МБОУ СОШ с.Старобазаново
Внеклассное мероприятие по географии
«В поисках сокровищ»
Для учащихся 5-6 классов
учитель географииПавлюк А.В.
Дата проведения: 10.12.2020 г.
Цель: формирование устойчивого интереса к изучению географии и чтению приключенческой литературы.
Задачи: заинтересовать на данном возрастном этапе изучением географии в связи с интересом детей к приключенческой литературе, показать практическую значимость приобретаемых детьми знаний по географии.
Форма проведения: игра-приключение
Участники мероприятия: ученики 5,6-х классов, учитель географии, классные руководители.
Используемые воспитательные технологии: технология проектнойдеятельности, личностно-ориентированные технологии, работа в группах.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, экран, муз.центр.
Оформление: класс оформлен в морском стиле, парты сгруппированы для 2-х команд, посередине класса «нос корабля» из парт, на котором находится реквизит, на доске и стендах - афоризмы о дороге, пути и книгах.
Реквизит: роман Жюль Верна «Дети капитана Гранта» (2шт.), энциклопедии различной тематики, атласы, контурная карта, глобус, бутылка с найденной запиской из «старой» бумаги, записи музыки из кинофильма «Дети капитана Гранта», раздаточный материал (карточки с заданиями для команд - 2-х цветов), карточки с изображением флага Шотландии, волынки, ткань-шотландка, три паззла с изображением кораблей для каждой команды, колокольчик, флажки 3-х цветов.
Ход мероприятия
Дети входят в класс, предварительно взяв карточку (кусочек пазла) с номером команды (1, или 2), рассаживаются по командам.
Приветствие.
Вступительное слово учителя: «2020 год по указу Президента объявлен Годом памяти и славы. Все величайшие исследователи и путешественники всегда к этому стремились. И сегодня на классном часе мы должны доказать, что это выражение истинно. А для этого мы отправимся с вами в далекое, литературное путешествие.
Учитель: Все вы знаете, что одна из ваших одноклассниц занимается парусным спортом и недавно вернулась из далекого плаванья к Канарским островам.
Ученица: Путешествие наше было оченьувлекательным, но, что самое интересное, в море нашей командой была найдена бутылка (показывает бутылку с запиской). Мы знаем, что такие находки часто содержат важные документы, поэтому внимательно ее изучили. И вот, что там оказалось!
Учитель зачитывает текст письма из бутылки (см. Приложение 1).
Учитель: Ну что ж, давайте поможем нашим героям! Но перед тем, как отправиться в плаванье, мы должны узнать, на каком же корабле мы поплывем. У каждого из вас кусочек пазла - соберите его целиком, и вы узнаете, какой тип судна у вашей команды - это и будет ее названием. Команда, выполнившая задание, поднимает флажок, который находится на вашем «корабле» (под музыку увертюры из кинофильма «Дети капитана Гранта» учащиеся собирают пазлы).
Каждая команда получает 4 задания (см. Приложение 2), за каждое успешно выполненное дети получают кусочек карты (см. Приложение 3). Время на выполнение заданий - от 1 до 5 минут. Время выполнения заданий отмечается ударом в колокольчик помощником капитана (учителя). Во время ответа на вопросы команды зачитывают свое задание и поясняют, почему они выбрали тот или иной ответ, и как они его выполняли.
В конце игры учитель вместе с учащимися подводит итоги игры: какие знания и умения помогли командам правильно ответить на вопросы и выполнить задания, захотелось ли им познакомиться с другими романам Жюль Верна.
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Задания для команды 1.
а) Каким образом было доставлено послание капитана Гранта? Могла ли записка остаться не найденной?
а) Определите по описанию героя романа: «Он был высокого роста, с несколько суровыми чертами лица, но необыкновенно добрыми глазами. Он слыл человеком исключительной отваги, предприимчивости и благородства. Он делал много добра, и его доброта превосходила даже его щедрость...».
а) Каким типом парусного судна являлся «Дункан»? Определите это, зная, что у него была «фок-мачта с марселем и брам-стеньгой и грот- мачта с контр-бизанью и флагштоком...» Было ли это паровое судно, или оно двигалось, используя только паруса и вёсла?
а) Определите по описанию флоры и фауны страну, в которой оказались наши герои (воспользуйтесь справочной литературой):
«... выехали в рощицу высоких акаций, мимоз и белых камедных деревьев с разнообразными цветами. Растительное царство этой равнины, орошаемой множеством источников, благодарило дневное светило ароматом и цветами за свет и тепло, которое оно изливало на него. Животное царство представлено было более скупо. Лишь кое-где бродили по равнине эму, но приблизиться к ним было невозможно. Майору все же удалось подстрелить очень редкую птицу... Это был ябиру - гигантский журавль... Юный Роберт несколько позже метко выстрелил в какое-то бесформенное животное... - Это ехидна, - объяснил Паганель...»
