СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. Распутина «Уроки французского»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понимает содержание прозаического произведения, фрагмента, определяя их сюжетную линию

Формулирует проблемные вопросы по тексту, отвечает на вопросы, приводя аргументы

Связывает информацию из текста с другими фактами из реальной жизни

Анализирует содержание художественных произведений

Умеет употреблять причастные обороты

Просмотр содержимого документа
«В. Распутина «Уроки французского»»

Раздел долгосрочного плана:

8.1 Дети и взрослые

Школа:

КГУ "Средняя школа Теректі"

Дата:

ФИО учителя:Баннова Т.В.

Класс:

Количество присутствующих:

Отсутствующих:

Тема урока

В. Распутина «Уроки французского»

Цели урока:

Все учащиеся научатся: понимать содержание небольших прозаических и поэтических произведений/фрагментов, определяя их сюжетную линию и настроение стихотворения

Большинство учащихся научатся: формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, предположения, и отвечать на вопросы, приводя аргументы, связывать информацию текста с другими фактами из реальной жизни. Употреблять в речи причастные обороты

Некоторые учащиеся научатся: анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических), определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства

Критерии успеха:

Понимает содержание прозаического произведения, фрагмента, определяя их сюжетную линию

Формулирует проблемные вопросы по тексту, отвечает на вопросы, приводя аргументы

Связывает информацию из текста с другими фактами из реальной жизни

Анализирует содержание художественных произведений

Умеет употреблять причастные обороты

Языковые цели:

Ключевые слова: профессия, урок, учитель, ценности, французский язык

Слова для выражения мысли: «После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь…

Автор стремился показать... Автор хочет, чтобы читатель понял…»

Привитие ценностей:

Нравственные ценности: доброта, сострадание, ответственность, упорство

Воспитание глобальной гражданственности:

Изучение классики русской литературы, уроки жизни для молодого поколения

Навыки использования ИКТ:

Презентация, онлайн-словари, видеофильмы, онлайн-тесты

Аутентичность обучения:

Обучение на протяжении всей жизни

Межпредметные связи:

«Самопознание», «Русская литература», «География»

Предварительные знания:

Это 7-8 уроки этого раздела. Учащиеся продолжат изучать особенности мира профессий. Продолжат анализировать и сопоставлять информацию, развивать навыки групповой работы.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

1 урок

Начало урока

6 мин













Середина урока

7 мин




















5 минут


















8 минут






















3 минуты





















5 минут

















































5 минут

Активити

«Давай поговорим» диалог в парах, ролевое участие

Ф. Взаимооценивание. Обратная связь «Ты молодец, потому что…, обрати внимание на …»

Просмотр фрагмента урока французского языка. На каком языке общаются дети? Какой язык они изучают? Правильно, это уроки французского языка.

Объявление темы, цели, критериев урока

Предтекстовая работа. Составить кластер «Самостоятельный человек», «Франция»

Критерий. Составляет кластер

Дескрипторы

Представляет в форме кластера

Использует не менее 5 слов/ словосочетаний

Время 3 минуты

  1. Что значит быть самостоятельным человеком?

(Отвечать за свои поступки;

Принимать решения;

Брать на себя ответственность;

Не перекладывать проблемы на других; Уметь проявлять инициативу)

  1. Как вы думаете, во сколько лет человек становится самостоятельным?

  2. Главный герой младше или старше вас? (11 лет)

  3. Какой год описывается в произведении? (1948 год)

  4. Что вы знаете о Франции? Что является символом Франции?


Для расширения кругозора обучающихся предлагается просмотр фрагмента из фильма «Франция»


Работа с текстом. Деление на группы «Байтерек», «Эйфелева башня», «Кремлевская башня».


Работа в группах.

