СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Н. Пеньков"Любите и учите русский язык". Устный журнал

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы:помочь учащимся осознать важность изучения русского языка,показать его богатство и красоту, содействовать осознанию учениками важности русского языка в развитии личности , ее национальной самоидентичности, способствовать популяризации русского языка в Международный день родного языка.

Просмотр содержимого документа
«В.Н. Пеньков"Любите и учите русский язык". Устный журнал»

Устный журнал

«Любите и учите русский язык»


В.Н. Пеньков,

учитель русского языка и литературы

Макеевской общеобразовательной школы

І–ІІ ступеней № 13 (Донецкая обл.)

Цели:

  • помочь учащимся осознать важность изучения русского языка, показать его богатство и красоту;

  • содействовать осознанию учениками важности родного языка в развитии личности, её национальной самоидентификации;

  • воспитывать взаимоуважение к представителям разных культур, способствовать популяризации Международного дня родного языка.

Оборудование:

Плакаты.

Русский язык, насколько я могу судить о нём, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одарённый чудесной сжатостью, соединённый с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы.

Проспер Мериме (французский писатель)

Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей.

Максим Горький (прозаик, драматург)

Когда сидишь и пишешь на своём кабардинском языке, часто думаешь о том, как обогащает тебя, писателя, русский язык. Какое громадное счастье приносит тебе знание этого языка. Поистине этот язык велик и всеобъемлющ. Всё можно постичь, зная его.

Хачим Теунов (кабардинский писатель)

Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров.

Дмитрий Фурманов (писатель)

Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живёт.

А.С. Хомяков (поэт, художник, публицист, богослов, философ)

Великий русский язык – старейший, любимейший брат соловьиной речи моей бессмертной Украины.

В. Сосюра (украинский поэт)

Ход мероприятия

Ведущий: Прислушайтесь к слову, приглядитесь к нему, проникните в его тайну, – говорим мы вам и вспоминаем слова поэта Вл. Луговского: «Отнеситесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безразличных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».

Русский язык

Мой светодарный, мой заревой!

Живительный и живоносный!

Весь – самоцветы на тропинках росных,

То нежно-царственный, то жарко-огневой!

В колодце времени ты – чистая вода,

Что черпать ковшиком из бересты – услада!

Жар-птицею есенинского сада!

Ты – не улов, а сети – невода,

В которых – мы, весь летописный код,

Стожаров жар, и ладушки-опушки,

И звонницы, и тройки, песни, Пушкин!

Раскаянье и смуты горький мёд…

Мой светоносный, вещий, болевой,

На росстанях судьбинских ты – спасенье.

И Православие! И вера! Воскресенье!

Врачующий и заповедный – мой!

Во времени, что стиснуло виски, –

То тракт великий, а то мостик узкий.

Язык, мне Богом данный, вышло –

р у с с к и й!

Под дланью Неба – чудо-колоски –

Слов, что не станут полем битв.

Язык души! И жизни! И молитв!

Мой повивальный – от рожденья.

Л.С. Белозерова, г. Мариуполь

Представляем вам устный журнал «Любите и учите русский язык». Он состоит из 5 страниц:

  1. «Как красив и благозвучен русский язык».

  2. «Свободным и чистым тебя пронесём».

  3. «Забыв родной язык – я онемею,

Утратив русский – стану я глухой!».

  1. «И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово».

  1. «Я русский бы выучил…».

Ведущий: Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передаёт их другим. И это происходит благодаря языку. Лев Успенский в своей замечательной книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающий во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника издавна именуется одним и тем же словом – язык» (Л. Успенский. Слово о словах. Л., 1962, с. 35).

Мы говорим о языке вообще. А что такое русский язык? Ответить на этот вопрос поможет нам стихотворение балкарского поэта М. Гетуева «Русский язык» и первая страница нашего журнала «Как красив и благозвучен русский язык!».

Чтец:

Спросят меня: Что похоже на море?

– Русский язык, – не замедлю с ответом.

– Он, словно море, согреет землю.

Свежесть подарит засушливым летом.

Воды его, разливаясь без края,

Блещут немеркнущим солнечным светом.

К людям хорошим в дальние страны

Катятся волны с горячим приветом.

Русский язык – безграничное море!..

