СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант 5 Русский ЕГЭ 2018

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант тренировочного теста ЕГЭ по русскому языку в формате ЕГЭ 2018.  В конце теста содержатся ответы ко всем заданиям, а также критерии для проверки второй части теста. Источник: https://rus-ege.sdamgia.ru/?redir=1 ... ... ...

Просмотр содержимого документа
«Вариант 5 Русский ЕГЭ 2018»

Вариант 5


Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

(1)Изучая особенности древнерусской литературы, исследователи не раз обращали внимание на то, что в разных произведениях близкие по содержанию эпизоды передаются с помощью одних и тех же литературных приёмов, а иногда почти одними и теми же словами. (2)Такое однообразие в разных памятниках древнерусской литературы некоторые учёные

объясняли скудной фантазией средневековых авторов, которые не могли ярко и оригинально изложить события в произведении. (3) академик Д.С. Лихачёв в своих работах убедительно доказал, что средневековые авторы сознательно стремились к подражанию, исповедуя так называемую «эстетику тождества»: они видели художественное достоинство литературного произведения в том, что его автор следует авторитетному образцу.


1.  Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1) Исследователи древнерусской литературы полагали, что однообразие художественных приёмов средневековых авторов связано с тем, что эти люди были не способны изложить материал оригинальным образом.

2) Одна из важнейших особенностей древнерусской литературы заключается в том, что её авторы стремились создавать свои произведения по единому шаблону.

3) Д.С. Лихачёв, опровергнув мнение ряда учёных, доказал, что в разных произведениях древнерусской литературы схожие эпизоды передаются с помощью одних и тех же средств намеренно, поскольку авторы сознательно ориентируются на известные образцы.

4) Тот факт, что в произведениях древнерусской литературы читатель находит набор постоянно повторяющихся художественных приёмов, стал предметом исследования академика Д.С. Лихачёва.

5) Использование одних и тех же приёмов при передаче схожих эпизодов в древнерусской литературе объясняется не бедностью фантазии средневековых авторов, как считали некоторые учёные, а стремлением следовать авторитетному образцу, что доказывают работы Д.С. Лихачёва.

2.  Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Поэтому Так что Однако Безусловно, Более того,

3.  Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛЕДОВАТЬ. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЛЕДОВАТЬ, -дую, -дуешь; несов.

1) Идти, двигаться, перемещаться следом, непосредственно за кем-чем-н. Следуйте за мной.

2) Отправляться, ехать, двигаться. Поезд следует до Москвы.

3) Руководствоваться чем-н., поступать подобно кому-н. С. моде.

4) Быть результатом чего-н., вытекать из чего-н. Отсюда следует вывод.

5) Безл. Нужно, должно. Следует шире распространять опыт передовиков производства.

4.  В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

придАное

доЯр

приручЁнный

мозАичный

дозИровать

5.  В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Самое удивительное, что я никак не могу написать его СЛОВЕСНЫЙ портрет.

Лицо его очень выразительно: аристократичный, ХИЩНЫЙ, длинный и горбатый, самый что ни на есть орлиный нос, высокие скулы, глубокие глазницы.

Инфекция ослабляет СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма и повышает риск нового заболевания.

Милосердие — это большая тема, которая находит ОКЛИК в сердце любого человека.

Крымов не делал РАЗЛИЧИЯ между Добролюбовым и Лассалем, Черны- шевским и Энгельсом.

6.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

ПОМАШИТЕ рукой

шесть БЛЮДЕЦ

НАИЛУЧШИЙ способ

СЕМЬЮСТАМИ ответами

занавесить ТЮЛЬЮ

7.  Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) неправильное построение предложения с причастным оборотом

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) нарушение в построении сложного предложения

Д) нарушение в построении предложения с с однородными членами

1) Собор Василия Блаженного имеет не только богатый декор, но и необычную общую композицию.

2) Я искренне восхищался и любил эту картину Сурикова, от неё исходила неведомая сила.

3) Поколение наших отцов и дедов с недоверием воспринимали реформы.

