СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Осеева "Волшебное слово"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В.Осеева "Волшебное слово"»

Урок литературного чтения 2 класс В. Осеева «Волшебное слово»

(УМК «Школа России», Л.Ф.Климанов, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, М.)


Цель: научить детей давать нравственную самооценку поступкам; добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.



Задачи:

Обучающие:

1. Учить детей анализировать литературное произведение.

2. Учить подтверждать свои высказывания цитатами из текста.

3. Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать рассказ.


Развивающие:

1. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.

2. Способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия учениками изучаемого материала.

3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.

4. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.


Воспитательные:

1. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

2. Развивать культуру речи, взаимоотношения и речевой этикет.


Форма урока:

проблемный урок с использованием технологии развития критического мышления через чтение и беседу.

Форма работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование: маленькие сердечки розового и белого цветов; большое сердце;; презентация, экран, проектор, компьютер.

Ход урока.

Орг. момент. Психологический настрой.

Слайд №2. Чтение учениками.

1, -Добрый день ! Придумано кем-то.

Просто и мудро при встрече здороваться!

2, Добрый день солнцу и птицам,

Добрый день улыбчивым лицам!

3, Каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть добрый день длится доверчиво.

Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

I. Вызов.

1.Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы познакомились с произведением Ю.Ермолаева «Два пирожных».

Читаем по ролям.(оценки).

Какие пословицы вы подобрали о дружбе и справедливости?

2.Актуализация знаний.

Какое событие намечается летом в России? Кто будет помогать иностранным спортсменам? Как они будут понимать друг друга?

Кто такие волонтеры? Какими они должны быть?

-Каких людей вы встречаете чаще: хороших или плохих?

-Как, по – вашему можно отличить хорошего человека?

- В два столбика записаны слова, обозначающие название предметов и слова, обозначающие признак предмета.


сказка деревянная

палочка красивый

лампа интересная

слово настольная

цветок волшебное


-Стрелкой соедините слова, связанные по смыслу.

-Давайте проверим правильность выполнения задания. (Слайд 3)

-Какое словосочетание здесь лишнее? Почему? (Слайд 4)

- Можем ли мы употребить слово «волшебное» с другими славами из первого столбика? Что у вас получилось?

- Предположите, какое из этих словосочетаний будет темой нашего урока.

Волшебное слово

А какие волшебные слова вы знаете? ( Слайд 5)





















-

-На доске зашифровано имя и фамилия автора этого произведения. Назовите его.

( а,В,а,н,т,е,л,и ; в,с,е,а,е,О) (Слайды 6,7)



А чтобы хорошо читать , мы проведем речевую разминку.

Речевая разминка…

1. Прочитайте гласные.

2. Прочитайте гласные на одном дыхании.

3. Прочитайте так, как будто вы очень устали.

4, Прочитайте так, как будто вы скачете вприпрыжку.

5. Прочитайте слог БИПТ.

6. Прочитайте с ласковой интонацией, ставя ударение на последнем гласном.

7, Прочитайте сердито, ставя ударение на первом гласном.

- Найти спрятанные слова.

А кто знает ,чем отличаются эти слова? Кого мы называем невежей, а кого невеждой?

Невежа - грубый невоспитанный человек.

Невежда - малообразованный человек, но желающий научиться всему.

А какое слово будет близким по значению слову «вежливость»?

До 16 века в русском языке широко использовалось слово « Вежа» И раньше эти два слова были синонимами. Вежа_это человек,который знает как себя вести в обществе. Отсюда и вежество. Вежество_качество ценное и обязательное,поэтому учили вежеству учили в школах наряду с другими предметами. Позднее вежество превратилось в вежливость..Вежливость-это качество, которое важно для всех людей. И помогают нам быть вежливыми литературные произведения..

.Знакомство с новой темой.

1. Чтение рассказа с остановками, используя метод маркировки (1 часть – до слов «Он вскочил побежал домой»)


-Читать рассказ будем с остановками.( Чтение рассказа цепочкой)

-

Поведение какого героя вам понравилось и почему?

- Найдите в тексте, как выглядел старичок.

-Кого он вам напомнил? (Волшебника)

-Почему? (Он говорит о волшебном слове) Почему старичок захотел помочь Павлику? ( у него большой опыт, он знает как помочь маленьким)

Сразу ли мальчик поверил ему?