В глуби морской я дождался улова:

Выловил ключ, открывающий радость, –

Этим ключом было русское слово…

…В сад прихожу под зелёные своды:

Как здесь отрадно, красиво и ново;

Если ж в саду и садовник отменный,

Кажется – в мире нет счастья иного!

Также и в класс мой пришёл я когда-то –

Он был подобен зелёному своду:

Русская женщина с доброй душою

Не уступала ни в чём садоводу…

Русское слово я пил неотрывно,

Как родниковую звонкую воду;

Сколько бы влаги живой ни вбирал я,

Жажда сильнее была год от году.

Русский язык! В нём, как в море бездонном,

Черпаю силы для смелых решений;

Он вдохновляет на труд беззаветный

Ради грядущих прекрасных свершений.

Ведущий: Открываем первую страницу журнала «Как красив и благозвучен русский язык!».

Учащиеся читают высказывания о русском языке.

  1. А.И. Куприн: Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен.

  2. В.Г. Белинский: Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий… В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует от десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов…

  3. Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

  4. Н.А. Добролюбов: Наш русский язык более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.

  5. К.Д. Ушинский: Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающий цвет всей его духовной жизни…

  6. А.И. Герцен: Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой всё выражается на нём – отвлечённые мысли, внутренние, лирические чувствования, «жизни мышья беготня», крик негодования, искрящаяся жалость и потрясающая страсть.

  7. Н.М. Карамзин: Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чужого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!

  8. Л.Н. Толстой: … настоящий, сильный, где нужно – нежный, трогательный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой язык народа.

  9. А.Н. Толстой: Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

  10. И.С. Тургенев: Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

  11. К.Г. Паустовский: С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

  12. И.С. Тургенев: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!

Чтец:

Любопытно, забавно и точно:

Стих, почти непохожий на стих.

Бормотанье сверчка и ребёнка

В совершенстве писатель постиг.

И в бессмыслице скомканной речи

Изощрённость известная есть

Но возможно ль мечты человечьи

В жертву этим забавам принесть?

И возможно ли русское слово

Превратить в щебетанье щегла,

Чтобы смысла живая основа

Сквозь него прозвучать не могла?

Нет! Поэзия ставит преграды

Нашим выдумкам, ибо она

Не для тех, кто, играя в шарады,

Надевает колпак колдуна.

Тот, кто жизнью живёт настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верит в животворящий,

Полный разума русский язык.

Н. Заболоцкий

Ведущий: Закрывая первую страницу журнала, испытываешь необыкновенное волнение: неужели поэтическое, образное, богатое в своём разнообразии оттенков слово, а с ним и весь русский язык, потускнеет и станет объектом пристального изучения только для специалистов?! Почему становится всё меньше настоящих ценителей образной речи, не пугают уже привычные штампы, не режет слух неправильно подобранное словосочетание, не считается зазорным неумение говорить грамотно, логически образно. Давайте попробуем не поспорить с В.Г. Белинским, а убедим себя в том, что нет границ познанию языка, и стремиться к совершенству овладения им должен каждый, кому дорога духовная связь поколений, передаваемая через Слово.

Чтец:

Наш язык

К нам пришёл он по наследью,

Для нас дороже он всего,

Мы заменять чужого медью

Не смеем золото его.

Как стража драгоценной чаши,

Должны мы дар веков стеречь

И новым блеском жизни нашей

Обогатить родную речь.

С. Сергеев-Ценский

Чтец:

Родная речь

Мы рождены родною речью.

Она других не безупречней,

а лишь яснее и родней.

И суть земную человечью

мы постигаем с ней и в ней.

В раю, в чистилище, в застенке

до гроба, до расстрельной стенки

родная речь всегда жива!

И все души моей оттенки –

её словечки и слова.

Когда пред ней себя склоняю

и слёзы чистые роняю,

от этой красоты пьяна,

ликую, зная: речь родная,

хмельная, нами рождена!

Лепили, строили, строгали,

всем напряженьем окликали

и нарекали всем трудом.

В ней – наше ныне, наши дали,

Она – отечество и дом.

И вот живём на белом свете

мы, как родители и дети,

и неизменно день за днём,

за каждый вздох и слог в ответе,

мы с ней друг друга создаём.