4) Уставшие от долгой прогулки, нам хотелось поскорее добраться до лагеря.

5) В 1871–1872 годах выходит шестой роман Достоевского с вызывающим символическим названием «Бесы».

6) Увидев эту поляну, ты не сможешь забыть её.

7) На собрании группы обсуждались вопросы посещаемости и то, что нет ли возможности досрочно сдать зачёты.

8) Горький мог ярко изобразить быт босяков, так как хорошо знал жизнь этих людей изнутри.

9) Вопреки ожиданий служба в полку была полна неожиданностей, зачастую приятных.

 

8.  Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пл..вчиха

отн..мать

подск..чить

фест..валь

неприм..римый

9.  Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..дел (храма), пр..увеличил

в..юга, из..ятие

п..завчера, нар..спев

с..ел (яблоко), сверх..яркий

пред..гровой, вз..мал

10.  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

выращ..вать

заносч..вый

масл..це

человеч..к

обесточ..ть (линию)

11.  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

спряч..шься

поран..в (руку)

обла..вший (прохожего пёс)

ожида..мый

незамеч..нный

12.  Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

  На помощь городу, памяти, искусству пришли люди, (НЕ)ЖЕЛАВШИЕ подчиняться напору воинствующего безразличия.

Он представлял себя мучеником и отчасти даже с гордостью думал, что чаша ещё (НЕ)ВЫПИТА до дна, что он ещё будет страдать за свою честность.

Я раза два пожал её руку; во второй раз она её выдернула, (НЕ)ГОВОРЯ ни слова.

Французы были отражены на всех пунктах, но у нас (НЕ)ДОСТАВАЛО сил, чтобы в тот же день перейти реку и довершить разгром.

Пусть будет (НЕ)ПО-МОЕМУ, я готов пойти на компромисс.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ морского путешествия мы (НЕ)РАЗ попадали в бури.

Завлечь Чехова в политическую партию было не ТАК(ТО) просто: свой протест против несправедливости и жестокости он выражал (ПО)СВОЕМУ.

(В)ОТЛИЧИЕ от других, Зеленский был готов выступить, хотя отлично понимал, что имел (В)ВИДУ Рыбин, когда назначал встречу.

«(ОТ)ЧЕГО Вы так грустны?» – с волнением в голосе, склонив голову (НА)БОК, спросила Мария.

ЧТО(БЫ) ни рассказывал гость, он умел (ПО)ИСТИНЕ зажечь, воодушевить собеседника..

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Я терпеливо обследовал песча(1)ую отмель и свежий намыв гальки в поисках интересных камешков; дул лёгкий ветерок, волны были кротки и смире(2)ы. Мне чудилось, что я брожу в таинстве(3)ом, оставле(4)ом всеми мире.

15.  Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУзапятую. Запишите номера этих предложений.

 

1) С образом Плюшкина в «Мёртвых душах» Гоголя тесно связан мотив запустения и гниения омертвения и деградации.

2) Революция и Гражданская война не только изменили социально-политическую обстановку в стране но и повлияли на мысли и умонастроения людей.

3) О появлении незнакомца в городе говорили на следующий день и через неделю и даже через месяц.

4) Каждый день я старался узнавать что-то новое не желал терять ни одного часа ни одной минуты.

5) А утром всё так же ревело седое и мглистое море и летели на набережную тяжёлые брызги прибоя.

16.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  К вечеру дед Трофим (1) надев тулупчик (2) вышел из избы и появился на пороге только через пару часов с вязанкой дров; покрытый (3) сизым инеем (4) он был похож на Деда Мороза.

17.  Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

— Я предчувствую, — сказал доктор, — что (1) бедный Грушницкий (2) будет вашей жертвой...

— Дальше (3) доктор...

— Княгиня сказала, что ваше лицо ей знакомо. Я ей заметил, что (4) верно (5) она вас встречала в Петербурге, где-нибудь в свете... я сказал ваше имя... Оно было ей известно. Кажется (6) ваша история там наделала много шума... Княгиня стала рассказывать о ваших похождениях, прибавляя (7) вероятно (8) к светским сплетням свои замечания... Если (9) вы хотите, я вас представлю...

