СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"В поисках счастья..."(по рассказу В. Потанина "На реке")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе  на примере рассказа В. Потанина  " На реке" рассматривается  проблема поиска смысла жизни и сути человеческого счастья.

Просмотр содержимого документа
«"В поисках счастья..."(по рассказу В. Потанина "На реке")»





Тема: «В поисках счастья…» (по рассказу В.Ф. Потанина «На реке»)

Это счастье-Человеку

встретить человека.

И.Н.Шевелев

Родину любят не за то,

что она велика,

а за то, что она своя.

Сенека Младший

Цели: познакомиться с жизнью и творчеством

В.Ф. Потанина, проанализировать рассказ «На реке», где автор поднимает проблемы поиска смысла жизни и сути человеческого счастья, обратить внимание на языковые средства, используемые автором для создания поэтического мироощущения главного героя, сопоставить произведение Потанина и стихотворения русских поэтов 20 века, посвященных теме Родины.

Оборудование: рассказ Потанина «На реке», портрет писателя, репродукции картин о природе, эпиграфы, тетради, презентация.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Послушайте отрывок из стихотворения Сергея Синегубова.



Один Герой отправился за счастьем,
Прошёл всю землю вдоль и поперёк,
Переплывал моря и океаны,
Но счастья отыскать нигде не мог.

Обтрёпанный, расстроенный, уставший
Вернулся он домой, чтоб отдохнуть,
Набраться сил душевных и телесных
И вновь отправиться за «птицей счастья» в путь.


Всю жизнь свою на поиски потратил,
Зачем ходил, того не отыскал.
Принёс несчастье близким людям,
Сам стариком несчастным стал.

Как часто мы не видим, то что рядом,
И рвёмся в поиск голову сломя.
Синицу с силой в кулаке сжимая,
Глазами в небе ищем журавля.



- О чем говорится в этом стихотворении? (о поисках счастья). Как вы думаете, какая у нас тема урока сегодня? (В поисках счастья…? Кстати, стихотворение так и называется.

Открываем тетради, записываем число и тему урока. Разобраться в теме нам поможет рассказ Виктора Федоровича Потанина «На реке», в котором автор поднимает проблемы поиска смысла жизни и сути человеческого счастья. Но сначала познакомимся с жизнью и творчеством писателя.

Биография В.Ф. Потанина

Виктор Федорович Потанин-большой русский писатель, автор великолепной современной прозы-мастер трудного жанра-короткого рассказа. Живет в Зауралье, в городе Кургане. Родился в 1937 году. Сейчас ему 85 лет.

Его предки были старообрядцами, пришедшими в Сибирь в поисках свободной земли и духовной свободы. Свою новую родину они построили в селе Каргаполье, ныне районный центр Курганской области.

Старообрядческие семьи накапливали в себе духовную энергию невиданной силы, позволяющую выдерживать любые искушения и самые страшные испытания. И такое испытание пришло в 1921 году, когда дед Виктора Потанина был расстрелян вместе с другими односельчанами карательным отрядом ЧК. Вся вина состояла в его вере и в его имуществе, достаточном, чтобы объявить Тимофея Ивановича кулаком и расстрелять.

Бабушка Екатерина Егоровна, спасая семью от голода и репрессий, в начале тридцатых годов переезжает в с.Утятское. Но испытания не закончились. В 1941 году на фронте погибает отец Виктора Потанина-сельский учитель Федор Степанович. Опорой в эти тяжелые годы для маленького Вити станут мать и бабушка.

После окончания школы Виктор решает пойти по стопам родителей, поступает в Курганский педагогический институт. Завершив учебу, учителем работать не стал. Потянуло в журналистику. Объяснил он это так: «Эти две профессии схожи. Журналисту, как и учителю, нужно очень любить свою Землю и Человека. А задача у них одна- воспитательная.»

Печататься начал в районной газете в 1954 году. Первый его рассказ «Невысказанное». Затем стал корреспондентом газеты «Молодой ленинец». Его материалы печатались в журналах «Урал», «Сельская молодежь», «Смена».

В 1963 году вышел первый сборник рассказов писателя «Журавли прилетели». В 1967 окончил литературный институт им. Горького. Вышли книги «Подари мне сизаря», «Туман на снегу», которые принесли молодому писателю всероссийскую известность.

О многообразии творчества писателя свидетельствуют его достижения: Виктор Федорович-лауреат Всероссийского литературного конкурса им. В. М. Шукшина, Союза писателей РСФСР им. И. А. Бунина, литературной премии имени Д. Н. Мамина-Сибиряка, награжден орденом Почета и медалью им. М. Ю. Лермонтова.

Когда у Виктора Федоровича спрашивают, почему он не переселился в столицу, где кипит литературная жизнь, располагаются «толстые» журналы, крупные издательства, он отвечает: «Провинция крепко держит нас в своих объятиях. Да мы и не особенно-то вырываемся, потому что здесь нас держит детство, родительские могилы, родной язык, природа».

Проблема творчества Виктора Потанина-проблема внутреннего человека. Его герои -это люди, живущие сердцем, творящие добро, созидатели. Они связаны с родной землей, крышей дома, семьей, языком, культурой.

Рассказ для Потанина-любимый и сокровенный жанр. В нем он выплескивал щемящую грусть и пронзительную нежность, самые интимные мысли и глубокие раздумья. Светлое чувство родного дома с его неизбежностью и любовью проходит через рассказы «Тишина в пологих полях», «Русская печка», « В березовой тишине», «Мимо белых-белых берегов» и «конечно же, «На реке».