Задания для команды 2.
б) Что за пассажир оказался в каюте №6? Кто он, и как оказался на корабле?
б) Определите по описанию героя романа: «Он был знатоком своего дела. Ему было 30 лет. Несколько суровые черты лица его дышали мужеством и добротой. Он успел совершить уже несколько дальних плаваний, неоднократно давая доказательства энергии и хладнокровия».
б) Какая широта была указана для поиска потерпевших кораблекрушение? На чистой контурной карте определите страны и водные массивы, через которые проходит эта широта. (Воспользуйтесь доп. литературой и другими предметами).
б) Определите по описанию флоры и фауны страну, в которой оказались наши герои (воспользуйтесь справочной литературой): «....
они находились на вторичных плоскогорьях, там, где уже кончалась древесная растительность. Тут прыгали животные, которые могли бы представить немалый интерес для охотников... Среди них были ламы - драгоценные горные животные... были также шиншиллы - маленькие грызуны... На высоте девяти тысяч футов... бродили целыми стадами жвачные животные необыкновенной красоты: альпака с длиннойшелковистой шерстью, безрогая коза, изящная и благородная...»
Приложение 3
Библиография
Большой справочник школьника. М., 2002
Жюль Верн. «Дети капитана Гранта».
Дедова Я.И. «Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании литературы», http://festival.lseptember.ru/articles/530658/
Ермакович Д.И. Животные. Что? Где? Почему? Минск, 2010
Кудишин И.В. Корабли. М., 2014
Анализ проведения внеклассного мероприятия
Класс: 5-6 классы.
Учитель географии: Павлюк Александр Валентинович
Дата проведения: 10 декабря 2020 г.
Тема мероприятия: «В поисках сокровищ»
Форма проведения: игра - приключение
Цель: формирование устойчивого интереса к изучению географии и чтению приключенческой литературы.
Задачи: заинтересовать на данном возрастном этапе изучением географии в связи с интересом детей к приключенческой литературе, показать практическую значимость приобретаемых детьми знаний по предмету.
Количество участников: 14 учащихся
1.Оценка содержания воспитательного мероприятия
Мероприятие разработано и проведено в соответствии с планом проведения предметных декадников в школе, с учётом уровня психологического развития учащихся.
2. Оценка способов деятельности учителя и учеников.
Для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей и целями воспитательной работы с учащимися. При подготовке к мероприятию учащиеся проявили активность, самостоятельность и инициативу. В мероприятие были включены игровые, конкурсные элементы. Класс был оформлен в морском стиле, парты сгруппированы для 2-х команд, посередине класса «нос корабля» из парт, на котором находится реквизит, на доске и стендах - афоризмы о дороге, пути и книгах.
Все учащиеся активно участвовали в подготовке и проведении мероприятия. За время подготовки у учащихся выработался интерес к проведению совместных коллективных дел.
3.Оценка основных характеристик и поведения учеников и учителя
Мероприятие прошло в духе доброжелательности и здорового соперничества. Мероприятие было направлено на формирование заинтересованности в изучении географии, развитие чувства коллективизма, формирования командного духа.
Анализ деятельности учителя
Действия учителя, которые способствовали удачному проведению мероприятия – хорошая организация и работа на подготовительном этапе.
Педагогические способности и умения, которые были проявлены в ходе воспитательной работы с учащимися: умение правильно выстраивать отношения с учащимися, требовательность, доброжелательность, тактичность.
3. Активно формировался интерес к географии и чтению литературы.
4. Учащиеся имели возможность раскрыть свои творческие способности, показать свои знания.
4.Оценка цели и результата воспитательного мероприятия
1. Мероприятие носило увлекательный, познавательный и состязательный характер.
2. Взаимоотношения между учащимися и учителем доброжелательные, соответствуют воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.
3. Цель мероприятия была достигнута: был организован досуг детей, во время которого всем детям была предоставлена возможность демонстрации своих умений и навыков.
5. Выводы и рекомендации:
Учителю географии удалось достичь поставленной цели и задач.
2. Общая оценка проведенного мероприятия высокая. Предложенныеигры и конкурсы, направленные на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии, проведены педагогом на профессиональном уровне.
3. Пожелания и рекомендации для дальнейшего совершенствования воспитательной деятельности педагога: привлекать большее количество учащихся к проведению мероприятий.
На мероприятии присутствовали
Янбарисова М.Б.____________
Акмурзина Е.Б.___________
Миксонова Л.В.__________