18.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Поздние немецкие романтики представляли страсти как внешние, часто обманчивые и враждебные человеку силы (1) игрушкой в руках (2) которых (3) он является (4) и уподобляли любовь року.

19.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы не знали (1) что в этих грубых сердцах довольно места (2) чтобы служить полем битвы между Богом и дьяволом (3) и (4) что идея слияния с народом или оторванности от него важна лишь для нас (5) а не для

общественного сознания.

20.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

То степь открывалась далёкая и молчаливая, то низкие, подернутые кровью тучи, а то и люди, и паровик, и молотилка разом тонули в чернеющей темноте.


Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26


(1)Небо заволокло злыми тучами, дождь печально колотил в стёкла и нагонял на душу тоску. (2)В задумчивой позе, с расстёгнутым жилетом и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую улицу хозяин городского ломбарда Поликарп Семёнович Иудин.

(3)«Ну что такое наша жизнь? — рассуждал он в унисон с плачущим небом. — (4)Что она такое? (5)Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей… (6)На что она нам дана? (7)Ведь не для печалей же Бог, благой и всемогущий, создал мир! (8)А выходит наоборот. (9)Слёз больше, чем смеха…»

(10)Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.

(11)«Н-да, — продолжал он задумчиво, — в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (12)Их создало само человечество. (13)Оно само породило этот бич. (14)А для чего, спрашивается, для чего?»

(15)Он вынул левую руку и скорбно провёл ею по лицу.

(16)«А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть. (17)Вот, например, идёт богатая похоронная процессия. (18)Шестерня лошадей в чёрных попонах везёт пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (19)Факельщики важно выступают с фонарями. (20)На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (21)А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (22)Пригрел ли бедняка? (23)Конечно, нет… мишура!»

— (24)Что вам, Семён Иваныч?

— (25)Да вот затрудняюсь оценить костюм. (26)По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя. (27)А она просит семь; говорит, детишки больны, лечить надо.

— (28)И шесть рублей будет многовато. (29)Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим. (30)Только вы уж осмотритесь хорошенько, нет ли дыр и не остались ли где пятна…

(31)«Нда-с, так вот — жизнь, которая заставляет задуматься о природе человека. (32)За богатым катафалком тянется подвода, на которую взвалили сосновый гроб. (33)Сзади неё плетётся, шлёпая по грязи, только одна старушонка. (34)Эта старушка, быть может, укладывает в могилу сына-кормильца… (35)А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот та дама, которая сидит в карете? (36)Конечно, не даст, хотя, может, выразит свои соболезнования… »

—(37)Что там ещё?

— (38)Шубку старуха принесла… сколько дать?

— (39)Мех заячий… (40)Ничего, крепка, рублей пять стоит. (41)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперёд… (42)«Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (43)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…»

(44)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался. (45)На глазах его выступили слёзы – крупные, блестящие, крокодиловы слёзы.

(по А.П. Чехову*)

*Александр Павлович Чехов (1855–1913) – русский писатель, прозаик, публицист, старший брат Антона Павловича Чехова.


21.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Городской ломбард находится на грани банкротства, поэтому Иудин, хозяин этого ломбарда, не может себе позволить заниматься благотворительностью.

2) Дама в карете дала одну копейку старушке, хоронившей в тот день сына.

3) Похоронные процессии – богатая и бедная – навели Поликарпа Семёновича на рассуждения о бедняках и богачах.

4) Хозяин ломбарда, несмотря на свои человеколюбивые рассуждения, строго блюдет финансовые интересы заведения.

5) Поликарп Семёнович убежден, что помочь людям очень легко.


22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложении 2 содержится описание.

2) В предложениях 11–14 представлено повествование.

3) Предложение 23 содержит ответ на вопрос, сформулированный в предложениях 21–22.

4) В предложениях 34–36 представлено рассуждение

5) Предложение 45 объясняет причину того, о чём говорится в предложении 44.