Какая сладкая работа!

Как у врача, как у пилота,

как взмах крыла, как тяжесть с плеч!

От лет житейского болота

спасает нас родная речь.

С ней, будто к брату, я кидаюсь –

будь он зулус или китаец –

к любому, кто, подобно мне,

владеет таинством из таинств

в своей единственной стране.

И мы дарить готовы сами

и буднями, и чудесами,

всю душу выплеснув до дна,

в ребячьей жажде сдать экзамен,

ту речь, что нами рождена!

Римма Казакова

Чтец:

Родной язык

Мой верный друг! Мой враг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Мои стихи – как дым алтарный!

Как вызов яростный – мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,

Мечту ты путами обвил.

Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков странных

И в потаённом смысле слов

Я обретал напев нежданных,

Овладевавших мной стихов!

Но часто, радостью измучен

Иль тихой упоён тоской,

Я тщетно ждал, чтоб был созвучен

С душой дрожащей – отзвук твой!

Ты ждёшь, подобен великану.

Я пред тобой склонен лицом.

И всё ж бороться не устану

Я, как Израиль с божеством!

Нет грани моему упорству.

Ты – в вечности, я – в кратких днях,

Но всё ж, как магу, мне покорствуй,

Иль обрати безумца в прах!

Твои богатства, по наследству,

Я, дерзкий, требую себе.

Призыв бросаю, – ты ответствуй,

Иду, – ты будь готов к борьбе!

Но, побеждён иль победитель,

Равно паду я пред тобой:

Ты – мститель мой, ты – мой спаситель,

Твой мир – навек моя обитель,

Твой голос – небо надо мной!

Валерий Брюсов

Учитель: Существуют разные мнения людей о том, что же такое родной язык.

В журнале «Русский язык, литература, культура в школе и вузе» № 1 за 2013 г. в статье «Родной язык как миф и реальность» доктор филологических наук, профессор В.И. Теркулов предлагает такое определение родного языка: «…родной язык для человека – это тот, который он сам считает таковым».

Ведущий: Открываем вторую страницу устного журнала, которая называется «Свободным и чистым тебя пронесём».

На земном шаре существует около 6 тысяч языков, половина из которых на грани исчезновения. Причина – поглощение наименее употребляемых языков наиболее распространёнными.

Генеральная конференция ЮНЕСКО в ноябре 1999 года провозгласила Международный день родного языка, который впервые отмечался 21 февраля 2000 года. В этот день в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась презентация Атласа языков мира, которым угрожает исчезновение. Атлас состоит из 14 цветных карт и 24 страниц комментариев. Он даёт возможность увидеть горячие точки планеты, где языковое разнообразие находится под угрозой. Среди последних отдельными главами комментариев выделены Сибирь и Кавказ. По мнению специалистов, родной язык находится под угрозой исчезновения, если в том или ином обществе его перестают изучать более 30 процентов детей.

В атласе отмечается, что в Европе под угрозой исчезновения находится около 50 языков. Некоторые из них, например, лапландские, на которых говорят в скандинавских странах и на севере России, считаются мёртвыми.

В главе «Сибирь» сообщается, что большинству местных языков западной и южной Сибири грозит исчезновение. Речь, в частности, идёт о финно-угорских (языки ханты, манси, коми, мари и др.), самоедском (ненцы), тюрских (якуты, тувинцы, хакасы, алтайцы и др.) и тунгусско-манчьжурском (нанайский, негидальский, оронский, удэгейский, ульчский, эвенский, эвенкийский). На Кавказе, в частности в Дагестане и Грузии, под угрозой исчезновения находятся местные языки.

Чтец:

О язык родной, певучий!

О язык родной, певучий! О родительская речь!

Что ещё на в свете знал я, что сумел я уберечь?

Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,

Подрастая, сказки бабушки я начал понимать.

О язык мой! Мы навечно неразлучные друзья,

С детства стала мне понятна радость и печаль твоя.

О язык мой! Как сердечно я молился в первый раз:

Помоги, – шептал, – помилуй мать с отцом.

Помилуй нас.

Г. Тукая

Ведущий: Признание и уважение всех языков является ключом к сохранению мира. Каждый язык самобытен. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от матери. Он формирует наше сознание, пропитывает заложенной в нём культурой.

