Внеклассное мероприятие по русскому языку — интеллектуальная игра "В мире словообразования"
Форма проведения: интеллектуальная игра по теме «Словообразование».
Цель: повторение и закрепление знаний обучающихся, полученных на уроках русского языка по теме «Словообразование».
Задачи:
1) формирование умений:
работать в жанре сказки;
работать в жанре гимна;
правильно писать слова с орфограммами:
Буквы о и а в корнях -гор- – -гар-; -зор- – -зар-; -лож- – -лаг-; -клон- – -клан-; -рос- – -раст-;
Буквы е и и в корнях -бер- – -бир-; -жем- – -жим-;
Буквы з и с на конце приставок;
Гласные в приставках пре- и при-;
Не с прилагательными;
Одна и две буквы н в прилагательных;
определять способ образования слова;
производить морфемный разбор;
производить словообразовательный разбор;
определять значение морфем;
находить авторские неологизмы в тексте;
2) развитие творческих способностей;
3) развитие мышления, памяти, коммуникативных навыков;
4) формирование чувства сплочённости;
5) формирование толерантности, умения искать и находить компромиссы;
6) формирование умения строить своё поведение с учётом позиции других людей, работать в команде;
7) формирование упорства в достижении поставленной цели.
Оформление: нарисованные учениками плакаты.
Оборудование:
раздаточный материал для конкурсов №2, №3, №4, №5, №8, №9, №10, №11, №12;
карточки для конкурса №7;
пять кармашков для конкурса № 9 «Не спутай кармашки» с названиями: «Приставочный способ», «Суффиксальный способ», «Приставочно-суффиксальный способ», «Бессуффиксный способ», «Сложение»;
таблички для игры с названиями команд, надписью «Жюри»;
листы и ручки;
ножницы.
Участники: 2 или 3 команды, ведущий, жюри.
Предварительная подготовка:
формируются команды, назначаются капитаны;
команды готовят домашнее задание – сочиняют сказку «В некотором царстве, в Словообразовательном государстве…» и «Гимн Словообразованию», рисуют плакаты.
Система начисления очков: в конкурсах №1, №13 начисляется 5 очков за выполнение задания; во всех остальных конкурсах очки начисляются за правильные ответы из расчёта: один правильный ответ – один балл.
Этапы игры:
Организационный момент. Вступительное слово ведущего.
Проведение конкурсов:
«Сказочный» (домашнее задание команд)
«Подскажи словечко»
«Придумай значение»
«Осенебри»
«-арь»
«Наборщик»
«Угадалка» (конкурс капитанов)
«Собери словечко»
«Не спутай кармашки»
«Семь раз примерь – один отрежь»
«Почтальоны»
«Четвёртое лишнее»
«Гимн Словообразованию» (домашнее задание команд)
Подведение итогов.
Награждение команд.
ХОД ИГРЫ
Ведущий: Ребята, на уроках русского языка мы познакомились с одним из разделов русского языка – словообразованием. Сегодня мы повторим изученное, а может быть, и узнаем новое в форме игры под названием «В мире Словообразования».
У нас три команды. (Представление команд)
Мы проведём 13 конкурсов и выявим победителя. А определить победителя поможет нам уважаемое жюри. (Представление жюри)
Конкурс № 1. «Сказочный»
(Домашнее задание команд)
Команды рассказывают или показывают инсценировки сочинённых дома сказок «В некотором царстве, в Словообразовательном государстве…»
Конкурс № 2. «Подскажи словечко»
Запишите последние (зарифмованные) слова двустиший. Обозначьте орфограммы «буквы о – а, е – и в корнях с чередованиями».
Задание данного упражнения –
Продолжить начатое … (Ответ: предложение)
Я встала рано, да зазря.
Как говорится, ни свет, ни …(Ответ: заря)
Мы выходим во двор, чтобы играть,
А на пляж – купаться и … (Ответ: загорать)
Летний день прекрасен. И опять
Мы в лес едем ягоды … (Ответ: собирать)
Здесь ягод немного. Лишь к утру,
Наверное, лукошко я … (Ответ: наберу)
Не надо, чтоб знать, быть гением:
Берёза – это дерево, а кактус – …(Ответ: растение)
Есть у глагола вид и спряжение,
У существительного – род и … (Ответ: склонение)
Ученик на вопрос ответа не знает
И лишь плечами … (Ответ: пожимает)
Выходя из квартиры, свет выключаю,
Дверь на замок … (Ответ: запираю)
Один чудак сказал: «Последователь – это охотник, идущий по следу». Как вы думаете, почему?
Конкурс № 3. «Придумай значение»
Придумайте для данных слов смешные толкования на основе «спрятанного» в них слова. Например, «не-лепица» – некачественный пластилин, который не лепится.