23. Из предложений 39–45 выпишите антонимы (антонимическую пару).

24.  Среди предложений 15–23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).


25.  «Чеховские рассказы компактны по форме и глубоки по содержанию, причём автор избегает прямых оценочных суждений – его голос звучит негромко, но в то же время твёрдо и отчётливо. Этому способствует сложная композиция и, конечно, грамотный подбор изобразительно- выразительных средств. В представленном фрагменте стоит отметить троп – (А)__________ (“злыми тучами” в предложении 1, “хмурую улицу” в предложении 2), лексическое средство – (Б)__________ (“болтаются” в предложении 20, “прогорим” в предложении 29, “плетётся, шлёпая…” в предложении 33), синтаксическое средство – (В)__________ (предло- жения 3, 14, 21). Стоит обратить внимание на такой приём, как (Г)__________ (предложение 11), который становится, пожалуй, одним из основных при построении данного текста».

 

Список терминов:

 

1) фразеологизмы

2) антитеза

3) эпитеты

4) разговорная лексика

5) ряды однородных членов предложения

6) вопросительные предложения

7) лексический повтор

8) гипербола

9) синекдоха

 

 

26.  Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.




ОТВЕТЫ:

1. Ответ: 35|53.

2. Ответ: однако.

3. Ответ: 3.

4. Ответ: мозаичный.

5. Ответ: отклик.

6. Ответ: тюлем.

7. 94372

8. Ответ: непримиримый

9. Ответ: съел сверхъяркий

10. Ответ: человечек

11. Ответ: поранив

12. Ответ: недоставало

13. Ответ: отчего набок

14.  Ответ: 234.

15. Ответ: 12

16. Ответ: 124

17. Ответ: 345678

18. Ответ: 14.

19. Ответ: 1235.

20. Ответ: чернеющая|чернеющей.

21. Ответ: 345

22. Ответ: 134.

23. Ответ: 21

25.  Ответ: 3462



Пояснение.

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема человеческого двуличия, лицемерия. (Какой оценки достоин человек, сетующий на людские пороки и одно- временно сам творящий зло?)

1. Лицемер, двуличный человек достоин насмешки и презрения.

2. Проблема истинного и ложного сострадания, милосердия. (Как проявляется истинное и ложное сострадание?)

2. За красивыми сострадательными речами далеко не всегда стоит истинное сострадание. Сострадание, милосердие демонстрируется поступками, а не словами.

 

* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте.


Сочинение по тексту "Небо заволокло злыми тучами... (А. Чехов)"

Часто ли мы лицемерим, обманываем себя и других? Что несет в себе эта ложь?

Введение

К проблеме ханжества, лицемерия, двуличия привлекает наше внимание гениальный писатель, мастер коротких рассказов – А. П. Чехов. Эта тема, к сожалению, до сих пор актуальна в нашем обществе.

Постановка проблемы

Олицетворением страшной античеловеческой сущности выступает в рассказе Поликарп Семенович Иудин. Мастер слова – Чехов А.П. – наделяет героя «говорящей» фамилией, которая указывает на его внутреннюю сущность, то, кем он является на самом деле. Всей своей душонкой сожалея о том, что в мире столько зла и несправедливости, герой сам является источником коварства, алчности, злости. Его переживания – не что иное, как ханжество и лицемерие, прикрываемые показным благодушием. Вот эта двойственность, «двоедушие» Иудина и составляет сущность его натуры. Подобно Иуде Искариоту, он является предателем по отношению к себе и окружающим.

Комментарий к проблеме

Замечательный писатель - Чехов А.П. – в своих рассказах исследовал «душу» человека. Я думаю, по мнению автора, двуличие и лицемерие входят в число самых подлых и низменных человеческих пороков. Будучи противником всякой фальши, Чехов А.П. тонко и сильно разоблачает ложь и лицемерие современного ему общества.

Позиция автора

Я полностью согласна с автором. Страшно зло, а зло, прикрытое маской добродетели, является еще более «низким» пороком.