1 группа – найти в тексте информацию, подтверждающую самостоятельность героя

2 группа – найти описание, показывающее жизнь людей в эти годы

3 группа – словарная работа (онлайн – словарь)

Найти и дать объяснение слов или подобрать синонимы к словам, или нарисовать, изобразить: «райцентр, квартировать, полуторка, узел с постелью, глазки проросшей картошки, овес, рожь, неказистая, облигации»

Критерий. Находят нужную информацию

Дескрипторы

  1. Работает с текстом

  2. Работает в команде

  3. Информацию оформляет в кластер

  4. Пишет кратко, аккуратно, без ошибок

  5. Защита 1 участником (не более 2-х мин)

Защита работ

ФО. Взаимооценивание.

Какие профессии встречаются в произведении? (шофер, учитель)

Образуйте форму множественного числа этих слов (шофёры, учителя)

(Помним, что в русском языке ё всегда ударная)

Директор школы – это тоже профессия?

Задание для группам Составить 1 предложение с причастным оборотом


1 группа

Проблема тяжелого детства и взаимоотношений в семье старших и младших (Руководитель группы распределяет вопросы, напечатанные на карточках, среди участников)

Задание: найдите эпизоды и прочитайте о том:

- Как жилось мальчику в семье? Выделите ключевые слова.

- Как относился герой к младшим детям и к матери?

Вывод: жили плохо, ведро картошки- целое богатство, мальчик как мог заботился о младших детях в семье, был очень способным, стремился к знаниям, и несмотря на голод, бедность мать отправила сына учиться в райцентр, понимая важность образования. Она шла на большие жертвы ради детей, и сын понимал это и был благодарен, не хотел расстраивать мать. Тяжелое детство только закалило характер мальчика)


- Война закончилась 3 года назад, и стране нужны были образованные люди. Как автор изображает процесс обучения героя и его ответственность перед обществом?

2 группа


Проблема ответственности перед обществом и проблема образования

Задание:

А) Найдите в тексте ответ на вопрос: « Почему герой не вернулся с матерью в родную деревню? Выделите ключевые слова к относился герой к младшим детям и к матери?

Б) Проследите по тексту, как мальчик учился, его отношение к школьным занятиям

В) Как автор описывает процесс обучения и успехи героя?

Вывод: мальчик чувствовал свою ответственность перед обществом, которое отправило его учиться, и ему было стыдно возвращаться назад, не выполнив наказ односельчан. Учился хорошо, но не ладилось сфранцузским, из-за деревенского произношения, он не понимал, почему Л.М. решила с ним заниматься, а другие в это время свободно гуляли, ему было тяжело заниматься, но постепенно появились успехи. Мальчик относится к учению ответственно: не может прийти в школу с невыученными уроками, не может пропустить занятия. Со временем ему стали нравиться занятия, и он забегал вперед, изучая новый материал.

3 группа

Проблема одиночества и взаимоотношений со сверстниками.

Задание:

А) Найдите в тексте и прочитайте отрывок, в котором говорится об одиночестве главного героя.

Б) Найдите в тексте ответ на вопрос: почему мальчик начал играть на деньги?

В) Прочитайте эпизод со слов: «Больше Вадик не давал мне шайбу раньше себя … и до слов «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня». Сделайте вывод, как герой вел себя во время драки и какой жизненный урок получил? Выпишите ключевые слова .
Вывод: мальчик был одинок, он не знал другого способа, как заработать на молоко. Дети вдали от глаз взрослых играли на деньги, прав был тот, кто сильнее, никто за героя не заступился, но он упрямо стоял на своем. Он расчетлив в игре, играет только понеобходимости. Ведет себя с достоинством, упасть для него- является позором. Он смирился при невозможности доказать правоту, но от обиды внутри у него все затвердело. Он чувствовал себя несчастным.

- В такие моменты человек может сломаться, особенно ребенок. Кто же поддержал мальчика, укрепил в нем веру в добро и доброту?

4 группа

Проблема духовной памяти

Задание:

А) Найдите и прочитайте отрывок, в котором дается описание учительницы. Что поражает героя в ее внешнем и внутреннем облике?

Б) Ответьте на вопрос, используя цитаты из текста: Что сделала для своего ученика Лидия Михайловна? Почему он запомнил ее навсегда?