Вот что говорит сам Виктор Федорович о своем рассказе: «Большинство моих произведений очень грустные, а этот рассказ стоит особняком. Писался он с какой-то внутренней радостью- все-таки жизнь продолжается…»

Рассказ вы прочитали дома.

-Значение каких слов вам было непонятно?

 Словарная работа.

 Плоскодонка плоскодонная лодка с квадратным срезом носа, предназначенная для использования на небольших реках и мелководье.

     Траулер- промысловое судно, предназначенное для добычи водных биоресурсов с помощью трала. Нередко траулеры оснащаются холодильными установками для заморозки и сохранения.

Уключина-приспособление в борту лодки для упора и удержания весла при гребле.

- Запишем эти слова в тетрадь.

Аналитическая беседа

1. Ребята, какие слова завершают рассказ?



-К океану (прочитать весь последний абзац)



2.Какую смысловую нагрузку несет в рассказе слово океан?



-Океан-это не только географическое название, обозначающее водное пространство. Это слово имеет и глубинную суть-герои плывут к своему счастью. Океан становится олицетворением счастья. Любви, родного дома.



3.Каким представляет это счастье Ваня?



-Поначалу счастье Вани было призрачным, далеким. Он мечтал о том, как будет жить в Находке, на берегу океана, дядя поможет ему устроиться на рыболовное судно, где он будет хорошо зарабатывать. Но когда Ване стало ясно, что Оля его любит, их чувства взаимны, он понял, что его счастье здесь- рядом с Олей, в родной Березовке. И он никуда отсюда не уедет.



4.Каким представляет это счастье Оля?



-Оля не представляет своей жизни без Вани, поэтому в ее мечтах они вместе, у них дочь-Леля, похожая на Ваню. Они ее любят, оберегают…Счастье Оли не призрачное, а реальное, она знает, чего хочет.



5.Прочитаем диалоги Оли и Вани в лодке. Проследите, как меняется представление Вани о счастье на протяжении диалога, какие изменения произошли в мировосприятии главного героя.



-Признание Оли помогло осознать, в чем его настоящее счастье. Оно, как мы видим, в любви к близкому человеку- Оле. К родной земле, деревне, утопающей в березах и малиннике, к родной реке, похожей на океан, в пении соловьев… И остаться здесь, на малой родине, -вот настоящее счастье .Ведь она так хороша!

Любовь, пришедшая к Ване, помогла другими глазами посмотреть на окружающий мир. Теперь он слышит и свое сердце, и пение соловьев, и чувствует красоту природы.





6. А какими вы увидели героев рассказа?



-Оля -застенчивая, работящая, преданная, по-женски мудрая, трепетная. Ваня-сильный, трудолюбивый, надежный…



7.Чтобы лучше понять, что же произошло в душе Вани, я предлагаю вам послушать стихотворение Н. Заболоцкого «Вечер на Оке» и сравнить главного героя рассказа Потанина и лирического героя стихотворения Заболоцкого.



-Ваня так же, как и лирический герой Заболоцкого, красоту окружающего мира начал замечать только тогда, когда к нему пришла любовь, настоящая, чистая…Благодаря ей он преобразился.

8.Какие образные языковые средства использует автор, чтобы показать поэтическое мироощущение Вани? (описание природы, состояние души героя) Выпишите их в тетрадь.

-Метафора: река кипит, сравнение: льдины, как быки, ворочаются; олицетворение: солнце из воды встает; метафора, сравнение: как вишенье вода горит; метафора: загорается весь океан; в душе что-то растаяло; в груди собралось нетерпение…

Таким образом, метафоры, сравнения, эпитеты помогают автору передать поэтическое мироощущение главного героя.

9.Над чем заставляет задуматься рассказ?

-Счастья без Родины нет. Поэтому те, кто оторван от нее, постоянно испытывают сильное чувство тоски по Родине, по тем местам, где они родились, где прошло их детство, юность, где остались близкие и дорогие сердцу люди.

Жизнь и творчество русских писателей-наглядное доказательство этому. Все их произведения пронизаны необыкновенной любовью к русской природе, к русскому человеку, ко всему русскому. Сколько любви, сколько тоски. Сколько грусти в каждой строчке…Доказательством правоты данных слов могут послужить произведения многих русских классиков. Вот лишь один из них- Марина Цветаева: «Тоска по Родине» (чтение стихотворения).

-Это стихотворение написано в порыве крайнего отчаяния. Поэтесса отказывается от всего, ей места нет нигде, даже слово родной язык не может помочь. Всякий дом оказывается чужим, а храм-пустым. Кажется,в мире нет



ничего, что могло бы противостоять опустошенности, и вдруг все меняется: Но если по дороге — куст

Встает, особенно — рябина…

Чувство своей земли, значит, осталось несмотря ни на что, и пропитает рябиновый куст, двойник цветаевской души, возвращает смысл, причащает миру.

10.Обращение к эпиграфам. Как вы понимаете их смысл?

-Действительно, встретить любимого человека-это счастье, иначе жизнь не будет иметь смысла.

-Каждый человек любит «свою» малую родину: «свой домик», «свой рябиновый куст», «свою речку». И это «свое» всегда останется с нами, будет поддерживать в трудные минуты и звать домой.

Вывод

-Человек по-настоящему счастлив только у себя дома, в кругу близких и дорогих людей. И если вас жизнь забросит куда-то очень далеко, то вы помните, что родные корни вас всегда будут тянуть домой.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Ваша дорога к счастью»

- В заключение послушайте песню «Домик окнами в сад».

-Что мы узнали сегодня на уроке? С каким рассказом Потанина познакомились? Над чем он вас заставил задуматься?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!