РАССКАЗЫ И СКАЗКИ ВИТАЛИЯ ВАЛЕНТИНОВИЧА БИАНКИ
(Урок внеклассного чтения)
Тема. Рассказы и сказки Виталия Валентиновича Бианки.
Познавательная цель:
1. Помочь детям как можно глубже понять основные мысли рассказов и сказок В. В. Бианки.
2. Показать, что Бианки писал про зверей и птиц, про деревья и травы; что он отыскал в природе источники, наполнившие прекрасным душу человека; что в книгах В .Бианки целый мир человеческих переживаний, тоска и счастье, любовь и ненависть, раздумья о смерти и бессмертии.
3. В. Бианки - певец родной природы, "переводчик" языка деревьев, зверей и птиц на "человеческий язык".
4. Показать, как широк круг читателей В. Бианки, что его книги о природе близки людям разных национальностей.
Воспитательная цель:
1. Воспитание у учащихся любви к родной природе, желание сохранять ее, принося пользу людям.
2. Привитие любви к чтению; сохранности книг под девизом "Живи, книга!".
3. Интернациональное воспитание.
Наглядные пособия:
1. Портрет В. В. Бианки.
2. Грамзапись "Голоса птиц в природе"; грамзапись рассказов и сказок Бианки.
3. Иллюстрации к его произведениям, выполненные учащимися.
4. Выставка книг писателя; слова В. Бианки на плакате.
Рассматривание книжной выставки, по теме (этот этап провести целеустремленно, быстро).
— Кто создает иллюстрации к книгам Виталия Бианки?
— Как вы думаете, почему многие его книги иллюстрированы Евгением Ивановичем Чарушиным и его сыном Никитой Чарушиным?
Основная часть урока - пересказ и перечитывание отдельных мест из произведения В. Бианки
1. — Где и как воробей кота победил? ("Красная горка").
— Кто ему помог?
Вывод: как и у людей, здесь главная мысль "Один за всех, все за одного" (пословица).
2. — В какой сказке В. Бианки мы узнаем о путешествии птицы, когда она заблудилась? ("Лесные домишки").
— Что интересного мы узнали в этой сказке?
— Как относились другие птицы к беде Ласточки - Береговушки?
3. — А в какой сказке узнаешь о беде насекомого? ("Приключения Муравьишки").
— И чем похожи герои сказки "Лесные домишки" и "Приключения Муравьишки"?
— Какой пословицей можно высказать главную мысль его обеих этих сказок? (Словами пословицы: "Не имей сто рублей, а имей сто друзей").
4. — Кто из вас желает пересказать понравившийся рассказ или сказку?
5. — В какой сказке главная героиня совершает смелый поступок, рискуя жизнью, ради жизни других животных? ("Люля").
— Какие черты её характера можно назвать?
— На уроках чтения мы работали над сказками народов разных стран. Назовите сказку, в которой герой рисковал своей жизнью, отказался от богатства и благополучия ради своего народа. (Польская народная сказка "Чудесная яблоня").
6. Чтение учащимися рассказа-сказки "Птичьи разговоры".
Цель: показать, как верно переданы голоса домашних птиц и животных.
7. — А в каких рассказах мы узнаем о поступках самого писателя, о его отношении к обитателям леса? (Рассказ "Плавунчик").
Один из учащихся зачитывает слова - обращение Бианки к ребятам.
— Какова главная мысль этого рассказа?
"Лупленый бочок" — рассказ о домашнем зайчике, воспитанном собакой Клеопатрой.
— Как поступил Виталий Витальевич со своим сыном?
— Чему он учил своего сына?
Проведение викторины.
1. Учитель включает грамзапись сказок, прочитанных учащимися в на уроках чтения, "Синичкин календарь", "Приспособился".
2. Показ иллюстраций к произведениям В .Бианки, выполненных учащимися.
Цель: назвать главного героя.
Показ книги "Лесная газета".
Это настольный календарь природы, состоящий из 12 частей. С содержанием этой книги вы познакомитесь на уроках внеклассного чтения.
Подведение итогов урока внеклассного чтения.
1. Отремонтировано много книг вашими руками. Такие книги долго будут жить.
2. Чему вас научили сказки и рассказы Бианки?
3. Слово учителя об охране природы.
— "Посетители губят деревья, захламляют территорию, по их вине возникают пожары, уничтожаются ценные растения, наносится вред животному миру".
- А что вы лично делаете по охране природы?
Объявление темы следующего занятия:
"Сказки современных писателей о детях".