Вывод: Учительница поражает своим внутренней красотой: вниманием к детям, материнской заботливостью, отсутствием жесткости. Л.М. пыталась помочь своему способному ученику, но убедившись, что все бесполезно, пошла на «преступление». Бескорыстие, доброта, желание помочь укрепили в герое веру в добро, в трудный период жизни Л.М. поддержала его, не дала укорениться в нем обиде на сверстников. Она пожертвовала своей работой ради того, чтобы герой продолжил учебу, и всю вину взяла на себя. Чувство благодарности не позволило мальчику забыть этот поступок учительницы.

- Как повлияли эти события на характер главного героя?

Проблема формирования характера.

Задание:

А) Какие качества характера проявляет герой в эпизоде с посылкой?

Б) Проанализируйте содержание отрывка и сделайте вывод : как изменился характер героя?

Вывод: герой упрямо не хотел принимать помощь учительницы, он стеснялся и боялся садиться с ней за стол, из гордости не принимает посылку, в герое просыпается чувство собственного достоинства, ему присущи душевная чистота, честность, появляется уверенность в себе, смелость. Испытывает чувство глубокой благодарности к учительнице.

- Итак, подведем итоги: заполняем Дерево Души. На Дереве Души нужно выращивать только красивые плоды, заполните дерево теми качествами, которые необходимы человеку (Доброта, достоинство, благодарность, ответственность, честность, благородство)

Критерий. Составляет простое осложненное предложение

Дескриптор

Использует 1 слово во множественном числе

Использует причастный оборот

Правильно расставляет знаки препинания

Пишет без ошибок

ФО. Наблюдения учителя

Работа в паре. Прочитайте отрывок. Составить профессиональную характеристику Лидии Михайловны

Критерий. Умеют анализировать полученную информацию

Дескриптор

Выписывают слова/словосочетания, которые помогают раскрыть образ Лидии Михайловны (не менее 8)

Умеют использовать слова для анализа

Составляют профессиональную характеристику Лидии Михайловны

Формы

1 группа - кластер

2 группа - пирамида

3 группа – таблица



Профессиональные качества

Моральные качества













(классный руководитель, интересовалась больше других учителей, внимательно осматривала каждого, делая обязательные для исполнения замечания, спросила, спокойный, безразличный тон, подождала)


(Это был внимательный и требовательный учитель, ей небезразлична судьба учеников, терпеливый, с чувством юмора и т.д.)


ФО. Взаимопроверка

Выполнение теста из 10 вопросов в разделе «Человек среди людей» по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского»


Рефлексия:

У меня получилось

Есть трудности с …, чтобы их устранить я сделаю 2 шага:






А-3

Тексты произведения, конспект содержания


iTest→ предмет → русская литература → Человек среди людей → В.Г.Распутин «Уроки французского» → конспект

https://www.itest.kz/ru/lekciya_v_g_rasputin_uroki_franczuzskogo_ru




Словари, компьютер


BilimLand→ курсы → видеоколлекция → телевизионные программы → Всезнайка → Франция

Ссылка:https://bilimland.kz/ru/content/structure/1604-education_movies#lesson=18730










Лист взаимооценивания











Отрывок из текста «Прикрывая глаз рукой..» до «После уроков останешься»





















А-3





Раздаточный материал










Листы для рефлексии


























iTest→Предмет → русская литература → Человек среди людей → тест по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского»

https://itest.kz/ru/russkaya-literatura.


разноцветные стикеры

Домашнее задание


1 минута

Составить линию сравнения 3 профессий

Критерий. Составляет несплошной текст

Дескрипторы

Сравнивает не менее 3-х профессий

Использует не менее 4 параметров для сравнения

Пишет без ошибок

Почерк аккуратный, разборчивый


Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Распределение ролей в группе, участие в оценивании в качестве экспертов, сменные группы и пары

Все виды оценивания

Класс готов к проведению урока, смена групп позволяет проводитьфизразгрузки во время урока.

Рефлексия по уроку


Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?


Общая оценка



Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:


2:


Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:


2:


Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!