Ваша позиция

Данная позиция находит подтверждение во многих произведениях русской классической литературы. Вспомним Порфирия Головлева – героя романа М.Е. С алтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Иудушка (таково его прозвище) внешне играя роль внимательного и ласкового сына, заботливого отца, добренького человека, пекущегося о сиротах-племянницах, добродетельного христианина, в душе является самим воплощением коварства, корысти, злости и хитрости. Во всех его поступках проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности. Автор последовательно срывает с героя все маски.

Первый литературный аргумент

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь создал образ города, в котором всё пошло, лживо: за набожностью прячется лицемерие, за гостеприимством и щедростью — взяточничество, за восхищениями – зависть и т.д. Двоедушие и «хамелеонство» проявляется во всех жителях городка.

Второй аргумент

Таким образом, лицемерие, ханжество, двуличие – это страшные пороки, они разрушают нравственный стержень человека. На мой взгляд, не бывает лжи во благо. Каждая новая «маленькая» ложь – это новый шаг на пути гибели человеческой души.


Автор поднимает актуальную во все времена проблему лицемерия. В небольшом по объёму тексте, но достаточно ёмком по своему содержанию русский писатель представляет диалог двух людей: Поликарпа Семёновича Иудина и Семёна Иваныча. А.П.Чехов пишет о том, как в ломбард приходит старуха и приносит шубку, за которую Иудин готов дать всего три рубля. При этом герой рассуждает: «Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…» На глазах Иудина появляются «крокодиловы слёзы», в которых скрыто притворное сожаление. Позиция автора однозначна: лицемер, двуличный человек достоин презрения и насмешки со стороны людей. Нельзя не согласиться с мнением выдающегося писателя. Действительно, человек, поступки которого не соответствуют его подлинным чувствам и намерениям, всегда будет вызывать осуждение в обществе. В произведении А.С.Грибоедова «Горе от ума» ярким примером, иллюстрирующим проблему лицемерия, является Молчалин. Он считает, что необходимо зависеть от других людей. Ему это нужно для того, чтобы стать состоятельной и значимой личностью в обществе Фамусова. Алексей заставил Софью поверить в искренность своих чувств. Однако главной целью Алексея Степановича было угодить её отцу. Другим примером в литературе является героиня романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого – Элен Курагина. Она во всём ищет для себя выгоду. Выходит замуж за Пьера Безухова, чтобы разбогатеть. Элен не заботится ни о чём, кроме своей внешности. Для героини важно, чтобы люди из светского общества восхищались ею. Красивая улыбка Элен Курагиной скрывает внутреннюю простоту души, безнравственность и глупость. Таким образом, прочитанный текст заставил меня задуматься о том, что необходимо избегать лицемерных людей, потому что они способны на обман и предательство. Обновлено: 2017-04-01

Источник: http://www.kritika24.ru/page.php?id=9312

Выдающийся русский писатель А.П.Чехов необычайно тонко чувствовал проблемы современного ему мира, и это неизменно находило отражение в его творчестве. В рассказе, отрывок из которого предложен для анализа, автор задаётся одним из вечных вопросов: «Что такое милосердие, каким оно должно быть?» Главный герой рассказа – хозяин городского ломбарда Иудин. Он стоит у окна, смотрит на похоронную процессию и размышляет о природе человека, не способного помочь ближнему, о нищете, продажности и позоре, царящих в окружающем мире. Вот с почестями хоронят важного сановника, который не сделал в жизни ни одного доброго дела, а вот жалкая старушонка одиноко шлёпает по грязи за дешёвым сосновым гробом, в котором её единственный сын-кормилец. «Где же, в самом деле, люди, где их сердца? Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…» - со слезами на глазах восклицает Иудин. Но это лицемерные, неискренние слёзы, а сочувствие – показное. На деле же Иудин и не старается помочь несчастным, сознательно занижая цену за вещи, принесённые в ломбард. Авторская позиция предельно ясна: сострадание должно быть деятельным, а таких людей, как Иудин, автор презирает. Я разделяю позицию автора и считаю, что не надо говорить о милосердии, нужно проявлять его в конкретных делах. Примером истинного милосердия может служить поступок доктора Пирогова из рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор». Случайно познакомившись с Мерцаловым и узнав о тяжёлом положении семьи, он, ни минуты не колеблясь, идёт в подвал, где жили несчастные, оказывает первую медицинскую помощь тяжело больной Машутке, незаметно оставляет деньги, ставшие необходимым подспорьем семье. Доктор Пирогов становится для Мерцаловых ангелом-хранителем, и его участие вселило веру, что добро существует на свете. Доброта может творить истинные чудеса. В рассказе В. Распутина «Уроки французского» показана душевная теплота учительницы, ее умение помочь своему ученику. Её поступок - истинный пример самоотверженного и бескорыстного сострадания и готовности помочь, даже в ущерб себе. По-настоящему милосердными могут только те, кто принимает чужие боль или проблемы как свои собственные. Сострадание должно быть деятельным, а не показным и лицемерным. Обновлено: 2017-06-04 