Наколенник, бородавка, парикмахер, придача, умозаключение, заносить, нагородить, отчаиваться, насупиться, управиться, прислониться, обескровленный, преподаватель, справочник.
Конкурс № 4. «Осенебри»
Прочитайте отрывок из стихотворения А. Вознесенского «Осенебри». Найдите новые слова, придуманные автором. Определите, как они образованы (каким способом). Объясните значение этих слов.
Стоял январь, не то февраль, какой-то
Чёртовый Зимарь.
Я помню только голосок,
Над красным ротиком – парок и песенку:
«Летят вдали красивые осенебри,
Но если наземь упадут, их человолки загрызут…»
Конкурс № 5. «-арь».
Прочитайте стихотворение-шутку В. Левина. Выпишите слова с суффиксом -арь. Не путайте их с теми словами, в которых -арь суффиксом не является, а входит в состав корня.
Один поэт, раскрыв словарь,
Стал рифмовать: вратарь, звонарь,
Аптекарь, рыцарь, секретарь,
А также слесарь, государь,
Библиотекарь, лодырь, пахарь,
И пекарь, виноградарь, знахарь.
Пожалуйста, поспорь с поэтом.
Найди, кто лишний в списке этом.
(Ответ: словарь, вратарь, звонарь, аптекарь, библиотекарь, пахарь, пекарь, виноградарь)
Конкурс № 6. «Наборщик»
Составьте из слова «словообразование» как можно больше слов. Используйте только те буквы, которые есть в данном слове.
Конкурс № 7. «Угадалка»
(Конкурс капитанов)
На доске спрятано слово. Капитан одной команды называет цифру от 1 до 6, на доске открывается часть слова. Капитан говорит, какая это морфема, вспоминает правило на орфограмму, имеющуюся в этой морфеме, приводит по 3 примера. Если капитан не может вспомнить правило, – помогает команда. Если и команда не знает – переход хода к капитану другой команды. Переходит ход к соперникам и в том случае, если команда не может привести примеры. Выигрывает тот, кто первым угадывает слово. В слове спрятан один переход хода.
(На доске)
не-пре-лож-(переход хода)-н-ый,
(переход хода)-раз-раст-а-ть-ся,
без-(переход хода)-ыскусств-енн-ый.
Конкурс № 8. «Собери словечко»
Команды за 3 минуты составляют из частей-морфем (на карточках) слова. Побеждает та команда, которая составит наибольшее количество слов, не допустив ошибок.
Конкурс № 9. «Не спутай кармашки»
На столе разложены карточки, содержащие по одному слову. На доске прикреплены кармашки с различными способами образования слов. Участники игры (по очереди от каждой команды) выходят к столу, берут карточку (одну), на которой написано слово, определяют способ, каким образованно данное слово от производящего, затем карточку кладут в соответствующий кармашек. За каждый правильный ответ команда получает балл.
Профком, престранный, привстать, парашютистка, сотрудник, сбербанк, слабоватый, ошейник, газетный.
Конкурс № 10. «Семь раз примерь – один отрежь».
Командам выдаются написанные на листочках слова и ножницы. Нужно разрезать слово на морфемы, проще говоря, сделать морфемный разбор.
Необходимость, дальневосточный, торговец, возвратиться, здравствовать, зарубежный.
Конкурс № 11. «Почтальоны»
Командам выдаются написанные на листочках слова, содержащие приставку пре- или при-, а также по два конверта – один с приставкой пре- , другой – с при-. Нужно определить, какая гласная пропущена в словах, и разложить слова по конвертам.
Пр..бить, пр..высокий, пр..сыщение, пр..украшивать, пр..брежный, пр..успеть, пр..встать, пр..мирение, пр..одоление, пр..кармливать, пр..града, пр..косновение.
Конкурс № 12. «Четвёртое лишнее»
На карточке слова записаны в четыре строки. В каждой строчке есть «лишнее» слово. Найти его, выписать, объяснить причину. Подсказка: надо обратить внимание на значение морфем.
Стульчик, паркетчик, ракетчик, наладчик.
Запеть, зашипеть, заучить, заговорить.
Преувеличить, преспокойный, презабавный, прервать.
Подводник, дворник, сборник, печник.
(Ответ: стульчик, заучить, прервать, сборник)
Конкурс № 13. «Гимн Словообразованию»
(Домашнее задание команд)
Команды исполняют написанные дома гимны.
Ведущий: На этой торжественной ноте мы завершаем наше увлекательное путешествие в мир Словообразования. Предоставляем слово жюри для подведения итогов.
(Слово жюри. Подведение итогов)