Чтец:

Родной язык. Он впитан с молоком.

Звучит как музыка, нам сердце услаждая.

В Международный день родного языка

На языке родном тебе мы пожелаем:

Люби язык, храни на день и на века!

Не забывай мелодию родного языка.

Чтец:

Сегодня все наречия планеты

Идут единой поступью под марш,

Неся в себе культуру милой речи

И уникальность среди равных масс.

Родной язык – богатое наследство,

Пришедшие из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Ты создаёшь из букв стихотворенья,

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь.

Ведущий: В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.

Ведущий: Владение своим языком – неоценимое богатство, нужно только разумно распоряжаться им. Ведь родное слово даёт нам возможность общаться, понимать друг друга, развивать лучшие человеческие качества.

Чтец:

Родной язык

Благодарю я прежние эпохи,

Учёных, и поэтов, и народ

За тот язык, что мне вы подарили

И сохранили в самый страшный год!

Благодарю я мать, что мне читала

И, раскрывая каждой сказки смысл,

Она ошибки детства исправляла

И пробуждала к жизни мою мысль.

Благодарю я Куприна, Толстого,

Тургенева и Чехова всегда,

Что мой родной язык обогащали

И поддержали в трудный час меня.

Лина Павлова

Ведущий: Открывается новая страница устного журнала:

Забыв родной язык – я онемею,

Утратив русский – стану я глухой!

Т. Зумакулова

Учитель: Если заглянуть в толковый словарь С. Ожегова, то можно встретить 5 значений слова язык. Язык – это средство творческого выражения (говорят, например, о языке какого-то писателя), это система знаков и другое. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

Есть языки «зональные», на которых говорят люди из разных соседних стран, – арабский, суахили.

Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие.

А большинство языков не имеют никакой официальной «должности» – на них просто говорят… на одном – 10 человек, на другом – 100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10000…

«Плохих» и «хороших» языков не бывает, как не бывает «плохих» и «хороших» народов. Любой язык – это орудие, но не только орудие – он и зеркало. Зеркало жизни и труда народа, зеркало его общественного развития. И в то же время зеркало связей этого народа с другими народами.

Во всех цивилизованных странах большое внимание уделяется языкам – их сохранению, развитию, обогащению. Например, во Франции издаются законы о защите языка от проникновения иноязычных слов, жители стараются сохранить чистоту языка. Ежегодно в мире проводится множество специальных мероприятий, посвящённых многоязычию и сохранению языкового разнообразия на планете.

В связи с этим вопросы статусного полиязычия в современном мире и соответствие государственной языковой политики Украины международной практике можно отнести к категории актуальных. Хотя важность языковых вопросов не ограничивается временными рамками, о чём свидетельствует, например, постоянно действующий Мониторинговый комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы и Комитет экспертов по вопросам исполнения Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств.

Законодательный статус языков обычно определяется либо в конституциях государств, либо в специальных законах о языках. Следует отметить, что в современных конституциях разных стран используется несколько терминов для определения статуса языка – «государственный язык», «национальный язык», «официальный язык» и другие.

Ведущий: Если рассматривать географию статусного полиязычия, можно отметить, что наибольшее распространение данная практика государственной языковой политики получила в странах Океании, где подавляющее большинство государств (71% от всех государств данного региона) закрепили полиязычие на законодательном уровне. В Европе и Африке почти в каждой стране полиязычие тоже закреплено на законодательном уровне.

В некоторых странах статус официального языка общегосударственного значения дополняется региональными языками. Типологизируя такую практику статусного полиязычия, можно выделить следующие группы стран:

  1. Государства, использующие формулу «один + один», то есть один язык общегосударственного значения + один региональный язык. В эту группу входят 8 стран: Ирак, Нидерланды, Перу, Румыния, Словакия, Узбекистан, Хорватия, Черногория.

  2. Государства, использующие формулу «один + два», то есть один язык общегосударственного значения и два региональных. В этой группе сегодня насчитывается 5 стран: Великобритания, Грузия, Дания, Китай, Словения.

  3. Государства, использующие формулу «один + более двух региональных языков». К данной группе относятся Италия, Испания и США, где по 3 языка имеют региональный статус, а также Сербия с 5-ю региональными языками и Российская Федерация, где 26 языков имеют региональный статус.