Источник: http://www.kritika24.ru/page.php?id=11072

Пример сочинения В тексте, предложенном для анализа, поднимается проблема лицемерия. Какой оценки достоин человек, сетующий на людские пороки и одновременно сам творящий зло? Что есть лицемерие? Раскрывая проблему, А.П.Чехов изображает хозяина городского ломбарда, который, философствуя о добре и зле, сетуя на богачей, не помогающих бедным, сам обворовывает бедную старуху, давая ей меньше денег за принесенные вещи. «А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть», — философствует герой рассказа. И Поликарп Семенович Иудин мог бы совершить «хоть одно доброе дело». Но он поступает по-другому. В этом проявляется двуличие и лицемерие героя. Осуждая других,  он поступает так же, как они. «Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперёд…» — говорит герой. Эти слова показывают, что он человек равнодушный, бессердечный. Его не волнуют чужие проблемы. Изображая Поликарпа Семеновича Иудина (фамилия-то какая!), автор подчеркивает двуличие, эгоизм и лицемерие героя. Особого внимания заслуживает последнее предложение: «На глазах его выступили слёзы — крупные, блестящие,   крокодиловы слёзы». Фразеологизм «проливать крокодиловы слезы» определяют авторскую позицию. Чехов А.П. хочет сказать, что Поликарп Семенович — неискренний и лживый человек. Такой человек достоин насмешки и презрения. Я полностью согласна с автором. Герой со слезами на глазах  фальшиво сочувствует  беднякам. Таких людей называют лицемерами и эгоистами. Они умеют очень красиво говорить и рассуждать, но думают только о себе, о собственном благополучии. За красивыми словами скрываются ложное сочувствие и сострадание. Примером, подтверждающим мою позицию, может послужить  рассказ А.П. Чехова «Крыжовник», где автор рассуждает о наглых и праздных людях, сильных мира сего, о невежестве слабых, о том, что кругом бедность, пьянство, лицемерие. Хрестоматийные строки «надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные» подтверждают мои мысли. «Но человека с молоточком нет», и живут себе эти счастливые и не замечают тех, кому плохо. «Возлюби, прежде всех, одного себя» — утверждает герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Лужин. Он считает, что лучше сохранить целый кафтан, чем разорвать его пополам и поделиться с неимущим. Мысли отдать этот кафтан бедному ему даже не приходит. Теория «целого кафтана» эгоистична и порочна. Лужин — человек лицемерный. Ради собственных интересов он может переступить через любые преграды: совершить подлог, оклеветать невинного, оскорбить невесту… Он никогда не протянет руку помощи тем, кто нуждается в поддержке. Он мечтает о молодой благонравной невесте, чтобы она была ему всю жизнь благодарна, считала бы его своим благодетелем и подчинялась ему. В заключение еще раз подчеркну: нужно не только хорошо мыслить и говорить, но и совершать конкретные добрые поступки. Сострадание, милосердие демонстрируется поступками, а не словами. (409 слов)  

7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!