-А что вы можете сказать о Павлике? Почему?

- Найдите в тексте (1 часть) слова, подтверждающие вашу точку зрения.

2.Работа над текстом. (Слайд 8)

, Опишите действия мальчика.

Присел

Покосился

Буркнул

сжал кулаки

засопел от обиды,

стукнул кулаком


3. Самостоятельное чтение 2 части рассказа (до слов: - Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…)

-Предположите, какое слово мог подарить старичок Павлику?

- Давайте узнаем, правильно ли вы думаете?

- Как только вы найдете это слово, остановитесь.

- Какое же это слово? (Это слово «пожалуйста»).



(Слайд 9)

. Физминутка. Игра на внимание «Пожалуйста»


-Вы выполняете упражнение только тогда, когда услышите слово «пожалуйста».

-Встаньте, пожалуйста!

-Руки вверх!

-Пожалуйста, руки вверх!

-В стороны!

-Пожалуйста, в стороны!

-Пожалуйста, вниз!

-Руки на пояс!

-Пожалуйста, руки на пояс!

-Наклоны туловища вправо и влево, начинай!

-Пожалуйста, начинай!

-Закончить упражнение!

-Пожалуйста, закончите упражнение!

-Пожалуйста, садитесь!


5. Самостоятельное чтения рассказа до конца.

- Дочитайте рассказ.

-Оправдались ли ваши предположения?


Работа над образом героя.

1. Продолжение работы над текстом. (Слайд 10)

Найдите слова и во второй столбик, как менялось поведение Павлика, после того, как он узнал волшебное слово.


говорил тихим голосом,

смотрел в глаза,

думал о волшебном слове,

подпрыгнул от радости,

прошептал,

глядя в глаза,

прислушивался,

сидел тихо,

положил руку на плечо,

попросил тихо


Словарная работа : буркнул, чуть не поддал, стряпает, противень.

Выборочное чтение.

- Как автор показывает, что Павлик изменился, стал думать о других людях?

-Как волшебное слово подействовало на Лену?

Как прошла встреча с бабушкой?

Что случилось с бабушкой, когда она услышала волшебное слово? А реакция Павлика?

Какое самое трудное испытание ожидало Павлика?

Почему вдруг все полюбили Павлика и выполнили его просьбы?

-Почему Павлик, узнав волшебное слово, убежал, ничего не сказав старику, а в конце рассказа возвращается в сад?

-Сравните

. (Павлик стал вежлив с бабушкой, с Леной, с братом, но при этом он хочет получить что – то для себя: взять краску, съесть пирожок, покататься на лодке. В сад же он бежит не за тем, чтобы получить, а за тем, чтобы «отдать»: поблагодарить старика, сделать приятное другому человеку).

В чем секрет волшебного слова? (возникает понимание)

Такие слова еще называют вежливыми .Прежде чем их сказать ,надо почувствовать сердцем и сказать с нежной интонацией.


III. Рефлексия.

- Как слово может действовать на поведение человека?

- Что вы предполагали в начале урока?

-Что нового узнали?

-Какой вывод вы можете теперь сделать?

-Какова главная мысль рассказа? ( надо быть воспитанным и вежливым)


Работа с пословицами

Задание 2. «Соберите пословицы»

1. Доброе слово, путь к сердцу откроет.

2. Вежливость украшает человека.

3. Доброе слово для человека, что дождь в засуху.


Игра « Вежливые слова»

-Растает даже ледяная глыба от слова теплого Спасибо.

-Зазеленеет старый пень , когда услышит Добрый день.

Если больше есть не в силах, скажем маме мы Спасибо.

Мальчик, вежливый и развитый, говорит встречаясь Здравствуйте.

Когда нас бранят за шалости, говорим Простите, пожалуйста.

И во Франции и в Дании, на прощанье говорим До свидания.

(дети по очереди читают, хором добавляют слова)


Задание 3. «Сердечко чувств».

- У вас на столе сердечки: красный– меня взволновало, я сопереживаю;

наклейте на большое сердце на доске.


-Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов. Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг к другу. (Слайд 12)

Стихотворение

Домашнее задание. Читать и пересказывать. (Мини – сочинение)

Возможно, в вашей жизни были случаи, когда вам помогло волшебное слово. Попробуйте себя дома в роли автора, и напишите об этой истории. Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!