  4. Государства, использующие формулу «два +», то есть два языка общегосударственного значения плюс региональные (от одного и более). В этой группе 3 страны. Это Норвегия и Финляндия («2 + 1») и Индия («2 + 22»).

Ведущий: В целом же сегодня в мире используется около 5 тысяч языков, но «только 200 из них имеют миллион и более носителей, и лишь 8 из них правомерно причислять к категории мировых». Это 6 рабочих языков ООН (английский, китайский, испанский, русский, арабский и французский), а также немецкий и португальский. «Действительно международным является английский язык. Примерно 350 млн. человек говорят по-английски дома и около 1,8 млрд. человек живут в странах, где этот язык считается государственным, – аргументируют перечень мировых языков группа американских политологов. – К международным относятся также испанский (свыше 300 млн. человек используют его в домашнем общении), арабский (200 млн. человек), русский (165 млн. человек), португальский (165 млн. человек), французский (100 млн. человек) и немецкий (100 млн. человек). Больше всего людей говорят на китайском языке (хотя и с различными вариациями) – 1,2 млрд. пользователей»

Из мировых языков наибольшее распространение в качестве официального языка имеет английский. Он обладает официальным статусом в 55 странах, французский – в 30, арабский – в 24, испанский – в 20, португальский – в 7, немецкий – в 6, русский – в 4.

На сцену выходят учащиеся и читают высказывания русских и зарубежных писателей, культурных деятелей о родном языке.

1-й ученик: Народ выражает себя всего полнее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может (И. И. Срезневский).

2-й ученик: Язык народа – это феномен высшего порядка: каждый язык – достояние общечеловеческого гения. Мы не вправе пренебрегать ни одним языком, какому бы народу он ни принадлежал, на какой ступени развития ни находился (Ч. Айтматов).

3-й ученик: …Недаром многострадальные народы, перенося самые страшные удары судьбы, не могут лишь перенести погибели родного слова… (Н.А. Котляревский).

4-й ученик: Язык есть исповедь народа; в нем слышится его природа, его душа и быт родной (П.А. Вяземский).

5-й ученик: Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающий цвет всей его духовной жизни (К.Д. Ушинский).

6-й ученик: Жизнь языка открыта всем, каждый говорит, участвует в движении языка, и каждое сказанное слово оставляет на нем свежую борозду (О.Э. Мандельштам).

1-й ученик: Язык есть полнейшее творчество, какое только возможно человеку. И только потому имеет для него значение (А.А. Потебня).

2-й ученик: Язык – это орудие мышления Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А.Н. Толстой).

3-й ученик: Как ни говори, родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело… (Л.Н. Толстой).

4-й ученик: Язык – часть культуры, её продукт и её основание (К. Леви-Стросс).

5-й ученик: Выходит так, как будто чем богаче язык, тем выше культура. А по-моему, наоборот: чем выше культура, тем богаче язык. Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка (А.П. Чехов).

1-й ученик: Очищать и вместе обогащать родной язык – дело выдающихся умов. Очищение без обогащения – занятие для бездарных (И.В. Гёте).

2-й ученик: Кто не знает иностранных языков, тот не имеет понятия о своём собственном (И.В. Гёте).

3-й ученик: Лишь усвоив в возможном совершенстве в первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде (Ф.М. Достоевский).

4-й ученик: Мы лишь тогда ощущаем прелесть родной речи, когда слышим её под чужими небесами (Дж. Б. Шоу).

5-й ученик: Язык – самое существо литературы, мир, где она живёт (Р. Барт).

Чтец:

Два языка

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нём впервые я сказала «мама»,

На нём клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нём.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нём ветра в предгорьях наших свищут,

На нём впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зелёною весной…

Но, как родной, люблю я русский,


Он нужен мне, как небо, каждый миг,

На нём живые, трепетные чувства открылись мне,

И мир открылся в них.

Я поняла на русском слове «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране.

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне…

Текут две речки в сердце, не мелея.

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык – я онемею.

Утратив русский – стану я глухой!

