опи­ши­те вли­я­ние крас­но­го света на раз­ви­тие кры­льев у тлей.

31.  Маша и Таня ка­та­лись на ро­ли­ко­вых конь­ках в те­че­ние 2 часов, после чего ре­ши­ли пе­ре­ку­сить в одном из ре­сто­ра­нов быст­ро­го питания. Рассчитайте, что стоит съесть каждой из них, чтобы ком­пен­си­ро­вать их энергозатраты. При вы­бо­ре учтите, что Таня очень любит слад­кое и пред­по­чи­та­ет не есть мясо (при этом ест птицу), а Маша любит есть жир­ные мяс­ные блюда и не мыс­лит обеда без газировки.

В от­ве­те ука­жи­те энер­го­за­тра­ты ка­та­ния и ре­ко­мен­ду­е­мые блюда с их энер­ге­ти­че­ской ценностью.

 

 

Энер­ге­ти­че­ская и пи­ще­вая цен­ность про­дук­ции кафе быст­ро­го питания

 

 

Энер­го­за­тра­ты при раз­лич­ных видах фи­зи­че­ской активности



32.  Маша и Таня ка­та­лись на ро­ли­ко­вых конь­ках в те­че­ние 2 часов, после чего ре­ши­ли пе­ре­ку­сить в одном из ре­сто­ра­нов быст­ро­го пи­та­ния. (задание 31 № 1413) Таня любит сладкое и предпочитает не есть мясо, а Маша любит есть жир­ные мясные блюда и не мыслит обеда без газировки. Как Вы думаете, кому из них будет легче сле­дить за фигурой? Ответ обоснуйте.

 

Энер­ге­ти­че­ская и пи­ще­вая цен­ность про­дук­ции кафе быст­ро­го питания

 

 

Энер­го­за­тра­ты при раз­лич­ных видах фи­зи­че­ской активности





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!