Т. Зумакулова

Ведущий: Сегодня русский язык является родным для 170 млн. человек. На нём говорят более 160 народов и национальностей России. Родным он также является для 30 млн. человек, проживающих вне России. В мире 180 млн. человек изучают русский язык, что свидетельствует о его непреходящей значимости для мировой цивилизации.

Чтец:

Ода русскому языку

Среди тревог, житейской суеты,

Средь будней – то весёлых, то суровых –

Есть остров тихий, пристань… Это ты,

Родной язык, моё живое Слово.

Как песня матери, отцовская рука,

Как обручальное кольцо, как голос

Любимых дочерей, надежда и крепка

Родная Речь, святое Слово, Логос.

Воспеть тебя! За то, что в дни скорбей

Опорой был в сомненьях и печали…

Гордиться правдой и свободою твоей…

Но это, кажется, уже сказали.

Дивиться драгоценности твоей

И с жемчугом слова ронять, возможно…

Но прежде Гоголя сказать – поди успей,

Да и сказать получше тоже сложно.

Сравнить по живости с французским языком,

А по богатству – с греческим! Сумею

Сказать, что был бы с русским Карл знаком…

Но после Ломоносова – не смею.

В восторге пред поэзией твоей

Назвать тебя волшебным, ярким, броским!

Сказать, что нет богаче и мощней…

Но как в эпитетах тягаться с Паустовским?!

Нет, корифеев мне не перепеть!

Самонадеянностью было и пытаться…

Для слабых сил моих – хотя б суметь

В любви и благодарности признаться.

Спасибо, что от родины вдали

Храню в твоих – до боли русских – звуках

И шум берёз родной – владимирской – земли,

И Покрова воздушность на Нерли,

И шелест гатчинских столетних буков,

И сумрак древних вяткинских болот,

И клюквы вкус, и бурой выпи крик…

От папиных корней, от маминих ворот

Меня твой свет немеркнущий ведёт,

Мой русский, мой родной, святой язык!

Всем серцем я тебя благодарю:

Не бросишь, не изменишь, не предашь.

И дочерям я свет твой подарю,

И, в класс входя, я повторю: «Люблю

Родной язык, великий, русский, наш!»

Н.В. Шаннани

Чтец:

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

Анна Ахматова

Ведущий: Открывается следующая страница журнала «И мы сохраним тебя, русская речь, / Великое русское слово».

Чтец:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, –

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Ф.И. Тютчев

Чтец:

Слово

Молчат гробницы, мумии и кости, –

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

И.А. Бунин

Учитель: Доктор филологических наук, профессор кафедры общего и русского языкознания и теории и истории литературы Славянского государственного педагогического университета В.А. Глущенко писал: «Русский язык – это моё главное богатство. Я в нём живу. Я живу в нём, а он во мне. Я думаю на нём, я вижу мир его глазами. Я люблю его … потому, что он «великий, могучий, правдивый и свободный». Он очень красивый и ёмкий. В нём спрессована многовековая история русского народа. В него впечаталась мудрость русских пословиц и поговорок, чарующая афористичность фразеологизмов… В нём живет гармоничность Пушкина, мятежность Лермонтова, скорбь Некрасова, философичность Тютчева, музыкальность Фета…

Но, будь я иностранцем, я бы русский все-таки выучил! Впрочем, я и сей час его учу. Я учу его каждодневно, ежечасно. Учу всю жизнь. И понимаю, что до конца никогда не постигну его глубин. Только глупец может утверждать, что он в совершенстве владеет тем или иным языком! Но приближаться к идеалу можно и нужно. Я учу русскому языку других и учусь ему сам. И это – моё главное счастье».

Ведущий: Открывается последняя страница журнала «Я русский бы выучил…».

Чтец:

Велик и прекрасен ты, русский язык!

К нему, как и все, я с детства привык.

И где бы ты ни был, в чужой стороне,

Услышать его будешь счастлив вдвойне.

Все братья-славяне нас могут понять,

На нём говорили крестьяне и знать.

Мы чувства и мысли свои выражаем

с помощью слова других понимаем!

Ведущий: Уже давно известно: слово обладает огромной силой, многие тысячи лет человечество убеждалось, что слово может обладать как созидательной, так и разрушительной силой, а недавно учёные из Новосибирска доказали это на довольно простом опыте. Были посажены три одинаковых растения. Выращивали их в равных условиях: одинаковые почва, влажность и температура. Вот только общались с ними по-разному. Первому говорили лишь приятные вещи, второму грубили, с третьим общались без проявлений эмоций. В результате, первое растение стало самым большим и сильным, второе погибло, третье оказалось средним по размерам. Так если даже на растения влияет человеческое слово, то почему мы часто не задумываемся о том, как оно влияет на человека. Ведь обидное слово, каждый знает, может сделать человека глубоко несчастным. Равнодушное слово вызовет желание делать что-либо спустя рукава, тяп-ляп. Одобрительное слово подвигнет человека совершать добрые дела, а ласковое слово принесёт душе умиротворение, тихую радость и минуты счастья. И, возможно, кому-то захочется от этого горы свернуть, и в мире станет больше добра. Давайте же станем говорить друг другу больше добрых и ласковых слов, не стесняться произносить их родным, близким, знакомым да и незнакомым людям не только по праздникам, но и при случайной встрече.

Ученик исполняет песню на слова Б. Окуджавы «Пожелание друзьям»:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

ведь это всё любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно,

то вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не нужно придавать значения злословлю,

поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всём друг другу потакая,

Тем более, что жизнь короткая такая.

Чтец:

Овладей русской речью


Ты родной владеешь речью,

бойко говоришь,

русский же язык неважно

знаешь, мой малыш!

слушай потому поэта,

будь прилежен впредь.

Чтоб могучей русской речью

Хорошо владеть.

Эта речь полна величья,

Гордой простоты,

В ней прекрасных слов богатство,

Сила красоты.

Скажем, к странам зарубежным

держишь морем путь,

Перед спутниками хочешь

знаньями блеснуть –

В разговорах или спорах

С другом иль с врагом

Ты воспользуешься смело

русским языком!

Потому ты, школьник резвый,

будь прилежней впредь!

Ты обязан русской речью

хорошо владеть.

И. Гришашвили (грузинский поэт)

Ведущий: Путь к постижению таинства русского языка у каждого свой. И очень важно на этом пути сохранить для себя то чувство духовной силы, которое даёт нам общение с великими русскими классиками Они входят в нашу душу и остаются с нами навсегда.

Чтец:

Русский язык создавался веками,

На нем говорили не только мы с вами.

Он обновлялся и стал современнее –

Но засоряют его поколения.

Самый великий язык и могучий,

Надо учить его больше и лучше.

Только тогда, после долгих стараний,

Волшебная дверь открывается знаний.

Выходят участники. Скандируют с залом стихотворение «Выучи русский язык»

– Если ты хочешь судьбу переспорить,

– Если ты ищешь отрады цветник,

– Если нуждаешься в твёрдой опоре,

– Выучи русский язык!

– Он твой наставник – великий, могучий!

– Он переводчик, он проводник,

– Если штурмуешь познания кручи,

– Выучи русский язык!

– Русское слово живёт на страницах

Мир окрыляющих книг.

– Русское слово – свободы зарница.

– Выучи русский язык!

– Мир разобщённых безрадостно тесен,

– Спаянных мир необъятно велик.

– Сын мой! Работай, будь людям полезен,

– Выучи русский язык!

Учитель: Русский язык – это язык зрелого, самобытного народа, который прошёл в своём развитии большой и многотрудный путь. Константин Георгиевич Паустовский говорил: «Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость». Давайте будем беречь и любить русский язык!

Чтец:

Учите русский

О, русской речи ширь и краткость,

Мне близок строй её и мил, –

Моя опора, гордость, радость,

Окно в необозримый мир.

В ней нежность песни,

Мощь оружья,

Размах – и точность без затей…

Друзья мои, учите русский,

Учите русскому детей!

Служил он каждому, поведав

Итоги знанья и азы,

Язык учёных и поэтов,

Могучий, пламенный язык.

В пути ли вы,

В краю ли синем –

Все дали с ним недалеки.

Он проводник,

Он переводчик

На все земные языки.

Учите русский – годы кряду,

С душой, с усердием и с умом!

Вас ждёт великая награда

И та награда – в нём самом.

А. Наумов

Звучит фонограмма песни «Гляжу в озера синие». Муз. Л. Афанасьева, сл. И. Шаферана. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!